г. Томск |
|
16 января 2023 г. |
Дело N А67- 2775/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Подцепиловой М.Ю., |
судей: |
Марченко Н.В. |
|
Сухотиной В.М. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шаркези А.А, с применением средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бейлина Юрия Евгеньевича (N 07АП-11693/2022) на решение от 07 ноября 2022 года Арбитражного суда Томской области по делу N А67- 2775/2022 (судья С.З. Идрисова)
по исковому заявлению УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" (634050, Томская область, г.Томск, пр.Комсомольский, д.66, ОГРН 1027000880323, ИНН 7017001968) к индивидуальному предпринимателю Бейлину Юрию Евгеньевичу (634505, Томская область, Томский район, п.Заречный, ИНН 701740068876, ОГРНИП 318703100102488) о взыскании 160 266,27 руб.,
В судебном заседании участвуют представители:
от истца: Чижова О.Ю., доверенность 1 от 09.01.2023 (по 31.12.2023), паспорт, диплом;
от ответчика: Поляков А.В., доверенность от 15.06.2022 (на 20 лет), паспорт, диплом.
УСТАНОВИЛ:
УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" (далее - региональный оператор) обратилось в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Бейлину Юрию Евгеньевичу (далее - предприниматель) о взыскании задолженности в сумме 160 266,27 руб., в том числе 130 117,65 руб. задолженности по договору N ТКО-00035225 от 17.11.2020 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с июля 2019 года по октябрь 2021 года и 30 148,62 руб. неустойки за период с 11.05.2021 по 31.03.2022.
Требование истца мотивировано ненадлежащим исполнением договорных обязательств по оплате услуг.
Решением от 07 ноября 2022 года Арбитражного суда Томской области исковые требования удовлетвоерны в полном объеме,
Не согласившись вынесенным судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение изменить в части взыскания с индивидуального предпринимателя Бейлина Юрия Евгеньевича в пользу УМП "Спецавтохозяйство" суммы в размере: 82 603,79 руб., в том числе:
71 096,39 руб., сумма основного долга за период июль 2019 г. по октябрь 2021 г., 9 507,40 руб., неустойка за период с 11.12.2020 по 23.05.2022 г., 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В обоснование к отмене судебного акта апеллянт указывает на то, что сам по себе факт, что истец является региональным оператором, и факт заключения между истцом и ответчиком договора на вывоз ТКО не является основанием для того, чтобы ответчик оплачивал услуги истца, которые в свою очередь фактически оказаны не были.
Кроме того, апеллянт ссылается на то, что в связи с жалобами, поступавшими от граждан, проживающих на территории Малиновского СП в администрацию Малиновского сельского поселения, тем самым, полагает, что услуги региональным оператором оказывались некачественно, а также доказано неосуществление деятельности субъектом гражданского оборота, то есть опровергнута презумпции продуцирования ТКО.
Податель жалобы указывает на то, что предоставленные истцом в качестве доказательства путевые листы являются сфальсифицированными документами, не подтверждающие факт надлежащего и своевременного оказания услуг ответчику в соответствии договором на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-00035225 от 17.11.2020.
А также апеллянтом был представлен в материалы дела контррасчет, исходя из, которого сумма основного долга за фактически оказанные услуги региональным оператором составляют 71 096,96 руб.
Кроме того, податель жалобы, полагает, что начисленная неустойка истцом имеет компенсационный характер и служит средством, обеспечивающим исполнение обязательств, а не средством обогащения кредитора за счет должника, а также в материалах дела отсутствуют доказательства каких-либо существенных негативных последствий для истца в связи с просрочкой исполнения обязательства ответчиком с учетом изложенного полагает о необходимости уменьшения суммы неустойки с 19 014,81 руб. до 9 507 рублей 40 копеек.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, не представлен.
В суде апелляционной инстанции представители сторон настаивали на своих правовых позициях.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" присвоен статус регионального оператора в области обращения с отходами на территории 7 зоны деятельности, между департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области и УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории 7 зоны деятельности регионального оператора от 11.12.2018.
