г. Вологда |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А66-12991/2022 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Алимовой Е.А., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 11 ноября 2022 года по делу N А66-12991/2022,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области (ОГРН 1026900566880, ИНН 6903005441; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Вагжанова, дом 9, корпус 1; далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области детская областная клиническая больница (ОГРН 1026900546980, ИНН 6905005976; адрес: 170100, город Тверь, набережная Степана Разина, дом 23; далее - учреждение) о взыскании 7 500 руб. финансовых санкций.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление фонда рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 08 ноября 2022 года, вынесенным в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части по делу N А66-12991/2022, заявленные требования удовлетворены частично. С учреждения в пользу фонда взыскано 100 руб. финансовых санкций. В удовлетворении остальной части требований отказано. С учреждения в доход федерального бюджета взыскано 50 руб. государственной пошлины.
По ходатайству фонда судом 11.11.2022 изготовлено мотивированное решение.
Фонд с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании 7 400 руб. финансовых санкций. В обоснование жалобы ссылается на необоснованность снижения финансовых санкций по решению фонда от 05.04.2022 N 078S19220002165 без учета выводов суда по делу N А66-7159/2022.
От учреждения отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Поскольку в порядке апелляционного производства решение суда обжаловано только в части требований, при этом лица, участвующие в деле, не заявили иных возражений, в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, учреждение в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) является страхователем.
В ходе проверки, проведенной в отношении учреждения в целях контроля за правильностью заполнения, полноты и своевременности предоставления отчетности по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, фондом выявлены нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По первому эпизоду фондом в результате сверки представленных страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год с имеющимися у фонда сведениями о начислениях, представленным учреждением в налоговые органы, в составе расчета по страховым взносам за тот же период в разрезе застрахованных лиц выявлены расхождения.
Учреждению направлено уведомление от 22.07.2020 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у фонда, в отношении застрахованного лица и протокол проверки. Указанные документы 23.07.2020 получены учреждением.
В течение пяти рабочих дней с даты получения уведомления расхождения не устранены.
По данному факту фондом составлен акт от 28.09.2020 N 078S18200012883.
Фондом вынесено решение от 05.11.2020 N 078S19200014219 о применении к учреждению 500 руб. финансовых санкций.
Учреждению направлено требование от 02.12.2020 N 078S01200011846 об уплате в добровольном порядке финансовой санкции.
По второму эпизоду фондом в результате аудита базы данных персонифицированного учета на лицевом счете Шибаловой Елены Анатольевны обнаружены сведения о ее стаже работы в период с 01.01.2000 по 07.06.2000, т. е. за более поздний период, чем дата смерти 03.06.2000.
Страхователю в отношении застрахованного лица Шибаловой Елены Анатольевны направлены уведомление от 21.08.2020 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у фонда, и протокол проверки, которые 24.08.2020 получены учреждением. Форма СЗВ-КОРР в отношении Шибаловой Е.А. представлена 22.04.2022, т. е. несвоевременно.
По данному факту фондом составлен акт от 10.11.2020 N 078S18200016214.
Фондом вынесено решение от 17.12.2020 N 078S19200017331 о применении к учреждению 500 руб. финансовых санкций.
Учреждению направлено требование от 25.01.2021 N 078S01210000709 об уплате в добровольном порядке финансовой санкции.
По третьему эпизоду фондом установлено, что сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении Королькова В.Н., Яковлевой Ж.И. не имеют сведения о стаже, а в отношении Капустиной Алины Александровны содержат сведения о периоде работы с 03.11.2020 по 31.12.2020 (стр. 149 формы N 370).
Уведомление от 27.04.2021 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у фонда и протокол проверки 27.04.2021 получены учреждением, в течение пяти рабочих дней с даты получения уведомления расхождения не устранены.
По данному факту фондом составлен акт от 04.08.2021 N 078S18210009290.
Фондом вынесено решение от 14.09.2021 N 078S19210012631 о применении к учреждению 1 500 руб. финансовых санкций.
Учреждению направлено требование от 11.10.2021 N 078S01210011186 об уплате в добровольном порядке финансовой санкции.
