г. Хабаровск |
|
17 января 2023 г. |
А16-1192/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Добробабиной Д.Д.
при участии:
от прокуратуры Еврейской автономной области: Кишкунова Людмила Евгеньевна, прокурор по доверенности от 29.12.2022
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экспресс"
на решение от 16.08.2022
по делу N А16-1192/2022
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по иску прокурора Еврейской автономной области (ОГРН: 1027900512166, ИНН: 7900001585, адрес: 679000, Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, д. 37А) в интересах муниципального образования "Волочаевское городское поселение" Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области в лице администрации Волочаевского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области (ОГРН: 1057900134170, ИНН: 7903526100, адрес: 679170, Еврейская автономная область, Смидовичский р-н пос. Николаевка, ул. Комсомольская, д. 10)
к обществу с ограниченной ответственностью "Экспресс" (ОГРН: 1162724089428; ИНН: 2721228284, адрес: 680000,Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Шеронова, д. 97, пом. 516), администрации Волочаевского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области (ОГРН: 1057900134412, ИНН: 7903526118, адрес: 679162, Еврейская автономна область, Смидовичкий р-н, пос. Волочаевка-2, ул. Советская, д. 44)
о признании недействительным договора аренды муниципального имущества от 01.12.2020 N 23, применении последствий недействительности ничтожной сделки путем возврата имущества
УСТАНОВИЛ:
прокурор Еврейской автономной области (далее - прокурор) в публичных интересах муниципального образования "Волочаевское городское поселение" Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Экспресс" (далее - ООО "Экспресс", общество), администрации Волочаевского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области (далее - Волочаевское городское поселение, администрация) о признании недействительным договора аренды муниципального имущества от 01.12.2020 N 23, о применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав общество возвратить администрации Волочаевского городского поселения муниципальное имущество, переданное по приложению N 1 договора аренды муниципального имущества от 01.12.2020 N 23, а именно:
- тепловые сети с кадастровым номером 79:06:3000004:249, протяженностью 3877,7 п.м., расположенные по адресу: ЕАО, Смидовичский района, пос. Волочаевка-2, (ул. Советская, Клубная, Вокзальная, пер. Магазинный):
- сети теплофикационные наружные с кадастровым номером 79:06:0100001:273, протяженностью 931,84 п.м., расположенные по адресу; ЕАО, Смидовичский район, пос. Волочаевка-2, от базы НГЧ (ул. Вокзальная, 68) через котельную, насосную станцию, электростанцию до пункта экипировки);
- сеть тепловая с кадастровым номером 79:06:3000001:282, протяженностью 329,8 п.м., расположенные по адресу: ЕАО, Смидовичский район, пос. Волочасвка-2, от дома отдыха локомотивных бригад (ул. Вокзальная, 62) до гаража ПЧ (примерно 6 км. от перегона ст. Дежневка - ст. Николаевка);
- сооружение тепловых сетей с кадастровым номером 79:06:3000004:247, протяженностью 1225,4 п.м,, расположенные по адресу: ЕАО, Смидовичский район, пос. Волочаевка-2, от котельной НГЧ N 8 (ул. Шевченко, Советская, Вокзальная);
- тепловые сети с кадастровым номером 79:063000005:504, протяженностью 166,5 п.м., расположенные по адресу: ЕАО, Смидовичский район, пос. Волочаевка-2, от котельной по ул. Школьная, 1а до жилых домов по ул. Школьная, N 1, N 3, N За);
- участок тепловой сети от ул. Советская, 52 до ул. Вокзальная, 81;
- котельная Центральная, с кадастровым номером 79:06:3000002:135, площадью 634,8 кв.м., расположенная по адресу: ЕАО, Смидовичский район, п. Волочаевка-2, ул. Вокзальная, 70, а также имущество котельной: углеподача, золоудаление, угледробилка, углеподъемник, шлакоподъемник, электрический тельфер, котел стальной водогрейный КВм-3,0 в комплекте (топка с шурующей планкой механической ТШПм, дымосос ДН-9, вентилятор ВДН-9, циклон ЦН-15-600х4УП); котел стальной водогрейный КВм-3,0 в комплекте (топка с шурующей планкой механической ТШПм, дымосос ДН-9, вентилятор ВДН-9, циклон ЦН-15-600х4УП); котел стальной водогрейный КВм-3,0 в комплекте (топка с шурующей планкой механической ТШПм, дымосос ДН-9, вентилятор ВДН-9, циклон ЦН-15- 600х4УП); скважина для добычи воды;
- здание котельной "База" с кадастровым номером 79:06:1900003:32, площадью 227,4 кв.м,, расположенное по адресу: ЕАО, Смидовичский район, п. Волочаевка-2, ул. Шевченко, 2, а также имущество котельной: водогрейный котел КВр-1,45 МВт в комплекте: дымосос 1 шт., вентилятор поддева 1 шт.; водогрейный котел КВр-1,45 МВт в комплекте: дымосос 1 шт., вентилятор поддева 1 шт.; водогрейный котел КВр-Р-1,4-95 МВт в комплекте: дымосос 1 шт., вентилятор поддева 1 шт.; насос Willo-IL; фильтр тонкой очистки EW 1 12719195; скважина для добычи воды;
- здание нежилое (гараж) с кадастровым номером 79:06:4000009:61, площадью 290,4 кв.м., расположенное по адресу: ЕАО, Смидовичский район, п. Волочаевка-2, ул. Шевченко, 2.
