г. Воронеж |
|
16 января 2023 г. |
Дело N А36-1386/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.01.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.01.2023.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.11.2022 по делу N А36-1386/2022 по исковому заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области (ИНН 4825009322, ОГРН 1024840840089) к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области" (ИНН 4821013600, ОГРН 1024800789859) о взыскании неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту от 28.09.2020 N 310 в размере 93837,04 руб.,
при участии:
от УФСИН по Липецкой области: Будюкина Е.В. - представитель по доверенности от 11.10.2022 сроком до 31.12.2023, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования, паспорт РФ;
от ФКУ "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области": Суляева Ж.Ю. - представитель по доверенности N 1 от 10.01.2023 сроком до 31.12.2023, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования, паспорт РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области (далее - истец, УФСИН по Липецкой области) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области" (далее - ответчик, ФКУ ИК-3 УФСИН по Липецкой области) о взыскании неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту N 310 от 28.09.2020 в размере 93 837,04 руб.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 29.11.2022 по делу N А36-1386/2022 в удовлетворении искового заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, УФСИН по Липецкой области обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы истец ссылается на несоответствие технических характеристик поставленного товара - комплектов одежды медицинского одноразового использования (одноразовые нестерильные халаты и бахилы) требованиям государственного контракта от 28.09.2020 N 310 и техническим требованиям (приложение N 2 к контракту), что, по мнению УФСИН по Липецкой области, является безусловным и достаточным основанием для взыскания с ответчика предусмотренной п. 10.6 контракта неустойки за поставку некачественного товара.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебном заседании просил оставить решение суда первой инстанции без изменения как законное и обоснованное.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
28.09.2020 между УФСИН по Липецкой области (заказчик) и ФКУ "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области" (поставщик) на основании п. 11 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) был заключен государственный контракт N 310 (далее - контракт) на поставку медицинского изделия - комплект одежды медицинской одноразового использования (т.1, л.д.5-9)
В соответствии с п. 1.1. контракта поставщик обязался в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку товара в соответствии со спецификацией (приложение N 1 к контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке товара, а заказчик обязался в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить поставленный товар и надлежащим образом оказанные услуги.
Номенклатура товара и его количество определяются спецификацией (приложение N 1 к контракту), технические показатели - техническими требованиями (приложение N 2 к контракту) (п. 1.2 контракта).
В силу п. 2.2 контракта цена контракта составляет 938 370,42 руб., НДС не облагается и включает в себя стоимость товара, стоимость тары и упаковки, транспортные расходы на перевозку товара до места назначения заказчика, расходы на страхование, уплату налогов, таможенных пошлин, сборов и другие обязательные платежи, взимаемые с поставщика в связи с исполнением обязательств по контракту.
Согласно п.п. 5.1, 5.2 контракта поставка товара осуществляется поставщиком в место доставки в соответствии с отгрузочной разнарядкой (планом распределения) (приложение N 3 к контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 контракта, в срок с даты заключения государственного контракта до 27.11.2020; фактической датой поставки считается дата, указанная в акте приема-передачи товара (приложение N 4 к контракту).
Приемка товара по качеству производится в порядке, установленном Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 N П-7, в части, не противоречащей условиям контракта (п. 6.3 контракта).
В соответствии с п. 6.4 контракта приемка поставленного товара осуществляется в ходе передачи товара заказчику в месте доставки и включает в себя: а) проверку по упаковочным листам номенклатуры поставленного товара на соответствие спецификации (приложение N 1 к контракту) и техническим требованиям (приложение N 2 к контракту); б) проверку полноты и правильности оформления комплекта сопроводительных документов в соответствии с условиями контракта; в) контроль наличия/отсутствия внешних повреждений оригинальной упаковки товара; г) проверку наличия необходимых документов (копий документов) на товар: регистрационных удостоверений, документа, подтверждающего соответствие товара, выданного уполномоченными органами (организациями); д) проверку наличия технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) товара на русском языке; е) проверку комплектности и целостности поставленного товара. По факту приемки товара поставщик и заказчик (получатель) подписывают акт приема-передачи товара (приложение N 4 к контракту).
