16 января 2023 г. |
дело N А83-23180/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.01.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Баукиной Е.А., судей Зарубина А.В., Рыбиной С.А.,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Пугач А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НЖ - Проект" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.04.2022,
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "НЖ - Проект" (ОГРН 1193123022400, ИНН 3123459745; 308015, город Белгород ул. Пушкина, д. 47, этаж/офис 2/5)
к государственному автономному учреждению Республики Крым "Специализированный спинальный санаторий имени академика Н.Н. Бурденко" (ОГРН 1159102004005, ИНН 9107005128; 296500, Республика Крым, город Саки, улица Курортная, дом 10),
о взыскании задолженности,
с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (ОГРН 1149102010606, ИНН 9102007869,295000, Республика Крым, Симферополь город, Александра Невского улица, дом 1),
в присутствии:
от общества с ограниченной ответственностью "НЖ - Проект" - представителей Летючей Дианы Геннадьевны по доверенности от 30.07.2022 N 2/2022, Терехова Михаила Геннадьевича по доверенности от 01.09.2021 N 5/2021,
в отсутствие представителей государственного автономного учреждения Республики Крым "Специализированный спинальный санаторий имени академика Н.Н. Бурденко" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НЖ - Проект" (далее - ООО "НЖ - Проект") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к государственному автономному учреждению Республики Крым "Специализированный спинальный санаторий имени академика Н.Н. Бурденко" (далее - Санаторий) с исковым заявлением о признании недействительными (незаконными) решений Санатория от 13.09.2021 N 01-19/1386 и N 01-19/1387 об одностороннем отказе от исполнения контрактов.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 12.01.2022 суд принял исковое заявление к производству в рамках дела N А83-23180/2021; выделил из дела N А83-23180/2021 требование ООО "НЖ - Проект" о признании недействительным (незаконным) решения Санатория от 13.09.2021 N 01-19/1387 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 28.12.2020 N 258/11-07 в дело N А83-563/2022.
В настоящем деле N А83-23180/2021 рассматривается требование ООО "НЖ - Проект" о признании недействительным (незаконным) решения Санатория от 13.09.2021 N 01-19/1387 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 28.12.2020 N 257/11-07.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21.04.2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда от 21.04.2022, ООО "НЖ - Проект" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, при неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Апеллянт указывает, что решение Санатория об одностороннем отказе мотивировано нарушением сроков выполнения работ по этапам "Инженерные изыскания" и "Проектная документация", хотя ООО "НЖ - Проект" имело право не приступать к работам, а начатые работы приостановить, в связи с неисполнением заказчиком встречных обязательств: утверждением задания на проектирование только 29.04.2021, длительным согласованием схемы размещения объектов на земельном участке (введением в заблуждение проектировщика при согласовании и утверждении схемы размещения объектов), несвоевременным предоставлением технических условий на присоединение к электрическим сетям, к тепловым сетям, на подключение к централизованной системе водоснабжения и водоотведения; предоставление недостоверных технических условий; предоставлением градостроительного плана земельного участка без отражения сведение об охранной зоне объекта культурного наследия. Суд ошибочно установил, что сбор исходных данных - это прямая обязанность исполнителя, ссылаясь на пункт 4.1.4. контракта, и не учел, что согласно пункту 1.13. задания на проектирование, предусмотрена обязанность заказчика по сбору исходных данных совместно с проектировщиком (истцом). Также судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы. Односторонний отказ Учреждения от исполнения контракта представляет злоупотребление правом (статья 10 ГК РФ).
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2022 апелляционная жалоба принята к производству.
В отзыве на апелляционную жалобу от 15.12.2022 Санаторий ссылается на то, что ООО "НЖ - Проект" не заявляло о недействительности или недостоверности представленных ему технических условий (ТУ), да и само заявление о недействительности ТУ по отношению к заказчику безосновательно. ТУ заказчик предоставлял подрядчику в разумные сроки после поступления от истца соответствующих запросов и сведениях о нагрузках. О недостоверности градостроительного плана подрядчик заказчику не заявлял. Довод истца о недостоверности градостроительного плана не обоснован, так, требования зоны регулируемой застройки (ограничение этажности, коэффициент застройки земельного участка, минимальные отступы красной линии и пр.) в градостроительном плане отражены. Объект культурного наследия расположен на смежном земельном участке 90:21:010115:319, выделенном из земельного участка 90:21:010115:83 и внесенным в ЕГРН в качестве самостоятельного объекта 06.05.2020, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Истцу было известно о границах участков, на которых планировалось располагать проектируемые здания, так как еще 18.01.2021 истец направил программу инженерно-геодезических изысканий, на которой отображен земельный участок в реальных границах. Реальные границы земельного участка 90:21:010115:83 также отражены на предлагаемым истцом схемах размещения объектов. Программа всех требующихся по условиям контракта от 28.12.2020 N 257/11-07 инженерных изысканий истцом в адрес заказчика не направлялась. Заказчиком от истца была получена только в электронном виде сканированная копия программы на выполнение инженерно-геологических изысканий, в которой имелись неточности: не верно указаны объекты по Контрактам., разработана одна программа на выполнение инженерно- геологических изысканий на два Контракта. На бумажном носителе (с печатью Исполнителя) программа инженерно-геологических изысканий Заказчику не представлялась. Исполнитель с самого начала допустил нарушения пунктов 4.1.2 и 5.1.1 Контракта. Заказчик письмом от. 11.03.2022 просил предоставить информацию о планируемых сроках проведения инженерно-геологических изысканий, инженерно-экологических, инженерно-гидрометеорологических изысканий, сейсмическом микрорайонировании (на эти виды работ программа проведения изысканий не предоставлялась), и сроках проведения обследовательских работ. В связи с вышеизложенным утверждение истца, о не утверждении Санаторием программы инженерных изысканий не соответствует действительности, так как они Истцом не предоставлялись в соответствии с п. 4.1.2. Контракта.
Учреждение и Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Лица, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, в судебное заседание 10.01.2023 представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей Учреждения и Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю.
В судебном заседании представители истца просили отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Апеллянт заявил ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы, так как судом первой инстанции необоснованно было отказано в ее проведении, по вопросам?
1) Возможно ли было выполнить со стороны Исполнителя условия Контракта от 28.12.2020 N 257/11-07 на разработку проектно-сметной документации по объекту: "Строительство объектов "ГАУ РФ "Специализированный спинальный санаторий имени академика Н.Н. Бурденко" по адресу : г. Саки, ул. Курортная, д.10" и Задания на проектирование по объекту (приложение N1 к Контракту) с учетом полученных в ходе его исполнения технических условий на подключение к централизованной системе водоснабжения и водоотведения, технических условий на присоединение к тепловым сетям и технических условий по ливневой канализации и генерального плана (схемы размещения объектов)?
2) Возникла ли в процессе выполнения Контракта необходимость выполнения дополнительных работ, не предусмотренных Контрактом и Заданием на проектирование? Если да, то каких, и в каком объеме?
