г. Москва |
|
16 января 2023 г. |
Дело N А40-176698/22 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Никифорова Г.М.,
рассмотрев апелляционную жалобу ГБУ г. Москвы "Жилищник ЗелАО" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.10.2022 г. по делу N А40-176698/22, принятого в порядке упрощённого производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по заявлению ГБУ г. Москвы "Жилищник ЗелАО" (ОГРН: 5137746243905, Дата присвоения ОГРН: 27.12.2013 г., ИНН: 7735598855) к ФАС России (125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11) о признании незаконным и отмене постановления ФАС России по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 4 статьи 7.32.4 КоАП РФ, от 27.05.2022 г. N 04/04/7.32.4-190/2022,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Жилищник Зеленоградского административного округа" (далее - ГБУ г. Москвы Жилищник ЗАО, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы (далее -административный орган, ФАС России) по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 4 статьи 7.32.4 КоАП РФ от 27.05.2022 г. N 04/04/7.32.4-190/2022.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.11.2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить Постановление ФАС России от 27.05.2022.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
07.12.2022 г. от ФАС России поступил отзыв на жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, 23.04.2021 года ГБУ "Жилищник ЗелАО" (Заявитель) - организатор торгов на официальных сайтах investmoscow.ru. torgi.gov.ru разместил информацию, о продаже имущества находящегося в оперативном управлении, расположенном по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, корп. 845, цокольный этаж, пом. II, площадью 29,5, м/м 5, (извещение N 230421/40531758/01). Дата приема заявок на участие в Торгах - 29.04.2021 в 10:00: дата подведения итогов торгов 31.05.2021 г.
28.05.2021 года ГБУ "Жилищник ЗелАО" (Заявитель) - организатор торгов на официальном сайте www.torgi.gov.ru разместил документацию о Торгах, согласно которому Организатором торгов изменены сроки окончания приема заявок на участие в Торгах, а так же время подведения итогов Торгов. Новые дата и время окончания приема (подачи) заявок на участие в Торгах 14.07.2021 в 10:00. дата подведения итогов Торгов - 16.07.2021. Перенос сроков был связан с тем. что в г. Москве произошел прецедент: было приобретено машино-место за копейки, и связи с недопущением дальнейшей распродажи государственного имущества (машино-мест) за экономически невыгодную тему собственником - Департамент городского имущества города Москвы было принято решение о переносе сроков по некоторым торгам, о чем нас не официально уведомили, поскольку Департамент городского имущества города Москвы стал готовить приказ о внесение изменений в лотовую документацию, касаемо торгов "без объявления цены", и впоследствии он был официально опубликован 17.06.2022 на их официальном сайте.
Торги проводятся в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 28.06.2016 N 371-ПП "Об утверждении Единых требований к проведению торгов по продаже имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве, торгов на право заключения договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве" (далее - Единые требования). Регламентом размещения процедур по продаже и аренде государственного или муниципального имущества с использованием электронной площадки "Приватизация имущества" АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Регламент), Документацией о проведении продажи имущества, находящегося в оперативном управлении Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник Зеленоградского административного округа" (ГБУ "Жилищник Зеленоградского административного округа"), без объявления цены в электронной форме (далее - Документация о Торгах).
В Федеральную антимонопольную службу России поступила жалоба от Маршанцева А.А. на нарушения процедур торгов и порядка заключения договоров. На основании данной жалобы ГБУ "Жилищник ЗелАО" (организатор торгов) по продаже имущества находящегося в оперативном управлении на торгах без объявления цены в электронном виде объекта расположенного по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, корп. 845, цокольный этаж, пом. II, площадью 29,5, м/м 5, (извещение N 230421/40531758/01), нарушил сроки, установленные действующим законодательством Российской Федерации.
ГБУ Жилищник ЗелАО" направил в ФАС России отзыв на жалобу по действию организатора торгов ГБУ "Жилищник ЗелАО". оператора электронной площадки - АО "ЕЭТП" при организации и проведении продажи имущества, находящегося в оперативном управлении ГБУ "Жилищник ЗелАО" без объявления цены (извещения N 230421/40531758/01), в котором указал, что:
29.04.2021 на порталах investmoscow.ru, torgi.gov.ru и на площадке roseltorg.ru опубликованы извещения о проведении торгов на право приобретения Помещения. В соответствии с разделом 5 Лотовой документации установлен следующий срок подачи заявок:
5.1. Начало приема заявок на участие в продаже - "29" апреля 2021 года в 00:00 (время МСК).
