г. Чита |
|
16 января 2023 г. |
Дело N А19-7795/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Басаева Д.В., Антоновой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 октября 2022 года по делу N А19-7795/2022 по заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области (ИНН 3808170859, ОГРН 1073808028194) к обществу с ограниченной ответственностью "Леспроект" (ИНН 3849070356, ОГРН 1183850026690) об обязании выполнить противопожарные мероприятия,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Леспроект" (далее - ответчик, ООО "Леспроект") об обязании выполнить мероприятия по противопожарному обустройству лесов по договору аренды лесного участка N 91-341/12 от 13.12.2012, а именно осуществить строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, протяженностью 0,9 км в лесном квартале 198, выделах 1,5,6 Алексеевской дачи, Киренского участкового лесничества, Киренского лесничества, в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу; о взыскании неустойки по договору N 91-341/12 от 13.12.2012 за невыполнение противопожарных мероприятий в размере 1 575 538, 96 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 октября 2022 года по делу N А19-7795/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 октября 2022 года по делу N А19-7795/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, поскольку на каждом обследуемом участке выполняется не менее четырёх фотофиксаций, соответственно, указанные одинаковые координаты в акте, а так же приложенные фотоматериалы являются доказательством соблюдения законодательства РФ. Таким образом, по мнению истца, акт N 30 составлен в полном соответствии с законодательством РФ, является относимым и допустимым доказательством и должен быть принят во внимание.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором ответчик выводы суда первой инстанции поддержал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 18.11.2022.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Агентством лесного хозяйства Иркутской области (арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Лесопильнодеревообрабатывающий комплекс Игирма" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 13.12.2012 N 91-341/12 (далее - договор от 13.12.2012 N 91-341/12), в соответствии с которым Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять в возмездное временное пользование лесной участок, расположенный на землях лесного фонда, имеющий местоположение: Иркутская область, Киренский район, Киренское лесничество, эксплуатационные леса, Киренское участковое лесничество, Алексеевская дача, кварталы N N 144, 145, 167-172, 191-198, 216-223, Ичерское участковое лесничество, Ичерская дача, кварталы NN 68 ч, 69 ч, 94 ч-97 ч, 122, 125 ч, 126, 151 ч-154 ч, 155, 156, 175, 176, 179 ч-181 ч, 182-185, 204, 205, 206 ч, 207 ч, 234 ч, 266 ч, 291 ч, 292, 293, общей площадью 44 898,6 га, в границах, указанных в: акте натурного технического обследования лесного участка от 04.10.2012, утвержденного агентством лесного хозяйства Иркутской области 30.10.2012 (приложение N 2 к Договору); плане лесного участка (схеме) с номером учетной записи в государственном лесном реестре 657- 2009-11 (приложение N 3 к Договору); (далее - Участок) в целях использования лесов для заготовки древесины. Возможный ежегодный объем заготовки древесины при рубке спелых и перестойных насаждений в эксплуатационных лесах по сплошным рубкам составляет всего 71,0 тыс. м ликвидной древесины, в том числе 64,0 тыс. м по хвойному хозяйству.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи.
Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 N 178-пп с 15.06.2016 агентство лесного хозяйства Иркутской области переименовано в министерство лесного комплекса Иркутской области.
Впоследствии, права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка от 13.12.2012 N 91-341/12 перешли к ООО "Леспроект".
В соответствии с пунктом 5.4.8. договора от 13.12.2012 N 91-341/12, арендатор обязан обеспечить противопожарное обустройство, наличие противопожарного оборудования, средств тушения лесных пожаров согласно норм, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 22.12.2008 N 549 "Об утверждении Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов.
Согласно проекту освоения лесов, разработанному ответчиком, арендатор обязан осуществить мероприятия по противопожарному обустройству лесов, в том числе выполнить строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, протяженностью 0,9 км.
Министерство, предъявляя заявленные требования, ссылается на невыполнение ответчиком мероприятий по противопожарному обустройству (строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, протяженностью 0,9 км.) на лесном участке, предоставленном в аренду, выделе 1,5,6 квартала 198 Алексеевской дачи Киренского участкового лесничества Киренского лесничества.
Пунктом 6.3 договора от 13.12.2012 N 91-341/12 предусмотрено, что в случае неисполнения обязательств, предусмотренных п.п. 5.4.5., 5.4.6., 5.4.7., 5.4.8., 5.4.10., 5.4.17 Договора, Арендатор обязан уплатить Арендодателю неустойку в размере 0,1% от размера годовой арендной платы, за каждый день просрочки до момента полного исполнения соответствующего обязательства. Уплата неустойки не освобождает Арендатора от исполнения обязательства в натуре.
В порядке досудебного урегулирования спора истец направил в адрес ответчика претензию от 23.12.2021 N 02-91-18279/21.
Однако требования министерства ответчиком в установленный срок не исполнены, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
Согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 ГК РФ, либо иными способами, установленными законом.
Как следует из заявленных требований, истцом избран способ защиты гражданского права - понуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
В силу статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Часть 1 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случае, если федеральными законами допускается осуществление заготовки древесины федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу части 2 статьи 55, части 4 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации, приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов определяет объем соответствующих лесовосстановительных мероприятий и утверждается на основании материалов лесоустройства.
В силу частей 1, 4 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с частью 1 статьи 53.1. Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Перечень мер противопожарного обустройства лесов приведен в части 2 статьи 53.1. Лесного кодекса Российской Федерации, в данный перечень включены в том числе: строительство, реконструкция и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 N 28 "О мерах противопожарного обустройства лесов" определено, что к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в части 2 статьи 53.1. Лесного кодекса Российской Федерации, относится, в том числе, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление (уход).
Согласно пункту 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 "а" противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Таким образом, осуществление противопожарных мероприятий, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке является публично-правовой обязанностью лесопользователя.
В соответствии с проектом освоения лесов, разработанном ответчиком, арендатор обязан осуществить мероприятия по противопожарному обустройству лесов, в том числе выполнить строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, в лесном квартале 198, выделах 1,5,6 Алексеевской дачи, Киренского участкового лесничества, Киренского лесничества протяженностью 0,9 км.
Как установлено судом, истец, предъявляя требования, указал, что в рамках исполнения Государственного задания N 053-00004-21-00 от 17.12.2020, утверждённого Федеральным агентством лесного хозяйства по государственной инвентаризации лесов, в части оценки качества проведения и эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, выявлено нарушение условий договора, а также требований действующего законодательства, ООО "ЛЕСПРОЕКТ" не выполнило мероприятия по противопожарному обустройству на лесном участке, предоставленном в аренду, а именно не выполнило строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, протяженностью 0,9 км.
В подтверждение данного довода истец ссылался на акт натурного осмотра лесного участка с оценкой качества выполнения лесохозяйственного мероприятия (использования лесов) от 03.08.2021 N 30.
Оценивая представленный министерством акт натурного осмотра лесного участка с оценкой качества выполнения лесохозяйственного мероприятия (использования лесов) от 03.08.2021 N 30, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.2011 N 472 утверждены методические рекомендации по проведению государственной инвентаризации лесов (далее - методические рекомендации).
В соответствии с части 4 раздела 1 Методических рекомендаций при проведении государственной инвентаризации лесов должны использоваться только сертифицированные или разрешенные для использования в Российской Федерации измерительные приборы и программное обеспечение.
Согласно пункту 7 части 2.3 раздела 4 Методических рекомендаций в процессе проведения натурных обследований производится обязательное фотографирование площади обследуемого лесного участка в характерных местах проверяемого мероприятия с фиксацией координат. Фотосъемкой (аппаратами с разрешающей способностью не хуже 10 Мп) фиксируется дата (таймер на фото). На каждом обследуемом лесном участке выполняется не менее четырех фотофиксаций участка, одна из которых выполняется с привязкой к лесоустроительным и лесохозяйственным знакам, а при их отсутствии - к ясно опознаваемым ориентирам. При необходимости отображения всех выявленных при оценке нарушений выполненного мероприятия число фотофиксаций может быть увеличено до восьми.
Судом установлено, что в акте натурного осмотра лесного участка с оценкой качества выполнения лесохозяйственного мероприятия (использования лесов) от 03.08.2021 N 30 указаны 4 точки координат, однако координаты точек 1,2,3,4 совпадают.
Согласно части 1 приложения N 29 к Методическим рекомендациям работы по строительству и реконструкции лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, включают в себя: корчевание пней в створе проезжей части, расчистку и выравнивание дорожного полотна, устройство гатей, переездов (мостов) через канавы, ручьи и т.п.
При оценке мероприятий по строительству, содержанию и реконструкции лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров необходимо определить:
- местоположение, протяженность участка с выполненным мероприятием;
- качество выполненного мероприятия.
Местоположение участка в натуре определяется по проекту строительства лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров или другим отчетным материалам. Далее производится определение протяженности участка построенной (реконструированной) дороги. Протяженность определяется с точностью до 0,01 км.
Для определения ширины проезжей части на всей протяженности проверяемого участка через равные расстояния производится 5 - 10 измерений.
Таким образом, учитывая, что акт натурного осмотра лесного участка с оценкой качества выполнения лесохозяйственного мероприятия (использования лесов) от 03.08.2021 N 30 таких замеров не содержит, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, что в данном случае невозможно установить строительство противопожарной дороги не произведено в принципе либо протяженностью меньше, чем установлено в проекте освоения лесов.
При этом, согласно акту приемки работ по строительству и ремонту дорог противопожарного назначения, устройству противопожарных барьеров и уходу за ними в Киренском лесничестве от 30.12.2020, министерством приняты мероприятия по строительству дорог в лесном квартале 198, выделах 1,5,6 Алексеевской дачи, Киренского участкового лесничества, Киренского лесничества.
Кроме того, в процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции, истцом проведен осмотр лесного участка, в результате которого установлено, что на лесном участке, расположенном в квартале 198, выделах 1,5,6 Алексеевской дачи, Киренского участкового лесничества, Киренского лесничества выполнено строительство дороги противопожарного назначения протяженностью 0,9 км., о чем составлен акт натурного осмотра от 09.08.2022 N 34.
На фотоснимках, приложенных к акту натурного осмотра от 09.08.2022 N 34, усматривается наличие дороги противопожарного назначения.
Таким образом, оснований полагать, что ответчиком не соблюдены договорные обязательства в части строительства лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, протяженностью 0,9 км, с учетом не оспоренного истцом акта приемки работ по строительству и ремонту дорог противопожарного назначения, устройству противопожарных барьеров и уходу за ними в Киренском лесничестве от 30.12.2020, у суда первой инстанции не имелось.
Апелляционный суд, поддерживая выводы суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, поскольку они не содержат фактических обстоятельств, опровергающих правильность выводов суда.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 октября 2022 года по делу N А19-7795/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-7795/2022
Истец: Министерство лесного комплекса Иркутской области
Ответчик: ООО "ЛесПроект"