3) Возможно ли было разработать проектно-сметную документацию согласно условиям Контракта от 28.12.2020 N 257/11-07 при обнаружении в ходе обследовательских работ объектов, находящихся в аварийном состоянии, с учетом оценки взаимного влияния объектов нового строительства на окружающую застройку?
В судебном заседании 10.01.2023 представители ООО "НЖ - Проект" отказались от вышеуказанного ходатайства о назначении судебной экспертизы; судом отказ от ходатайства принят.
В судебных заседаниях суда апелляционной инстанции представители истца просили отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении иска; представитель ответчика просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в возражениях на неё от 15.12.2022.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Между Учреждением (Заказчик) и ООО "НЖ-Проект" (далее - Исполнитель) заключен контракт от 28.12.2020 N 257/11-07 на разработку проектно-сметной документации по объекту: "Строительство объектов "ГАУ РК "Специализированный спинальный санаторий имени академика Н.Н. Бурденко" по адресу: г. Саки, ул. Курортная, д. 10" (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1. Контракта Исполнитель обязуется по заданию Заказчика в установленные сроки выполнить инженерные изыскания и разработать проектно-сметную документацию по объекту: "Строительство объектов ГАУ РК "Специализированный спинальный санаторий имени академика Н.Н. Бурденко" по адресу: г. Саки, ул. Курортная 10", (далее - работы), пройти государственную экспертизу работ по доверенности от Заказчика, получить положительное заключение на выполненные работы, сдать результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно пункту 1.3. Контракта предусмотренные Контрактом работы выполняются Исполнителем в строгом соответствии с требованиями ГК РФ, Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения Государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", и иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Крым, технических регламентов, национальных и отраслевых стандартов, норм, правил, положений, рекомендаций и методик, действующих на момент сдачи результата выполненных работ, а также утвержденного Задания на проектирование (Приложение 1 к Контракту), сроков выполнения работ в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение 7 к Контракту).
Согласно пункту 1.5. Контракта результатом выполненных работ по Контракту является разработанная техническая документация:
- выполненные инженерные изыскания с положительными заключениями государственной экспертизы;
- подготовленная проектно-сметная документация с заказными спецификациями в объеме достаточном для строительства и прохождения государственной экспертизы (далее - проектная документация или проектно-сметная документация), согласованная со всеми заинтересованными сторонними организациями, с положительными заключениями Государственной экспертизы, включая сметную документацию с положительными заключениями Государственной экспертизы о достоверности сметной стоимости.
Согласно пункту 1.7. Контракта место выполнения работ: Республика Крым, г. Саки, ул. Курортная 10, и по месту нахождения Исполнителя. Место сдачи-приемки работ: Республика Крым, г. Саки, ул. Курортная 10.
Согласно пункту 2.1. Контракта цена Контракта составляет 49661020,00 руб.
Согласно пункту 2.7. Контракта авансирование выполнения работ не предусмотрено.
Пунктом 3.1. Контракта работы, предусмотренные Контрактом (за исключением выполняемых в течение гарантийного периода), выполняются в соответствии с Заданием на проектирование (Приложение 1 к Контракту) и Графиком выполнения работ (Приложение 7 к Контракту) (далее - График).
Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31.12.2021, но до полного исполнения сторонами обязательств (пункт 3.2 Контракта).
Согласно пункту 3.3. Контракта установлено, что календарные сроки выполнения работ по Контракту определены сторонами: с даты заключения Контракта до 26.11.2021 включительно.
Никакие задержки и нарушения сроков выполнения работ не могут служить основанием для требования Исполнителя о продлении срока выполнения работ за исключением случаев, оговоренных в статьях 11 и 15 Контракта (пункт 3.5 Контракта).
Сроки выполнения работ по этапам работ согласно графику выполнения работ (Приложение 7 к Контракту)
- проведение инженерных изысканий (1 этап) - с момента заключения контракта по 30.04.2021;
- разработка проекта, подготовка смет, сдача проектно-сметной документации заказчику на проверку, проверка проектно-сметной документации заказчику на проверку (2 этап) - с 30.04.2021 по 31.08.2021;
- проверка проектно-сметной документации заказчиком (2 этап) - с 30.04.2021 по 15.09.2021;
- подача документов в государственную строительную экспертизу для проведения проверки и получения положительного заключения по разработке проектной документации и достоверности сметного расчета (3 этап) - с 16.09.2021-15.11.2021;
- получение заключения в государственной строительной экспертизы, передача этапов работ заказчику (4 этап) - с 15.11.2021-26.11.2021.
Объем работ по Контракту должен быть исполнен в соответствии с Графиком выполнения работ и в пределах лимитов денежных обязательств на текущий финансовый год.
Согласно пункту 4.1 Договора Исполнитель обязан:
- 4.1.1. выполнять работы в соответствии с заданием на проектирование, условиями Контракта, законодательством Российской Федерации в сроки, определенные Контрактом. Выполнять работы в соответствии с заданием на проектирование, условиями
- 4.1.2. в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента подписания Контракта передать Заказчику на утверждение задание на выполнение инженерных изысканий и программу инженерных изысканий в 2 (двух) экземплярах.
- 4.1.3. в течение срока, установленного Заказчиком в соответствии с пунктом 5.1.1 Контракта, устранить замечания и передать Заказчику задание на выполнение инженерных изысканий и программу инженерных изысканий.
- 4.1.4. проводить инженерные изыскания, осуществлять сбор исходных данных, необходимых для исполнения своих обязанностей по Контракту.
- 4.1.5. соблюдать требования, предусмотренные заданием на проектирование, а также требования исходных данных, представленных Заказчиком и полученных самостоятельно для выполнения работ.
- 4.1.6. согласовывать все полученные технические условия с Заказчиком.
- 4.1.10. после разработки результатов инженерных изысканий и/или проектной документации в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях проводить согласование результатов инженерных изысканий и/или проектной документации с уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований и иными, в том числе эксплуатирующими, организациями, а также по указанию Заказчика с иными заинтересоваm1ыми организациями; предоставлять результаты инженерных изысканий и проектную документацию в уполномоченный орган для проведении Государственной экспертизы проектной документации в порядке, предусмотренном статьей 7 Контракта, вносить изменения при необходимости, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сопровождать проведение государственной экологической экспертизы.
- 4.1.13 в случае обнаружения в ходе изыскательских работ объектов, имеющих историческую, культурную или иную ценность, Исполнитель обязан об обнаруженных объектах учреждения и органы, предусмотренные законодательством РФ, проводить мероприятия и получать необходимые заключения, в целях достижения результатов Контракта.
В пункте 1.12 задания на проектирование (приложение N 1 к Контракту) требуется выполнить следующие инженерные изыскания:
- инженерно-геодезические,
- инженерно-геологические,
- инженерно-экологические,
- инженерно-гидрометеорологические,
- сейсмическое микрорайонирование,
- археологические (при необходимости).
Программу изысканий представить Заказчику для согласования.