В соответствии с п. 6.5 контракта для проверки предоставленных поставщиком результатов поставки, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик проводит экспертизу товара в порядке, предусмотренном статьей 94 Федерального закона о контрактной системе. Экспертиза может проводиться силами заказчика или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
Заказчик (получатель) в течение 5 дней со дня получения от поставщика документов, предусмотренных пунктом 5.3 контракта, направляет поставщику подписанный акт приема-передачи товара (приложение N 4 к контракту) или мотивированный отказ от подписания, в котором указываются недостатки и сроки их устранения (п. 6.6 контракта).
После устранения недостатков, послуживших основанием для неподписания акта приема-передачи товара (приложение N 4 к контракту), поставщик и заказчик подписывают акт приема-передачи товара в порядке и сроки, предусмотренные пунктом 6.6 контракта (п. 6.7 контракта).
Оплата по контракту осуществляется в течение 15 рабочих дней после подписания акта-приема-передачи товара, включая устранение выявленных в процессе приемки недостатков (п. 8.2 контракта).
В пункте 10.6 контракта стороны согласовали, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе за поставку некачественного товара (поставку товара, не соответствующего требованиям действующего законодательства Российской Федерации и условиям контракта), поставщик уплачивает заказчику штраф в размере 10 % цены контракта, что составляет 93 837,04 руб.
В спецификации к контракту стороны согласовали наименование, количество и стоимость поставляемого товара (приложение N 1), в технических требованиях (приложение N 2) - необходимость его соответствия техническим характеристикам, в том числе плотность используемого материала типа Спанбонд, которая должна составлять не менее 42 г/кв.м.
Во исполнение условий контракта ФКУ ИК-3 УФСИН по Липецкой области поставило в адрес заказчика, а УФСИН по Липецкой области приняло и оплатило обусловленный контрактом и приложениями к нему товар на сумму 938 370,42 руб. в количестве 3 978 шт., что подтверждается товарными накладными от 12.11.2020 N 209, от 19.11.2020 N 215 платежными поручениями от 07.12.2020 NN 117528, 117529 (т.1, л.д.10-12).
Разногласий по поводу качества поставленного в рамках государственного контракта от 28.09.2020 N 310 товара между сторонами не возникло, о чем свидетельствуют подписанные приемочной комиссией УФСИН по Липецкой области акты сдачи-приемки товаров от 03.12.2020 и заключения о проведении экспертизы результатов поставки товаров, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта (т.1, л.д.45-52).
Впоследствии по результатам документарной проверки, проведенной специалистом группы методологии ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд ФКУ ЦНТЛ ФСИН России с 09.08.2021 по 23.08.2021, было установлено, что плотность используемого материала при изготовлении поставленного заказчику товара составила менее 42 г/кв.м.
Так, согласно заключенному ФКУ ИК-3 УФСИН по Липецкой области с ИП Проняевым Е.А. с целью исполнения обязательств по государственному контракту от 28.09.2020 N 310 государственному контракту от 16.11.2020 N 324 на поставку 3 031,2 кг нетканого полотна из полимера (спанбонд) белого цвета, плотность спанбонда составляла 40 г/кв.м.
При этом в соответствии с паспортом изготовителя ООО "КЗНМ" N 301 спандбонд ТУ 13.95.10-001-87173686-2019, цвет белый, партия N 388, дата изготовления 01.09.2020, по результатам анализа имел плотность 38,9 г/кв.м.
Комплекты одежды медицинской одноразового использования (одноразовый нестерильный халат и бахилы) по контракту были пошиты из указанного выше полотна, т.е. полипропиленового нетканого материала (типа спанбонд) плотностью менее 42 г/кв.м.
С учетом того, что технические характеристики поставленного в рамках государственного контракта от 28.09.2020 N 310 товара не соответствовали требованиям технического задания, установленного контрактом, УФСИН по Липецкой области по результатам проведенной ревизии было вменено нарушение исполнения государственного контракта (ИКЗ 20148250093224825010010120011412244), а именно: в нарушение ч.ч. 6,8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ заказчиком не выставлялось требование об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, в размере 93 837,04 руб.
В связи с выявленным несоответствием УФСИН по Липецкой области 22.10.2021 направило в адрес ответчика претензию N 48/ТО/35/1-12555 от 14.10.2021 с требованием об уплате штрафа (т.1, л.д.13-14).