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 16.08.2022 признан недействительным договор аренды муниципального имущества от 01.12.2020 N 23, на общество возложена обязанность передать собственнику - администрации поименованное в приложении N 1 к договору N 23 от 01.12.2020 имущество.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Экспресс" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Считает, что возврат имущества по недействительному договору повлечёт негативные последствия для работников ООО "Экспресс", а также повлияет на прохождение отопительного периода 2022-2023 годы.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2022 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 10.11.2022 в 10 часов 00 мин, информация об этом размещена публично на официальном сайте арбитражного суда в сети интернет.
Прокурор направил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил отказать в ее удовлетворении, полагая решение законным и обоснованным.
Определением от 10.11.2022 судебное заседание откладывалось до 12.01.2023 для предоставления дополнительных доказательств.
От ООО "Экспресс" в материалы дело поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствии.
В судебном заседании апелляционной инстанции путем использования системы видеоконференцсвязи участвующий в деле прокурор дала пояснения по делу, согласно которым, исполнение решения о возврате арендованного имущества возможно после решения вопроса о лице, на которое будет возложено оказание услуг теплоснабжения, в настоящее время правительство Еврейской автономной области рассматривает вопрос о возможности передачи имущества государственному или муниципальному унитарному предприятию. По данным основаниям полагает, что решение суда не повлечет наступление негативных последствий, связанных с проведением отопительного сезона.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проводилось в отсутствии ответчиков.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, от 01.12.2020 между администрацией муниципального образования "Волочаевское городское поселение" Смидовичского муниципального района ЕАО и ООО "Экспресс" заключен договор аренды муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности Волочаевского городского поселения пос. Волочаевка-2 N 23 (далее - договор).
Пунктом 1.1 договора установлено, что предметом договора аренды является предоставление арендодателем муниципального имущества, которое будет использовано арендатором в целях оказания услуг теплоснабжения. Объектом аренды является имущественный комплекс объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенные для теплоснабжения Волочаевского городского поселения.
Перечень имущества, передаваемого в аренду, указан в приложении N 1 к настоящему договору и является неотъемлемой его частью.
В соответствии с пунктом 1.2 настоящий договор считается заключенным с 01.12.2020 до заключения концессионного соглашения.
Согласно акту приема-передачи, являющегося приложением N 1 к оспариваемому договору аренды, и приложению N 1 к договору ООО "Экспресс" передано следующее муниципальное имущество:
- тепловые сети с кадастровым номером 79:06:3000004:249, протяженностью 3877,7 п.м., расположенные по адресу: ЕАО, Смидовичский района, пос. Волочаевка-2, (ул. Советская, Клубная, Вокзальная, пер. Магазинный):
- сети теплофикационные наружные с кадастровым номером 79:06:0100001:273, протяженностью 931,84 п.м., расположенные по адресу; ЕАО, Смидовичский район, пос. Волочаевка-2, от базы НГЧ (ул. Вокзальная, 68) через котельную, насосную станцию, электростанцию до пункта экипировки);
- сеть тепловая с кадастровым номером 79:06:3000001:282, протяженностью 329,8 п.м., расположенные по адресу: ЕАО, Смидовичский район, пос. Волочасвка-2, от дома отдыха локомотивных бригад (ул. Вокзальная, 62) до гаража ПЧ (примерно 6 км. от перегона ст. Дежневка - ст. Николаевка);
- сооружение тепловых сетей с кадастровым номером 79:06:3000004:247, протяженностью 1225,4 п.м,, расположенные по адресу: ЕАО, Смидовичский район, пос. Волочаевка-2, от котельной НГЧ N 8 (ул. Шевченко, Советская, Вокзальная);
- тепловые сети с кадастровым номером 79:063000005:504, протяженностью 166,5 п.м., расположенные по адресу: ЕАО, Смидовичский район, пос. Волочаевка-2, от котельной по ул. Школьная, 1а до жилых домов по ул. Школьная, N 1, N 3, N За);
- участок тепловой сети от ул. Советская, 52 до ул. Вокзальная, 81;