Согласно пункту 5.1.1 Контракта Заказчик обязан в течение 10 рабочих дней с даты представления Исполнителем на утверждение задания на выполнение инженерных изысканий и программы инженерных изысканий в соответствии с пунктом 4.1.2 Контракта, утвердить и передать Исполнителю 1 (один) экземпляр задания на выполнение инженерных изысканий и программы инженерных изысканий либо направить Исполнителю замечания к содержанию и (или) оформлению указанных документов с указанием срока устранения замечаний и повторного представления документов.
В соответствии с пунктом 5.1.4 Заказчик обязан по запросу Исполнителя, не позднее 5 рабочих дней, выдать доверенность на представление интересов заказчика в уполномоченных органа, а также для подачи заявления и документов для прохождения государственной экспертизы.
В соответствии с пунктом 1.13 задания на проектирование сбор исходных данных осуществляется заказчиком совместно с проектировщиком
Согласно пункту 9.1.2. Контракт Заказчик рассматривает, полученные от Исполнителя результаты инженерных изысканий, проектную документацию, заключения (согласования) органов Государственной экспертизы и иных организаций:
- 9.1.2.1 результаты инженерных изысканий в течение 14 (четырнадцати) календарных дней с момента получения;
- 9.1.2.2. проектную документацию в течение 20 (двадцати) календарных дней с момента получения.
- 9.1.3. При отсутствии замечаний Заказчик направляет Исполнителю подписанный со своей стороны 1 (один) экземпляр накладной и уведомление о готовности принять оставшиеся экземпляры проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В силу положений подпункта 1.2, пункта 13.1 Контракта Исполнитель несёт ответственность, в том числе имущественную, за качество проектной документации и сроки, установленные настоящим Контрактом.
Согласно подпункту 13.1.6, пункта 13.1 Контракта дата окончания работ, в том числе даты окончания отдельных видов работ, определенные Графиком выполнения работ (Приложение 7 к Контракту), являются исходными для определения штрафных санкций в случаях нарушения сроков выполнения работ и начисления пени.
Как указано в пункте 19.2. Контракта, Контракт может быть расторгнут:
- по соглашению сторон;
- по решению суда;
- в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно подпункту 19.5.2 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа, в том числе, в случае если Исполнитель не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работы настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 19.7. Контракта решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется Исполнителю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Исполнителя, указанному в Контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Исполнителю. Выполнение Заказчиком требований настоящего пункта считается надлежащим уведомлением Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения Заказчиком подтверждения о вручении Исполнителю указанного уведомления либо дата получения Заказчиком информации об отсутствии Исполнителя по его адресу, указанному в Контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 30 (тридцати) календарных дней с даты размещения решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта в единой информационной системе.
В силу пункта 19.8. Контракта решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через 10 (десять) календарных дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
ООО "НЖ-Проект" 18.01.2021 по электронной почте с письмом от 18.01.2021 N 6 направило Санаторию программу на выполнение инженерно-геодезических изысканий (т. 2, л.д. 120; т. 3, л.д. 90 приложение к пояснениям от 03.08.2022).
Письмом от 02.03.2021 N 10, от 02.03.2021 N 22 ООО "НЖ-Проект" просило первого заместителя председателя Государственного комитета по охране культурного наследия РК и администрацию города Саки РК представить сведения о наличии объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий (т. 4, л.д. 46,48).
На указанное выше письмо администрация города Саки ответила письмом от 19.03.2021 N 02.1-22/39, что часть территории объекта расположена в зоне особо охраняемых природных территорий местного значения (ООПТ) "Памятник садово-паркового искусства "Сакский природный парк", на территории которой вводятся ограничения: в соответствии со статьей 66 "Регламенты использования территорий в границах зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории" Том 2 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Саки Республики Крым. На территории участка с КН 90:21:010115:83 расположена охранная зона памятника архитектурного наследия - здания ХХ века, в котором работал академик Н.Н. Бурденко. Участок проходит через первый пояс ЗСО артезианской скважины N 9 объекта ВНС-9, расстояние от артезианской скважины до границ объекта - 5 м. (т. 4, л.д. 50).
Письмом от 22.04.2021 Министерство культуры РК сообщило Санаторию, что границы территории и зон охраны объекта культурного наследия регионального значения по адресу: ул. Курортная 10а, корпус 2 литера Д, не определены (т. 4, л.д. 97).
Письмом от 05.03.2021 N 57 ООО "НЖ-Проект" направило в адрес Заказчика отчет о ходе выполнения работ за период с 05.02.2021 по 05.03.2021, согласно которому Исполнитель выполнил подготовку черновых планов этажей в объеме, достаточном для проработки объемно-планировочных решений (т. 2, л.д. 55; т. 4, л.д. 89).
Рассмотрев вышеуказанный отчет, Заказчик письмом от 11.03.2021 указал Исполнителю на сроки проведения инженерных изысканий по Контракту - в срок до 30.04.2021 и просил предоставить информацию о сроках проведения изысканий (т.2, л.д. 57).
Письмом от 18.03.2021 N 66 ООО "НЖ-Проект" по электронной почте направило Санаторию: схему расположений объектов согласно утвержденного Заказчиком задания и схему расположений объектов на территории, разработанную самим Исполнителем, и предложило ему утвердить один из вариантов либо внести свои пожелания.
Письмом от 19.03.2021 N 67 ООО "НЖ-Проект" по электронной почте вновь направило Санаторию на согласование структуру зданий и сооружений, подлежащих строительству; просило рассмотреть и утвердить документы (т. 2, л.д. 61; т. 3, л.д. 90 приложение к пояснениям от 03.08.2022).
Письмом от 30.03.2021 N 76 ООО "НЖ-Проект" направило Санаторию для утверждения свой вариант генерального плана (схемы размещения объектов) (т. 2, л.д. 64).
Заказчик в ответ на письмо от 30.03.2021 N 76 письмом от 01.04.2021 N 01-19/469 просил ООО "НЖ-Проект" перенести открытый бассейн ближе к блоку N 6 с целью более рационального использования территории внутреннего двора (т. 2, л.д. 137).
ООО "НЖ-Проект" с письмом от 05.04.2021 N 83 направило в адрес Санатория отчет о ходе выполнения работ за период с 05.03.2021 по 05.04.2021, согласно которому, выполнил следующие проектные работы: разработка схемы СПЗОУ с посадкой зданий по ул. Курортная 10 в соответствии с нормами градостроительного регламента; разработка схемы СПЗОУ с учетом проезда пожарных машин по ул. Курортная, 10; подготовка (предложение) ТЗ по оснащению бассейнов открытого и закрытого типа в составе ЛДО; выдача исходных данных для разработки инженерно-геологических изысканий; расчет Кз-максимальный коэффициент застройки земельного участка с учетом новых строений в соответствии с ГПЗУ; подготовка перечня вопросов по утвержденному МТЗ для коллективного обсуждения в период командировки (т. 2, л.д. 66-67).
С сопроводительным письмом от 15.04.2021 N 91 ООО "НЖ-Проект" направило Санаторию задание на проектирование, структура зданий и сооружений, подлежащих строительству на 26 л. (т. 2, л.д. 138).
Письмом от 22.04.2021 N 99 ООО "НЖ-Проект" направило Заказчику на утверждение очередной вариант генерального плана (схема размещения объектов) (т. 2, л.д. 139).
ООО "НЖ-Проект" в письме от 29.04.2021 N 104 просило Санаторий повторно утвердить генеральный план, предложенный Исполнителем, задание на проектирование и медицинское технологическое задание по объектам подлежащим строительству; указал, что нарушение сроков выполнения инженерных изысканий не повлияет на конечный срок выполнения работ (т. 2, л.д. 68).
В ответ на письмо Исполнителя от 29.04.2021 N 104 Заказчик сообщил письмом от 30.04.2021 N 01-19/589, что генеральный план не был утвержден в связи с некорректным нанесением объектов, о чем было сообщено Исполнителю; что 23.04.2021 Заказчик направил в его адрес требуемую схему расположения объектов. Задание на проектирование и медико-техническое задание по объектам, подлежащим строительству и реконструкции, было утверждено 27.04.2021 и отправлено на электронный адрес Исполнителя. В письме также Санаторий напомнил Исполнителю о не предоставлении отчетов по проведению инженерно-геодезических и инженерно-экологических изысканий (т. 2, л.д. 69).
Санаторий письмом от 30.04.2021 N 01-19/595 согласовал генеральный план, представленный с письмом от 29.04.2021 N 104 (т. 2, л.д. 141).
ООО "НЖ-Проект" с письмом от 30.04.2021 N 106 сообщило Санаторию, что инженерно-геологические изыскания выполнить в срок не представляется возможным, так как на земельном участке с кадастровым номером 90:21:010115:83 расположен объект культурного наследия и зона особо-охраняемых природных территорий местного значения (т. 3, л.д. 132- 133).
ООО "НЖ-Проект" на электронную почту с письмом от 30.04.2021 N 108 направило Санаторию отчет по результатам инженерно-экологических изысканий по объектам, подлежащим реконструкции и строительству (т. 3, л.д. 134- 135).
Письмом от 05.05.2021 01-19/608 Санаторий направил ООО "НЖ-Проект" замечания по отчету, представленному с письмом от 30.04.2021 N 108 (т.4, л.д. 107).
ООО "НЖ-Проект" 30.04.2021 на электронную почту Санатория направило письмо от 30.04.2021 N 106 с техническими отчетами по результатам инженерно-гидрометеорологических и инженерно-геодезических изысканий по Контрактам N 257/11-07 и N 258/11-07 (т. 4, л.д. 103).
Письмом от 07.05.2021 01-19/618 Санаторий направил ООО "НЖ-Проект" замечания по отчетам, представленным с письмом от 30.04.2021 N 106 (т.4, л.д. 104-105).
Письмом от 05.05.2021 N 111 ООО "НЖ-Проект" направило Санаторию отчет о ходе выполнения работ за период с 05.04.2021 по 05.05.2021, в том числе сбор исходных данных, подготовка программы работ по экологическим изысканиям (т. 2, л.д. 70); а 06.05.2021 по электронной почте - письмо от 05.05.2021 N 112 с генеральным планом и задание на проектирование (т. 2, л.д. 143, т.3, л.д. 90 приложение к пояснениям от 03.08.2022).
В ответ на письмо Исполнителя от 19.05.2021 N 129 Заказчик письмом от 20.05.2021 N 01-19/665 согласовал схему размещения объектов на земельном участке с кадастровым номером 90:21:110115:83 (т. 2, л.д. 146).
Заказчик письмом от 27.05.2021 N 01-19/701 согласовал схему размещения объектов, направленную Исполнителем с письмом от 26.05.2021 N 137/1 (т. 2, л.д. 151).
ООО "НЖ-Проект" направило Заказчику с письмом от 09.06.2021 N 148 нагрузки для заказа технических условий на подключение к сетям энергоснабжения (т. 2, л.д. 178).
ООО "НЖ-Проект" по электронной почте направило Заказчику письмо от 11.06.2021 N 156, в котором сообщило, что в ходе проведения инженерно-геологических изысканий, которые в соответствии с графиками выполнения работ по Контрактам должны были быть выполнены в срок до 30.04.2021, возникли сложности. В процессе выполнения инженерных изысканий было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером N 90:21:010115:83, расположен объект культурного наследия, а также указанный земельный участок расположен в зоне особо охраняемых природных территорий местного значения. Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для направления дополнительных запросов для уточнения границ земельного участка для оформления Генерального плана, что в свою очередь повлияло на сроки начала и окончания выполнения инженерно-геологических изысканий Исполнителем. 30.04.2021 в адрес заказчика были направлены технические отчеты по результатам инженерно-гидрометеорологических изысканий, инженерно-геодезических изысканий по Контрактам. ООО "НЖ-Проект" уведомил Вас о том, что нарушение сроков по выполнению инженерных изысканий не повлияет на конечный срок выполнения работ по Контрактам (т. 3, л.д. 136 - 138).
ООО "НЖ-Проект" по электронной почте 01.07.2021 направило Заказчику с письмом от 30.06.2021 N 159 о направлении комплекта инженерных изысканий (приложение с указанием видов инженерных изысканий отсутствует) (т. 2, л.д. 161; т. 3, л.д. 90 приложение к пояснениям от 03.08.2022).
Письмом от 01.07.2021 N 163 Исполнитель уведомил Заказчика, что произвел инструментальное и визуальное обследование объектов, в ходе которого была выявлена необходимость существенно увеличить объем проектирования на 2948,4 кв.м.; просил увеличить срок выполнения работ путем подписания дополнительного соглашения (т. 2, л.д. 72).
В ответе от 02.07.2021 N 01-19/940 на указанное письмо Заказчик сообщил, что внесение изменений в существенные условия Контрактов не допускается; перемена объектов в разных Контрактах не возможна; от Исполнителя требовалось предоставить схемы размещения объектов, соответствующие заданиям на проектирование к каждому Контракту, в связи с чем предложенная Исполнителем схема размещения объектов не согласована; потребовало в срок до 12.07.2021 представить на согласование схему размещения объектов, соответствующую заданию на проектирование. Кроме того, Заказчик сообщил, что увеличение площадей зданий и сооружений, подлежащих проектированию, не является дополнительными работами, не включенными в перечень работ по Контракту, поскольку в медико-техническом задании указано, что общая площадь зданий и сооружений указана ориентировочная (более точная площадь определяется при разработке программы на проектирование, а потом уточняется при проектировании) (т. 2, л.д. 75-76).
Письмом от 02.07.2021 N 164 ООО "НЖ-Проект" обратилось к Заказчику с просьбой предоставить ему технические условия для обеспечения подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (т. 2, л.д. 77).
Письмом от 05.07.2021 N 01-19/936 Заказчик сообщил Исполнителю о необходимости предоставить окончательные проектируемые нагрузки раздельно по каждому виду ресурса; указал, что на ранее полученные с письмом от 09.06.2021 N 148 проектируемые нагрузки на энергоснабжение были поданы заявки на технические условия в ресурсоснабжающие организации, которые находятся в работе (т. 2, л.д. 78).
