г. Чита |
|
16 января 2023 г. |
Дело N А78-2961/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Басаева Д.В., Антоновой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2022 года по делу N А58-2961/2022 по заявлению Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435155080, ОГРН 1041402194646) о признании незаконным уведомления,
в отсутствии в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Окружная администрация города Якутска (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление Росреестра по РС(Я), регистрирующий орган) с заявлением о признании незаконным уведомления от 11 марта 2022 года N КУВД-001/2021-43302063/8 об отказе государственной регистрации прав.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое уведомление не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным решением, администрация обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё несогласие с ним по мотивам, изложенным в жалобе.
Администрация указывает, что по мнению Управления Росреестра по РС(Я), распоряжение не является соответствующим перечню документов, необходимого для государственной регистрации права собственности администрации, что противоречит требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2016 года N 307 (далее - Постановление N 307), тем самым нарушив законное право администрации на государственную регистрацию прав. и в соответствии с пунктом 12 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) приостановление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Управление Росреестра по РС(Я) отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако администрация и Управление Росреестра по РС(Я) явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 13 октября 2021 года главой администрации издано распоряжение N 1935р на основании письма Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от 06 ноября 2020 года N 19065 о принятии в муниципальную собственность городского округа "город Якутск" земельных участков согласно приложению, в том числе земельный участок с кадастровым номером 14:35:106004:614, площадью 51 188 кв.м., расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, с. Сырдах, Русский остров, вид разрешенного использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства", кадастровая стоимость 50 164,24 рублей.
15 октября 2021 года администрация обратилась в регистрирующий орган с заявлением N КУВД-001/2021-43302063 о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 14:35:106004:614, площадью 51 188 кв.м., расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, с. Сырдах, Русский остров с приложением распоряжения главы администрации от 13 октября 2021 года N 1935р.
12 января 2022 года по результатам поведения правовой экспертизы представленных документов регистрирующим органом на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ вынесено уведомление N КУВД-001/2021-43302063/6 о приостановлении государственной регистрации прав с указанием необходимости представления документа, необходимого для государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю в срок до 11 марта 2022 года.
11 марта 2022 года в связи с не устранением в установленный срок оснований для приостановления государственной регистрации права регистрирующим органом вынесено уведомление N КУВД-001/2021-43302063/8 об отказе в государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 14:35:106004:614, площадью 51 188 кв.м., расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, с. Сырдах, Русский остров.
Не согласившись с данным отказом, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого уведомления правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования администрации могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого уведомления закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим уведомлением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение в силу положений статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию недвижимости.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (статья 21 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 55 Закона N 218-ФЗ в заявлении о государственной регистрации права собственности на земельный участок указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 307 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Так, в указанном перечне предусмотрена обязанность представления следующих документов:
правоустанавливающие документы на земельный участок, подтверждающие предоставление земельного участка органам государственной власти, их территориальным органам, органам местного самоуправления, организациям, указанным в статье 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ):
- копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в рамках его компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, подтверждающего предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
- копия договора, заключенного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения земельного участка на момент совершения сделки, подтверждающего предоставление земельного участка в аренду, безвозмездное пользование; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 1);
правоустанавливающие документы на здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, подтверждающие право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на соответствующее здание, строение или сооружение. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 2);
иные документы - в случаях, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (пункт 3).
В силу части 2 статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Отказ в государственной регистрации прав в силу статье 29 Закона N 218-ФЗ может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Как следует из материалов дела, заявителем на государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 14:35:106004:614, площадью 51 188 кв.м., расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, с. Сырдах, Русский остров, в качестве документа-основания представлено распоряжение главы Окружной администрации г. Якутска от 13.10.2021 N 1935р "О принятии в муниципальную казну городского округа "город Якутск" земельных участков".
По результатам правовой экспертизы регистрирующий орган пришел к выводу о том, что распоряжение главы администрации от 13 октября 2021 года N 1935р "О принятии в муниципальную казну городского округа "город Якутск" не относится к Перечню документов, утвержденных Постановлением N 307 и не является документом-основанием для регистрации права муниципальной собственности на данный земельный участок при разграничении собственности на землю.
Суд первой инстанции верно согласился с выводом регистрирующего органа, исходя из следующего.
В пункте 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июля 2020 года) изложена правовая позиция - распоряжение (в том числе предоставление на праве постоянного (бессрочного) пользования) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В случае обоснованной необходимости орган власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет предоставление соответствующего участка органу власти, его территориальному органу, учреждению, казенному предприятию для использования в установленных целях. Такое предоставление является основанием для разграничения права и последующей регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования.
При этом уполномоченный орган, осуществляя предоставление земельного участка на соответствующем праве, не может действовать произвольно, в своих (или иных) интересах без обоснования необходимости такого предоставления (например, в отсутствие подтверждения необходимости предоставления конкретного участка документами территориального планирования, программами развития той или иной области).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится управление и распоряжение в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия) и уставом муниципального района (городского округа), земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Однако вышеназванная норма не устанавливает права муниципального образования принимать решения о приобретении права собственности, а лишь наделяет его полномочиями по распоряжению указанной категорией земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости право на земельный участок с кадастровым номером 14:35:106004:614 не зарегистрировано.
В связи с чем, спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Следовательно, решение об отказе в регистрации права собственности на спорный земельный участок не создает препятствия органу местного самоуправления в реализации своих полномочий по распоряжению земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
Довод заявителя о том, что заявление о государственной регистрации подано в целях изменения временного статуса земельного участка и недопущения исключения из Единого государственного реестра недвижимости, судом первой инстанции обоснованно отклонён, как не имеющий правового значения, поскольку не исключает реализацию полномочий органа местного управления по распоряжению земельным участком, находящимся на его территории.
На основании изложенного, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое уведомление законным, не нарушающим права и законные интересы заявителя.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2022 года по делу N А58-2961/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-2961/2022
Истец: Окружная администрация города Якутска
Ответчик: Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия)