г. Пермь |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А60-47043/2022 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шаламовой Ю.В.
рассмотрел без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу
ГУ - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Свердловской области,
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 01 ноября 2022 года по делу N А60-47043/2022,
принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению ГУ - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187, ОГРН 1026605235623)
к ИП Паластрову Ивану Владимировичу (ИНН 666400355476, ОГРНИП 304667431400324)
о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
ГУ - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее - истец, отделение Фонда, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ИП Паластрову Ивану Владимировичу (далее - ответчик, ИП Паластров И.В., страхователь) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (дополняющая) за август 2018 г. в размере 500 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.11.2022, принятым в порядке упрощенного производства, (резолютивная часть от 24.10.2022), в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить. Заявитель жалобы настаивает на том, что судом первой инстанции были допущены существенные нарушения норм материального права: неправильно истолкованы и не применены нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, не исследованы фактические обстоятельства дела, не дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам. Так, отмечает, что страхователем ИП Паластровым И.В. сведения по форме СЗВ-М за август 2018 года были представлены 17.09.2018, то есть в установленный срок. Страхователю был направлен Протокол проверки отчетности и Уведомление от 17.09.2018 о необходимости устранении ошибок в течение 5 рабочих дней. Сведения за август 2018 года по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" на 1 застрахованное лицо были представлены страхователем 03.10.2018, по истечении установленного срока, соответственно, основания для освобождения страхователя от применения финансовых санкций за представление недостоверных сведений отсутствуют.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции в порядке ст. 124 АПК РФ уточняет наименование истца на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 17.09.2018 ИП Паластровым И.В. в отделение Фонда представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы "исходная") за август 2018 года с соблюдением установленных законодательством сроков, но содержащие недостоверные сведения в отношении 1 застрахованного лица - Чжань ЧуньЦзань.
В адрес страхователя отделением Фонд 17.09.2018 направлены протокол проверки отчетности и уведомление о необходимости устранения ошибок в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
03.10.2018 по телекоммуникационным каналам связи от ИП Паластрова И.В. в Фонд поступили сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая", содержащие исправленные сведения.
По данному факту Фондом составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете системе обязательного пенсионного страхования, от 21.03.2019 N 075S18190009766.
По результатам рассмотрения указанного акта Фондом в отношении ИП Паластрова И.В. вынесено решение от 18.04.2019 N 075S19190011466 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (неполнота и недостоверность сведений), предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), которым предпринимателю назначены финансовые санкции в виде штрафа в размере 500 руб. за представление страхователем недостоверных сведений в отношении 1 застрахованного лица.
В адрес страхователя выставлено требование о добровольной уплате штрафа от 16.05.2019 N 075S01190015109.
Поскольку добровольно требование об уплате штрафа страхователем не было исполнено, истец обратился в арбитражный суд с иском о принудительном взыскании финансовой санкции.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящем случае страхователь, представив дополняющие сведения, исправил ранее допущенную ошибку, реализовав свое право на уточнение (исправление) представленных сведений, самостоятельно откорректировав их путем представления в отделение Фонда дополнительных сведений, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Истец по доводам жалобы настаивает на том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ юридические лица являются страхователями.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ и Инструкцией N 766 страхователю предоставлено право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в отношении застрахованных лиц.
При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (абзац 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно абзацу 2 пункта 39 Инструкции N 766н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Аналогичные положения содержит действующий с 27.07.2020 Приказ Минтруда России от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах".
Судом по материалам дела установлено, что 17.09.2018 страхователем своевременно представлены сведения по форме N СЗВ-М за август 2018 года на застрахованных лиц, в числе которых представлены недостоверные сведения о застрахованном лице - Чжань ЧуньЦзань.
В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что отделением Фонда 17.09.2018 по телекоммуникационным каналам связи в составе протокола проверки отчетности направлено уведомление об исправлении сведений в отношении указанного застрахованного лица в течение 5 рабочих дней. Получив уведомление, страхователь не исправил сведения в 5-дневный срок, а представил верные данные (дополняющая форма N СЗВ-М) лишь 03.10.2018, то есть с нарушением 5-дневного срока, согласованного со страховщиком, указанные действия страхователя правильно квалифицированы страховщиком по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ как представление страхователем недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, и страховщиком правомерно применены финансовые санкции в размере 500 руб.
Между тем, как установлено ранее, датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Однако, факт получения ИП Паластровым И.В уведомления Фонда от 17.09.2018 о необходимости устранения ошибок в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета не подтвержден, протокол проверки, предоставленный Фондом в материалы электронного дела, таких сведений не содержит. Фактически протокол проверки содержит информацию об отправке уведомления, но не о дате его получения.
Иных доказательств, позволяющих установить дату получения страхователем уведомления, Фонда материалы дела не содержат.
Таким образом, заявителем жалобы не опровергнуто, что в настоящем случае страхователь выявил и устранил допущенную ошибку в отношении одного застрахованного лица самостоятельно, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанная правовая позиция изложена, в том числе, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975.
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности отделением Фонда не подтверждена, отказ суда во взыскании с ответчика финансовой санкции является законным и обоснованным.
Доводы Управления, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются, как документально не подтвержденные, выводов суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 ноября 2022 года по делу N А60-47043/2022, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Ю.В. Шаламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-47043/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Паластров Иван Владимирович