- котельная Центральная, с кадастровым номером 79:06:3000002:135, площадью 634,8 кв.м., расположенная по адресу: ЕАО, Смидовичский район, п. Волочаевка-2, ул. Вокзальная, 70, а также имущество котельной: углеподача, золоудаление, угледробилка, углеподъемник, шлакоподъемник, электрический тельфер, котел стальной водогрейный КВм-3,0 в комплекте (топка с шурующей планкой механической ТШПм, дымосос ДН-9, вентилятор ВДН-9, циклон ЦН-15-600х4УП); котел стальной водогрейный КВм-3,0 в комплекте (топка с шурующей планкой механической ТШПм, дымосос ДН-9, вентилятор ВДН-9, циклон ЦН-15-600х4УП); котел стальной водогрейный КВм-3,0 в комплекте (топка с шурующей планкой механической ТШПм, дымосос ДН-9, вентилятор ВДН-9, циклон ЦН-15- 600х4УП); скважина для добычи воды;
- здание котельной "База" с кадастровым номером 79:06:1900003:32, площадью 227,4 кв.м,, расположенное по адресу: ЕАО, Смидовичский район, п. Волочаевка-2, ул. Шевченко, 2, а также имущество котельной: водогрейный котел КВр-1,45 МВт в комплекте: дымосос 1 шт., вентилятор поддева 1 шт.; водогрейный котел КВр-1,45 МВт в комплекте: дымосос 1 шт., вентилятор поддева 1 шт.; водогрейный котел КВр-Р-1,4-95 МВт в комплекте: дымосос 1 шт., вентилятор поддева 1 шт.; насос Willo-IL; фильтр тонкой очистки EW 1 12719195; скважина для добычи воды;
- здание нежилое (гараж) с кадастровым номером 79:06:4000009:61, площадью 290,4 кв.м., расположенное по адресу: ЕАО, Смидовичский район, п. Волочаевка-2, ул. Шевченко, 2.
Прокурор полагая, что при заключении договора ответчиками нарушен режим законодательного регулирования порядка передачи во владение и (или) пользование объектов водоснабжения и водоотведения, установленный Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ), в связи с чем, договор является ничтожной сделкой обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, отзыве на нее, заслушав представителя истца и изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) признание сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки являются способами защиты нарушенного права.
В силу пункта 1 статьи 422 названного Кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
В соответствии с требованиями статьи 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями (абзац 2 части 1 статьи 52 АПК РФ).
Иск заявлен в защиту публичных интересов.
В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 25) разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере в сфере теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении", в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Федеральным законом от 07.05.2013 N 103-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", от 27.10.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", устанавливающие особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В силу части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно частям 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В силу части 1.1 статьи 5 Закона N 115-ФЗ в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 и 11 части 1 статьи 4 данного Федерального закона и принадлежащее государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с настоящим Федеральным законом. Осуществляемые таким предприятием полномочия концедента, в том числе полномочия по передаче объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, определяются концессионным соглашением. При этом такое государственное или муниципальное унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, и подписывает соответствующие акты приема-передачи.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ к объектам концессионного соглашения относятся объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Частями 1, 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) установлено, что заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением обстоятельств, предусмотренных частью 1 названной статьи.
Частью 5 названной статьи Закона о защите конкуренции установлено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила N 67), а также Перечень видов имущества, в отношении которого заключение подобных договоров, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса (далее - Перечень).
В силу пункта 8 Перечня исключительно путем проведения торгов в форме конкурса по решению собственника или уполномоченного собственником обладателя имущественного права возможно заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества; в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.
Пунктом 3.1 Правил N 67 предусмотрено, что заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса, с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Закона о теплоснабжении, статьей 41.1 Закона NN 416-ФЗ.
Таким образом, с момента официального опубликования 08.05.2013 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с вышеуказанными императивными требованиями, установленными Законом N 416-ФЗ, Законом N 190-ФЗ, Законом о защите конкуренции.
Из материалов дела установлено, что объекты введены в эксплуатацию переданных по приложению N 1 договора аренды от 01.12.2020 N 23 в следующие сроки:
1. тепловые сети:
- тепловые сети в п. Волочаевка-2, 3877,7 п.м. в 2008 году;
- сети теплофикационные наружные в п. Волочаевка-2, 931,84 п.м. в 2011 году;
- сеть тепловая в п. Волочаевка-2, 329,8 п.м в 2008 году;
- сооружение тепловых сетей в п. Волочаевка-2, 1225,4 п.м. в 2008 году;
- тепловые сети п. Волочаевка-2, 166,5 п.м. в 2008 году;
2. котельная центральная, 634,8 кв. м. в 1974 году:
- токарный станок в 1992 году;
- сверлильный станок N 1 в 1992 году;
- золоуловитель в 2003 году;
- углеподача в 1995 году;
- золоудаление в 1985 году;
- угледробилка в 1987 году;
- углеподъемник в 1995 году;
- шлакоподъемник в 1990 году;
- электрический тельфер Р=0,5 мн в 1995 году;
- консольный центробежный насос 1 Д-200/90 в 2002 году;
- дизельный генератор R6105 AZID N 1209068 в 2012 году;
- котел отопительный водогрейный КВм-2,0Б с топкой ВТКС в комплекте дымосос и вентилятор в 2010 году;
- котел водогрейный КТ 10-14 в комплекте дымосос, вентилятор и циклон в 2016 году;
- заточный станок в 1981 году;
3. Котельная "База", 227, 4 кв. м в 1981 году;
- водогрейный котел КВ-Р-1, 4-95 КБ в комплектедымосос и вентилятор поддува в 2012 году;
- водогрейный котел КВ-Р-1, 4-95 КБ вкомплектедымосос и вентилятор поддува в 2012 году;
- водогрейный котел КВ-Р-1, 4-95 КБ в комплектедымосос и вентилятор поддува в 2012 году;
- насос Willo-il в 2012 году;
- насос Willo-il в 2012 году;
- фильтр тонкой очистки EW 112719195 в 2011 году;
4. здание нежилое (гараж), 290,4 кв. м в 1981 году.
Предметом договора аренды от 01.12.2020 N 23 являются объекты водо- и теплоснабжения, водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, превышающие срок эксплуатации более пяти лет.
Таким образом, переданное по договору муниципальное имущество является объектами жилищно-коммунального назначения, используется для оказания услуг в сфере водо- и теплоснабжения, водоотведения населению и должно передаваться на основания концессионного соглашения, заключенного в порядке конкурса или по результатам конкурса на основании договора аренды от 01.12.2020 N 23.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения являются, в том числе, объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
В силу части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях, концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, ответчиками установленный законом порядок передачи объектов коммунальной инфраструктуры соблюден не был, конкурс на право заключения концессионного соглашения не проводился, объекты были переданы во владение и пользование не на основании концессионного соглашения, а на основании договора аренды.
Таким образом, нарушено право муниципального образования на эффективное и рациональное использование муниципального имущества, собственником которого оно является, а также на развитие добросовестной конкуренции на территории муниципального образования.
Принимая во внимание вышеизложенное, установив, что объекты, являющиеся предметом оспариваемого договора аренды, могли быть переданы во временное владение и (или) пользование исключительно в рамках концессионного соглашения, а не договора аренды, заключенного сторонами, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что договор аренды от 01.12.2020 N 23 является ничтожной сделкой, в связи с чем правомерно удовлетворил соответствующее требование истца, применив е на основании пункта 2 статьи 167 ГК РФ последствия недействительности сделки в виде возврата ответчиком ООО "Экспресс" переданного в рамках названного договора имущества.
Проверяя доводы заявителя о возникновении негативных последствий в случае немедленного возврата имущества, суд в данном конкретном деле их не принимает, по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 167 ГК РФ суд вправе не применять последствия недействительности сделки, если их применение будет противоречить основам правопорядка или нравственности.
В соответствии с выработанной практикой Верховного Суда Российской Федерации вопрос о применении последствий недействительности сделки разрешается судом на основании данной нормы закона применительно к конкретным обстоятельствам дела.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, на государственные органы и органы местного самоуправления возложена обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение размеров возможного ущерба и сохранение здоровья людей.
В данном случае, судом срок совершения действий по передачи имущества не определялся.
Кроме того, с учетом позиции прокурора обслуживание имущественного комплекса объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенных для теплоснабжения Волочаевского городского поселения, указанного в приложении N 1 к оспариваемому договору от 01.12.2020 N 23 (тепловые сети, сети теплофикационные наружные, котельные и т.п.) возможно в период прохождения отопительного сезона и до принятия органами власти решения о передачи имущества государственному или муниципальному унитарному предприятию, заключения концессионного соглашения.
Исходя их изложенного, при наличии принципиальной возможности отсрочки, применение последствий недействительности сделки не будет противоречить публичным интересам.
В этой связи оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, по содержащимся в ней доводам, не имеется.
Решение суда, принято при правильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение дела, применении норм материального и процессуального права, согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявитель не представил доказательства уплаты государственной пошлины в установленном законом порядке и размере, с ответчика следует взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб. на основании статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.08.2022 по делу N А16-1192/2022 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Экспресс" (ОГРН 1162724089428; ИНН 2721228284) в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1192/2022
Истец: ПРОКУРАТУРА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Администрация Волочаевского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области, ООО "ЭКСПРЕСС"
Третье лицо: Суд ЕАО