г. Владимир |
|
18 января 2023 г. |
Дело N А43-29092/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.01.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Борская войлочная фабрика" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.11.2022 по делу N А43-29092/2022, принятое по заявлению акционерного общества "Борская войлочная фабрика" о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области от 14.07.2022 N1.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании решения начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.г.Бор Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее по тексту - Управление) от 31.01.2022 должностным лицом Управления в период с 07.02.2022 по 18.02.2022 проведена плановая выездная проверка соблюдения акционерным обществом "Борская войлочная фабрика" (далее по тексту - Общество) требований законодательства в области гражданской обороны.
По результатам проверки составлен акт от 18.02.2022 N 1 и выдано предписание от 14.07.2021 N 1.
Не согласившись с указанным предписание (в редакции решения Управления от 18.08.2022 N ДОК-1684, пункты с 1 по 4 сняты с контроля), Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его недействительным.
Решением от 02.11.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Указывает, что проверяемое защитное сооружение является укрытием, к которому действующим законодательством предъявляются минимальные требования. Считает, что возложение на Общество обязанностей, указанных в оспариваемом предписании, влечет причинение значительных убытков в виде расходов, не относящихся к нормальной хозяйственной деятельности Общества, что является нарушением законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Управление отзыв на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из оспариваемого предписания усматривается, что на Общество возложена обязанность в срок до 01.03.2022 устранить выявленные нарушения, а именно:
5. Организацией не выполняются обязанности, предусмотренные договором о правах и обязанностях приватизируемыми предприятиями в отношении объектов и имущества ГО, а также выполнение мероприятий ГО (нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ); пунктов 4, 8 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359 (далее - Положение N 359)).
6. В организации не планируются мероприятия по подготовке защитных сооружений к готовности к приему укрываемых, техническому обслуживанию защитных сооружений ГО, текущему и капитальному ремонтам защитных сооружений (нарушение пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ; пункта 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок N 1309); Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583); пункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 14.11.2008 N 687 (далее - Положение N 687)).
7. В журнале учета 3C ГО не внесены сведения с 12 по 16 позиции, а именно: наличие ДЗС, характер использования в мирное время, дата и вид проведения последнего ТО и ремонта, готовность к приему укрываемых (нарушение пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ; пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 (далее - Положение N 804); пункта 16.4 Положения N 687; пункта 2.1, приложения N 5 к Правилам N 583).
8. В паспорте ЗС ГО отсутствуют копии поэтажных планов и экспликаций помещений, согласованные с органами технической инвентаризацией (нарушение пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ; пункта 10 Положения N 804; пункта 16.4 Положения N 687; пункта 2.2 Правил N 583).
9. Звено по обслуживанию ЗС ГО не обеспечено средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским инструментом согласно примерным нормам оснащения (нарушение пункта 1.5 Правил N 583).
10. Для оснащения ЗС ГО не созданы запасы лекарственных препаратов и других медицинских изделий (нарушение пункта 1.6 Правил N 583).
11. Не выполняются условия для безопасного пребывания укрываемых (система фильтрования) (нарушение пунктов 3.2.1, 4.4.1 - 4.4.5 Правил N 583).
12. Не выполнены требования по обеспечению готовности помещений для безопасного пребывания. Не обеспечена сохранность защитных свойств: входов, аварийных выходов, герметических дверей, противовзрывных устройств герметизации всего сооружения, имеются следы коррозии на металлических поверхностях (нарушение пунктов 3.2.1, 3.2.2, 3.2.11 Правил N 583; пункта 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575 (далее Порядок N 575)).
13. Запорные механизмы защитно-герметических дверей находятся в нерабочем состоянии (находятся в одном положении без возможности открывания и закрывания) (нарушение пункта 3.2.1 Правил N 583).
14. Допускается загромождение 2 эвакуационного выхода из ЗС ГО (закрыт металлическим листом, завален снегом) (нарушение пункта 3.2.3 Правил N 583).
15. Не выполнены требования по содержанию входов в ЗС ГО. Уплотнители требуют замены в связи потерей эластичности, наличием трещин (нарушение пункта 3.2.10 Правил N 583).