По четвертому эпизоду фондом установлено, что учреждение представило сведения по форме СЗВ-М (исходная) за декабрь 2021 года в отношении 779 застрахованных лиц 18.01.2022, т. е. с нарушением установленного законодательством срока.
По данному факту фондом составлен акт от 24.02.2022 N 078S18220000873.
Фондом вынесено решение от 05.04.2022 N 078S19220002165 о применении к учреждению 389 500 руб. финансовых санкций.
Учреждению направлено требование от 29.04.2022 N 078S01220002507 об уплате в добровольном порядке финансовой санкции.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 06 июля 2022 года по делу N А66-7159/2022 решение фонда от 05.04.2022 N 078S19220002165 признано недействительным в части штрафа в размере 384 500 руб.
Поскольку финансовые санкции на общую сумму 7 500 руб. (500 руб. + 500 руб. + 1 500 руб. +5 000 руб.) учреждением в добровольном порядке не уплачены, фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции применил смягчающие ответственность обстоятельства и удовлетворил заявленные требования в части взыскания с учреждения финансовых санкций в размере 100 руб.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в оспариваемой части ввиду следующего.
Закон N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
В силу статьи 1 указанного Закона под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
На основании части третьей статьи 17 данного Закона ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении всех застрахованных лиц.
Фондом установлено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок представления сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год не позднее 02.03.2020. В результате сверки представленных страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год с имеющимися у фонда сведениями о начислениях, представленным учреждением в налоговые органы, в составе расчета по страховым взносам за тот же период в разрезе застрахованных лиц выявлены расхождения.
Фондом установлено, что в отношении застрахованного лица Королькова Василия Николаевича (СНИЛС 074-615-464 72) в отчетных периодах первый квартал, полугодие 2019 года имеются период с января 2019 года по июнь 2019 года начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по представленным в налоговый орган расчетам по страховым взносам. Однако сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении указанного застрахованного лица не содержат сведения о стаже.
Согласно пункту 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Уведомление от 22.07.2020 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у фонда, и протокол проверки 23.07.2020 получены учреждением, в течение пяти рабочих дней с даты получения уведомления расхождения не устранены.
Фондом в результате аудита базы данных персонифицированного учета на лицевом счете Шибаловой Е.А. обнаружены сведения о ее стаже работы в период с 01.01.2000 по 07.06.2000, т. е. за более поздний период, чем дата смерти 03.06.2000.
Уведомление от 21.08.2020 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у фонда, и протокол проверки 24.08.2020 получены учреждением, форма СЗВ-КОРР в отношении Шибаловой Е.А. представлена 22.04.2022, т. е. несвоевременно.
Фондом установлено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок представления сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год не позднее 01.03.2021. В результате сверки представленных страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год с имеющимися у фонда сведениями о начислениях, представленным учреждением в налоговые органы, в составе расчета по страховым взносам за тот же период в разрезе застрахованных лиц выявлены расхождения.
Фондом на основании представленных в налоговый орган расчетов по страховым взносам установлено, что в отношении застрахованного лица - Королькова В.Н. (СНИЛС 074-615-464 72) в отчетных периодах первый квартал, 9 месяцев 2020 года имеются начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с января по март, с июля по сентябрь 2020 года. В отношении застрахованного лица - Яковлевой Ж.И. (СНИЛС 014-614-159 14) в отчетных периодах 9 месяцев, 2020 год имеются начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с июля по декабрь 2020 года. В отношении застрахованного лица - Капустиной Алины Александровны (СНИЛС 173-346- 008 55) в отчетных периодах первый квартал, полугодие, 9 месяцев, 2020 год имеются начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с января по декабрь 2020 года. В то же время сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении Королькова В.Н., Яковлевой Ж.И. не имеют сведения о стаже, а в отношении Капустиной Алины Александровны содержат сведения о периоде работы с 03.11.2020 по 31.12.2020 (стр. 149 формы N 370).
Уведомление от 27.04.2021 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у фонда и протокол проверки 27.04.2021 получены учреждением, в течение пяти рабочих дней с даты получения уведомления расхождения не устранены.
По данным нарушениям фондом вынесены решения от 05.11.2020 N 078S19200014219, от 17.12.2020 N 078S19200017331, от 14.09.2021 N 078S19210012631 о применении к учреждению финансовых санкций на сумму 2 500 руб.
Фондом установлено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2021 года - не позднее 17.01.2022. Учреждение представило по электронным каналам связи сведения по форме СЗВ-М (исходная) за декабрь 2021 года в отношении 779 застрахованных лиц 18.01.2022, т. е. после установленного законодательством срока.
Решением фонда от 05.04.2022 N 078S19220002165 к учреждению применено 389 500 руб. финансовых санкций.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 06 июля 2022 года по делу N А66-7159/2022 указанное решение фонда признано недействительным в части штрафа в размере 384 500 руб.
Таким образом, правомерно начисленный размер штрафа составил 5 000 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт нарушения учреждением законодательства об обязательном пенсионном страховании надлежащим образом подтверждается материалами дела.
Вместе с тем при определении размера финансовых санкций, подлежащих взысканию, суд первой инстанции применил смягчающие ответственность обстоятельства и удовлетворил требования частично в сумме 100 руб.
Фонд в жалобе не согласился со снижением размера финансовых санкций, поскольку суд первой инстанции не учел, что решением Арбитражного суда Тверской области от 06 июля 2022 года по делу N А66-7159/2022 размер финансовых санкций по решению фонда от 05.04.2022 N 078S19220002165 снижен до 5 000 руб. и судом уже были применены смягчающие ответственность обстоятельства, которые в силу части 2 статьи 69 АПК РФ должны быть учтены при рассмотрении настоящего дела.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной им в постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Таким образом, полномочие суда на снижение штрафных санкций, исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Соответственно, при установлении ответственности и назначении наказания в отношениях по обязательному пенсионному страхованию, в том числе при применении статьи 17 Закона N 27-ФЗ, необходимо руководствоваться главой 15 НК РФ "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений", определяющей обстоятельства, смягчающие ответственность, и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении названных обстоятельств.
Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей данного Кодекса (пункт 3 статьи 114 НК РФ).
Пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации N 41/9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса.
Следовательно, санкции могут быть уменьшены до такого размера, который орган контроля или суд посчитают допустимым в конкретной ситуации при наличии смягчающих ответственность обстоятельств.
Перечень смягчающих ответственность обстоятельств содержится в статье 112 НК РФ и не является исчерпывающим.
Перечень смягчающих ответственность обстоятельств является открытым.
Из материалов дела следует, что, признавая решение фонда от 05.04.2022 N 078S19220002165 недействительным в части, арбитражный суд по делу N А66-7159/2022 принял во внимание наличие обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя в совершении правонарушения, а именно: отсутствие со стороны учреждения систематических нарушений законодательства Российской Федерации в сфере пенсионного страхования, несущественный срок просрочки представления сведений.
Таким образом, общая сумма финансовых санкций по четырем рассматриваемым решениям составила 7 500 руб.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции учел отсутствие со стороны учреждения умысла в совершении правонарушения, ущерба обществу и государству, принял во внимание высокую социальную значимость деятельности учреждения и снизил размер подлежащих взысканию с ответчика финансовых санкций до 100 руб.
Следовательно, при снижении подлежащих взысканию финансовых санкций суд первой инстанции усмотрел иные, дополнительно установленные им смягчающие ответственность обстоятельства, которые не были выявлены при рассмотрении дела N А66-7159/2022, что является правом суда.
Взыскание с учреждения финансовой санкции в размере 100 руб. не приводит к умалению значения штрафа и потере его роли как карательной меры и воспитательной функции.
Оснований для вывода о несоразмерности определенных судом первой инстанции суммы финансовых санкций выявленным правонарушением, а также о несоблюдении принципа справедливости не усматривается.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 11 ноября 2022 года по делу N А66-12991/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-12991/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕТСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА
Третье лицо: АС Тверской области