5.2. Окончание приема заявок на участие в продаже - "31" мая 2021 года в 10:00 (время МСК).
5.3. Подведение итогов продажи без объявления цены (не позднее 3-го рабочего дня со дня окончания приема заявок и предложений о цене имущества) - "02" июня 2021 года.
28.05.2021 ГБУ "Жилищник ЗелАО" по данной процедуре было принято решение о переносе сроков окончания приема заявок на участие в продаже до "14" июля 2021 года включительно.
За нарушение порядка внесения изменений в Извещение и документации о Торгах ГБУ "Жилищник ЗелАО" было привлечено ФАС России к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 7.32.4 КоАП.
30.05.2022 в ГБУ "Жилищник ЗелАО" поступило Постановление о наложении штрафа по делу N 04/04.7.32.4-190/2022 от 26.05.2022 об административном правонарушении о признании ГБУ "Жилищник ЗелАО" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 4 статьи 7.32.4. КоАП и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
08.06.2022 ГБУ "Жилищник ЗелАО" направил в ФАС России жалобу на постановление об административном правонарушении по делу N 04/04/7.32.4-190/2022, которая решением ФАС России от 06.07.22 оставлена без удовлетворения.
ГБУ "Жилищник ЗелАО" с постановлением об административном правонарушении N 04/04/7.32.4-190/2022 не согласен и считает его незаконным, в связи с чем 16.08.22 Заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Как следует из материалов административного дела N 04/04/7.32.4-190/2022, решением ФАС России от 20.07.2021 N 04/10/18.1-286/2021 (далее - Решение ФАС России), принятом в предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" порядке, признана обоснованной жалоба Маршанцева А.А. на действия (бездействие) Заявителя и оператора электронной площадки - АО "ЕЭТП" при организации и проведении торгов по продаже имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения, без объявления цены (далее - Торги).
ФАС России было установлено, что Заявителем 23.04.2022 было размещено извещение N 230421/40531758/01 (далее - Извещение) о проведении Торгов, определяющее условия их проведения, в частности дату и время окончания приема (подачи) заявок на участие в Торгах - 31.05.2021, и содержащие соответствующую документацию о Торгах. При этом Учреждением 28.05.2021 размещено сообщение о внесении изменений в Извещение и документацию о Торгах, согласно которому Заявителем изменены сроки окончания приема (подачи) заявок на участие в Торгах, а также время подведения итогов Торгов.
Решением ФАС России в действиях Учреждения установлено нарушение пунктов 5.9 и 6.4 Единых требований к проведению торгов по продаже имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве, торгов на право заключения договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28.06.2016 N 371-ПП (далее - Единые требования), а также пункта 12.2 раздела 12 документации о проведении продажи имущества, находящегося в оперативном управлении ГБУ "Жилищник ЗелАО", без объявления цены в электронной форме (далее - Документация о Торгах). Поскольку Торги были признаны несостоявшимися, обязательное для исполнения предписание антимонопольным органом не выдавалось.
Так, согласно пункту 12.2 раздела 12 документации о Торгах продавец вправе принять решение о внесении изменений в документацию не позднее, чем за 5 (пять) дней до даты окончания срока подачи заявок. При этом изменения, внесенные в документацию о проведении продажи, размещаются на официальных сайтах продажи в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за датой принятия решения о внесении указанных изменений. При внесении изменений срок подачи заявок продлевается таким образом, чтобы с даты размещения на официальных сайтах продажи внесенных изменений до даты окончания подачи заявок, он составлял не менее 15 (пятнадцати) дней.
В соответствии с пунктом 6.4 Единых требований внесение изменений в информационное сообщение (извещение) о проведении торгов и (или) документацию о торгах должно быть осуществлено не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в торгах.
Таким образом, действия Учреждения по внесению изменений в Извещение и документацию о Торгах в части продления срока окончания приема заявок на участие в Торгах и подведения итогов Торгов осуществлены им с нарушением сроков внесения изменений - менее чем за 5 дней до даты окончания срока приема заявок на участие в Торгах (28.05.2021), что является нарушением требований пункта 6.4 Единых требований и пункта 12.2 раздела 12 документации о Торгах.
За нарушение порядка внесения изменений в Извещение и документацию о Торгах Учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
В соответствии со статьёй 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьёй 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
В соответствии с частью 4 статьи 7.32.4 КоАП РФ за нарушение сроков размещения информации о проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса, установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьёй 7.32.4 КоАП РФ, являются отношения в области обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Субъектами правонарушения являются должностные лица и юридические лица, а также граждане (часть 9 статьи 7.32.4 КоАП РФ).
