г. Киров |
|
16 января 2023 г. |
Дело N А29-4741/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя жалобы - Зябировой Р.Ш. по доверенности от 22.11.2022,
от истца - Алеевой Т.К. по доверенности от 16.03.2021,
от АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" - Копыловой Е.В. по доверенности от 01.02.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.06.2022 по делу
N А29-4741/2022
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ОГРН: 1171101008297; ИНН: 1101160027)
к Администрации муниципального района "Сыктывдинский" Республики Коми
(ОГРН: 1021100971352; ИНН: 1109005200)
о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости,
третьи лица: акционерное общество "Монди Сыктывкарский ЛПК"
(ОГРН: 1021101121194, ИНН: 1121003135),
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми
(ОГРН: 1041100438191, ИНН 1101486244),
Федеральное агентство лесного хозяйства
(ОГРН: 1047796366298, ИНН: 7705598840),
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Администрации муниципального района "Сыктывдинский" (далее - ответчик, Администрация) с требованиями:
- признать недействительным договор аренды земельного участка от 04.03.2019 N 04/03-29,
- аннулировать и исключить из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) запись о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 04.03.2019 N 04/03-29 в отношении земельного участка с кадастровым номером 11:04:0301001:316,
- признать недействительным постановление Администрации от 15.11.2019 N 11/1451 "О разрешении на санитарную рубку зеленых насаждений",
- внести изменения в ЕГРН, а именно: исключить земли лесного фонда с земельного участка с кадастровым номером 11:04:0301001:316.
Делу присвоен номер А29-4558/2022.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 20.04.2022 по делу N А29-4558/2022 выделены в отдельные производства требования:
- признать недействительным постановление Администрации от 15.11.2019 N 11/1451 "О разрешении на санитарную рубку зеленых насаждений" (дело N А29-4742/2022),
- внести изменения в ЕГРН, а именно: исключить земли лесного фонда с земельного участка с кадастровым номером 11:04:0301001:316 (дело N А29-4741/2022),
Таким образом, в рамках настоящего дела рассматривается требование о внесении изменения в ЕГРН, а именно об исключении земель лесного фонда с земельного участка с кадастровым номером 11:04:0301001:316.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Монди Сыктывкарский ЛПК" (далее - Общество), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (далее - Росреестр), Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07.06.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Рослесхоз с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель жалобы указывает, что спорный земельный участок отнесен к лесному участку из категории земель лесного фонда, принадлежность этой территории Российской Федерации до настоящего времени не изменена, сведения в отношении данного участка из лесного реестра не исключены. Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории. Федеральным законодательством не предусмотрена возможность предоставления в аренду иным лицам земельных участков из состава земель лесного фонда. В связи с этим у Администрации отсутствовали полномочия по распоряжению лесным участком. Кроме того, заявитель не согласен с выводом суда о том, что Министерство является ненадлежащим истцом. При этом заявитель жалобы ссылается на статью 83 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации. На территории Республики Коми таким уполномоченным органом является Министерство. Ссылаясь на Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденное постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 N 452, заявитель жалобы указывает, что Министерство осуществляет полномочия по проведению торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности Российской Федерации, заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда. Данные полномочия позволяют Министерству заключать договоры аренды лесных участков и купли-продажи лесных насаждений, находящихся в границах земель лесного фонда, а также оспаривать такие договоры, заключенные неуполномоченным лицом. Заявитель жалобы обращает внимание, что незаконно зарегистрированное в ЕГРН право аренды Общества препятствует законному собственнику - Российской Федерации осуществлять свои права пользования, распоряжения земельным участком. Также заявитель жалобы считает основанными на неверном толковании норм права выводы суда о пропуске истцом срока исковой давности. В дополнениях к апелляционной жалобе Рослесхоз указывает, что доказательствами, подтверждающими расположение спорных земельных участков в границах земель лесного фонда, являются материалы лесоустройства и заключение филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Севлеспроект" от 28.11.2022 N 391400.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы Рослесхоза поддержал.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Рослесхоз не согласилось.
Ответчик, Росреестр отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, представители заявителя жалобы, истца, Общества поддержали свои позиции по делу.
Ответчик, Росреестр о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 04.03.2019 между Администрацией (арендодатель) и Обществом (арендатор) подписан договор аренды земельного участка N 04/03-29 (далее - договор аренды) (лист дела 6).
На основании договора аренды и акта приема-передачи земельного участка от 29.04.2019 арендатору передан земельный участок с кадастровым номером 11:04:0301001:316, площадью 134 191 кв.м, расположенный по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, сельское поселение "Палевицы", п. Пычим, 1 (далее - земельный участок), на срок с 29.04.2019 по 29.04.2068 (лист дела 8).
Вид разрешенного использования земельного участка: для эксплуатации и обслуживания тракта отведения очищенных сточных вод.
Земельный участок относится к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения" (пункт 1.2 договора аренды).
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 06.04.2019 (лист дела 9).
