г. Хабаровск |
|
17 января 2023 г. |
А73-12760/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Воронцова А.И., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кляузер М.А.
при участии в заседании:
представителя Комитета администрации города Хабаровска по управлению Центральным районом Полынцевой М.М. по доверенности от 2 ноября 2022 года N 1.1.29-273
представителя индивидуального предпринимателя Гасымова Ш.Г. оглы Гук С.П. по доверенности от 17 марта 2022 года
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета администрации города Хабаровска по управлению Центральным районом
на решение от 30 сентября 2022 года
по делу N А73-12760/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Комитета администрации города Хабаровска по управлению Центральным районом
к индивидуальному предпринимателю Гасымову Шафиаддину Герай оглы
об освобождении земельного участка от нестационарного торгового объекта
третьи лица без самостоятельных требований - Департамент муниципальной собственности администрация города Хабаровска, администрация города Хабаровска в лице Управления торговли, питания и бытового обслуживания
установил: Комитет администрации города Хабаровска по управлению Центральным районом обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к индивидуальному предпринимателю Гасымову Шафиаддину Герай оглы об освобождении в течение пяти дней со дня вступления решения в законную силу земельного участка с кадастровым номером 27:23:0030201:151, расположенного в Центральном районе города Хабаровска по ул. Ленинградской, путем демонтажа и вывоза нестационарного торгового объекта (НТО) - торгового павильона.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечен департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - департамент), администрация города Хабаровска в лице управления торговли, питания и бытового обслуживания (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26 ноября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2022 года, исковые требование удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 июля 2022 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30 сентября 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение отменить, приняв новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование указано, что наличие информации об НТО, принадлежащего ответчику, в схеме размещения НТО не дает правовых оснований для размещения НТО на земельном участке; основанием возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является договор аренды; положениями части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не предусмотрено право субъекта предпринимательской деятельности, разместившего НТО, пользоваться указанным объектом неопределенный срок, схема размещения НТО определяет лишь потенциальную возможность размещения НТО в каком-либо месте; судом не принято во внимание такое существенное обстоятельство как нахождение НТО в охранной зоне инженерных сетей, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика, заявил о несостоятельности доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил оставить обжалуемое решение суда без изменения как законное и обоснованное.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Управление в отзыве поддержало доводы апелляционной жалобы, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030201:151 по ул. Ленинградская в г. Хабаровске расположен НТО, принадлежащий ответчику.
Указанный НТО передан ответчику в аренду на основании договора аренда от 21 июня 2012 года N 267.
Срок действия договора определен с 21 июня 2012 года по 24 апреля 2013 года.
Договор заключен на основании постановления администрации города г. Хабаровска от 25 мая 2012 года N 2217 "О предоставлении индивидуальному предпринимателю Гасымову Ш.Г. земельного участка для установки движимой вещи - торгового павильона в Центральном районе".
Указанный договор аренды расторгнут.
31 июля 2015 года на основании постановления администрации города г. Хабаровска от 28 июля 2015 года N 2618 между Департаментом и ответчиком заключен новый договор аренды N 265 земельного участка с кадастровым номером 27:23:0030201:151 площадью 40,0 кв. м, расположенного в Центральном районе г. Хабаровска по ул. Ленинградской, для использования под торговый павильон.
31 июля 2021 года сторонами договора подписан акт приема-передачи земельного участка. Срок действия договора определен с 31 июля 2015 года по 30 июля 2016 года.
Договор прошел государственную регистрацию в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю (регистрационная запись от 17 август 2015 года).
В связи с истечением срока действия договор аренды от 31 июля 2015 года N 265 прекращен.
Новый договор аренды земельного участка не заключался.
По результатам проведения мероприятий, указанных в пунктах 2.1, 2.2 Порядка взаимодействия структурных подразделений администрации города Хабаровска по выявлению и демонтажу неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного постановлением администрации города Хабаровска от 17 июня 2020 года N 1926, управлением торговли выявлен факт неправомерного размещения (в отсутствие соответствующей разрешительной документации) павильона по адресу: г. Хабаровске, ул. Ленинградская д. 28В, принадлежащего ответчику.