16. Не соблюдается температурный и влажностный режим (нарушение пунктов 3.2.7, 3.2.19 Правил N 583).
17. Не выполнены требования по содержанию инженерно-технического оборудования. Система фильтрования не очищена от грязи, периодическая смазка системы фильтрования не производится, калориферы, электромоторы, а также элементы систем водоснабжения и водоотведения и противовзрывных устройств не проводится (нарушение пунктов 3.2.11, 3.2.12, 3.2.13, 3.2.14, 3.2.16, 3.2.17 Правил N 583).
18. В баках аварийного запаса питьевой воды не обеспечен приток воды с полным обменом ее в течение суток (нарушение пункта 3.2.20 Правил N 583).
19. Отсутствует возможность обслуживания и запуска водозаборной скважин, устроенной в качестве источника водоснабжения (нарушение пункта 3.2.22 Правил N 583).
20. Не обеспечена укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода, не организована перекатка пожарных рукавов (не реже 1 раза в год с внесением информации в журнал эксплуатации) (нарушение пункта 3.5.1 Правил N 583; пункта 50 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - ППР РФ)).
21. Допускается эксплуатация электроприводов освещения в туалете с видимыми нарушениями изоляции (самодельные скрутки) (нарушение пункта 3.5.1 Правил N 583; подпункта "а" пункта 35 ППР РФ).
22. Допускается эксплуатация электроприводов освещения в узле связи с видимыми нарушениями изоляции (нарушение пункта 3.5.1 Правил N 583; подпункта "а" пункта 35 ППР РФ).
23. Допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками, предусмотренные конструкцией, в узле связи (нарушение пункта 3.5.1 Правил N 583; подпункта "в" пункта 35 ППР РФ).
24. В командном пункте допускается использование розетки с повреждениями (нарушение пункта 3.5.1 Правил N 583; подпункта "б" пункта 35 ППР РФ).
25. При эксплуатации эвакуационных путей не обеспечено соблюдение объемно - планировочных решений (разрушение бетона на полу на путях эвакуации, ведущих ко 2 выходу) (нарушение пункта 3.5.1 Правил N 583; пунктов 23, 27 ППР РФ).
26. Не обеспечено наличие горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых (нарушение пункта 3.4.4 Правил N 583).
27. Помещения защищенных ДЭС (в мирное время не эксплуатируются) не укомплектованы асбестовыми покрывалами (нарушение пункта 3.5.2 Правил N 583).
28. Журнал оценки технического состояния ЗС ГО не заполняется (нарушение пункта 3.6 Правил N 583).
29. Нарушены правила содержания и готовности к использованию по назначению средства связи и оповещения ЗС ГО, а именно громкоговорители, подключенные к городской радиотрансляционной сети (нарушение пункта 5 Правил N 583, пункта 2 Правил N 575).
30. Отсутствуют приборы контроля параметров газового состава воздуха, параметров микроклимата и параметров инженерно-технического оборудования (нарушение пунктов 6.1.1, 6.4.3, Приложения N 18 к Правил N 583).
Закон N 28-ФЗ определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Согласно статье 1 Закона N 28-ФЗ гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 3 Закона N 28-ФЗ правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют следующие мероприятия в области гражданской обороны. Они планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны N 1309 разработан в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" и определяет правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны.
В силу пункта 2 названного порядка к объектам гражданской обороны относятся, в том числе:
убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах;
укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.
В силу пункта 3 Порядка N 1309 убежища создаются:
для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных;
для работников максимальной по численности работающей в мирное время смены организации, эксплуатирующей ядерные установки (атомные станции), включая работников организации, обеспечивающей ее функционирование и жизнедеятельность и находящейся на ее территории в пределах периметра защищенной зоны.
Укрытия создаются:
для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения);
для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
Порядок использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями установлен в Положении N 359.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 359 при преобразовании предприятия, созданного членами трудового коллектива государственного, муниципального предприятия на основе аренды государственного и муниципального имущества, заключившими договор аренды, в акционерное общество открытого типа, учредителями которого выступают соответствующий комитет по управлению имуществом, физические и юридические лица, обладающие правом собственности на имущество, из этого имущества исключаются объекты и имущество гражданской обороны и заключается соответствующий договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны (Приложение N 2 к настоящему Положению).
