г. Владивосток |
|
16 января 2023 г. |
Дело N А59-1780/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-7734/2022
на решение от 07.11.2022
судьи П.Б. Мисилевич
по делу N А59-1780/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по исковому заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (ОГРН 1026500532960, ИНН 6500005551)
к акционерному обществу "Гидрострой" (ОГРН 1026501100328, ИНН 6511000731)
о взыскании переплаты пенсии в размере 102 672 рубля 91 копейка,
третье лицо: Чирва Ирина Николаевна,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (далее - истец, ОПФР по Сахалинской области, Пенсионный фонд) обратилось в суд с иском к акционерному обществу "Гидрострой" (далее - ответчик, общество, ООО "Гидрострой") о взыскании переплаты пенсии в размере 102 672 рубля 91 копейка
Определением от 26.04.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Чирва Ирину Николаевну (далее - Чирва И.Н.).
Решением суда от 07.11.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
ОПФР по Сахалинской области, не согласившись с принятым решением, направило в Пятый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт.
В доводах жалобы апеллянт указывает, что согласно положениям пенсионного законодательства работодатель предоставляет ежемесячные сведения только на работающих граждан, сведения об уволившихся лицах им не предоставляются. Таким образом, отсутствие ежемесячных сведений на застрахованное лицо является подтверждением того, что данный пенсионер в отчетном периоде являлся неработающим, в связи с чем, выплата пенсии должна осуществляться с учетом индексации. Предоставление на данного пенсионера сведений, как на работающего, в последующих месяцах правового значения не имеет.
ООО "Гидрострой", Чирва Ирина Николаевна письменные отзывы по доводам апелляционной жалобы в материалы дела не представили.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), провела судебное заседание в их отсутствие.
Из материалов дела апелляционным судом установлено, что Чирва Ирина Николаевна является получателем пенсии по старости (решение Корсаковского УПФР от 04.03.2014 N 21794).
Одновременно указанное лицо продолжало трудовую деятельность в ООО "Гидрострой", которое является страхователем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Сведения по форме СЗВ-М (исходные) за июль 2019 года и за февраль 2021 года в отношении застрахованного лица - Чирва И.Н. в установленные законом сроки, ответчиком в Управление представлены не были.
В связи с чем, Пенсионный фонд, посчитав, что указанное лицо является неработающим пенсионером, вынес решения о выплате ему сумм страховой пенсии с учетом индексации.
30.06.2020 и 04.08.2021 обществом были представлены дополнительные сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за июль 2019 года и февраль 2021 года соответственно, из которых следует, что Чирва И.Н. является работающим пенсионером.
Согласно протоколу от 19.08.2021 N 90/21 ОПФР по Сахалинской области выявило факт излишней выплаты Чирва И.Н. сумм страховых пенсий за период с 01.07.2019 по 31.08.2021 в размере 102 672 рубля 91 копейка в связи с несвоевременным представлением ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета за июль 2019 года и февраль 2021 года.
С учетом произведенной переплаты Пенсионный фонд обратился к ООО "Гидрострой" с претензией от 17.11.2021 N 1178, в которой предложил возместить причиненный ущерб.
Поскольку требования претензии обществом исполнены не были, ОПФР по Сахалинской области обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании суммы переплаченной пенсии в указанном размере.
Суд первой инстанции, установив отсутствие причинно-следственной связи между действиями общества и возникшими убытками в виде переплаты суммы пенсии, отказал в удовлетворении исковых требований.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 названного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
В части 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
По смыслу указанной нормы, в случае, если сведения о конкретном застрахованном лице (являющемся, также, получателем пенсии) страхователем в срок не представлены, такое лицо считается прекратившим работу, и соответственно, выплата пенсии производится ему с учетом индексации как неработающему пенсионеру в порядке, установленном законодательством РФ.
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8 статьи 26.1 ФЗ N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 настоящей статьи.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н (действующим в период спорных правоотношений) утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии" (далее - Правила N885н).
Согласно пункту 88 Правил N 885н в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
В свою очередь, частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Из содержания указанных норм права следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения. Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в качестве основания излишней выплаты Чирва И.Н., как работающему пенсионеру - сотруднику ООО "Гидрострой", суммы пенсии за период с 01.07.2019 по 31.08.2021 в размере 102 672 рубля 91 копейка Пенсионным фондом указано на несвоевременное представление ответчиком сведений по форме СЗВ-М за июль 2019 года и февраль 2021 года.