По результату осмотра составлен акт от 18 мая 2021 года N 206 о выявлении неправомерно размещенного НТО.
Сведения о данном НТО в соответствии с пунктами 2.1, 2.7 указанного Порядка управлением торговли внесены в единый реестр неправомерно размещенных НТО, выявленных на территории городского округа "Город Хабаровск" в информационно-телекоммуникационной сети интернет (www.khabarovskadm.ru) в разделе "Управление торговли, питания и бытового обслуживания", вкладка "Иная информация".
В соответствии с пунктами 2.4, 2.6 Порядка управлением торговли 18 мая 2021 года размещено требование N 206 о демонтаже неправомерно размещенного НТО на территории городского округа "Город Хабаровск" в срок до 17 июня 2021 года.
По состоянию на 17 июня 2021 года спорный НТО в добровольном порядке ответчиком не демонтирован, земельный участок от НТО не освобожден, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в иске, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующими мотивами.
В соответствии с предписаниями Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Уставом городского округа "Город Хабаровск" к вопросам местного значения отнесено осуществление земельного контроля за использованием земель города Хабаровска.
Согласно пунктам 1.1, 2.4, 2.4.3 Положения о Комитете администрации города Хабаровска по управлению районом, утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 29 ноября 2016 года N 464, Комитет является органом администрации города Хабаровска, обладающим компетенцией в сфере землепользования, в том числе по организации работы по демонтажу и вывозу самовольно установленных или с истекшим сроком размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка взаимодействия структурных подразделений администрации города Хабаровска по выявлению и демонтажу неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного Постановлением администрации города Хабаровска от 17 июня 2020 года N 1926 (далее - Порядок), Управление торговли наделено полномочиями по выявлению неправомерно размещенных НТО на территории города Хабаровска.
Пунктом 3.3 Порядка предусмотрено, что Управление торговли в течение трех рабочих дней со дня окончания срока, отведенного на добровольный демонтаж неправомерно размещенного НТО, проверяет исполнение требования о демонтаже путем выезда на место размещения, составляет акт об исполнении/неисполнении требования о демонтаже неправомерно размещенного НТО с приложением соответствующих фотоматериалов.
Согласно пункту 3.4 Порядка Управление торговли в течение трех рабочих дней со дня составления направляет акт неисполнения в Комитет. Комитет на основании акта неисполнения в течение 15 календарных дней со дня получения готовит и направляет исковое заявление о понуждении правообладателя НТО к освобождению земельного участка от НТО.
Комитет является субъектом, обладающим полномочиями по инициированию судебных разбирательств по вопросу о демонтаже НТО.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно положениям статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
Одним из приоритетов нормативного регулирования соответствующих отношений является исключение ситуаций частичного или полного использования земельных участков и территорий без надлежащего оформления правовых оснований.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения НТО.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В соответствии со статьей 10 Закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение данного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для размещения НТО на землях или земельных участках, находящихся в публичной собственности, является схема размещения НТО в соответствии с Законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ.
Наличие информации об НТО в схеме размещения НТО, утвержденной в установленном порядке, является достаточным основанием для размещения такого НТО на земельном участке, находящемся в публичной собственности.
Утверждение схемы размещения НТО, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Постановлением правительства Хабаровского края от 4 мая 2011 года N 128-пр утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления Хабаровского края (далее - Порядок N 128-пр), пунктом 2.5 которого предусмотрено, что разработка схемы осуществляется на основании результатов инвентаризации размещенных нестационарных торговых объектов и объектов, установка и размещение которых было разрешено (согласовано или иным образом санкционировано) до принятия решения о разработке схемы.
Согласно пункту 1.3 данного Порядка включению в схему подлежат места для размещения, в том числе торговые павильоны.
Пунктом 2.7 Порядка N 128-пр предусмотрено, что в схему включаются размещенные НТО, определенные по результатам инвентаризации, и НТО, планируемые к размещению.
Впервые схема размещения НТО на территории городского округа "Город Хабаровск" утверждена постановлением администрации от 21 октября 2011 года N 3517.
Судом установлено, что по обращению заявителя от 26 июля 2011 года N 191-дв конкурсной комиссией по рассмотрению заявлений физических и юридических лиц о намерениях по установке (организации) движимых вещей или мест временного хранения автотранспорта принято решение, оформленное протоколом от 5 августа 2011 года N 215, утвержденное департаментом архитектуры, строительства и землепользования, о переносе торгового павильона на земельном участке общей площадью 40 кв. м с ул. Ленина на ул. Ленинградскую, 28 г. Хабаровска без торгов (аукциона) в связи с необходимостью решения администрацией города вопросов местного значения в соответствии с пунктом 7.1 постановления администрации г. Хабаровска от 22 сентября 2010 года N 3008.
Таким образом, размещение спорного НТО ответчика согласовано ответчику до утверждения схемы.
В период действия договоров аренды от 21 июня 2012 года N 267, от 31 июля 2015 года N 265 ответчик размещал НТО на земельном участке на законном основании.
Как следует из размещенной публичной общедоступной информации, спорный НТО включен в схему размещения, утвержденную постановлением администрации г. Хабаровска от 26 декабря 2017 года N 4359, сроком на три года.
Спорный НТО включен в схему размещения НТО, утвержденную постановлением администрации г. Хабаровска от 21 декабря 2020 года N 4225, сроком на три года. В указанную схему внесены изменения постановлениями администрации г. Хабаровска от 5 мая 2021 года N 1701, от 13 сентября 2021 года N 3518 и в настоящем, постановлением от 24 марта 2022 года N 993.
Судом установлено, что сведения о спорном НТО по настоящее время значатся в строках - 55, 57, 60, соответственно.
Согласно пункту 7.2.10 Порядка размещения НТО на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного постановлением администрации г. Хабаровска от 16 декабря 2015 года N 4317, освободить занимаемую площадь земли или земельного участка путем демонтажа возможно, в том числе в случае несоответствия НТО требованиям схемы размещения.
Доказательств неправомерного включения спорного НТО в указанную схему размещения, его исключения из действующей схемы в предусмотренном порядке, а также внесение в нее изменений, либо предоставления указанного места иному лицу, суду не представлено.
Согласно пункту 1.3 Порядка взаимодействия структурных подразделений администрации города Хабаровска по выявлению и демонтажу неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного постановлением администрации г. Хабаровска от 17 июня 2020 года N 1926, неправомерно размещенный НТО - размещенный с нарушением утвержденной постановлением администрации города Хабаровска Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск", а также в отсутствие договора на размещение НТО, договора пользования местом размещения НТО (далее - правоустанавливающие документы на размещение НТО).
В силу указанной нормы для признания НТО неправомерно размещенным требуется совокупность двух признаков: отсутствие в Схеме размещения и отсутствие правоустанавливающих документов (в подтверждение представлено заключением специалиста-филолога Мехтиева В.Г. и специалиста Яссмана В.П.).
Между тем, спорный НТО находится в Схеме размещения НТО на территории г. Хабаровска с 2017 года и по настоящее время не исключен.
Постановлением администрации г. Хабаровска от 24 марта 2022 года N 993 спорный НТО неизменно остался в Схеме размещения с прежними данными (в Центральном районе в списке под N 60) также с неограниченным сроком размещения.
Дав правильную оценку собранным по делу доказательствам по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом обоснованно признан недоказанным факт неправомерного размещения ответчиком спорного НТО.
Заявленные в апелляционной жалобе доводы свидетельствуют о несогласии заявителя с оценкой доказательств и результатами этой оценки, противоречат применимым нормам права.
Доводы жалобы о нахождении НТО в охранной зоне инженерных сетей судебной коллегией не приняты, поскольку ответчиком доказано, что кабели высокого напряжения проходят в обход торгового павильона.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30 сентября 2022 года по делу N А73-12760/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12760/2021
Истец: КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА ПО УПРАВЛЕНИЮ ЦЕНТРАЛЬНЫМ РАЙОНОМ
Ответчик: ГАСЫМОВ ШАФИАДДИН ГЕРАЙ ОГЛЫ
Третье лицо: Администрация города Хабаровска в лице Управления торговли, питания и бытового обслуживания, Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2023 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6537/2022
30.09.2022 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-12760/2021
26.07.2022 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2223/2022
15.03.2022 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-146/2022
26.11.2021 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-12760/2021