Как следует из сведений из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее по тексту - ЕГРИП) Бейлин Юрий Евгеньевич в спорный период и по настоящее время имеет статус индивидуального предпринимателя, основным видом его деятельности является торговля розничным хлебом и хлебобулочными изделиями и кондитерскими изделиями в специализированных магазинах (л.д. 12).
Согласно пояснениям истца, изложенным в иске (л.д. 3, 4), извещение о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликовано в газете "Выходной" от 08.06.2019 N 19, а также размещено на официальном сайте УМП "Спецавтохозяйство г. Томска", в котором содержалась информация о том, что все действующие ранее договоры на обращение с ТКО прекращают свое действие 01.07.2019, дата начала деятельности регионального оператора - 02.07.2019.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В материалах дела имеется договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-00035225 от 17.11.2020, согласно которому истец обязуется принимать ТКО в объеме и месте, определенных в договоре, обеспечивать их обработку, транспортирование, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (л.д. 13-14).
Представленный в материалы дела договор N ТКО-00035225 от 17.11.2020 направлен ответчику почтовой связью 15.02.2021 и получен ответчиком 18.02.2021 (документ о получении приложен к пояснениям истца от 11.04.2022), что не оспаривается сторонами.
В п.4 договора указано, что дата начала оказания услуг с 02.07.2019. В приложении N 1 к договору указан способ учета объема ТКО: согласно нормативу накопления ТКО.
Также к договору приложено заявление, в котором ответчик обязуется ежемесячно самостоятельно получать счет и акт оказанных услуг.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8.17 Постановления N 1156).
Объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению в приложении к настоящему заключенному договору (пункт 2).
Исходя из условий пунктов 15-15.3 договора, стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом:
а) расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
б) количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, при наличии одного из следующих условий:
- в случае, если для вида деятельности объекта потребителя не предусмотрен соответствующий норматив накопления твердых коммунальных отходов;
- в случае использования потребителем места накопления твердых коммунальных отходов, оборудованным контейнерами для раздельного складирования отходов;
- в случае, если устройство используемого потребителем места накопления твердых коммунальных отходов исключает использование места накопления твердых коммунальных отходов посторонними лицами, кроме самого потребителя.
В случае осуществления коммерческого учета расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, транспортирование твердых коммунальных отходов может осуществляться на основании письменных заявок на транспортирование твердых коммунальных отходов.
Применение в отношении сторон учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов учета расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, осуществляется на основании письменного заявления потребителя, которое подается не менее чем за 10 дней до начала учетного периода.
Окончательное решение о выборе способа коммерческого учета региональный оператор оставляет за собой. При наличии оснований, предусмотренных пунктом 15 договора, региональный оператор вправе принять решение о способе коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов учета расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов без подачи заявления потребителем, уведомив потребителя до начала учетного периода.
Пунктом 5 Договора установлено, что под расчетным периодом понимается один календарный месяц.
Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: 220,82 руб. за м3.
В случае изменения единого тарифа на услугу регионального оператора в установленном законом порядке цена на услугу регионального оператора по договору изменяется и принимается равной вновь установленному единому тарифу с даты введения в действие нового единого тарифа без заключения сторонами дополнительного соглашения об изменении цены на услугу регионального оператора.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 6 договора).
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 22 договора). Договор заключается на срок до 31.12.2028.
Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях (пункты 26, 27 договора).
Во исполнение заключенного договора истец в период с июля 2019 года по октябрь 2021 года оказывал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в подтверждение чего в материалы дела представлены акты оказания услуг на сумму 130 117,65 руб.
На указанную сумму региональным оператором выставлены счета на оплату.
Ссылаясь на отсутствие оплаты оказанных услуг за спорный период, истец направил в адрес ответчика претензию б/н от 06.12.2021 с требованием в добровольном порядке произвести оплату задолженности.
Поскольку требования предприятия не удовлетворены ответчиком в добровольном порядке, истец обратился в суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции со ссылкой на 309, 310, 779, Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, исходил из доказанности факта оказанных услуг и обоснованности начисления неустойки, в связи с неисполненным обязательством ответчиком по оплате оказанных услуг по вывозу ТКО.
Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства является недопустимым, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статья 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяет, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Положениями пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Постановление N 1156) установлена обязанность собственников ТКО заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО.
Таким образом, обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами возложена не только на регионального оператора, но и на потребителя данной услуги (собственника ТКО).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок извещения региональным оператором потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также размещения адресованного потребителям предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текста типового договора регламентирован пунктом 8.17 Правил N 1156.
Пунктом 8.17 Постановления N 1156 предусмотрено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Сфера деятельности по обращению с отходами производства и потребления, а также деятельность региональных операторов регулируется Законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими нормативно-правовыми актами.
Пунктами 1, 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Размещение отходов - это хранение и захоронение отходов. Сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места, накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Частью 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом 10 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Размер платы за обращение с ТКО производится согласно соглашению с ним о производстве учета объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Согласно разделу III Правил N 505 допуск средства измерения к эксплуатации осуществляется комиссией с участием представителя владельца полигона ТКО, представителя регионального оператора по обращению с ТКО и представителя организации, осуществляющей монтаж и наладку сдаваемого в эксплуатацию средства измерения.
Организация допуска средства измерения возлагается на владельца полигона ТКО.
Вместе с тем, приложением N 1 к договору установлена планируемая (расчетная) масса (объем) ТКО, передаваемых на ОРО региональным оператором и определяется на основании данных о фактической массе (объеме) ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отмене, исходя из нормативов накопления ТКО и заключенных региональным оператором договоров.
Согласно пункту 2.4 договора фактическая масса ТКО определяется с использованием средств измерения массы (весовой учет).
Пунктом 2.7 договора установлено, что при отсутствии на ОРО весового учета (или выхода его из строя) принимаемых ТКО учет массы ТКО осуществляется сторонами, исходя из требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Апелляционным судом установлено, что ответчиком факт оказания услуг не оспаривается, при этом, доводы жалобы сводятся к переоценке установленных судом первой инстанции обстоятельств.
Рассмотрев доводы жалобы, коллегия суда приходит к выводу о их необоснованности, при этом исходит из следующего.
Из материалов дела видно, что во исполнение заключенного договора истец в период с июля 2019 года по октябрь 2021 года оказывал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в подтверждение чего в материалы дела представлены акты оказания услуг на сумму 130 117,65 руб.
На указанную сумму региональным оператором выставлены счета на оплату.
Довод апеллянта о том, что сам по себе факт, что истец является региональным оператором, и факт заключения истца с ответчиком договора на вывоз ТКО не является основанием для того, чтобы ответчик оплачивал услуги истца, которые в свою очередь фактически оказаны не были, отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку является несостоятельным.
Доказательств о том, что услуги по выводу ТКО не были исполнены, ответчиком в нарушении статьи 65 АПК РФ материалы дела представлено не было.
Ссылки апеллянт, что с апреля 2019 года он самостоятельно вывозил картон, макулатуру и ПВД пленку в адрес ООО "АСС-Холдинг" без договорных отношений, а с 21.04.2021 на основании договора N 20/04 от 20.04.2021 о самостоятельном вывозе картона, макулатуры и ПВД пленки, не могут быть приняты во внимание на основании следующего.
В силу положений пункта 1 статьи 24.6, пунктов 2, 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", если в субъекте Российской Федерации заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только региональный оператор.
Поскольку ООО "АСС-Холдинг" не осуществляет деятельность по обращению с ТКО, следовательно, не оказывает услуги по обращению с ТКО, то заключенный между указанным лицом и ответчиком договор не является договором на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Из пункта 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
При этом под объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (абзац 9 статьи 1 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, обязанность по заключению договора с региональным оператором отсутствует у собственника твердых коммунальных отходов только в случаях, если у него имеется в собственности или на ином законном основании объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются такие отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие отходы.
Наличие заключенного между ООО "АСС-Холдинг" и ответчиком договора поставки N 20/04 от 20.04.2021 не освобождает ответчика от обязанности заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором и обязанности оплачивать оказываемые региональным оператором услуги по обращению с ТКО в полном объеме.
