г. Чита |
|
16 января 2023 г. |
Дело N А58-8052/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Басаева Д.В., Антоновой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2022 года по делу N А58-8052/2021 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью товарищество собственников жилья "Уют" (ОГРН 1111415000718, ИНН 1430010115) к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402050074, ИНН 1435028645) о взыскании 3 113 687,16 рублей недополученных доходов,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (ОГРН 1111415000718, ИНН 1430010115),
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью товарищество собственников жилья "Уют" - Худорожко С.В.- представитель по доверенности от 16.12.2022, адвокат,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью товарищество собственников жилья "Уют" (далее - истец, ООО ТСЖ "Уют") обратилось в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее - ответчик) о взыскании 3 113 687,16 рублей недополученных доходов.
Определением суда от 01.04.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2022 года по делу N А58-8052/2021 исковое требование удовлетворено. С Республики Саха (Якутия) в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) в пользу общества с ограниченной ответственностью товарищество собственников жилья "Уют" взыскано 3 113 687,16 рублей недополученных доходов, а также 38 568 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Обществу с ограниченной ответственностью товарищество собственников жилья "Уют" из федерального бюджета возвращены 5 511 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) обратилось с апелляционной жалобой.
Как следует из апелляционной жалобы, поскольку в неоднократно подаваемых истцом в Агентство о предоставлении субсидии реестрах к письмам об установлении субсидии адреса: Чурапчинский улус, с. Дябыла, ул. Комсомольская, д.5/1 и ул. К. Маркса д.28/1 отсутствовали, Республикой Саха (Якутия) полностью возмещены недополученные доходы истца по заявленному жилищному фонду в период с 2018 по 2020 годы.
Апеллянт указывает, что из материалов дела невозможно определить с какого периода указанные адреса подключены к центральному отоплению; имеются ли договоры поставки соответствующего ресурса населению; производилось ли начисление платы по льготным тарифам; производилась ли плата населением за поставленный коммунальный ресурс по льготным тарифам. Апеллянт также указывает, что судом первой инстанции не рассмотрено ходатайство о почерковедческой экспертизе, заявленное ответчиком с целью установления подлинности подписи Ефимовой У.М.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором ООО ТСЖ "Уют" выводы суда первой инстанции поддержало, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 17.11.2022.
Представитель общества с ограниченной ответственностью товарищество собственников жилья "Уют" в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 11.11.2015 между ГБПОУ РС(Я) "Аграрный техникум" и ООО ТСЖ "Уют" был заключен договор аренды объекта нежилого фонда N 1 (далее- договор аренды), по условиям которого ГБПОУ РС(Я) "Аграрный техникум" передало ООО "ТСЖ" Уют" в аренду нежилое помещение общей площадью 526,7 кв. м (котельная), расположенное по адресу РС(Я), Чурапчинский улус, Ожулунский наслег, с. Дябыла, ул. Карла Макса, дом 25, корпус 3.
В пункте. 4.4.11 договора аренды стороны установили, что Арендатор обязан обеспечить бесперебойно соответствующим котельным топливом за свой счет объект аренды и здания, жилые фонды, присоединенные к тепловым сетям, согласно установленным нормам расходов.
Пунктом 2.1. договора аренды срок действия договора определен с 11.11.2015 до 11.11.2020.
Согласно пункту 2.3 договора аренды "Если Арендатор продолжает пользоваться Объектом аренды после истечения действия договора при отсутствии возражений со стороны Арендодателя договор считается продленным на неопределенный срок".
Из изложенного следует, что договор аренды действовал в 2020 году.
Между третьим лицом и истцом были заключены соглашения о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги от 05.042018 N 69-я, от 19.02.2019 N43-я/ф, от 10.04.2020 N 131 -я и дополнительные соглашения к ним о предоставлении субсидии на 2018, 2019, 2020 годы, соответственно.
Истец оказывал услуги по теплоснабжению гражданам, проживающим по адресам: РС(Я), Чурапчинский улус, Ожулунский наслег, с. Дябыла, ул. Комсомольская, 5/1 дом, коридор и по ул. Карла Макса, 28/1 дом, баня, которые не были включены в перечень домов по которым представлялась субсидия в 2018, 2019, 2020 годах.
На основании приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я) от 15.01.2021 N -ОД "О внесении изменений в приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я) от 30.10.2020 N 525-ОД "Об утверждении Плана проверок ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий на 2021 год была проведена выездная проверка в отношении ООО ТСЖ "Уют" на предмет соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги за 2018-2020 годы.