При приватизации предприятий и дальнейшем сохранении профиля их деятельности, на которые решением органов государственной власти и органов местного самоуправления было возложено создание служб и невоенизированных формирований гражданской обороны, подготовка зданий для развертывания больниц, обеспечение функционирования систем связи и оповещения гражданской обороны, а также выполнение других задач в интересах гражданской обороны, данные обязанности закрепляются за новым правопреемником имущественных прав и обязанностей приватизируемого предприятия на основе соответствующего договора (пункт 8 Положения N 359).
В соответствии с пунктом 10 Порядка N 1309 организации:
создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны;
обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;
ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил N 583 учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении N 5.
Согласно пункту 2.2 Правил N 583 документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Паспорт ЗС ГО оформляется в следующих случаях:
после ввода ЗС ГО в эксплуатацию;
при изменении типа ЗС ГО;
при отсутствии паспорта ЗС ГО по итогам инвентаризации ЗС ГО после его закрепления за эксплуатирующей организацией.
При отсутствии паспорта ЗС ГО основанием для учета ЗС ГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО.
Пунктом 1.8 Правил N 583 предусмотрено, что в обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий:
по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов;
по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению;
по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Пунктом 16.4 Положения N 687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты:
сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций;
разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные районы производственную деятельность в военное время;
строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны;
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций;
разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.
При эксплуатации организацией защитных сооружений гражданской обороны должны соблюдаться требования, предусмотренные Правилами N 583.
Так в силу пункта 1.5 названных правил группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации), приведенным в приложении N 2.
В соответствии с пунктом 1.6 Правил N 583 для оснащения ЗС ГО создаются запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых, а также комплекты врача или фельдшера при их наличии в звене (группе) по обслуживанию ЗС ГО согласно примерным нормам создания комплектов медицинских изделий для ЗС ГО, врача и фельдшера, приведенным в приложении N 3.
В период приведения ЗС ГО в готовность комплектование указанных аптечек и коллективных наборов осуществляется медицинскими учреждениями (медицинскими пунктами, амбулаториями или поликлиниками), обслуживающими организации, за счет имущества текущего снабжения и приобретения недостающих предметов и имущества в аптечной сети.
Согласно пункта 3.2.1 Правил N 583 при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность:
защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;
герметизации и гидроизоляции всего сооружения;
инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
В силу пункта 3.2.2 Правил N 583 при эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений. При наличии проектного обоснования и согласования (заключения) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям допускается устройство временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.
Пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы должны быть свободными, не допускается их загромождение (пункт 3.2.3 Правил N 583).
Помещения ЗС ГО должны быть сухими. Температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проектной документации (пункт 3.2.7 Правил N 583).
В соответствии с пунктом 3.2.10 Правил N 583 стены и потолки в помещениях фильтровентиляционных камер окрашиваются поливинилацетатными красками.
Металлические двери и ставни окрашиваются синтетическими красками (глифталевыми, алкидно-стирольными и др.). Не допускается окрашивать резиновые детали уплотнения, резиновые амортизаторы, хлопчатобумажные, прорезиненные и резиновые гибкие вставки, металлические рукава, таблички с наименованием завода-изготовителя и техническими данными инженерно-технического оборудования.
Элементы инженерных систем внутри ЗС ГО должны быть окрашены в разные цвета:
в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых;
в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС;
в красный - трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения;
в черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод;
в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды;
в коричневый - трубы системы отопления;
в серый - ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы.
Согласно пункту 3.2.11 Правил N 583 инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
Содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования осуществляются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации ЗС ГО (пункт 3.2.12 Правил N 583).
В силу пункта 3.2.13 Правил N 583 эксплуатация систем воздухоснабжения в мирное время допускается только по режиму чистой вентиляции.