Оставление указанной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения УФСИН по Липецкой области в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с положениями ст. 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506-522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы.
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ).
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Пунктом 1 ст. 454 ГК РФ установлено, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В соответствии с положениями ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями. При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
Товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 Гражданского кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются (пункт 1 статьи 470 Гражданского кодекса).
В силу п. 1 ст. 474 ГК РФ проверка качества товара может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или договором купли-продажи. Порядок проверки качества товара устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или договором. В случаях, когда порядок проверки установлен законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядок проверки качества товаров, определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям.
В абз. 3 п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" разъяснено, что порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 N П-6 (далее - Инструкция N П-6), и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7 (далее - Инструкция N П-7), может применяться покупателем (получателем) только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки.
Согласно п. 1 ст. 483 ГК РФ покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара.
Порядок и сроки приемки товара, оформления результатов такой приемки установлены разделом 6 контракта, в соответствии с п. 6.3 которого приемка товара по качеству производится в порядке, установленном Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 N П-7, в части, не противоречащей условиям контракта.
В силу п. 6.6 контракта положительным результатом приемки товара, которая осуществляется, в том числе, путем проведения экспертизы в порядке, предусмотренном ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ, является подписание акта приема-передачи.
В рассматриваемом случае предметом спора явилось обнаружение несоответствия поставленного в рамках государственного контракта от 28.09.2020 N 310 товара требованиям технического задания, являющегося приложением N 2 к контракту, уже после подписания сторонами актов сдачи-приемки товаров от 03.12.2020, обусловленное проведением в отношении УФСН по Липецкой области документарной проверки.
В соответствии с п. 6 Инструкции N П-7 приемка продукции по качеству и комплектности производится на складе получателя в следующие сроки: а) при иногородней поставке - не позднее 20 дней, а скоропортящейся продукции - не позднее 24 часов, после выдачи продукции органом транспорта или поступления ее на склад получателя при доставке продукции поставщиком или при вывозке продукции получателем; б) при одногородней поставке - не позднее 10 дней, а скоропортящейся продукции - 24 часов после поступления продукции на склад получателя. Проверка качества и комплектности продукции, поступившей в таре, производится при вскрытии тары, но не позднее указанных выше сроков, если иные сроки не предусмотрены в договоре в связи с особенностями поставляемой продукции (товара).
Приемка считается произведенной своевременно, если проверка качества и комплектности продукции окончена в установленные сроки (п. 10 Инструкции N П-7).
Согласно п. 14 Инструкции N П-7 приемка продукции по качеству и комплектности производится в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставляемой продукции (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве, счет-фактура, спецификация и т.п.). Отсутствие указанных сопроводительных документов или некоторых из них не приостанавливает приемку продукции. В этом случае составляется акт о фактическом качестве и комплектности поступившей продукции и в акте указывается, какие документы отсутствуют.
В силу п. 16 Инструкции N П-7 при обнаружении несоответствия качества, комплектности, маркировки поступившей продукции, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, чертежам, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество продукции (пункт 14 настоящей Инструкции), получатель приостанавливает дальнейшую приемку продукции и составляет акт, в котором указывает количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов. Получатель обязан вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя иногороднего изготовителя (отправителя), если это предусмотрено в Основных и Особых условиях поставки, других обязательных правилах или договоре.
По результатам приемки продукции по качеству и комплектности с участием представителей, указанных в пунктах 19 и 20 Инструкции, составляется акт о фактическом качестве и комплектности полученной продукции. Акт должен быть составлен в день окончания приемки продукции по качеству и комплектности (п. 29 Инструкции N П-7).
В соответствии с п. 30 Инструкции N П-7 акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в проверке качества и комплектности продукции. Лицо, не согласное с содержанием акта, обязано подписать его с оговоркой о своем несогласии и изложить свое мнение.
Согласно п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Частью 4 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч. 6 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ).
В силу ч. 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно позиции, изложенной в постановлении АС Центрального округа от 18.03.2021 по делу N А36-10341/2019, установленные контрактом на основании положений Федерального закона N 44-ФЗ меры ответственности служат инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 названного Закона, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). При этом такими действиями (в случае их совершения) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений.