Согласно акту о лесонарушении от 19.10.2019 N 11/21, при патрулировании территории лесного фонда участковым лесничим Слудского участкового лесничества в квартале 33 выделах 64, 29 обнаружено уничтожение деревьев.
В ходе установления собственника спорных земель выяснилось, что согласно лесоустройству 2001 года участок Слудского участкового лесничества квартал 33 выдел 29 площадью 7 га (канал) находится в собственности Российской Федерации.
Министерство утверждает, что в договор аренды включены земли лесного фонда, в том числе лесные участки, расположенные в эксплуатационных и защитных лесах в квартале 33 выделах 29, 47, 64, 70 Слудского участкового лесничества без согласования с Рослесхозом.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с требованием о внесении изменений в ЕГРН, а именно об исключении земель лесного фонда с земельного участка.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 125, 195, 199, 200, пунктом 2 статьи 214, статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 8, пунктом 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), статьей 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", Регламентом работы центрального аппарата Рослесхоза и территориальных органов Рослесхоза по организации осуществления от имени Российской Федерации защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке в случае выявления фактов пересечения (наложения) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства от 01.02.2018 N 41, пунктами 52, 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на следующие категории: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (подпункт 3); земли лесного фонда (подпункт 5).
Согласно статье 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.
В силу статьи 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
Как следует из материалов дела, Обществу на праве аренды был передан земельный участок с кадастровым номером 11:04:0301001:316, категория "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения", расположенный по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, сельское поселение "Палевицы", п. Пычим, 1.
В выписке из ЕГРН указаны сведения о характерных точках границы земельного участка (лист дела 46).
Данные о правообладателе земельного участка в выписке из ЕГРН отсутствуют.
Министерством заявлено требование о внесении изменений в ЕГРН, а именно об исключении земель лесного фонда с земельного участка с кадастровым номером 11:04:0301001:316.
В обоснование своих требований Министерство указывает, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда, собственником которых является Российская Федерация.
В материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права от 21.06.2005, согласно которому в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером: 11:04:0000000:0035, категория земель "земли лесного фонда", площадь 4704310000,0 кв.м, расположенный с западной, восточной и южной части условного кадастрового квартала. Границы квартала совпадают с границами Сыктывдинского кадастрового района (лист дела 18).
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости границы указанного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены (лист дела 92).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В пункте 3 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) разъяснено, что суды при подготовке дела к рассмотрению должны определять характер правоотношения, из которого возник спор, и нормы права, подлежащие применению при его разрешении. В случае ненадлежащего формулирования истцом способа защиты при очевидности преследуемого им материально-правового интереса суд обязан самостоятельно определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела с тем, чтобы обеспечить восстановление нарушенного права, за защитой которого обратился истец.
Аналогичные разъяснения даны в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Судом апелляционной инстанции установлено, что исковые требования Министерства по существу направлены на изменение границ земельного участка с кадастровым номером 11:04:0301001:316 и установлении границы с земельным участком с кадастровым номером 11:04:0000000:0035 ввиду того, что границы спорного земельного участка, как указывает истец и заявитель жалобы, накладываются на участок лесного фонда, являющийся собственностью Российской Федерации.
В абзаце третьем пункта 2 Постановления N 10/22 разъяснено, что иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 (далее - Положение), Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
В пункте 5.20(3) Положения указано, что Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
В целях реализации пункта 5.20(3) Положения приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства от 01.02.2018 N 41 утвержден "Регламент работы центрального аппарата Рослесхоза и территориальных органов Рослесхоза по организации осуществления от имени Российской Федерации защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке в случае выявления фактов пересечения (наложения) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда".
В части 1 статьи 83 ЛК РФ приведен перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, среди которых отсутствует осуществление полномочий собственника лесных участков.
Согласно части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации (пункт 10).
Однако данный спор не связан с ведением государственного лесного реестра.
Доводы заявителя жалобы о том, что в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 N 452, полномочия в области лесных отношений, связанные с распоряжением лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, осуществляет Министерство, подлежат отклонению, поскольку предметом настоящего спора (настоящего дела N А29-4741/2022) требование о признании недействительным договора аренды земельного участка от 04.03.2019 N 04/03-29 не является.
Учитывая изложенное у Министерства отсутствовали полномочия на предъявление рассматриваемого по данному делу искового требования.
В связи с этим суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении ходатайства Рослесхоза о назначении по делу экспертизы в целях определения, имеется ли наложение (пересечение) земельного участка с кадастровым номером 11:04:0301001:316 с земельным участком с кадастровым номером 11:04:0000000:0035.
Остальные доводы Рослесхоза, изложенные в апелляционной жалобе, и истца, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, подлежат отклонению, поскольку основанием для отмены решения суда не являются.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Рослесхоза - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Рослесхоз освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.06.2022 по делу N А29-4741/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-4741/2022
Истец: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
Ответчик: Администрация Муниципального Района "Сыктывдинский" Республики Коми
Третье лицо: АО "Монди Сыктывкарский ЛПК", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК, Федеральное агентство лесного хозяйства