Не допускается эксплуатация в мирное время: вентиляционных систем защищенной ДЭС; фильтров-поглотителей; предфильтров; фильтров для очистки воздуха от окиси углерода (ФГ-70);средств регенерации воздуха; гравийных воздухоохладителей.
В соответствии с пунктом 3.2.14 Правил N 583 при эксплуатации систем вентиляции периодически очищаются от грязи и снега воздухозаборные и вытяжные каналы и противовзрывные устройства. Периодически смазывается и окрашивается оборудование.
Масляные противопыльные фильтры в случае неиспользования их при повседневной деятельности рекомендуется демонтировать и хранить в фильтровентиляционном помещении в масляной ванне или пропитать маслом и обвернуть полиэтиленовой пленкой (пункт 3.2.16 Правил N 583).
Герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода, должны быть закрыты и опечатаны, за исключением периода работы системы фильтровентиляции при оценке технического состояния (пункт 3.2.17 Правил N 583).
В соответствии с пунктом 3.2.19 Правил N 583 помещения защитных сооружений, в которых при режиме повседневной деятельности не предусматривается постоянная работа вентиляционных систем, следует периодически проветривать наружным воздухом. При проветривании необходимо учитывать состояние наружного воздуха в зависимости от времени года и характера погоды: нельзя проветривать помещения влажным воздухом, т.е. во время дождя или сразу после него, а также в сырую туманную погоду. Нормальной в защитном сооружении считается относительная влажность воздуха не выше 65 - 70%. Проветривание производится периодически. Периодичность проветривания определяется службой эксплуатации с учетом местных условий. В неиспользуемых помещениях в зимнее время температура воздуха должна быть не ниже +10 град. С.
В напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток (пункт 3.2.20 Правил N 583).
Водозаборные скважины, устраиваемые в качестве источника водоснабжения, следует периодически (не реже одного раза в месяц) включать на 2 - 3 часа для откачки воды (пункт 3.2.22 Правил N 583).
В силу пункта 3.4.4 Правил N 583 при режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования ЗС ГО.
Важнейшими из этих требований являются:
исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления;
надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления;
исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых;
подготовленность обслуживающего персонала (групп и звеньев по обслуживанию ЗС ГО).
Пунктом 3.5.1 Правил N 583 установлено, что при эксплуатации ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться ППР РФ.
Подпунктами "а", "б" и "в" пункта 35 ППР РФ установлено, что запрещается:
- эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции и со следами термического воздействия;
- пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
- эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, а также обертывать электролампы и светильники (с лампами накаливания) бумагой, тканью и другими горючими материалами;
Пунктами 23, 27 ППР РФ предусмотрено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений (в части освещенности, количества, размеров и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"".
При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается:
а) устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств;
б) размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, на эвакуационных люках) различные изделия, оборудование, отходы, мусор и другие предметы, препятствующие безопасной эвакуации, а также блокировать двери эвакуационных выходов;
в) устраивать в тамбурах выходов из зданий (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
г) фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
д) изменять направление открывания дверей, за исключением дверей, открывание которых не нормируется или к которым предъявляются иные требования.
Согласно пункта 3.5.2 Правил N 583 помещения защищенных ДЭС (в мирное время не эксплуатируются) укомплектовываются ручными пенными или углекислотными огнетушителями, асбестовыми покрывалами и ящиками с песком.