Исходя из правовых подходов, сформированных судебной практикой, при рассмотрении вопроса о начислении поставщику штрафа нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных требований контракта без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, поскольку иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства, конституционным принципам привлечения к юридической ответственности, законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений (ч. 1 ст. 1 ГК РФ), презумпции добросовестности участников таких правоотношений (ч. 5 ст. 10 ГК РФ).
Взыскание штрафа как мера ответственности должно отвечать принципам справедливости, соразмерности и пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, подписанием заказчиком актов сдачи-приемки товаров от 03.12.2020 с одновременным составлением заключений о проведении экспертизы результатов поставки товаров, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, подтверждается, что товар - комплект одежды медицинской одноразового использования был поставлен ФКУ ИК-3 УФСИН по Липецкой области в полном объёме, имеет надлежащие количественные и качественные характеристики, удовлетворяет условиям и требованиям контракта.
В экспертных заключениях приемочной комиссии УФСИН по Липецкой области указано, что качество поставленных товаров соответствует ГОСТ Р 50444-92 (Разд. 3,4), ГОСТ Р 50267.0-92 (МЭК 601-1-88).
Соответственно, спорный товар был принят заказчиком без каких-либо замечаний, документы о несоответствии товара условиям контракта в ходе его приемки в порядке, установленном Инструкцией N П-7, не составлялись, доказательств приостановления приемки товара по контракту, направления в адрес ответчика уведомления о вызове для участия в проверке качества истцом в материалы дела не представлено.
Фактически несоответствие товара техническому заданию было выявлено спустя длительный срок после приёмки и окончания срока контракта (более восьми месяцев) по результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности истца, что с учетом отсутствия претензий со стороны заказчика свидетельствует о достижении цели закупки и возможности использования товара по его назначению.
При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в ходе приемки товара, как и в ходе проведения документарной проверки в отношении заказчика, была измерена фактическая толщина используемого материала при изготовлении поставленного товара.
Таким образом, доводы истца о ненадлежащем качестве поставленного в рамках государственного контракта от 28.09.2020 N 310 товара документально не подтверждены и направлены на опровержение своего собственного поведения, что является недопустимым в силу положений п. 3 ст.1 и п. 1 ст. 10 ГК РФ.
По смыслу положений Федерального закона N 44-ФЗ для заказчика приоритетом является не получение товара с сопроводительными документами, показатели в которых дублируют положения спецификации, а приобретение объекта закупки с функциональными, техническими и качественными характеристиками, соответствующими его потребностям.
В этой связи представляется обоснованным вывод о том, что обнаружение при ревизии финансово-хозяйственной деятельности заказчика формального отличия некоторых из приведенных в паспортах параметров от показателей, определенных в спецификации, не является достаточным основанием для вывода о несоответствии поставленной продукции требованиям контракта и неполучении заказчиком того, на что он был вправе рассчитывать при заключении контракта, а, следовательно, о ненадлежащем исполнении контракта поставщиком, с учетом принятия товара заказчиком без каких-либо замечаний.
В условиях отсутствия доказательств, достоверно и однозначно свидетельствующих о поставке ответчиком некачественного товара, а также с учетом того, что в период действия контракта истец не обращался к ответчику за заменой товара ненадлежащего качества в порядке, установленном контрактом, и не воспользовался иными способами защиты, предусмотренными ст. 475 ГК РФ, оснований для взыскания с ответчика неустойки не имелось.
Аналогичный правовой подход содержится в Определении ВС РФ от 24.09.2020 по делу N 301-ЭС20-12584, постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 18.03.2021 по делу N А36-10341/2019, от 17.06.2020 по делу N А83-8655/2019.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, повторно рассматривающий дело, считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют представленным доказательствам и обстоятельствам дела, оснований для отмены решения Арбитражного суда Липецкой области от 29.11.2022 по делу N А36-1386/2022 и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.11.2022 по делу N А36-1386/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Капишникова |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-1386/2022
Истец: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области
Ответчик: Федеральное бюджетное учреждение Исправительная колония N3 Управления федеральной службы исполнения наказания России по Липецкой области