г. Чита |
|
16 января 2023 г. |
Дело N А78-8197/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Басаева Д.В., Антоновой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экстра" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 октября 2022 года по делу N А78-8197/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экстра" (ОГРН 1177536006229, ИНН 7536168230) к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН 1087536008790, ИНН 7536095977) о признании незаконным приказа N475/л от 12.07.2022 об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции,
при участии в судебном заседании:
от Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Деревцова К.С.- представитель по доверенности от 09.01.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экстра" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - административный орган, РСТ, Служба) о признании незаконным приказа N 475/л от 12.07.2022 об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 17 октября 2022 года по делу N А78-8197/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 октября 2022 года по делу N А78-8197/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, суд первой инстанции не дал правовую оценку доводу общества о том, что Региональная служба по тарифам и ценообразования Забайкальского края нарушила срок и порядок уведомления общества о предстоящей проверки, что повлекло нарушение прав и законных интересов общества.
Региональная служба по тарифам и ценообразования Забайкальского края в отзыве на апелляционную жалобу с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 16.11.2022.
ООО "Экстра" представителей в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании доводы отзыва на апелляционную жалобу поддержала, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16.05.2022 ООО "Экстра" подано заявление N 2799 (т.1, л.д. 102-104) в Региональную службу по тарифам и ценообразования Забайкальского края о переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 06.12.2017 N 75 РПА00001797, в связи с необходимостью включения в лицензию дополнительного торгового объекта, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Селенгинская, 25, магазин (площадь объекта 83,7).
На основании приказа от 17.05.2022 N 285 (т.1, л.д.101) должностным лицом Службы в отношении ООО "Экстра" в период с 18.05.2022 по 14.06.2022 проведена внеплановая выездная проверка на предмет соответствия сведений, заявленных в заявлении о переоформлении лицензии лицензионным требованиям при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции.
По результатам проверки составлен акт от 12.07.2022 N 396 (т.1, л.д.66-67), которым установлено несоответствие торгового объекта ООО "Экстра" по адресу: г. Чита, ул. Селенгинская, д.25 лицензионным требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 9 статьи 19, абзаца 3 подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171 -ФЗ, абзацем 2 пункта 1 Постановление Администрации городского округа "Город Чита" Забайкальского края от 25 апреля 2013 года N82, соблюдение которых необходимо для переоформления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
По результатам рассмотрения представленного заявления Общества РСТ 12.07.2022 принято решение об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции N 475/л (т.1, л.д.37-38, 63-65), в связи с несоответствие лицензионным требованиям, а именно, нахождение заявленного торгового объекта на расстояние 23,3 метров от входа в заявленный торговый объект до входа в ДРЦ "Мамина радость", расположенный по адресу: г. Чита, ул. Селенгинская, 19А.
Не согласившись с принятым решением об отказе в переоформлении лицензии, общество обратилось с заявлением в суд.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя административного органа, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными актов и незаконными решений, действии (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в ст.198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушении 3 прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, от 23 мая 2013 года N 11-П и от 30 марта 2016 года N 9-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Закона N 171-ФЗ.
Согласно статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 г N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию.
При осуществлении розничной продажи алкогольной продукции лицензиат обязан соблюдать предусмотренные действующим законодательством лицензионные требования и условия.
Порядок выдачи и переоформления лицензий, в том числе на розничную продажу алкогольной продукции, регламентирован статьей 19 Закона N 171-ФЗ.
Согласно пункту 1 статье 6 Федерального закона N 171-ФЗ выдача лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 12 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ в случае изменения места нахождения лицензиата или указанных в лицензии мест нахождения его обособленных подразделений переоформление лицензии осуществляется на основании заявления лицензиата с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. В предусмотренных настоящим пунктом случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.
В соответствии со статьей 23.1 Закона N 171-ФЗ региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункта 13.7.1 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16.05.2017 N 196, Служба выдает лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (за исключением лицензий на розничную продажу вина, игристого вина (шампанского), осуществляемую сельскохозяйственными товаропроизводителями), регистрирует выданные лицензии, лицензии, действие которых приостановлено, и аннулированные лицензии.
Предметом внеплановой выездной проверки лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлении и документах, в целях оценки соответствия таких сведений лицензионным требованиям, а также соответствие лицензионным требованиям помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии, лицензиатом при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции или розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Результатом административной процедуры проведения внеплановой процедуры проверки являются оценка соответствия (несоответствия) сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии, лицензиатом заявлении и документах, а также соответствия (несоответствия) лицензионным требованиям помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии, лицензиатом при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции или розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Как установлено пунктом 4. статьи 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ, предметом документарной и (или) внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлении и документах, в целях оценки соответствия таких сведений лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона N 171-ФЗ.
