г. Санкт-Петербург |
|
16 января 2023 г. |
Дело N А56-11098/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Шалагиновой Д.С.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 11.01.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37119/2022) Администрации Центрального района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.10.2022 по делу N А56-11098/2022, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" к Администрации Центрального района Санкт-Петербурга
3-е лицо: 1. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российский государственный музей Арктики и Антарктики"
2. Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с Администрации Центрального района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) 20 793 руб. 07 коп. неосновательного обогащения в виде стоимости поставленной тепловой энергии для нежилых помещений, расположенных по адресу: г.Санкт-Петербург, Загородный пр., д.13, лит.А, пом.3-Н, 4-Н, 10-Н, 11-Н, 12-Н (далее - нежилые помещения), за период с сентября по октябрь 2021 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российский государственный музей Арктики и Антарктики" (далее - Учреждение) и Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет).
Решением суда первой инстанции от 03.10.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением с апелляционной жалобой обратилась Администрация. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы апеллянт ссылается, что Администрация является ненадлежащим ответчиком. Указывает, что в спорный период помещение находилось в пользовании у Учреждения. Полагает, что обязанность собственника по содержанию помещений возложена на СПб ГКУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга".
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося участника арбитражного процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно выпискам из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости нежилые помещения находятся в государственной собственности Санкт-Петербурга и с 24.01.2020 обременены правом безвозмездного пользования (ссуды) Учреждения:
помещение 3-Н площадью 51,3 кв.м - право собственности зарегистрировано 16.20.2000, номер 1258713.1;
помещение 4-Н площадью 318,5 кв.м - право собственности зарегистрировано 21.04.2015, номер 78-78/042-78/051/011/2015-123/1;
помещение 10-Н площадью 98,7 кв.м - право собственности зарегистрировано 21.04.2015, номер 78-78/042-78/051/011/2015-121/1;
помещение 11-Н площадью 119,8 кв.м - право собственности зарегистрировано 21.04.2015, номер 78-78/042-78/051/011/2015-120/1;
помещение 11-Н площадью 199,6 кв.м - право собственности зарегистрировано 21.04.2015, номер 78-78/042-78/051/011/2015-118/1.
Истец в период с сентября по октябрь 2021 года осуществлял теплоснабжение нежилых помещений, отпустив тепловую энергию стоимостью 20 793 руб. 07 коп.
Полагая, что Администрация, представляющая в силу распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 15.06.2005 N 52-Р интересы Санкт-Петербурга как собственника спорного нежилого помещения, должна нести бремя содержания принадлежащего ей имущества, в том числе вносить плату за коммунальные услуги, Общество направило претензию об оплате задолженности, которая оставлена Администрацией без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), с 01.01.2017 поставка коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме осуществляется на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных собственником такого помещения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (абзац третий пункта 6 Правил N 354).
Согласно абзацу третьему пункта 7 Правил N 354 поставка соответствующего ресурса в нежилое помещение осуществляется на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении.
Как установлено в абзаце пятом пункта 6 Правил N 354, в случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).
Таким образом, собственник нежилого помещения, являющегося частью многоквартирного жилого дома, обязан оплачивать коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации независимо от способа управления домом и заключения им письменного договора ресурсоснабжения.
В письменной форме договор на поставку тепловой энергии между Обществом и Администрацией или каким-либо иным лицом, уполномоченным представлять интересы собственника, в отношении спорного помещения в рассматриваемом периоде заключен не был.
Отсутствие письменного договора с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности своевременно произвести оплату фактически принятой энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30).
В отсутствие письменного договора теплоснабжения в период с сентября по октябрь 2021 года Общество поставило в спорное нежилое помещение тепловую энергию, задолженность по оплате которой составила 20 793 руб. 07 коп.
Таким образом, лицом, обязанным оплачивать задолженность в отношении спорного помещения, является Администрация, поскольку она представляет интересы Санкт-Петербурга как собственника помещения, являющегося имуществом казны Санкт-Петербурга, и выступает распорядителем соответствующих бюджетных средств.
На основании пункта 1.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 (далее - Положение N 1098), администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
Как следует из пункта 3.13.18 Положения N 1098, администрация района уполномочена в соответствии с действующим законодательством осуществлять полномочия Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. Доказательства отнесения к компетенции иного органа государственной власти Санкт-Петербурга оплаты расходов за услуги теплоснабжения в отношении спорных помещений не представлены.
Согласно подпункту 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования выступает главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования соответственно.
В силу пункта 4.23 Положения N 1098 полномочия главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга отнесены к полномочиям администрации района.
В соответствии с пунктом 4.8 Положения N 1098 администрация района выступает от имени Санкт-Петербурга в судебных органах, иных государственных органах, органах местного самоуправления в Санкт-Петербурге по вопросам, находящимся в компетенции администрации.
Кроме того, Положением N 1098 полномочия главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга отнесены к полномочиям администрации (пункт 4.23).
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию по искам по которым в соответствии с Федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
Доводы Администрации о том, что данные помещения находятся в пользовании у Учреждания на основании договора безвозмездного пользования от 09.01.2020 N 03-Б633684, которым на Учреждение возложена обязанность по заключению договора теплоснабжения и несение соответствующих коммунальных расходов, и, следовательно, на Учреждение должна быть возложена обязанность по оплате оказанных услуг теплоснабжения, был предметом исследования судов первой инстанций и правомерно отклонен с учетом правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (ответ на вопрос 5 раздела "Разъяснения по вопросам возникающим в судебной практике"), согласно которой ресурсоснабжающая организация в отсутствие заключенного с ней договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора безвозмездного пользования либо аренды. Поэтому в отсутствие договора между арендатором помещения и ресурсоснабжающей организацией, заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договоров аренды, безвозмездного пользования, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике помещения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Администрация является надлежащим ответчиком по делу, поскольку является уполномоченным представителем собственника нежилого помещения (Санкт-Петербурга) и главным распорядителем соответствующих бюджетных средств.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела с учетом представленных в материалы дела доказательств и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.10.2022 по делу N А56-11098/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11098/2022
Истец: ООО "ПЕТЕРБУРГТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: Администрация Центрального района Санкт-Петербурга
Третье лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, ФГБУ КУЛЬТУРЫ "РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ"