г. Москва |
|
16 января 2023 г. |
Дело N А40-141685/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.О. Казнаевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.2022 по делу N А40-141685/22 (21-1077)
по заявлению ООО "ЛЕ-ГРАНД" (ОГРН: 1065031031097, ИНН: 5031069315)
к Московской областной таможне
о признании незаконным и отмене требования
при участии:
от заявителя: |
Дергабузова Г.Н. по доверенности от 11.07.2022; |
от ответчика: |
Нагина Э.Ж. по доверенности от 29.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЛЕ-ГРАНД" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее - таможенный орган, МОТ) о признании незаконным решения Московской областной таможни от 31.03.2022 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10013160/100122/3007828.
Решением суда от 19.09.2022 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, МОТ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению таможенного органа, сведения, заявленные в ДТ, документально не подтверждены.
В судебном заседании представитель таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Товары, указанные в Декларации на товары, ввезены в рамках контракта 02/09-20 от 14.09.2020 г. (далее - Контракт) заключенного между SHANGHAI FANRONG TEXTILE CO.LTD (продавец, Китай) и ООО "Ле-гранд" (покупатель, Россия).
Согласно Контракта, (п. 1.1) Продавец продает, а Покупатель приобретает в собственность Товар (далее - "Товар") в количестве, ассортименте, по ценам и по техническим характеристикам, указанным в настоящем Контракте и в Коммерческих инвойсах (далее "Инвойс"), которые при их подписании Продавцом и Покупателем будут являться неотъемлемой частью настоящего Контракта.
При проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров таможенным органом обнаружены признаки, по его мнению, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены.
31.03.2022 года Московский областной таможенный пост принял решение о внесении изменений в сведения, заявленные ООО "Ле-гранд", в декларации на товары (далее - решение, требование).
Таможенный орган доначислил таможенную стоимость (далее - ИТС) на товар. Общая стоимость доначисления 106 360.41 рубля. Таможенная стоимость товаров была определена Органом в соответствии со/ статьей 45 ТК ЕАЭС, т.е. шестым резервным методом.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился с заявлением о признании его незаконным и отмене в Арбитражный суд г.Москвы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, оспариваемое решение незаконно и нарушает права и законные интересы общества.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам пункта 2 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее по тексту - ТК ЕАЭС), таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с настоящей главой, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 Кодекса).
Пунктом 15 этой же статьи предусмотрено, что основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 настоящего Кодекса.
В силу положений статьи 38 ТК ЕАЭС, таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза определяется, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем процедура таможенного транзита, таможенная процедура таможенного склада, таможенная процедура уничтожения, таможенная процедура отказа в пользу государства или специальная таможенная процедура. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого осуществляется таможенное декларирование товаров.
Пунктом 15 этой же статьи предусмотрено, что основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза.
Поставка Товара (части Товара) производится в рамках и в объеме, предусмотренном в Заказе, сделанном Покупателем посредством электронной почты или Заказным письмом. Ассортиментный перечень Товаров и цены на Товары согласовываются Сторонами в Прайс-листе (Приложении N 2 к данному Контракту), подписываются Продавцом и Покупателем. В случае если от Продавца исходит инициатива изменения Прайс-листа в сторону увеличения цен, Продавец обязан направить предложение об изменении Прайс-листа Покупателю не менее, чем за 90 календарных дней до предполагаемой даты изменения Прайс-листа. Продавец обязан вручить Покупателю новый Прайс-лист, подписанный Продавцом.
Инвойс FL21022 от 26/11/2022 подписан только отправителем, в данном документе не предусмотрено такого обязательного реквизита как "подпись получателя", это обстоятельство не свидетельствует о недостоверности представленного документа, документ оформлен в соответствии с установленными правилами международного оборота.
В инвойсе есть указание на скидку в размере 1 517.68 долларов, итоговая сумма инвойса указана с учетом этой скидки и все эти суммы (итоговая и сумма скидки в инвойсе) соответствуют и идентичны суммам, согласованным сторонами в Дополнительном соглашении N 4 от 26.11.2021 г.
Цены, в связи с удорожанием сырья, выше, чем согласованные первоначально сторонами в Приложении N 2 к Контракту, кроме того, изменился ассортимент поставляемых товаров в ходе исполнения Контракта (расширен).
Новые цены и ассортимент поставленного и задекларированного товара зафиксированы в оригинальном Прайс-листе, заверенном Торгово-промышленной палатой Китая и направленном на бумажном носителе почтовой связью в адрес ООО "Ле-гранд". Данный прайс-лист был представлен Таможенному органу.
Такой порядок согласования цен и ассортимента поставляемого товара соответствует условиям Контракта (п. 1.3. Контракта, согласно которому ассортиментный перечень товаров и цены согласовываются сторонами в Прайс-листе - Приложение N 2 к Контракту. В случае если от продавца исходит инициатива изменения Прайс-листа в сторону увеличения цен, продавец обязан вручить покупателю новый Прайс-лист или направить его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении не менее чем за 90 дней до предполагаемой даты изменения Прайс-листа).
Таким образом, вывод Таможенного органа в этой части - о несоответствии цены и ассортимента задекларированного товара Прайс-листу, является необоснованным и не подтверждается предоставленными Таможенному органу документами.
Оплата за декларируемый товар была произведена Заявителем в полном объеме на сумму 74 366,19 долларов США, в соответствии со с следующими документами:
- заявлением на перевод N 201 от 14.02.2022 г. на сумму 11 607,00 долларов США;
- заявлением на перевод N 206 от 21.02.2022 г. на сумму 40 509,19 долларов США,
- заявлением на перевод N 9 от 05.04.2022 на сумму 22 250,00 долларов США.
Все эти платежи были произведены с расчетного валютного счета ООО "Ле-Гранд" в АО "Альфа-Банк", денежные средства списаны с расчетного счета Заявителя, о чем свидетельствуют отметки банка на указанных заявлениях.
Платеж по заявлению на перевод N 9 от 05.04.2022 на сумму 22 250,00 долларов США до настоящего времени не поступил получателю, данный платеж был отправлен Банком Заявителя через банк-корреспондент CHASUS33XXX JPMORGAN CHASE BANK, USA.
Предоставленные Обществом документы, Контракт, приложения и дополнительные соглашения к нему, Прайс-лист, заказ покупателя инвойс, заявления на переводы денежных средств за поставленные товары идентичны в указании цены товара. Платежи покупателя по контракту также совершены в соответствии с ценами, согласованными продавцом и покупателем в Контракте.
Выводы Таможенного органа о том, что расхождения условий поставки в Прайс-листе с Декларацией на товары (ДТ) не позволяет подтвердить стоимость задекларированных товаров, а также о неконкурентном формировании цены сделки и ее зависимости от условий поставки являются необоснованными, учитывая следующее:
Пунктом 3.1. Контракта предусмотрены возможные вариативные способы поставки: поставка товара может производится морским транспортом на условиях FCA (порт отгрузки) либо железнодорожным транспортом на условиях FOB (ж.д станция ОТГРУЗКИ). Цена на товары в зависимости от конкретных условий поставки, выбранных поставщиком (FCA или FOB), не изменяется. Данное обстоятельство не свидетельствует о недостоверности стоимости задекларированных товаров и о неконкурентном формировании цены сделки. В любом случае затраты на доставку до порта отгрузки (ж.д станции отгрузки) несет покупатель товара (ООО "Ле-гранд") в составе транспортных расходов в соответствии с договором транспортной экспедиции, заключенном с экспедитором.
В соответствии с п. 5.2. договора N КООО/07858/М от 29.03.2019 г. ставки за оказанные транспортные услуги устанавливаются в Евро, долларах США. российских рублях, если фрахтовая сумма установлена в заявке в иностранной валюте, то оплата производится в российских рублях по курсу ЦБ РФ на день оплаты.
Согласно п.5.3. договора, оплата счетов Экспедитора по настоящему договору производится Заказчиком в течение 21 (двадцати одного) дня от даты разгрузки транспортного средства. Основная валюта расчетов - рубли Российской Федерации. В соответствии с п.5.4. вышеуказанного договора счет и акт оказанных услуг оформляются в российских рублях.
В счете на оплату N 1002-ZDV от 10.01.22 г. стоимость экспедиторских услуг зафиксирована в долларах США в соответствии с вышеуказанными условиями договора (согласно Заявке), в счет-фактуре 1002-ZDV от 15.01.22 г.. стоимость экспедиторских услуг указана в российских рублях (по курсу ЦБ РФ на день исполнения экспедитором своих обязательств по договору).
Таким образом, все документы по договору с экспедитором оформлены в соответствии с договором N КООО/07858/М от 29.03.2019, расхождений в этих документах не имеется.
В графе Декларации о таможенной стоимости указан пункт перехода -"АЛТЫНКОЛЬ" Т/П "АЛТЫНКОЛЬ", данный пункт перехода обозначен в накладной СМГС.
ООО "Ле-гранд" оплатило экспедитору транспортные расходы по Договору транспортной экспедиции N N КООО/07858/М от 29.03.2019, что подтверждается платежными поручениями:
- платежное поручение N 12254 от 04.04.2022 (по счету 1002-zdv от 10.01.2022);
- платежное поручение N 12187 от 31.03.2022 (по счету 1002-zdv/l от 10.01.2022);
- платежное поручение N 10367 от 02.02.2022 (по счету 1002-zdv/2 от 29.11.2021).
Согласно п. 3 статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, за исключением тех сведений, внесение которых отнесено к компетенции таможенных органов, корректировки таможенной стоимости товаров и (или) изменения после выпуска товаров иных сведений, влияющих на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений, производимых в соответствии с положениями таможенного законодательства Таможенного союза.
Пленум ВС от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (Далее - "Пленум N 18") содержит разъяснения по тем вопросам применению таможенного законодательства, в том числе по доначислению таможенной стоимости.
Пленум отметил, что действующее в Союзе регулирование по вопросам определения таможенной стоимости ввозимых товаров основано на принципах и общих правилах, установленных ст. VII ГАТТ 1994 и Соглашением по ее применению (п. 4 Постановления N 18).
Таможенная стоимость, заявленная Обществом в декларации на товары, была определена заявителем по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами, которая должна представлять собой цену, согласованную с продавцом и фактически уплаченную ему.
В целях документального подтверждения применения первого метода Заявитель представил таможенному органу все предусмотренные законодательством документы.
Обществом были представлены все необходимые документы. В то же время выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса.
Различия в дате и номере инвойса и упаковочного листа, представленных в таможенный орган, не опровергают факт ввоза именно того товара и по той цене, сведения о которых заявлены в спорной декларации и подтверждены всей совокупностью документов, в том числе информационным письмом компании-продавца.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (здесь и далее Постановление N 49), (п.8) В соответствии с пунктом 10 статьи 38 Таможенного кодекса таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом требований ТК ЕАЭС следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)(9).
При оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
Таким образом, вывод таможенного органа о том, что представленные декларантом документы не позволили таможенному органу устранить имеющиеся сомнения в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, что исключает применение метода по стоимости сделки, заявленного декларантом в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС является несостоятельным и опровергается представленными документами. Декларантом были соблюдены все законодательно установленные требования для подтверждения права на применение основного метода определения таможенной стоимости товара, поскольку предоставленный таможне пакет документов содержит все необходимые сведения для определения таможенной стоимости Товаров по цене сделки в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС.
Доводы таможенного органа, положенные в основу Решения, опровергаются материалами дела и не могут являться основанием невозможности принятия таможенной стоимости по цене сделки.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума ВС РФ N 49, система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. При этом за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость.
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле. Различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к сделке общества с поставщиком, не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий этой сделки и служить основанием для корректировки таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию РФ по указанной ДТ.
В оспариваемых решениях таможни не содержится доказательств недостоверности представленных Декларантом документов и сведений, не дана надлежащая правовая оценка представленных документов и сведений в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
При изложенных обстоятельствах, таможенный орган необоснованно определил таможенную стоимость в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС (при гибком применении метода предусмотренного статьей 42 ТК ЕАЭС), в то время как обстоятельства, препятствующие применению первого метода определения таможенной стоимости отсутствуют, поскольку со стороны Заявителя были представлены все необходимые документы, подтверждающие обоснованность применения первого метода определения таможенной стоимости. Кроме того, решение не содержит достоверного и законного обоснования причин невозможности применения методов со второго по пятый.
Данное решение противоречит действующему законодательству и нарушает законные права и имущественные интересы Общества, поскольку возлагает на него дополнительные обязанности по уплате таможенных платежей и пошлин.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку указанная совокупность оснований была установлена, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении требований, обязав Московскую областную таможню в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав ООО "ЛЕ-ГРАНД" в установленном законом порядке, а именно возвратить излишне уплаченные (взысканные) таможенные платежи в размере 106 360 руб. 41 коп.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к повторению доводов, заявленных таможенным органом в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции.
При этом данные доводы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.09.2022 по делу N А40-141685/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-141685/2022
Истец: ООО "ЛЕ-ГРАНД"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