Ответчиком не отрицается ведение предпринимательской деятельности по адресу: Томская область Томский район, Малиновское сельское поселение, п. Заречный, ул. Заречная, 15а.
Доказательств того, что в спорный период деятельность не велась, в связи с чем отходы не образовывались, в материалы дела предпринимателем не представлено.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ к ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
К таким отходам относится различного рода бытовой мусор, образованный юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в процессе своей производственной и/или коммерческой деятельности, а в результате удовлетворения бытовых потребностей физических лиц.
Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий" (письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО").
Любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов. Следовательно, ответчик, ведя свою деятельность, образовывал ТКО.
Иного из материалов дела не следует. Ответчик является индивидуальным предпринимателем, деятельность которого в спорный период в установленном порядке не прекращена, следовательно, в ходе осуществления им предпринимательской деятельности происходит образование ТКО.
Согласно пункту 9 Правилам N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. При этом, само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов, в соответствии с действующим законодательством, не является основанием для уменьшения размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО в период с июля 2019 года по октябрь 2021.
По расчету истца задолженность ответчика за период с июля 2019 года по октябрь 2021 составляет 130 117,65 руб.
Расчет истца судом проверен и признан верным, не оспорен предпринимателем в суде первой инстанции.
Подателем жалобы был представлен контррасчет в суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, проверив контррасчет признает его ошибочным, поскольку ответчик в своем расчете неверно исчисляет количество объема в размере 0,75 м3, ввиду того, что предприниматель несвоевременно заключил договор и соответственно не установил объем ТКО.
Довод заявителя о том, что в связи с жалобами, поступавшими от граждан проживающих на территории Малиновского СП в администрацию Малиновского сельского поселения, таким образом, полагает, что услуги региональным оператором оказывались некачественно, а также доказано неосуществление деятельности субъектом гражданского оборота, то есть опровергнута презумпции продуцирования ТКО, отклоняется апелляционной инстанцией за необоснованностью, поскольку доказательств нарушения периодичности вывоза ТКО, оформленными в соответствии с разделом 6 договора в материалы дела не представлено, а также актов о нарушении истец обязательств по договору в адрес УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" направлено не было.
Ссылки подателя жалобы о том, что предоставленные истцом в качестве доказательства путевые листы являются сфальсифицированными документами, не подтверждающие факт надлежащего и своевременного оказания услуг ответчику в соответствии договором на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-00035225 от 17.11.2020, отклоняются судебной коллегией, поскольку заявлений о фальсификации предпринимателем ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции заявлено не было.
Довод заявителя о том, что начисленная неустойка истцом имеет компенсационный характер и служит средством, обеспечивающим исполнение обязательств, а не средством обогащения кредитора за счет должника, а также в материалах дела отсутствуют доказательства каких-либо существенных негативных последствий для истца в связи с просрочкой исполнения обязательства ответчиком с учетом, полагает о необходимости уменьшения суммы неустойки с 19 014,81 руб. до 9 507,40 руб., отклоняется апелляционной инстанцией за несостоятельностью.
Заявление ответчика о применении положений ст. 333 ГК РФ подлежит отклонению, поскольку суд апелляционной инстанции не вправе снизить размер взысканной неустойки на основании ст. 333 ГК РФ по мотиву несоответствия ее последствиям нарушения обязательства, а равно отменить или изменить решение суда первой инстанции в этой части, так как из материалов дела следует, что ходатайства о снижении размера неустойки в суде первой инстанции ответчиком не заявлялось, доказательств, подтверждающих явную несоразмерность неустойки последствиям нарушенного обязательства, в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Проанализировав и оценив по правилам статей 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что факт оказания услуг подтвержден материалами дела, в связи, с чем на предпринимателе лежит обязанность по их оплате.
Правовых оснований для иных выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого решения являются обоснованными.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07 ноября 2022 года Арбитражного суда Томской области по делу N А67- 2775/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бейлина Юрия Евгеньевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
М.Ю. Подцепилова |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-2775/2022
Истец: Унитарное муниципальное предприятие "Спецавтохозяйство г. Томска"
Ответчик: Бейлин Юрий Евгеньевич
Третье лицо: ООО "АБФ Логистик"