В ходе проверки было выявлено, что дома расположенные по адресу РС(Я) Чурапчинский улус с.Дябыла ул.Комсомольская 5/1, ул. Карла Маркса д.28/1 в 2018, 2019, 2020 не были включены в соглашение о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
Истец письмами от 11.12.2019 N 14.1-17-821, от 24.12.2019 N 14.1-17-857 просил ответчика и третье лицо осуществить финансирование за недополученные доходы в сентября 2018 года по 2020 год по указанным домам.
Претензия осталась без ответа и удовлетворения. Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием обращения истца в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
В соответствии с требованиями пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 27.02.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" ООО "ТСЖ Уют" является теплоснабжающей организацией.
Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 04.12.2017 N 524 "О внесении изменений в Постановление ГКЦ-РЭК РС(Я) от 16.12.2015 N300 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность),
поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям муниципального образования МР Чурапчинский улус (район) РС(Я) в 2016-2018", Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) N 178 от 17.12.2018 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО ТСЖ "Уют" потребителям муниципального образования Чурапчинский улус (район) РС(Я) на 2019 год", Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) N 170 от 11.12.2019 "Об установлении долгострочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям РС(Я) на 2020-2024 год" установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию.
Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 14.06.2018 N 87 "Об установлении льготных тарифов для населения МО Чурапчинский улус (район) Республики Саха (Якутия) на услуги отопления, водоснабжения, водоотведения", Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 14.06.2019 N 68 "Об установлении льготных тарифов для населения МО Чурапчинский улус (район) Республики Саха (Якутия) на услуги отопления, водоснабжения, водоотведения", Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2020 г N84 "Об установлении льготных тарифов для населения МО Чурапчинский улус (район) Республики Саха (Якутия) на услуги отопления, водоснабжения, водоотведения" установлены льготные тарифы для населения на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение для потребителей МО Чурапчинскмй улус (район) РС(Я) на услуги отопления, водоснабжение, водоотведение на 2018-2020 годы.
Между третьим лицом и истцом были заключены соглашения о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги от 05.04.2018 N 69-я, от 19 февраля 2019 N43-я/ф, от 10.04.2020 N 131 -я и дополнительные соглашения к ним.
Предметом указанных соглашений является предоставление Агентством истцу бюджетных средств Республики Саха (Якутия) в виде субсидии на воз мещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, без учета НДС.
Субсидия предоставляется истцу за поставку населению следующих видов коммунальных ресурсов (услуг): отопление.
Целью предоставления субсидии является возмещение недополученных доходов организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги
Всего, начислена субсидия на возмещение недополученных доходов за 2018-2020 годы на общую сумму 13 738 530,00 руб.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса (далее - БК РФ) предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу положений статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Под убытками следует понимать фактически понесенные расходы или расходы, необходимые для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ, пункт 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, истец в силу статьи 65 АПК РФ обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу. Бремя доказывания объема оказанных услуг возложено на исполнителя услуг, требующего их оплаты.
Таким образом, при рассмотрении настоящего спора в предмет судебного исследования входят вопросы, связанные с фактом поставки коммунальных ресурсов (оказания коммунальных услуг) населению, их объемом и размером экономических потерь.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (подп. 5); обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала (подпункт 6).
Тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов). Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона "О теплоснабжении" одним из основополагающих принципов государственного регулирования тарифов на тепловую энергию является обеспечение экономической обоснованности расходов и затрат регулируемых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, а также обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии.
Согласно пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением с надворными постройками (гараж, баня (сауна, бассейн), потребляющее коммунальные услуги.
