г. Ессентуки |
|
18 января 2023 г. |
Дело N А63-12066/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2023.
Полный текст постановления изготовлен 18.01.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Егорченко И.Н., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Племенной завод имени Героя Социалистического труда А.А. Калягина" (п. Красочный, ОГРН 1052600490106) - Кущеева С.Ю. (по доверенности), от Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Зудина А.В. (по служебному удостоверению), в отсутствие заинтересованного лица - министерства имущественных отношений Ставропольского края (г. Ставрополь, ОГРН 1022601949644), надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Племенной завод имени Героя Социалистического труда А.А. Калягина" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.10.2022 по делу N А63- 12066/2022,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Племенной завод имени Героя Социалистического труда А.А. Калягина", п. Красочный (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к министерству имущественных отношений Ставропольского края, г. Ставрополь (далее - заинтересованное лицо, министерство) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 18.05.2022 N 8334/04, в предоставлении в собственность за плату, без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 26:2:000000:71.
Решением от 24.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивированы тем, что испрашиваемые земельные участки не подлежат предоставлению в собственность, т.к. согласно части 1 статьи 30 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (далее - Закон N 36-кз) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Ставропольского края, осуществляется с 01.01.2052.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм права и несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела. В обоснование жалобы заявитель указал, что имеет право на приобретение земельного участка в собственность, поскольку им, как добросовестным арендатором, были соблюдены установленные земельным законодательством основания, позволяющие приобрести земельный участок в свою собственность. По мнению заявителя: нормы краевого закона о моратории были введены после возникновения таких оснований и обратной силы не имеют; общество имеет право на применение льготной цены покупки земельного участка.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступал.
30.12.2022 в апелляционный суд поступило ходатайство Генеральной прокуратуры Российской Федерации о вступлении в дело.
В судебном заседании представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации поддержал ходатайство в полном объеме.
Представитель общества возражений относительно вступления в дело Генеральной прокуратуры Российской Федерации не заявил.
Выслушав мнение представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив все материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно с частью 5 статьи 52 АПК РФ по делам, указанным в части 1 настоящей статьи, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции удовлетворяет ходатайство Генеральной прокуратуры Российской Федерации и привлекает указанное лицо к участию в деле в порядке части 5 статьи 52 АПК РФ.
Представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации возражал против доводов апелляционной жалобы и просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие заинтересованного лица, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как установлено из обстоятельств дела, в соответствии с договором аренды от 17.07.2009 N 328, заключенным между Территориальным управлением Росимущества в Ставропольском крае, как арендодателем и ЗАО "Племенной завод имени Героя Социалистического труда В.В. Калягина", как арендатором в аренду передан находившийся в федеральной собственности земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:71, общей площадью 355 078 158 кв.м., категория - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Ставропольский край, район Ипатовский, Территория Муниципального образования Красочное с/с.
Указанный договор аренды зарегистрирован в ЕГРП 21.07.2009 года.
15 февраля 2017 года право собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:71 зарегистрировано за Ставропольским краем.
21 апреля 2022 года общество обратилось в Министерство имущественных отношений Ставропольского края с заявлением от 22.04.2022 исх. N 109, в котором просило предоставить ему в собственность без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 26:2:000000:71 общей площадью 355 078 158 кв.м, категория - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Ставропольский край, район Ипатовский, территория муниципального образования Красочного с/с, на основании подп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ для использования в целях сельскохозяйственного производства по цене, не превышающей 15 % от кадастровой стоимости земельного участка.
В письме от 18.05.2022 N 8334/04 министерство сообщило об отказе в предоставлении участка в собственность.
Не согласившись с указанным выше отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Часть 5 статьи 200 Кодекса возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых актов, действий (бездействия) на орган или лицо, которые его совершили (допустили).
При этом, по смыслу части 3 статьи 201 Кодекса отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса предусмотрена продажа без торгов земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ.
Закон N 101-ФЗ регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту таких участков.
В силу пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном данным Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3% его кадастровой стоимости.
В пункте 2 статьи 1 Закона N 101-ФЗ закреплено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Закон N 101-ФЗ установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и иными федеральными законами. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Закона).
Согласно пункту 1 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ в случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона субъектом Российской Федерации не принят закон, обеспечивающий его реализацию, на территории такого субъекта Российской Федерации приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренная пунктом 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, осуществляется с 1 января 2004 года.
В то же время в пункте 2 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что нормы указанной статьи действуют до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, регулирующего данные правоотношения.
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено следующее. Законодательство, действовавшее до вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), фактически не содержало запрета на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения. Согласно статье 8 Вводного закона в период с момента вступления его в силу и до вступления в силу Закона N 101-ФЗ приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения не допускалась. Закон N 101-ФЗ установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и иными федеральными законами. Приватизация участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. В случаях, когда на день вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (вступил в силу 10.07.2003) субъектом Российской Федерации не принят соответствующий закон, приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения с 01.01.2004 должна осуществляться по правилам, установленным статьей 19.1 названного Федерального закона, до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 30.06.2004 N 72-Г04-2 также указал, что определение момента начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится исключительно к полномочиям субъекта Российской Федерации. Момент начала приватизации участков названной категории законодатель субъекта Российской Федерации вправе определить самостоятельно (пункт 4 статьи 1, пункт 2 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ). Данное полномочие направлено на защиту публичной собственности на землю и не ограничивает право частной собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Такое право в установлении момента (даты) приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Законом N 101-ФЗ предоставлено субъекту Российской Федерации.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Ставропольского края, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован Законом N 36-кз.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 36-кз приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Ставропольского края, осуществляется с 01.01.2052.
Исключение из данного правила, устанавливающее перечень лиц, которые вправе были приватизировать земли сельскохозяйственного назначения ранее указанного срока, предусматривалось в пункте 1 части 2 статьи 30 Закона N 36-кз, признанном утратившим силу Законом Ставропольского края от 09.11.2017 N 114-кз "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".
Приватизация земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно в порядке, установленном федеральным законодательством, в том числе и Законом N 101-ФЗ. Полномочия субъекта Российской Федерации по обороту земель сельскохозяйственного назначения ограничены и выражаются только в установлении момента (даты) приватизации, вопросы приватизации вне зависимости от этой даты урегулированы федеральным законодательством, которое имеет прямое действие. Определение срока начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в публичной собственности, не только не свидетельствует о превышении субъектом Российской Федерации компетенции по данному вопросу, но и согласуется с пунктом 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2018 N 19-АПГ18-3).
Установив при разрешении спора, что на момент обращения общества с заявлением о приобретении в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:02:000000:71, расположенного на территории Ставропольского края, действовал мораторий, установленный частью 1 статьи 30 Закона N 36-кз, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.10.2022 по делу N А63- 12066/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12066/2022
Истец: ЗАО "ПЛЕМЕННОЙ ЗАВОД ИМЕНИ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА В.В. КАЛЯГИНА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