г. Челябинск |
|
16 января 2023 г. |
Дело N А34-13299/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области апелляционную жалобу акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" на решение Арбитражного суда Курганской области от 01.11.2022 по делу N А34-13299/2022.
В заседании в Арбитражном суде Курганской области приняли участие представители:
от заявителя - акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" - Карева О.Б. (предъявлены паспорт, доверенность от 01.01.2022, диплом);
от заинтересованного лица - Управления записи актов гражданского состояния Курганской области - Свиридова С.С. (предъявлены паспорт, доверенность от 09.01.2023, диплом).
Акционерное общество "Энергосбытовая компания "Восток" (далее - заявитель, общество, АО "Энергосбытовая компания "Восток") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления записи актов гражданского состояния Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, Управление ЗАГС Курганской области) N 01-41-852 от 11.07.2022 в предоставлении сведений о родителях несовершеннолетних граждан; об обязании Управление записи актов гражданского состояния Курганской области предоставить заявителю сведения о родителях несовершеннолетних граждан.
Решением суда первой инстанции от 01.11.2022 (резолютивная часть решения объявлена 25.10.2022) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Энергосбытовая компания "Восток" (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Курганской от 01.11.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество полагает, что положения статьи 13.2 Федерального закона Российской Федерации N 143-ФЗ от 15.11.1997 "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ) не содержат запрета на предоставление информации иным обратившимся к заинтересованному лицу субъектам, то есть положение, содержащееся в статье, не носит императивный характер, следовательно заявитель, как ресурсоснабжающая организация, имеет право запрашивать сведения у органов ЗАГСА.
Податель жалобы полагает, что при отсутствии у АО "Энергосбытовая компания "Восток" возможности получить от заинтересованного лица сведений о гражданах, являющихся законными представителями несовершеннолетних собственников жилых помещений, заявитель не сможет реализовать свое право на обращение в суд за защитой своих прав и законных интересов, поскольку не сможет определить круг лиц, которые будут представлять интересы несовершеннолетних и нести обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Апеллянт обращает внимание на то, что требования общества к несовершеннолетним собственникам-должникам, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за которых в силу норм действующего законодательства несут родители, подлежат рассмотрению в приказном порядке; отсутствие данных о законных представителях препятствует возможности заявителя обратиться за защитой своих прав ввиду того, что отсутствие необходимого круга лиц повлечет возвращение заявления о выдаче приказа. В этой связи считает нарушенным принцип соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций на получение платы за поставленный коммунальный ресурс и интересов потребителей.
По мнению подателя жалобы, отказ Управления нарушает Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) и Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ). Предоставление АО "Энергосбытовая компания "Восток" сведений не является нарушением законодательства, так как заявитель является оператором персональных данных, на него распространяется вся полнота ответственности, предусмотренная действующим законодательством.
Управлением письменный отзыв на жалобу не представлен, в ходе судебного заседания представитель заинтересованного лица против доводов жалобы возражал, просил оставить обжалуемое решение без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, АО "Энергосбытовая компания "Восток" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1037739123696 и является гарантирующим поставщиком, обеспечивающим поставку электрической энергии для потребителей Курганской области, в соответствии с постановлениями Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 23.08.2007 N 14-4 и от 13.10.2006 N 17-2, приказом Минэнерго Российской Федерации от 23.10.2012 N 500 и приказом Федеральной службы по тарифам России от 14.03.2013 N 267-э.
Как указывает заявитель, в ходе проверки начислений платы гражданам-потребителям за поставленный коммунальный ресурс обществом было установлено, что собственниками (владельцами) некоторых жилых помещений на территории города Кургана являются несовершеннолетние граждане. При этом, за поставляемые в указанные помещения коммунальные ресурсы оплата своевременно не производится.
В связи с тем, что обязанность по оплате коммунальных услуг в жилом помещении, собственником которого является несовершеннолетний, возложена на его родителей, и сведения о родителях указанных несовершеннолетних граждан у заявителя отсутствуют, общество направило в Управление ЗАГС Курганской области запрос от 01.07.2022 N И-В-КГН-2022-75272 о предоставлении информации о родителях (законных представителях) этих несовершеннолетних граждан с указанием их даты и места рождения, а также паспортных данных (л.д. 15).
В ответ на это обращение Управление письмом от 11.07.2022 N 01-41-852 со ссылкой на положения статьи 13.2 Федерального закона N143-ФЗ отказало заявителю в предоставлении запрашиваемых сведений (л.д. 16).
Полагая, что отказ в предоставлении сведений о родителях или законных представителях несовершеннолетних собственников жилых помещений является незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы ресурсоснабжающей организации, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о законности оспариваемого отказа в предоставлении запрашиваемых сведений.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Пунктом 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 -12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" от 27.06.2017 N 22 разъяснено, что в случае, если собственником жилого помещения (доли) является несовершеннолетний, то обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут его родители независимо от факта совместного с ним проживания (статьи 21, 26, 28 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 56, 60, 64 Семейного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При недостаточности у несовершеннолетнего средств, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в субсидиарном порядке возлагается на его родителей (статья 26 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулированы положениями Федерального закона N 59-ФЗ, в силу пунктов 1 и 4 части 1 статьи 10 которого государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, а также дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 11 Федерального закона N 59-ФЗ предусмотрено, что в случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Частью 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации установлен конституционный принцип неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны.
Согласно части 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации, сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 152-ФЗ, персональными данными признается любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Статьей 7 этого же Закона установлен запрет операторам и иным лицам, получившим доступ к персональным данным, на раскрытие третьим лицам и распространение персональных данных без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона N 143-ФЗ сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния или работнику многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат. Предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется в порядке и случаях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
С 01.10.2018 введен в действие Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (ФГИС ЕГР-ЗАГС).
В силу пунктов 7 - 9 статьи 13.1 Федерального закона N 143-ФЗ ведение Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, включая формирование, сбор, хранение, обработку и предоставление информации, осуществляется в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, функционирование которой обеспечивается, в том числе, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Законом N 152-ФЗ. Оператором федеральной информационной системы, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Оператор федеральной информационной системы осуществляет: создание, эксплуатацию федеральной информационной системы и обработку содержащейся в ней информации, в том числе персональных данных; обеспечение бесперебойного ежедневного и круглосуточного функционирования федеральной информационной системы; защиту сведений, содержащихся в федеральной информационной системе, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Закона N 152-ФЗ; предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Предоставление сведений, содержащихся в ФГИС ЕГР-ЗАГС, регулируется статьей 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ в силу пункта 3 которой орган записи актов гражданского состояния сообщает сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.
Как верно отмечено судом первой инстанции, указанный перечень является исчерпывающим, и энергоснабжающие организации в этот перечень не включены.
В этой связи у Управления записи актов гражданского состояния Курганской области отсутствовали правовые основания для предоставления в порядке части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ истребованных заявителем сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, в частности - о родителях (законных представителях) несовершеннолетних собственников жилых помещений, а потому оспоренный обществом отказ в предоставлении таких сведений является законным и обоснованным, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании его незаконным. Приведенные заявителем возражения в этой части обоснованно отклонены судом первой инстанции, как основанные на неверном толковании закона.
Также, судом первой инстанции верно отмечено, что оспоренный отказ в предоставлении заявителю сведений о родителях и законных представителях несовершеннолетних собственников жилых помещений не препятствует осуществлению обществом своей деятельности, не ограничивает его права в сфере экономической деятельности и не возлагает на него дополнительные обязанности. Заявитель вправе осуществлять защиту своих интересов в сфере энергоснабжения установленными законом способами, включая судебную защиту.
Наличие у заявителя предполагаемых трудностей, связанных со взысканием задолженности с несовершеннолетних собственников помещений, не имеет отношения к рассматриваемому вопросу о законности оспоренного отказа Управления.
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов в апелляционном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1500 руб.
При обращении в суд с апелляционной жалобой АО "Энергосбытовая компания "Восток" уплачена госпошлина в размере 3000 руб. платежным поручением N 213669 от 16.11.2022.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 01.11.2022 по делу N А34-13299/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Энергосбытовая компания "Восток" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 213669 от 16.11.2022 государственную пошлину в сумме 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-13299/2022
Истец: АО "Энергосбытовая компания "Восток"
Ответчик: Управление записи актов гражданского состояния Курганской области
Третье лицо: АО "Энергосбытовая компания "Восток", Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд