г. Киров |
|
16 января 2023 г. |
Дело N А28-2281/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Кутявиной А.В., действующей на основании доверенности от 07.12.2022;
представителя третьего лица - Исуповой Н.С., действующей на основании доверенности от 10.01.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Киров"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 28.10.2022
по делу N А28-2281/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Киров" (ОГРН 1024301307084; ИНН 4345010511)
к государственной жилищной инспекции Кировской области
(ОГРН 1024301334089; ИНН 4345049124)
при участии в деле третьего лица общества с ограниченной ответственностью "СемиГрад" (ОГРН 1184350006862; ИНН 4312154557)
о признании недействительным предостережения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Киров" (далее - заявитель, Общество, ООО "Газпром межрегионгаз Киров") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предостережения Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, Инспекция, ГЖИ Кировской области) от 24.01.2022 N 7.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "СемиГрад" (далее - третье лицо, ООО "СемиГрад").
Решением Арбитражного суда Кировской области от 28.10.2022 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Газпром межрегионгаз Киров" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым требования Общества удовлетворить.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что Инспекцией не было представлено доказательств, что именно ООО "Газпром межрегионгаз Киров" размещало в ГИС ЖКХ недостоверную информацию. По мнению подателя жалобы, Приказ Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Приказ N 74/114/пр) не устанавливает обязанность и полномочия ресурсоснабжающей организации изменять данные о жилых домах, помещениях в многоквартирном доме и лицевых счетах, занесенные в систему. Общество указывает на невозможность исполнения оспариваемого предостережения.
Более подробно позиция заявителя изложена в апелляционной жалобе.
ГЖИ Кировской области, ООО "СемиГрад" представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых опровергают приведенные в ней доводы, просят оставить обжалуемое решение суда без изменения, а жалобу-без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 09.12.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 10.12.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержала требования жалобы, представитель ООО "СемиГрад" мотивированно отклонила доводы жалобы, считает решение суда законным.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела, в Инспекцию поступило обращение ООО "СемиГрад" от 29.11.2021, содержащее информацию о возможном размещении лицом, осуществляющим поставки ресурсов (ООО "Газпром межрегионгаз Киров"), в ГИС ЖКХ недостоверных сведений, которые необходимы для предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах.
ГЖИ Кировской области письмом от 06.12.2021 направило Обществу запрос с указанием рассмотреть информацию ООО "СемиГрад", в случае подтверждения недостоверности размещения информации в системе, принять исчерпывающие меры по устранению несуществующих помещений в многоквартирных домах; доказательства устранения недостоверных сведений представить в Инспекцию до 17.12.2021.
В ответ на запрос ГЖИ Кировской области ООО "Газпром межрегионгаз Киров" направило письмо от 17.12.2021 N 13-01-07/2046 о принятии мер по устранению (удалению) несуществующих помещений в МКД в ГИС ЖКХ с приложением соответствующих скриншотов.
Рассмотрев обращение ООО "СемиГрад", Инспекция на основании статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) объявила предостережение ООО "Газпром межрегионгаз Киров" о недопустимости нарушения обязательных требований и предложила принять меры по устранению нарушений нормативных требований, установленных Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ), пунктами 2.1.5, 2.1.17, 3.3 раздела 8 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Приказ N 74/114/пр), в случае установления размещения в ГИС ЖКХ недостоверной информации о жилых (нежилых) помещениях, лицевых счетах, присвоенных данным помещениям и данных об индивидуальных приборах учета, установленных в указанных помещениях в отношении МКД, согласно приложению. В срок до 04.04.2022 представить в Инспекцию уведомление об исполнении предостережения с указанием сведений о принятых мерах. К предостережению приложен перечень МКД.
Полагая, что предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 24.01.2022 N 7 противоречит требованиям закона и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предостережение носит профилактический характер, не нарушает права и охраняемые законом интересы ООО "Газпром межрегионгаз Киров" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на Общество обязанности, не предусмотренные действующим законодательством, соответствует требованиям законности и исполнимости.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей заявителя и третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, апелляционный суд приходит к выводу о законности оспариваемого предостережения ГЖИ Кировской области.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда.
Одним из обязательных требований является соблюдение исполнителями коммунальных услуг положений Закона N 209-ФЗ, в том числе соблюдение требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в ГИС ЖКХ.
Таким образом, Инспекция наделена полномочиями на проведение мероприятий по контролю за соблюдением ресурсоснабжающими организациями требований Закона N 209-ФЗ и Приказа N 74/114/пр.
На основании части 1 статьи 45 Закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы могут проводить профилактические мероприятия в виде объявления предостережения.
Целями профилактических мероприятий является стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами; устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона N 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение является документом, информирующим контролируемое лицо об обстоятельствах, которые могут привести к нарушению обязательных требований.
При этом согласно частям 1 и 2 статьи 8 Закона N 248-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований.
Изложенное свидетельствует, что предостережение является профилактическим мероприятием, цель которого не привлечь к ответственности контролируемое лицо, а принять меры по недопущению в будущем нарушений обязательных требований, которые могут повлечь для контролируемого лица применение в отношении него уже конкретных мер административного принуждения.
Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении регулируются Законом N 209-ФЗ.
Целью указанного выше закона является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве (часть 2 статьи 1 Закона N 209-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 209-ФЗ государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства - это единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
Пунктом 2 статьи 2 Закона N 209-ФЗ определено, что субъектами, размещающими информацию в системе, именуемыми поставщиками информации, являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с Законом N 209-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.
Виды информации, подлежащей размещению в ГИС ЖКХ, перечислены в статье 6 Закона N 209-ФЗ, а в статье 7 - перечень поставщиков этой информации и сведения о том, какую именно информацию обязаны публиковать конкретные лица - участники информационного взаимодействия.
Как следует из части 19 статьи 7 Закона N 209-ФЗ, виды информации, обязательные для размещения в ГИС ЖКХ лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, предоставляющими коммунальные услуги, предусмотрены пунктами 1, 2, 6, 7, 11, 22, 24, 25, 27, 31, 33, 40 части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ.
Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ установлены Приказом N 74/114, содержащим для каждого поставщика информации отдельный раздел, в котором конкретизирован состав размещаемой информации.
Согласно пунктам 2.1.5, 2.1.17, 3.3 раздела 8 Приказа N 74/114/пр размещению в ГИС ЖКХ лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома подлежит информация:
- об адресах жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, жилых домов (домовладений);
- о лицевых счетах, присвоенных собственникам и пользователям жилых (нежилых) помещений в многоквартирном доме, жилых домов, по каждому жилому (нежилому) помещению в многоквартирном доме, жилому дому (домовладению);
- об установленных индивидуальных приборах учета в жилых, нежилых помещениях в многоквартирном доме, жилом доме (домовладении), общих (квартирных) и комнатных приборах учета, и сведения об отсутствии технической возможности установки приборов учета либо об отказе в допуске к приборам учета.
Как следует из материалов настоящего дела, при рассмотрении поступившего в ГЖИ по Кировской области обращения ООО "СемиГрад" на предмет нарушения обязательных требований, установленных Приказом N 74/114/пр, Инспекция направила в ООО "Газпром межрегионгаз Киров" сведения о недостоверности размещения информации в ГИС ЖКХ, письмом от 17.12.2021 Общество сообщило об устранении недостоверных сведений в отношении помещений, указанных в обращении третьего лица. В связи с чем, выявив возможные признаки нарушений требований Закона N 209-ФЗ и пунктов 2.1.5, 2.1.17, 3.3 раздела 8 Приказа N 74/114/пр в части некорректного размещения информации о помещениях, лицевых счетах, принадлежащих помещениям, и данных об индивидуальных приборах учета в отношении МКД, Инспекция объявила ООО "Газпром межрегионгаз Киров" предостережение от 24.01.2022 N 7.
Доводы Общества о нарушении вынесенным предостережением прав и законных интересов заявителя в сфере его экономической деятельности, поскольку исполнение предостережения силами ООО "Газпром межрегионгаз Киров" потребует необоснованное отвлечение сил и средств Общества, подлежат отклонению. Общество, являясь поставщиком услуги, обязано соблюдать требования Закона N 209, Приказа N 74/114/пр, не допускать размещение недостоверной информации о жилых (нежилых) помещениях, лицевых счетах, присвоенных данным помещениям и данных об индивидуальных приборах учета, а также обязано выявлять и устранять нарушения требований Приказа N 74/114/пр самостоятельно, вне зависимости от действий контрольно-надзорных органов.
Указание на отсутствие доказательств, подтверждающих наличие у Инспекции сведений о нарушениях обязательных требований или признаках нарушений, опровергается материалами настоящего дела. В отношении помещений, указанных в обращении третьего лица от 29.11.2021, ООО "Газпром межрегионгаз Киров" приняты меры по устранению (удалению) несуществующих помещений в МКД в ГИС ЖКХ. Оспариваемое предостережение направлено на недопущение нарушения впредь. Его содержание отвечает законодательно установленным целям выдачи предостережения. Предостережение является исполнимым, срок исполнения достаточным. Право подачи возражений в предостережении разъяснено.
Доводы подателя жалобы, что ГЖИ по Кировской области имела возможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия, также подлежат отклонению. Как было указано выше, Законом N 248-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы заявителя жалобы, однако они не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняются судом апелляционной инстанции.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 28.10.2022 по делу N А28-2281/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Газпром межрегионгаз Киров" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1 500 рублей. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная ООО "Газпром межрегионгаз Киров" по платежному поручению от 18.11.2022 N 10778 государственная пошлина в сумме 1 500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 28.10.2022 по делу N А28-2281/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Киров" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Киров" (ОГРН 1024301307084; ИНН 4345010511) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 18.11.2022 N 10778.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-2281/2022
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Киров"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кировской области
Третье лицо: ООО "СемиГрад"