С письмами от 07.07.2021 N 01-19/961 и от 08.07.2021 N 01-19/967 Санаторий направил ООО "НЖ-Проект" технические условия на получение гидроминеральных ресурсов (т.2, л.д. 79), а также технические условия на водоснабжение, технические условия на водоотведение, технические условия на подключение к радиоканальной системе передачи извещений о пожаре на пульт 01 и на оповещение о ЧС (т. 2, л.д. 79-80).
Письмом от 16.07.2021 N 01-19/1017 Заказчик повторно обратился к Исполнителю с просьбой предоставить схему размещения объектов, соответствующую заданию на проектирование, во избежание срыва сроков выполнения работ (т. 2, л.д. 81).
Согласно протоколу производственного совещания от 21.07.2021 N 1, проводимого в присутствии ООО "НЖ-Проект" (представитель отказался подписывать протокол), отражено, что задание на проектирование к Контракту остается неизменным, сроки выполнения работ по Контракту остаются неизменными, директору ООО "НЖ-Проект", необходимо направить в срок до 22.07.2021 специалиста на объект (т. 2, л.д. 82-84)
Учреждением составлен акт от 26.07.2021 об отсутствии представителя ООО "НЖ-Проект" на объекте (т. 2, л.д. 86).
ООО "НЖ-Проект" с письмом от 28.07.2021 N 182 направило Санаторию нагрузки тепловой энергии для получения технических условий (т. 2, л.д. 87).
В ответ на письмо ООО "НЖ-Проект" от 30.07.2021 Заказчик письмом от 06.08.2021 N 01-19/1153 согласовал замену водонапорной башни (т.2, л.д. 166).
Письмом от 06.08.2021 N 01-19/1154 Заказчик сообщил Исполнителю, что представленные нарочно 05.08.2021 архитектурно-градостроительные решения имеют замечания: в АГР по земельному участку с кадастровым номером 90:21:110115:83 на титульном и эскизном листах, в пояснительной записке и в схеме организации земельного участка присутствуют разночтения (т. 2, л.д. 91).
ООО "НЖ-Проект" с письмом от 09.08.2021 N 191 направило в адрес Учреждения отчет о ходе выполнения работ за период с 05.07.201 по 05.08.2021 (т. 2, л.д. 88).
Письмом от 09.08.2021 N 01-19/1162 Санаторий предоставил ООО "НЖ-Проект" информацию о технических условиях на подключение к системе отвода ливневой и дренажной канализации, согласно расчету представленному с письмом от 15.07.2021 N 157 (т. 2, л.д. 167).
Письмом от 09.08.2021 N 01-19/1165 Заказчик указал Исполнителю, что в срок до 31.08.2021 необходимо представить проектно-сметную документацию на согласование специалистам санатория, а в срок до 16.09.2021 - подать проектно-сметную документацию на государственную экспертизу, указало, что на сегодняшний день в адрес заказчика поступили для работы следующие документы: подписанный экземпляр протокола производственного совещания от 12.07.2021 N 1, не устранены замечания по предварительным архитектурно-планировочным решениям, направленным с письмом от 06.08.2021 N 01-19/1154 (т. 2, л.д. 90).
Письмом от 27.08.2021 N 209 ООО "НЖ-Проект" просило предоставить актуальные технические условия на подключение к инженерным сетям, а также договоры на техническое присоединение, не указав: какие из представленных Санаторием технических условий не актуальны (т. 2, л.д. 176).
Санаторий с письмом от 30.08.2021 N 01-19/1295 сообщил Исполнителю, что ему были переданы технические условия ранее с письмами от 07.07.2021 N 01-19/961 (гидроминеральные ресурсы), от 08.07.2021 N 01-19/967 (МЧС, водоснабжение и водоотведение), от 13.07.2021 N 01-19/972 (тепловые сети), от 09.08.2021 N 01-19/1162 (ливневая канализация), 13.08.2021 - нарочно ТУ на электроснабжение, 17.08.2021 - нарочно ТУ по слаботочным сетям (телефонизация, радиофикация, интернет); повторно направил Исполнителю технические условия на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (т. 2, л.д. 175).
В ответ на письмо Исполнителя от 31.08.2021 N 212 Заказчик письмом от 01.09.2021 N 01-19/1310 сообщил, что увеличение площадей зданий и сооружений, подлежащих проектированию, не является дополнительными работами, не включенными в перечень работ по Контракту, поскольку в задание на проектирование указано, что общая площадь зданий и сооружений указана ориентировочная и определяется в ходе проектных работ (т. 2, л.д. 94).
В связи с неисполнением ООО "НЖ-Проект" обязательств по Контракту в установленные сроки, Санаторий в письме от 01.09.2021 N 01-19/1309 сообщил о начале исчисления пени за просрочку исполнения обязательств, о необходимости предоставить в срок до 15.09.2021 документацию для проверки, и о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта на основании пункта 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (т. 2, л.д. 96).
Санаторием принято решение от 13.09.2021 N 01-19/1387 об одностороннем отказе от исполнения Контракта на основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ, котором указано, что по состоянию на 13.09.2021 исполнителем принятые на себя обязательства не исполнены, не представлена на проверку проектно-сметная документация в соответствии с требованиями, установленными в Контракте (т. 1, л.д. 33).
Решение от 13.09.2021 N 01-19/1387 об одностороннем отказе от исполнения Контракта опубликовано на официальной сайте Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок 14.09.2021 и вручено нарочно директору ООО "НЖ-Проект" Доценко М.В. 15.09.2021.
ООО "НЖ-Проект" сдало Заказчику 15.09.2021 по накладной N 44 часть проектной документации и технические отчеты по результатам инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических, инженерно-геофизических, инженерно-экологических изысканий (т. 2, л.д. 98-100).
Санаторий письмом от 16.09.2021 N 01-19/1403 направил в адрес Исполнителя перечень замечаний по отчетам инженерных изысканий и проектной документации, сданной по накладной от 15.09.2021 N 44 (т. 4, л.д. 156).
ООО "НЖ-Проект" направило в адрес Санатория письмо от 23.09.2021 N 258 ООО "НЖ-Проект", в котором сообщило, что объем проектирования значительно увеличился, в связи с чем у Исполнителя возникла необходимость выполнить ряд дополнительных работ, не включенных в перечень работ по Контракту, о чем заказчик был уведомлен письмом от 01.07.2021 N 163. Геологические изыскания проводились в период с 25.04.2021 по 02.08.2021; возникла непредвиденная необходимость проведения археологических изысканий; по состоянию на 13.09.2021 не представлены договоры технологического присоединения, без которых не возможна разработка проектно-сметной документации (т. 1, л.д. 141-143).
Решение Санатория от 13.09.2021 N 01-19/1387 об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу 28.09.2021.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю принято решение от 06.10.2021 по делу N 082/06/104-1678/2021-РНП о включении ООО "НЖ-Проект" в реестр недобросовестных поставщиков (т. 1, л.д. 50-56).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "НЖ-Проект" о признании недействительным решения Санатория от 13.09.2021 N 01-19/1387 об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь нормами главы 37 ГК РФ, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), указал на существенное нарушение истцом сроков выполнения работ, предусмотренных пунктами 3.3, 4.1 Контракта. Кроме того, суд первой инстанции критически оценил доводы истца о просрочке исполнения заказчиком встречных обязательств по Контракту, в том числе, сроков предоставления технических условий.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела, заслушав пояснения представителей истца, проверив доводы апелляционной жалобы, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Односторонний отказ от исполнения договора отвечает признакам сделки, определенным статьей 153 ГК РФ.
В соответствии со статьей 153, пунктом 2 статьи 154, 156 ГК РФ, пунктом 66 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" односторонний отказ от исполнения договора является сделкой, ведущей к расторжению договора.
Следовательно, односторонний отказ от договора может быть признан недействительным по правилам оспаривания сделок (статьи 12, 166 - 181 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством; заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 5.2.5, 19.1.2 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Исследуемый Контракт по содержанию относится к договорам подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, к которому применяются положения параграфов 1, 4, 5 главы 37 ГК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (статья 758 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
В параграфе 1 главы 37 ГК РФ предусмотрены специальные нормы (статьи 715 и 717 ГК РФ), определяющие порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения договора подряда.
Статьей 715 ГК РФ предусмотрены основания для отказа заказчика от исполнения договора подряда во время выполнения подрядчиком работы, а именно если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, а также, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом.
Принимая решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заказчик исходил из того, что подрядчик настолько медленно выполнял работу по 1 и 2 этапам (инженерные изыскания - срок окончания 30.04.2021, разработка проекта, подготовка смет - с 30.04.2021 по 31.08.2021), что окончание ее к сроку становится явно невозможным.
В предмет судебного исследования по спору о признании недействительным одностороннего отказа заказчика от контракта, заявленного на основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ входят обстоятельства несвоевременного начала исполнения работ по Контракту ООО "НЖ-Проект" и/или настолько медленного выполнения подрядчиком работ по Контракту, что позволило заказчику (Санаторию) прийти к выводу о явной невозможности окончания исполнения контракта к сроку.
Так в соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Сроки выполнения работ по Контракту согласованы сторонами в разделе 3 Контракта.
Никакие задержки и нарушения сроков выполнения работ не могут служить основанием для требования Исполнителя о продлении срока выполнения работ за исключением случаев, оговоренных в статьях 11 и 15 Контракта (пункт 3.5 Контракта).
Сроки выполнения работ по этапам работ согласно графику выполнения работ (Приложение 7 к Контракту):
- проведение инженерных изысканий (1 этап) - с момента заключения Контракта по 30.04.2021;
- разработка проекта, подготовка смет, сдача проектно-сметной документации заказчику на проверку, проверка проектно-сметной документации заказчику на проверку (2 этап) - с 30.04.2021-31.08.2021.
В пункте 15 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к инженерным изысканиям относятся изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.
Статья 47 ГрК РФ предусматривает, что инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий (часть 1).
Согласно пункту 1.3. Контракта предусмотренные Контрактом работы выполняются Исполнителем в строгом соответствии с требованиями ГК РФ, ГрК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения Государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", и иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Крым, технических регламентов, национальных и отраслевых стандартов, норм, правил, положений, рекомендаций и методик, действующих на момент сдачи результата выполненных работ, а также утвержденного Задания на проектирование (Приложение 1 к Контракту), сроков выполнения работ в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение 7 к Контракту).
В пункте 1.5 Контракта стороны определили, что результатом выполнения работ по Контракту является разработанная техническая документация, в том числе, выполненные инженерные изыскания с положительными заключениями государственной экспертизы (пункт 1.5.1 Контракта).
Согласно пункту 1.9 Контракта обязательства Исполнителя по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектно-сметной документации в объеме, достаточном для строительства и прохождения экспертизы, считаются выполненными после принятия Заказчиком результатов выполненной работы (п. 1.5 Контракта) в полном объеме.
Следовательно, ни в Градостроительном кодексе Российской Федерации, ни в Контракте не предусматривается возможность разработки проектной документации до проведения истцом инженерных изысканий и получения по ним положительных заключений государственной экспертизы.
Установление видов инженерных изысканий, порядок их выполнения для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав, форма материалов и результатов инженерных изысканий, порядок их представления для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности отнесено частью 6 названной статьи к полномочиям Правительства Российской Федерации, которое постановлением от 19.01.2006 N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства" утвердило Перечень видов инженерных изысканий.
Согласно условиям исследуемого Контракта Исполнитель в срок до 30.04.2021 обязался выполнить следующие инженерные изыскания:
- инженерно-геодезические,
- инженерно-геологические,
- инженерно-экологические,
- инженерно-гидрометеорологические,
- сейсмическое микрорайонирование,
- археологические (при необходимости).
В соответствии с частью 5 статьи 47 ГрК РФ необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или технического заказчика, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степени изученности указанных условий.
Согласно пункту 4.1.2 Контракта Исполнитель в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента подписания Контракта (то есть до 13.01.2021) обязался передать Заказчику на утверждение задание на выполнение инженерных изысканий и программу инженерных изысканий в 2 (двух) экземплярах.
Как следует из пунктов 4.18 и 4.19 СП 47.13330.2016 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96" в соответствии с заданием исполнителем разрабатывается программа инженерных изысканий. Программа является основным организационно-руководящим, техническим и методическим документом при выполнении инженерных изысканий, согласовывается заказчиком и утверждается исполнителем. В программе определяются и обосновываются состав и объемы работ, методы их выполнения с учетом сложности природных условий, степени их изученности, вида градостроительной деятельности, этапа выполнения инженерных изысканий, вида и назначения сооружения. Состав и объемы работ, обоснованные в программе, должны соответствовать требованиям документов в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований [2], и иных НД, указанных в задании.
Программа должна содержать сведения, необходимые и достаточные для выполнения работ и включать следующие основные разделы:
Общие сведения:
- наименование, местоположение объекта;
- сведения о заказчике;
- сведения об исполнителе работ;
- цели и задачи инженерных изысканий;
- идентификационные сведения об объекте;
- вид градостроительной деятельности;
- этап выполнения инженерных изысканий;
- краткая техническая характеристика объекта;
- обзорная схема размещения объекта;
- общие сведения о категориях земель и разрешенном виде использования земельных участков на основании данных Единого государственного реестра недвижимости.
С письмом от 18.01.2021 N 6 ООО "НЖ-Проект" по электронной почте 18.01.2021 направило Санаторию только одну общую программу на выполнение инженерно-геодезических изысканий по двум государственным контрактам: от 28.12.2020 N 257/11-07 и от 28.12.2020 N 258/11-07 (т. 2, л.д. 120; т. 3, л.д. 90; т. 4, л.д. 1-12, 18-27).