В силу пункта 5 Правил N 583 и пункта 2 Порядка N 575 в ЗС ГО должны быть сигналы оповещения гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 6.1.1 Правил N 583 мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых включают:
подготовку проходов к ЗС ГО, установку указателей и световых сигналов "Вход";
открытие всех входов для приема укрываемых;
освобождение помещений от лишнего имущества и материалов;
установку в помещениях нар, мебели, приборов и другого необходимого оборудования и имущества (при этом необходимо сохранять максимальную вместимость ЗС ГО) согласно рекомендуемому перечню, приведенному в приложении N 18;
проведение расконсервации инженерно-технического оборудования;
снятие обычных дверей, пандусов и легких экранов с защитно-герметических и герметических дверей;
оценку исправности защитно-герметических и герметических дверей, ставней и их затворов;
закрытие всех защитно-герметических устройств в технологических проемах (грузовые люки и проемы, шахты лифтов и т.п.);
закрытие и герметизацию воздухозаборных и вытяжных отверстий и воздуховодов системы вентиляции мирного времени, не используемых для вентиляции убежищ (укрытий);
оценку состояния и освобождения аварийного выхода, закрытие защитно-герметических ворот, дверей и ставней;
оценку работоспособности систем вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и отключающих устройств;
расконсервацию оборудования защищенных ДЭС и артезианских скважин;
заполнение при необходимости емкостей горючих и смазочных материалов;
оценку убежища на герметичность;
открытие санузлов, не используемых в мирное время. Санузлы, используемые в мирное время как подсобные помещения, освобождаются и подключаются к системе канализации и водоснабжения;
оценку наличия аварийных запасов воды для питьевых и технических нужд, подключение сетей убежища к внешнему водопроводу и пополнение аварийных запасов воды, расстановку бачков для питьевой воды;
переключение системы освещения помещений на режим убежища (укрытия);
установку и подключение репродукторов (громкоговорителей) и телефонов;
оценку и доукомплектование, в случае необходимости, инструментом, инвентарем, приборами, средствами индивидуальной защиты;
проветривание помещений ЗС ГО, добиваясь в необходимых случаях снижения СО2 и других вредных газов, выделявшихся в помещениях при использовании их в мирное время, до безопасных концентраций - СО2 (до 0,5%) и других газов - согласно санитарным нормам проектирования промышленных предприятий.
Согласно пункту 6.4.3 Правил N 583 в ЗС ГО, после их заполнения укрываемыми, подлежат контролю три группы параметров: параметры газового состава воздуха; параметры микроклимата; параметры инженерно-технического оборудования.
Значения этих параметров приведены в таблице 4.
Места замеров в ЗС ГО выбираются с учетом особенностей планировочных решений помещений и таким образом, чтобы исключить влияние на результаты замеров локальных изменений этих параметров.
Места замеров (контроля) и количество точек измерения в зависимости от геометрии и площади ЗС ГО приведены в таблице 5.
Как следует из материалов дела, 19.07.2016 между Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области и Обществом заключен договор о правах и обязанностях в отношении имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны в отношении объекта гражданской обороны (заглубленный склад), расположенного по адресу: Нижегородская область, Борский район, пос.Неклюдово, ул.Клубная, д.2 лит.А.
По условиям данного договора Общество обязано сохранять защитное сооружение, принимать меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений (Правила N 583); накапливать, сохранять и по мере необходимости обновлять средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны.
В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеприведённых норм и условий договора о правах и обязанностях в отношении имущества гражданской обороны Обществом при эксплуатации объекта гражданской обороны:
- не выполняются обязанности, предусмотренные договором о правах и обязанностях приватизируемыми предприятиями в отношении объектов и имущества ГО, а также выполнение мероприятий ГО;
- не планируются мероприятия по подготовке защитных сооружений к готовности к приему укрываемых, техническому обслуживанию защитных сооружений ГО, текущему и капитальному ремонтам защитных сооружений;
- в журнале учета 3C ГО не внесены следующие сведения: наличие ДЗС, характер использования в мирное время, дата и вид проведения последнего ТО и ремонта, готовность к приему укрываемых;
- в паспорте ЗС ГО отсутствуют копии поэтажных планов и экспликаций помещений, согласованные с органами технической инвентаризацией;
- звено по обслуживанию ЗС ГО не обеспечено средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским инструментом согласно примерным нормам оснащения;
- для оснащения ЗС ГО не созданы запасы лекарственных препаратов и других медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противопожарные и другие медицинские изделия для оказания первой помощи на расчетное количество укрываемых;
- не выполняются условия для безопасного пребывания укрываемых (в убежище в фильтровентиляционном оборудовании смонтированы фильтры-поглотители ФП-300 в количестве 6 ед., срок гарантийной эксплуатации которых истек. Техосмотр и контрольная оценка технического состояния ФП-300 не проводились);
- не выполнены требования по обеспечению готовности помещений для безопасного пребывания. Не обеспечена сохранность защитных свойств: входов, аварийных выходов, герметических дверей, противовзрывных устройств герметизации всего сооружения, имеются следы коррозии на металлических поверхностях;
- запорные механизмы защитно-герметических дверей находятся в нерабочем состоянии (находятся в одном положении без возможности открывания и закрывания);
- допускается загромождение 2 эвакуационного выхода из ЗС ГО (закрыт металлическим листом, завален снегом);
- не выполнены требования по содержанию входов в ЗС ГО. Уплотнители требуют замены в связи потерей эластичности, наличием трещин;
- не соблюдается температурный и влажностный режим;
- не выполнены требования по содержанию инженерно-технического оборудования. Система фильтрования не очищена от грязи, периодическая смазка системы фильтрования не производится, калориферы, электромоторы, а также элементы систем водоснабжения и водоотведения и противовзрывных устройств не проводится;
- в баках аварийного запаса питьевой воды не обеспечен приток воды с полным обменом ее в течение суток;
- отсутствует возможность обслуживания и запуска водозаборной скважин, устроенной в качестве источника водоснабжения;
- не обеспечена укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода, не организована перекатка пожарных рукавов (не реже 1 раза в год с внесением информации в журнал эксплуатации);
- допускается эксплуатация электроприводов освещения в туалете с видимыми нарушениями изоляции (самодельные скрутки);
- допускается эксплуатация электроприводов освещения в узле связи с видимыми нарушениями изоляции;
- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками, предусмотренные конструкцией, в узле связи;
- в командном пункте допускается использование розетки с повреждениями;
- при эксплуатации эвакуационных путей не обеспечено соблюдение объемно - планировочных решений (разрушение бетона на полу на путях эвакуации, ведущих ко 2 выходу);
- не обеспечено наличие горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых;
- помещения защищенных ДЭС (в мирное время не эксплуатируются) не укомплектованы асбестовыми покрывалами;
- журнал оценки технического состояния ЗС ГО не заполняется;
- нарушены правила содержания и готовности к использованию по назначению средства связи и оповещения ЗС ГО, а именно громкоговорители, подключенные к городской радиотрансляционной сети;
- отсутствуют приборы контроля параметров газового состава воздуха, параметров микроклимата и параметров инженерно-технического оборудования.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и Обществом документально не опровергнуты.
Довод Общества о том, что проверяемое защитное сооружение является укрытием, к которому действующим законодательством предъявляются минимальные требования, судом правомерно отклонен, поскольку в силу действующих норм требования, предъявляемы к организациям, эксплуатирующим как убежище, так и укрытие, едины. Кроме того, указание в паспорте ЗС ГО N 538-52 в качестве назначения ЗС ГО по проекту - для укрытия НРС, а также указание на "эксплуатацию в качестве укрытия" не подтверждает отнесение спорного объекта гражданской обороны к укрытию. Учитывая положения договора о правах и обязанностях в отношении имущества гражданской обороны, Общество обязано содержать объект гражданской обороны в надлежащем виде с учетом требований действующего законодательства.
Ссылка Общества на решение Борского районного суда Нижегородской области от 01.06.2022 по делу N 12-129/2022, которым отменено решение мирового судьи судебного участка N 7 Борского судебного района от 18.04.2022 по делу N 5-139/2022, в рассматриваемом случае правового значения не имеет, поскольку решение мирового судьи отменено ввиду отсутствия в материалах административного дела соответствующих доказательств.
В настоящем деле нарушения, отражённые в оспариваемом предписании подтверждены актом проверки от 18.02.2022.
С учетом изложенного, оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов Общества, не возлагает на Общество не предусмотренных законодательством обязанностей; содержащиеся в нем формулировки являются доступными для понимания относительно действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо произвести Обществу.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.11.2022 по делу N А43-29092/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу акционерного общества "Борская войлочная фабрика" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-29092/2022
Истец: АО "Борская войлочная фабрика"
Ответчик: ГУ Управление надзорной деятельности МЧС РФ по Нижегородской области