Поскольку коммунальными услугами в данном случае обеспечивалось население, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. На основании пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Согласно статье 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение" возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат исполнителям коммунальных услуг, заключившим договоры энергосбережения, и ресурсоснабжающим организациям в виде компенсации выпадающих доходов, возникших в связи с установлением льготных тарифов, осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном уполномоченным органом. Право на льготные тарифы имеют физические лица, проживающие в жилищном фонде и приобретающие сжиженный газ, поставляемый через групповые газовые резервуарные установки, а также услуги по отоплению, водоснабжению и водоотведению, в отношении тарифов на сжиженный газ, тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.02.2016 N 58 "Об определении исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) уполномоченными на принятие актов, утверждающих порядки предоставления субсидий по статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации" Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) является одним из органов, уполномоченных на принятие актов об утверждении порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в частности юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
С 01.07.2017 года действует Порядок предоставления субсидии, утвержденный Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27.09.2017 N 450-п (далее - Порядок N450-П),
Согласно пункту 1.2 Порядка N 450-П, понятия, используемые в Порядке, означают следующее:
регулирующий орган - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющий государственное регулирование цен и тарифов и контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории Республики Саха (Якутия), в лице Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия);
получатель субсидии - юридическое лицо (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) или индивидуальный предприниматель, заключивший соглашение о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов или финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги;
льготная категория потребителей - категории лиц, имеющих право на льготные тарифы;
субсидируемые коммунальные ресурсы (услуги), предоставляемые льготной категории потребителей - отопление, водоснабжение, водоотведение (в том числе водоотведение в частном жилом фонде, учтенное при расчете полезного отпуска тарифа), сжиженный газ, поставляемый через групповые газовые резервуарные установки, электроотопление в зоне действия гидроэлектростанций, электрообогрев нижнего перекрытия здания жилого фонда ввиду его конструктивной особенности, предусматривающей два и более вида отопления в зоне действия гидроэлектростанций, электрическая энергия (мощность), поставляемая от дизельных электростанций и иных гарантирующих поставщиков населению и юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям, включая сельскохозяйственных товаропроизводителей,
осуществляющих свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия) на низком уровне напряжения;
экономически обоснованные тарифы - тарифы, установленные регулирующим органом, в соответствии с экономически обоснованными затратами ресурсоснабжающей организации;
льготные тарифы на коммунальные услуги - тарифы, установленные уполномоченным органом ниже экономически обоснованных тарифов;
субсидии - бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов в связи с установл ением льготных тарифов на коммунальные услуги, без учета НДС;
субсидируемые прочие потребители - льготные категории потребителей, указанные в подпунктах 3 и 4 части 1 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 1235-З N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение" (далее - Закон о льготных тарифах);
субсидируемый год - календарный год, на который заключается соглашение;
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка N 450-П, целью предоставления субсидии является поддержание платежеспособности льготной категории потребителей за потребленные жилищно-коммунальные услуги путем возмещения недополученных доходов или финансового обеспечения затрат Получателей субсидий в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
Главный распорядитель бюджетных средств - Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) (пункт 1.4. Порядка N 450-П).
Подпунктами а, б, г пункта 2.5, пункта 2.6 Порядка N 450-П установлены условия предоставления субсидии, такие как наличие установленного экономически обоснованного тарифа на коммунальные услуги; наличие установленного льготного тарифа на коммунальные услуги ниже экономически обоснованного тарифа; работа в РГИС ЖКХ; наличие документа, подтверждающего наличие договоров на поставку коммунальных ресурсов (услуг), заключенных между участником отбора и исполнителем, либо непосредственно со льготной категорией потребителей по льготным тарифам.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Таким образом, устанавливая для расчета размеры платы с населения тарифы ниже экономически обоснованных, субъект Российской Федерации (Республика Саха (Якутия), тем самым, автоматически порождает убытки для ресурсоснабжающих организаций, связанные с отсутствием возмещения расходов и затрат на производство, передачу и сбыт тепловой энергии.
Такого рода убытки не связаны с виновными действиями ответчика или иного субъекта, а обоснованы, как указал Конституционный суд, необходимостью реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию. При этом компенсация соответствующих убытков не ставится в зависимость от соблюдения каких-либо условий, а возмещается в связи с самим фактом поставки тепловой энергии по тарифам ниже экономически обоснованных.
В соответствии с пунктом 3.77 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства от 25.12.2013 N 475, пунктом 1.4. Порядка N450-П, главным распорядителем бюджетных средств в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения является именно Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия).
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) в рассматриваемом случае является надлежащим лицом, представляющим интересы Республики Саха (Якутия) в качестве ответчика.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что в данном случае, именно физические лица получали услуги теплоснабжения, оплачивали эти коммунальные услуги истцу, что подтверждается приходными кассовыми ордерами от N 28/1, 28/1-01,28/1-1, 28/1-2, 28/1-3, 28/1-4, 5/1, 5/1-1, лицевыми счетами, перерасчетами, в связи с чем истец, как оказавшее услуги физическим лицам по льготным тарифам, имело право на получение субсидии.
Представленный расчет, недополученного дохода в размере 3 113687,16 руб.судами проверен и признан верным, ответчиком возражений по его размеру не заявлено.
Исходя из фактических взаимоотношений истца и физических лиц, истца, третьего лица, ответчика, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что названная коммунальная услуга (теплоснабжение) оказывалась истцом физическим лицам, проживающим в жилых домах, и их надворным постройкам гаражам, баням, относящимся к домовладениям, истцу установлены экономически обоснованные тарифы, тарифы ниже экономически обоснованных для граждан, граждане оплачивали услуги по установленному тарифу, в связи с чем суд удовлетворяет требования истца о взыскании 3 113 687,16 рублей в возмещение недополученных им доходов.
Ответчик, третье лицо расчет, представленный истцом, проверили и признали математически верным.
Довод ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий" о том, что отсутствие спорных МКД при формировании тарифа исключает выплату субсидии, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в соответствии с п 1.2, 3.7.4.5 Порядка N 450-п отказ в выплате субсидии при отсутствии учета полезного отпуска спорных домов при расчете тарифа законодателем в сфере теплоснабжении не установлено. Данное ограничение имеется только в отношении ОКК водоотведения.
Истец обратился в суд с исковым заявлением 12.11.2021, что подтверждается штемпелем суда. При уточнении исковых требований истец исключил из исковых требований периоды за пределами исковых требований, с учетом сроков оплаты установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, направления истцом претензии 29.09.2021, истцом срок исковой давности за период сентябрь 2018 по декабрь 2020 года не пропущен.
Не учет домов при установлении тарифов, при фактической поставке тепловой энергии гражданам, получение от граждан оплаты по тарифам ниже экономически обоснованных, наличие у истца установленных экономически обоснованных тарифов, не лишает истца права получить возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на коммунальные услуги.
Фактическое наличие домов, строений подтверждается свидетельствами о праве собственности, выписками из ЕГРП, техническими паспортами на объекты, актом совместного осмотра от 16.08.2022, справкой администрации МО Ожулунский наслег от 11.07.2022 N 115.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 157 статьи Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 41 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Пунктом 49 Правил N 354 предусмотрено, что, если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, то потребитель дополнительно к рассчитанной в соответствии с пунктом 42 названных Правил плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается в соответствии с формулой 22 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Довод ответчика о не рассмотрении судом первой инстанции ходатайства о почерковедческой экспертизе отклонен судом апелляционной инстанции, как не соответствующий материалам дела.
Из определений об отложении судебного заседания от 05.07.2022, 26.07.2022, 16.08.2022 следует, что ответчику неоднократно было предложено обосновать ходатайство о назначении технической экспертизы, представить надлежащим образом, оформленное ходатайство о назначении судебнотехнической экспертизы по вопросу: Определить давность составления _.(указать наименование, реквизиты документа)?
Так же ответчику было разъяснено судом, что ходатайство о назначении экспертизы должно содержать сведения об экспертном учреждении, срок проведения экспертизы, стоимость экспертизы, сведения о лицах, которые могут произвести экспертизу (ФИО, их образование (дипломы с приложениями), стаж работы в должности экспертов, факт нахождения в трудовых отношениях экспертов с экспертной организацией), а также подтверждающие указанные сведения документы, перечень документов который подлежит направлению эксперту. В случае согласия экспертного учреждения на проведение экспертизы, внести оплату за проведение экспертизы на депозитный счет Арбитражного суда Республики Саха (Якутия). Образец заполнения платежного поручения для депозитного счета размещен на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) (http://yakutsk.arbitr.ru/process/duty/deposit).
Указанные требования ответчиком исполнены не были.
Кроме того, вопрос о необходимости проведения экспертизы согласно статье 82 АПК РФ относится к компетенции суда, разрешающего дело по существу, удовлетворение ходатайства о проведении экспертизы является правом, а не обязанностью суда, которое он может реализовать в случае, если с учетом всех обстоятельств дела придет к выводу о необходимости осуществления такого процессуального действия для правильного разрешения спора.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что тепловая энергия, потребленная надворными постройками, в том числе банями, гаражами относящимся к домовладению, являющимся составной частью коммунальной услуги по отоплению, потребленной в домовладении должна считаться по тарифу для населения, что также подтверждается ответом Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 29.07.2022 N 23/04ю-2487.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2022 года по делу N А58-8052/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.