В материалах дела отсутствуют доказательства передачи истцом ответчику заданий на выполнение инженерных изысканий и программ инженерно-геологических, инженерно-экологических, инженерно-гидрометеорологических изысканий, сейсмического микрорайонирования.
Следовательно, при не предоставлении истцом ответчику заданий на выполнение всех, предусмотренных Контрактом, инженерных изысканий и программ соответствующих инженерных изысканий, у ответчика не возникла обязанность по их утверждению и возврату исполнителю (пункт 5.1.1 Контракта). А при отсутствии утвержденных заказчиком программ инженерных изысканий нельзя признать надлежащим дальнейшее выполнение исполнителем изыскательских работ (это следует из СП 47.13330.2016 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96").
При таких обстоятельствах на стадии инженерных изысканий просрочка Заказчика отсутствует.
Как верно отмечает суд первой инстанции, согласно условиям Контракта окончание первого этапа и начало второго этапа выполнения работ 30.04.2021
Однако по состоянию на 13.09.2021 - дату оспариваемого одностороннего отказа от исполнения Контракта N 01-19/1387 - истец (исполнитель) не передал ответчику (заказчику) программы инженерных изысканий (начальная стадия первого этапа работ).
Только после согласования программы изысканий, исполнителем совместно с заказчиком осуществляется сбор исходных данных, после чего формируются заявки на технологическое присоединение. При корректном формировании заявки ресоурснабжающие организации выдают технические условия, после получения которых проектная организация разрабатывает проектные решения по прокладке инженерных сетей в увязке с действующими схемами инженерного обеспечения.
В ходе исполнения контракта Санаторий путем направления ООО "НЖ-Проект" письма от 07.06.2021 N 01-19/777, от 09.08.2021 N 01-19/1165, от 01.09.2021 N 01- 19/1309, на рабочих совещаниях 12.07.2021, 21.07.2021, 23.07.2021, 03.09.2021 предупреждал исполнителя о необходимости строгого соблюдении полноты и сроков выполнения работ в соответствии с условиями Контракта и графиком работ.
Так, Санаторий, рассмотрев отчет ООО "НЖ-Проект" от 05.03.2021 N 57, просил предоставить информацию о сроках проведения изысканий.
Санаторий в письме от 30.04.2021 N 01-19/589 вновь напомнил истцу о не предоставлении отчетов по проведению инженерно-геодезических и инженерно-экологических изысканий.
ООО "НЖ-Проект" 30.04.2021 на электронную почту Санатория направило письма от 30.04.2021 N 106 и N 108 с техническими отчетами по результатам инженерно-гидрометеорологических, инженерно-геодезических инженерно-экологических изысканий по Контрактам N 257/11-07 и N 258/11-07.
Письмами от 05.05.2021 01-19/608 и от 07.05.2021 01-19/618 ответчик направил истцу замечания по вышеуказанным отчетам, где наряду с другими замечаниями, указал на невозможность принять представленные отчеты, которые совмещают информацию по двум разным контрактам (строительство и реконструкция) (т. 4, л.д. 104-105, 107).
Довод ООО "НЖ-Проект" о том, что с письмом от 30.06.2021 N 159 заказчику были направлены комплекты инженерных изысканий, отклоняется, так как к указанному письму фактически не приложены технические отчеты по результатам инженерных изысканий. Согласно скриншоту письма от 30.06.2021 N 159 исполнитель направил заказчику 1 файл объемом 81 КБ (т. 2. л.д. 161; т. 3. л.д. 90- оборот, скриншот доказательства направления письма от 30.06.2021 N 159).
ООО "НЖ-Проект" после получения решения Санатория от 13.09.2021 N 01-19/1387 об одностороннем отказе от исполнения Контракта по накладной от 15.09.2021 N 44 сдало заказчику технические отчеты по результатам инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических, инженерно-геофизических, инженерно-экологических изысканий (т. 2, л.д. 98-100).
Санаторий письмом от 16.09.2021 N 01-19/1403 направил в адрес ООО "НЖ-Проект" перечень замечаний по отчетам инженерных изысканий и проектной документации, сданной по накладной от 15.09.2021 N 44 (т. 4, л.д. 156).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истец не доказал надлежащее исполнение своих обязательств, в том числе по соблюдению предусмотренных Контрактом сроков, на стадии инженерных изысканий, предшествующей стадии проектирования, в частности: выполнение отдельных видов инженерных изысканий без утвержденной Заказчиком программы.
Доводы истца о просрочке заказчика вследствие несвоевременного: утверждения схемы размещения объектов, задания на проектирование, предоставления технических условий, предоставления недостоверных технических условий, предоставления градостроительного плана земельного участка без отражения на нем охранной зоны объекта культурного наследия и информации о нахождении земельного участка в зоне особо охраняемых природных территорий, отклоняется, учитывая следующее.
Как следует из приложения к письму ООО "НЖ-Проект" от 18.03.2021 N 66 (т. 2, л.д. 58-59), истцу была предоставлена схема расположения объектов согласно утвержденному Заказчиком заданию.
Однако ООО "НЖ-Проект" неоднократно письмами от 19.03.2021 N 67, от 30.03.2021 N 76, от 15.04.2021 N 91, от 22.04.2021 N 99, от 29.04.2021 N 104 направляло Санаторию на утверждение свои варианты генерального плана (схемы размещения объектов).
Санаторий письмом от 30.04.2021 N 01-19/595 согласовал генеральный план, представленный ООО "НЖ-Проект" с письмом от 29.04.2021 N 104.
Однако в период с 18.05.2021 по 27.05.2021 сторонами вновь велась переписка о согласовании схемы размещения объектов, в результате которой ответчик вновь письмом от 27.05.2021 N 01-19/701 согласовал схему размещения объектов, направленную истцом с письмом от 26.05.2021 N 137/1.
Но в письме от 02.07.2021 N 01-19/940 Санаторий, с учетом норм Закона N 44-ФЗ сообщил ООО "НЖ-Проект" о недопустимости внесения изменений в существенные условия Контракта, в связи с чем отказался от согласования предложенной исполнителем схемы размещения объектов, потребовал в срок до 12.07.2021 представить на согласование схему размещения объектов, соответствующую заданию на проектирование к Контракту.
Учитывая пункты 1.3., 4.1.5 Контракта, а так же вышеизложенные обстоятельства, принимая во внимание, что ООО "НЖ-Проект", как профессиональный проектировщик, должно было знать, что по двум разным государственным контрактам (на выполнение проектно-изыскательских работ на реконструкцию и на выполнение проектно-изыскательских работ на строительство), заключенным по результатам проведения разных конкурентных процедур, не допускается изменение объектов проектирования таким образом, что объекты, которые согласно заданию на проектирование к контракту на реконструкцию, включаются в состав объектов проектирования по контракту на строительство.
Таким образом, суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта о введении его заказчиком в заблуждение относительно схемы размещения объектов по исследуемому Контракту.