Учитывая приведенное правовое регулирование, суд первой инстанции правомерно посчитал, что Служба при проведении проверки в отношении ООО "Экстра" по заявлению о переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в связи с добавлением обособленного подразделения действовало в рамках предоставленных полномочий, в том числе имело право направлять межведомственные запросы на предмет выяснения соответствия требованиям к торговому объекту. Следовательно, государственный орган при вынесении оспариваемого решения обладал надлежащими полномочиями на его принятие.
Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Несоблюдение лицензионных требований является основанием для применения мер государственного принуждения, в том числе в виде административной ответственности, приостановления действия или аннулирования лицензии, а также превентивных мер в виде отказа в выдаче (переоформлении) лицензии.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 19 Федерального закона основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона.
Абзацем первым, вторым подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона установлено, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются на территориях, прилегающих:
к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования);
к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних.
В соответствие с пунктом 8 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2, абзаце первом пункта 4.1, определяются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В соответствие с абзацем 2 пункта 1 постановления Администрации городского округа "Город Чита" Забайкальского края от 25 апреля 2013 года N 82 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" установлено минимальное значение расстояния от детских, образовательных организаций - 30 метров.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, на момент рассмотрения заявления ООО "Экстра" у Службы имелись сведения (т.1, л.д.76-78) о том, что в непосредственной близости от лицензируемого объекта находится вход ДРЦ "Мамина радость" (расстояние до торгового объекта - 23,3 метров).
Замеры произведены с помощью рулетки измерительной металлической RGK R-50, свидетельство об утверждении типа средств измерений серия СИ N 036532 (т.1, л.д.118).
Судом первой инстанции также исследована информация, размещенная на сайте ДРЦ "Мамина радость" (https://club145620364.vsite.biz). Судом установлено, что указанная организация является частным детским садом, где ведется набор детей от 1 года до 5 лет с пребыванием ребенка на полный день (полноценное 5-ти разовое питание, режим дня в соответствии с возрастными требованиями) и группы продленного дня; оказывают услуги по обучению несовершеннолетних детей.
Судом сделан обоснованный вывод, что нахождение такой организации, где проводятся образовательные, социально-ориентированные, просветительские мероприятия для несовершеннолетних детей вблизи объекта лицензирования в ходе проведения сотрудниками Службы проверки достоверно установлено.
Более того, из информации с сайта организации следует, что указанное детское учреждение осуществляет свою деятельность, как минимум с 2019 года, еще до подачи Обществом заявления от 16.05.2022 о переоформлении лицензии.
Сопоставительный анализ содержания абзацев второго и третьего подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ исходя из целей установления законодателем особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, свидетельствует о том, что федеральный законодатель определил две группы образовательных учреждений, на прилегающих территориях к которым запрещена розничная торговля алкогольной продукции, предусмотрев, что в случае осуществления обучения несовершеннолетних запрет распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых проводится обучение, находящимся во владении и (или) пользовании любых организаций, а не только образовательных организаций, о которых идет речь в абзаце втором названного подпункта.
Таким образом, поскольку объект, заявленный обществом, находится в границах территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в силу требований, установленным подпунктом 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствие оснований для переоформления лицензии ООО "Экстра" на розничную продажу алкогольной продукции в части включения в лицензию нового обособленного подразделения, о чем было принято соответствующее решение.
Довод апелляционной жалобы общества о нарушении порядка уведомления о проведении проверки в соответствие с требованиями части 16 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ подлежит отклонению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, уведомление о проведении предстоящей внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Экстра" было направлено 09.06.2022 года, в то время как проверка проводилась 10.06.2022.
Как пояснил административный орган в отзыве на апелляционную жалобу, 10 июня 2022 года в 09:16 по местному времени ООО "Экстра" было направлено повторное уведомление о дате и времени проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Экстра". В этот же день 10 июня 2022 года в 09:17 по местному времени на почту специалиста поступил ответ от ООО "Экстра" на уведомление от 10 июня 2022 года.
Таким образом, о месте и времени проведения предстоящей проверке общество узнало еще 09 июня 2022 года.
Ссылка общества в апелляционной жалобе на направление ему уведомления 09 июня 2022 года в 11 часов 23 минуты, то есть менее чем за 24 часа до проверки, отклоняется апелляционным судом, поскольку согласно акту проверки, она была начата 10 июня 2022 года в 11 часов 30 минут.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 октября 2022 года по делу N А78-8197/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-8197/2022
Истец: ООО "Экстра"
Ответчик: РЕГИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