Исходя из нормативных требований, сведения по форме СЗВ-М за отчетный период - июль 2019 года страхователь был обязан представить в Пенсионный фонд до 15.08.2019, за февраль 2021 года - до 15.03.2021.
Между тем, сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2019 года были направлены учреждением в Пенсионный фонд лишь 30.06.2020, за февраль 2021 года - 04.08.2021.
Однако, как верно установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, 13.09.2019 ООО "Гидрострой" в адрес Пенсионного фонда были представлены сведения по форме СЗВ-М за август 2019 года, 09.10.2019 - за сентябрь 2019 года, 14.11.2019 - за октябрь 2019 года, 10.12.2019 - за ноябрь 2019 года, 13.01.2020 - за декабрь 2019 года, 13.02.2020 - за январь 2020 года, 10.03.2020 - за февраль 2020 года, 06.04.2020 - за март 2020 года, 12.05.2020 - за апрель 2020 года, 13.07.2020 - за июнь 2020 года, 10.08.2020 - за июль 2020 года, 12.10.2020 - за сентябрь 2020 года, 10.11.2020 - за октябрь 2020 года, 09.12.2020 - за ноябрь 2020 года, 12.01.2021 - за декабрь 2020 года, 09.02.2021 - за январь 2021 года, 13.04.2021 - за март 2021 года, 14.05.2021 - за апрель 2021 года, 09.06.2021 - за май 2021 года, 14.07.2021 - за июнь 2021 года, 13.08.2021 - за июль 2021 года, 14.09.2021 - за август 2021 года, в том числе и в отношении Чирва И.Н.
Таким образом, с учетом последующего своевременного представления ответчиком надлежащих сведений индивидуального учета о застрахованных лицах по форме СЗВ-М на момент принятия решения о выплате пенсии с учетом индексации (16.08.2021) Пенсионному фонду уже было достоверно известно о том, что Чирва И.Н. фактически не прекращала свою работу в обществе, в связи с чем, истец не был лишен возможности на основании указанных сведений принять решение о назначении выплаты пенсии в размере, установленном законом для работающих пенсионеров.
Довод ОПФР по Сахалинской области о том, что отсутствие ежемесячных сведений на застрахованное лицо является подтверждением того, что данный пенсионер в отчетном периоде являлся неработающим, в связи с чем предоставление обществом сведений на данного пенсионера как на работающего в последующих месяцах не имеет правового значения, отклоняется апелляционной коллегией, поскольку в рассматриваемом случае Пенсионный фонд принимает во внимание лишь отсутствие сведений по форме СЗВ-М за июль 2019 года и февраль 2021 года и не принимает во внимание обстоятельства фактической трудовой деятельности данного пенсионера в остальной период, в который была назначена повышенная пенсия, о чем имелась информация у Пенсионного фонда.
Так, апелляционный суд отмечает, что согласно пункту 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Следовательно, к моменту принятия решения о выплате пенсии с учетом индексации и фактического осуществления указанной выплаты Пенсионный фонд мог проверить, имело ли место в действительности увольнение застрахованного лица - получателя пенсии.
Вместе с тем, Пенсионный фонд продолжил начисление и выплату пенсии застрахованному лицу в индексированном размере, несмотря на наличие у него информации о факте работы застрахованного лица в ООО "Гидрострой".
Таким образом, учитывая, что выплата страховой пенсии в увеличенном размере за период с 01.07.2019 по 31.08.2021 произведена Пенсионным фондом уже тогда, когда у истца имелись актуальные сведения о факте работы Чирва И.Н., суд первой инстанции правомерно заключил о том, что Пенсионный фонд не доказал наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика по несвоевременному предоставлению сведений по форме СВЗ-М за июль 2019 года и февраль 2021 года и возникновением у Пенсионного фонда убытков за указанный период, и пришел к верному выводу об отсутствии в настоящем случае оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 07.11.2022 по делу N А59-1780/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-1780/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "ГИДРОСТРОЙ"
Третье лицо: Чирва Ирина Николаевна