Согласно материалам дела, задание на проектирование представлено истцом ответчику на утверждение 15.04.2021 и утверждено заказчиком 27.04.2021, то есть в пределах 10 рабочих и 12 календарных дней, что не превышает разумных сроков, учитывая, что начало проектных работ определено с 30.04.2021.
Вместе с тем согласно пунктам 7.1, 9.1.1 Контракта проектная документация разрабатывается на основании результатов инженерных изысканий, получивших положительное заключение государственной экспертизы.
В соответствии со статьями 47, 48 ГрК РФ, СП 47.13330.2016 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96 для инженерных изысканий не требуется предоставление заказчиком каких-либо технических условий. Технические условия необходимы для архитектурно-строительного проектирования.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, технические условия предоставлялись заказчиком исполнителю в кратчайшие сроки с учетом предоставления исполнителем заказчику сведений о проектируемых нагрузках.
Так в ответ на письмо истца от 02.07.2022 N 164 о предоставлении технических условий ответчик передал технические условия с сопроводительными письмами от 07.07.2021 N 01-19/961 (гидроминеральные ресурсы), от 08.07.2021 N 01-19/967 (МЧС, водоснабжение и водоотведение), от 13.07.2021 N 01-19/972 (тепловые сети), от 09.08.2021 N 01-19/1162 (ливневая канализация), 13.08.2021 - нарочно ТУ на электроснабжение, 17.08.2021 - нарочно ТУ по слаботочным сетям (телефонизация, радиофикация, интернет); повторно направил Исполнителю технические условия на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения с письмом от 30.08.2021 N 01-19/1295.
В соответствии с пунктом 1 статьи 716 ГК РФ, пунктом 11.1 Контракта Исполнитель обязан письменно предупредить Заказчика в течение 3 календарных дней и приостановить работу при обнаружении не зависящих от Исполнителя обстоятельств, создающих невозможность завершения работы в срок.
Из представленного ООО "НЖ-Проект" запроса от 27.08.2021 N 209 о предоставлении актуальных технических условий, не видно: какие технические условия из ранее представленных содержали недостоверные сведения или в чем заключается их неактуальность.
Кроме того, из пунктов 2.2, 4.1.6 Контракта усматривается право исполнителя на самостоятельное получение надлежащих технических условий. Но ООО "НЖ-Проект" не обращалось к Санаторию за доверенностью на сбор в компетентных органах исходных данных.
При таких обстоятельствах довод апеллянта о предоставлении ему заказчиком недействительных технических условий, как основание продления сроков проектно-изыскательских работ, отклоняется.
ООО "НЖ-Проект" письмом от 30.04.2021 N 106 сообщило Санаторию, что инженерно-геологические изыскания выполнить в срок не представляется возможным, так как на земельном участке с кадастровым номером 90:21:010115:83 расположен объект культурного наследия и зона особо-охраняемых природных территорий местного значения, о чем стало известно Исполнителю после получения ответов от Государственного комитета по охране культурного наследия РК от 22.04.2021 N 9308/22-11/1 и администрации города Саки от 19.03.2021 N 02.1-22/39 на запросы истца, соответственно, от 02.03.2021 N 10 и от 02.03.2021 N 12. (т. 4, л.д. 50-52).
В письме администрации города Саки от 19.03.2021 N 02.1-22/39 (получено ООО "НЖ-Проект" 30.03.2021) отражено, что запрет на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства в зоне особо охраняемых природных территорий, которые осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Крым или местного бюджета, не распространяется (пункт 2 статьи 66 "Регламентов использования территории в границах зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории" Том 2 правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Саки Республики Крым). На территории участка с кадастровым номером 90:21:010115:83 расположена охранная зона памятника архитектурного наследия - задания ХХ века. В котором работал академик Н.Н. Бурденко.
Охранное обязательство объекта культурного наследия регионального значения "Здание, в котором работал академик Н.Н. Бурденко, начало ХХ века" по адресу: Республика Крым, город Саки, ул. Курортная 10а. корпус N 2, литер "Д" утверждено приказом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от 01.06.2017 N 162.
Как усматривается из задания на проектирование (приложение N 1 к Контракту) правоустанавливающие документы на земельный участок 90:21:010115:83 площадью 5.074 га были изготовлены 20.02.2018.
Вместе с тем в пункте 4.1.13 Контракта на исполнителя возложена обязанность по проведению мероприятий и получению необходимых заключений при обнаружении объектов, имеющих историческую, культурную или иную ценность, с целью достижения результатов Контракта.
Однако истец соответствии с пунктом 1 статьи 716 ГК РФ, пунктом 11.1 Контракта не предупредил ответчика о недостоверности представленного градостроительного плана земельного участка и не приостановил проектные работы, полагая, что Санаторию из письма Государственного комитета по охране культурного наследия РК от 22.04.2021 N 9308/22-11/1 и так об этом известно.
Санаторий самостоятельно получил необходимые сведения из Единого государственного реестра объектов недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 90:21:010115:83 и выяснил, что из этого участка 06.05.2020 образован земельный участок с кадастровым номером 90:21:010115:319, на котором расположен объект культурного наследия регионального значения "Здание, в котором работал академик Н.Н. Бурденко, начало ХХ века" (т. 5, л.д. 7-31, 40-43). Санаторием также получен ГПЗУ от 14.08.2021 на земельный участок с кадастровым номером 90:21:010115:83 в измененных границах площадью 46444 кв.м (т. 5, л.д 46-58).
Однако ООО "НЖ-Проект" не обращалось к Санаторию за новым ГПЗУ.
Но поскольку истец допустил существенную просрочку исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 4.1.2 Контракта (с января 2021 года по 13.09.2021 не предоставил заказчику на утверждение программу всех предусмотренных Контрактом инженерных изысканий), просрочка заказчика в предоставлении нового ГПЗУ, принимая во внимание отсутствие со стороны истца запроса о его предоставлении ответчиком, значительно меньше просрочки исполнителя (истца).
В нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлены доказательства наличия обстоятельств, препятствовавших истцу выполнить свои обязательства по Контракту в установленный срок (ст. 401 ГК РФ) либо наличия встречных обязательств Заказчика, которые им не выполнены (ст. 328 ГК РФ).
Суд, оценивая представленные доказательства, приходит к выводу, что к указанному в Контракте сроку не было получено не только положительное заключение государственной экспертизы по первому этапу работы - проведение инженерных изысканий, но и не была представлена заказчику программа всех инженерных изысканий, что очевидно свидетельствует о грубом нарушении сроков выполнения работ исполнителем (истца).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания решения Санатория от 13.09.2021 N 01-19/1387 об одностороннем отказе от исполнения Контракта недействительным.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые, однако, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.04.2022 по делу N А83-23180/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НЖ - Проект" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-23180/2021
Истец: ООО "НЖ-ПРОЕКТ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СПИНАЛЬНЫЙ САНАТОРИЙ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Н. Н. БУРДЕНКО"
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДУ СЕВАСТОПОЛЮ
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1642/2023
23.04.2024 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2077/2022
19.05.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1642/2023
16.01.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2077/2022
21.04.2022 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-23180/2021