С субъективной стороны рассматриваемые деяния характеризуются виной в форме умысла или неосторожности.
Учитывая изложенное, действия заявителя содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет, следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению; обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат (пункт 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Объективные обстоятельства, указывающие на невозможность неисполнения установленных Едиными требованиями требований, при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении не установлены, соответствующие доказательства не представлены.
Факт совершения Заявителем административного правонарушения подтверждается вступившим в силу Решением ФАС России, протоколом от 25.04.2022 по делу N 04/04/7.32.4-190/2022 об административном правонарушении, а также другими материалами указанного дела об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела N 04/04/7.32.4-190/2022 об административном правонарушении и установленных обстоятельств, у Заявителя имелась возможность для соблюдения нарушенных норм действующего законодательства. Однако Учреждение не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Вина организации, привлекаемой к административной ответственности, в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, доказана и подтверждается материалами настоящего дела об административном правонарушении.
При рассмотрении дела N 04/04/7.32.4-190/2022 об административном правонарушении обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
Причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, также не установлено.
Учитывая характер правонарушения, факт пренебрежительного отношения Учреждения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Минимальный размер административного штрафа согласно санкции части 4 статьи 7.32.4 КоАП РФ, составляет 50 000 рублей. Следовательно, возможность применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ отсутствует.
Относительно довода Учреждения относительно вынесения в отношении него шестнадцати постановлений о наложении штрафов по делам N N 04/04/7.32.4- 170/2022; 04/04/7.32.4-184/2022; 04/04/7.32.4-185/2022; 04/04/7.32.4-186/2022; 04/04/7.32.4-189/2022; 04/04/7.32.4-192/2022; 04/04/7.32.4-195/2022; 04/04/7.32.4- 187/2022; 04/04/7.32.4-190/2022; 04/04/7.32.4-193/2022; 04/04/7.32.4-196/2022; 04/04/7.32.4-188/2022; 04/04/7.32.4-191/2022; 04/04/7.32.4-194/2022; 04/04/7.32.4- 197/2022; 04/04/7.32.4-198/2022 об административных правонарушениях и возможности применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ судом первой инстанции обоснованно учтено, что действия Заявителя, выразившиеся в нарушении сроков размещения информации и нарушении процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, осуществлены в отношении различных объектов торгов и не были выявлены ФАС России при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия - антимонопольным органом.
В каждом случае приняты и рассмотрены самостоятельные жалобы на нарушение сроков размещения информации и нарушение процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов различных участников торгов на различные конкурсные процедуры, проводимые Заявителем.
Указанное исключает возможность применения норм части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, введенных в действие Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее -Закон N 70- ФЗ).
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Заявителя к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных статьёй 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Заявителем правонарушения, как малозначительного с учетом положений п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10, не усматривается.
В соответствии со статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения. Копия постановления ФАС России 30.05.2022 направлена Заявителю по юридическому адресу заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор 80101972220741) и была получена им 02.06.2022, что подтверждается информацией, размещенной на официальном сайте АО "Почта России" в разделе "Отслеживание почтовых отправлений".
Следовательно, срок для обращения в суд с настоящим заявлением истек 20.06.2022.
Более того, в тексте поданного в суд заявления Учреждение указывает, что Постановление ФАС России поступило в его адрес по электронной почте 30.05.2022.
Вместе с тем заявление о признании незаконным и отмене Постановления ФАС России направлено в Арбитражный суд города Москвы лишь 16.08.2022.
Пропуск срока, предусмотренного частью 2 статьи 208 АПК РФ, и отсутствие уважительных причин для его восстановления являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности, что не предполагает исследование и рассмотрение фактических обстоятельств и материально-правовых оснований заявленного требования.
Учитывая изложенное, судом правильно сделан вывод о том, что Учреждением пропущен срок на обжалование Постановления ФАС России, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности.
В силу статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
В соответствии со статьёй 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
С учетом изложенного апелляционный суд полагает, что при таких обстоятельствах постановление является актом, принятым с соблюдением норм действующего законодательства Российской Федерации, в соответствии с задачами, функциями и полномочиями антимонопольного органа и потому не подлежит признанию незаконным в судебном порядке на основании части 2 статьи 211 АПК РФ, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь главой 29, статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статей 269, 271, 272.1 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы 14.11.2021 по делу N А40-176698/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-176698/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК ЗЕЛЕНОГРАДСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА