город Воронеж |
|
18 января 2023 г. |
Дело N А14-14392/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Воскобойникова М.С., |
судей |
Кораблевой Г.Н., |
|
Щербатых Е.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Люлиной А.В.,
при участии:
от Российской Федерации в лице Государственной компании "Российские автомобильные дороги": Галочкиной И.Г., представителя по доверенности N Д-378 от 22.11.2022, паспорт РФ,
от Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Алешина В.А., представителя по доверенности N 141/1/10991нс от 27.10.2022, паспорт РФ.
от Министерства обороны Российской Федерации: Роговой М.С., представителя по доверенности N 207/10/ою/д/576 от 14.10.2022, паспорт РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании, с помощью использования с системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел", апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2022 года по делу N А14-14392/2021, по исковому заявлению Российской Федерации в лице Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (ОГРН 1097799013652, ИНН 7717151380) к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037715046467, ИНН 7715033007) о принудительном изъятии недвижимости для нужд Российской Федерации и обращении решения суда к немедленному исполнению,
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261),
УСТАНОВИЛ:
Российская Федерация в лице Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - РФ в лице Государственной компании "Автодор", истец) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, ответчик) о принудительном изъятии недвижимости для нужд Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2022 года по делу N А14-14392/2021 у ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России изъят земельный участок с кадастровым номером 36:03:5200015:357 площадью 3382 кв.м, расположенный по адресу: Воронежская область, р-н Богучарский 736 км + 800 м вправо автомагистрали "Дон" с возмещением его стоимости в сумме 730 512 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России и Министерство обороны Российской Федерации обратились в суд апелляционной инстанции с жалобами, в которых просили обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов своей апелляционной жалобы ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России ссылалось на то, что уведомление об изъятии земельного участка в адрес Минобороны России, являющегося собственником земельного участка с кадастровым номером 36:03:5200015:51, не направлялось. Кроме того, ответчик указывал на то, что Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не предусмотрено изъятие земельных участков, используемых для нужд Минобороны России.
В отношении определения размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных нужд ответчик полагал, что в рассматриваемом случае подлежит взысканию реальный ущерб, поскольку изымаемая часть земельного участка площадью 3382 кв.м. с кадастровым номером 36:03:5200015:357 проходит по единственной дороге, ведущей к военным городкам N 1, 7, 9, 10 (парковая зона для воинских частей). Для строительства другого возможного пути к военным объектам, воинским частям и военному городку, необходимо будет проложить другую дорогу. Ввиду подобных затрат предложенное истцом возмещение денежных средств согласно отчету об оценке ООО "Гео Инвест-Информ" в размере 720 512 руб. ответчик не считал соразмерным.
В свою очередь, Минобороны России, аргументируя свою апелляционную жалобу, указывало на следующее.
Земельный участок с кадастровым номером 36:03:5200015:51 расположен по адресу: Воронежская область, р-н Богучарский, 736 км + 800 м (право) автомагистрали "Дон", находится в собственности Российской Федерации и передан на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России.
Истец не согласовывал с Минобороны России изъятие спорного земельного участка, что нарушает положения законодательства о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти, в том числе, разъясненные в письме Минэкономразвития Российской Федерации от 20.09.2011 N д23-3978 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти".
Из совокупности положений статьи 279 ГК РФ, а также сложившейся судебной практики по данной категории дел следует, что установленные правила об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд не подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и подлежащих передаче от одного федерального органа другому.
Правовой оценки указанных доводов, по мнению заявителя апелляционной жалобы, в обжалуемом решении не содержится.
Определениями Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2022 и 25.11.2022 апелляционные жалобы ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России и Минобороны России приняты к производству.
Рассмотрение апелляционных жалоб откладывалось.
Через электронный сервис "Мой Арбитр" от Государственной компании "Автодор" поступил отзыв на апелляционную жалобу Минобороны России.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 12.01.2023, проведенном с помощью использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел", представители ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России и Минобороны России поддержали доводы своих апелляционных жалоб, считая решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также при неполном выяснении обстоятельств дела, просили суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Государственной компании "Автодор" возражал против доводов апелляционных жалоб, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционных жалоб не состоятельными, по основаниям, изложенным в приобщенном к материалам дела отзыве, просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что Государственная компания "Российские автомобильные дороги" является некоммерческой организацией, не имеющей членства и созданной РФ на основе имущественных взносов в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Федеральный закон от 17.07.2009 N 145-ФЗ).
Учредителем Государственной компании выступает Российская Федерация. Права и обязанности учредителя Государственной компании осуществляет от имени Российской Федерации Правительство Российской Федерации или уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Деятельность Государственной компании регулируется Федеральным законом N 145-ФЗ, другими федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (пункт 7 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 33 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ Государственная компания вправе выступать заказчиком работ по строительству автомобильных дорог на основании программы деятельности Государственной компании на долгосрочный период, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Настоящий спор возник в ходе реализации программы деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010-2021), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2009 N 2146-р (в ред. от 13.10.2017, далее -Программа деятельности Государственной компании).
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ деятельность по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании включает в себя, в том числе:
осуществление функций застройщика при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог Государственной компании, а также при выполнении инженерных изысканий для строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог Государственной компании;
обеспечение подготовки документации по планировке территории в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
осуществление Государственной компанией отдельных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и связанных с резервированием земель и изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
обеспечение проведения кадастровых работ в отношении земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании, и финансирование указанных работ;
обращение с заявлениями о государственном кадастровом учете земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании, а также с заявлениями об учете изменений изымаемых земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;
обращение от имени Российской Федерации с заявлениями о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества.
Принятие решений об изъятии для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, о подготовке документации по планировке территории в целях развития автомобильных дорог общего пользования федерального значения, относится к полномочиям Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ (Росавтодор) (пункты 5.4.1(1), 5.4.1(2), 5.4(2) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374 (далее - Положение о Росавтодоре).
Согласно пункту 2 статьи 37 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства - Росавтодора (пункт 5.4(13) Положения о Росавтодоре), Государственная компания осуществляет следующие полномочия:
обращение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с ходатайством об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием;
подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании;
обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;
обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 145-ФЗ, на основании распоряжения Правительства РФ от 30.12.2009 N 2133-р, распоряжения Федерального дорожного агентства от 30.03.2010 N 249-р Государственной компании по передаточному акту от 30.04.2010 N 2 ГК/2ПА в доверительное управление передана автомобильная дорога федерального значения М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск.
В соответствии с Программой деятельности Государственной компании, осуществляются мероприятия по реализации проекта: "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км. 715 - км 777 Воронежская область".
В целях установления границ земельных участков для строительства линейного объекта - участка автодороги М-4 "Дон", на основании приказа Минтранса России от 06.07.2012 N 199 "Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения", во исполнение принятого Федеральным дорожным агентством решения (распоряжение от 16 мая 2019 N 1127-р) разработана документация по планировке территории, утвержденная распоряжением Росавтодора от 14.11.2019 N 3304-р.
Согласно проекту межевания территории в полосе отвода проектируемого участка автодороги располагается земельный участок площадью 3382 кв.м., подлежащий образованию из земельного участка с кадастровым номером 36:03:5200015:51 площадью 1530000 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская область, р-н Богучарский 736 км + 800 м вправо автомагистрали "Дон", находящийся в собственности РФ и переданный на праве постоянного бессрочного пользования ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России по договору от 25.02.2016, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Распоряжением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ N 1105-р от 24.03.2021 принято решение об изъятии для нужд Российской Федерации части земельного участка площадью 3382 кв.м. с кадастровым номером 36:03:5200015:51.
Истцом выполнены работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 36:03:5200015:51 площадью 1 530 000 кв. м. на два земельных участка: с кадастровым номером 36:03:5200015:51 площадью 1 526 618 кв.м., с кадастровым номером 36:03:5200015:357 площадью 3382 кв.м.
Ответчик был надлежащим образом уведомлен о принятом решении об изъятии земельных участков, что подтверждается почтовым уведомлением о получении письма 07.04.2021, содержащего копию распоряжения об изъятии земельного участка.
В соответствии с отчетом об оценке N 052/21 от 27 мая 2021 рыночная стоимость изымаемого для государственных нужд земельного участка составила 730 512 руб.
Подготовленный Государственной компанией "Автодор" проект соглашения об изъятии для государственных нужд вышеуказанного земельного участка, принадлежащего ответчику, с отчетом об оценке был получен ответчиком 16.07.2021, что подтверждается почтовым уведомлением.
В связи с истечением предусмотренного законом срока и отсутствием подписанного со стороны ответчика соглашения об изъятии земельных участков для федеральных нужд, действующая в силу закона от лица Российской Федерации Государственная компания "Автодор" обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Арбитражный суд области, удовлетворяя исковые требования, правомерно руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статья 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно статье 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в частности, со строительством объектов федерального транспорта.
Из пункта 2 статьи 279 ГК РФ следует, что в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Пунктом 3 статьи 279 ГК РФ предусмотрено, что решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Согласно части 1 статьи 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в т.ч. для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Руководствуясь положениями части 2 статьи 37 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ, арбитражный суд установил наличие у истца полномочий на изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог.
В силу требований статьи 56.3 ЗК РФ земельный участок, который в рамках настоящего иска подлежит изъятию на основании распоряжения об изъятии N 1105-р от 24.03.2021, предусмотрен документацией по планировке территории, утвержденной распоряжением от 14.11.2019 N 3304-р.
Согласно проекту межевания территории в полосе отвода проектируемого участка автодороги располагается земельный участок площадью 3382 кв.м., подлежащий образованию из земельного участка с кадастровым номером 36:03:5200015:51 площадью 1530000 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская область, р-н Богучарский 736 км + 800 м вправо автомагистрали "Дон", находящийся в собственности РФ и переданный на праве постоянного бессрочного пользования ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России по договору от 25.02.2016, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Исходя из положений статей 56.3, 56.1 ЗК РФ, изъятие земельного участка, прежде всего, должно быть предусмотрено в документации о планировке территории (пункт 1 статьи 56.3 ЗК РФ, пункт 7 статьи 56.5 ЗК РФ), при этом кадастровые работы по образованию земельных участков для последующего изъятия производятся уже на этапе составления соглашения об изъятии.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (пункт 6 статьи 279 ГК РФ).
Согласно статье 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Правом на обращение в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости обладают уполномоченные органы исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии (пункт 10 статьи 56.10 ЗК РФ).
Доводы Минобороны России о том, что Государственной компанией "Автодор" нарушен срок подачи в суд искового заявления о принудительном изъятии земельного участка, который, по мнению третьего лица, составляет не менее 90 дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии (пункт 10 статьи 56.10 3КРФ), не могут быть признаны обоснованными в силу следующего.
Статьей 19 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (введена 31.07.2020) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что по 31 декабря 2024 года особенности отнесения земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории, установления публичных сервитутов, изъятия земельных участков в целях строительства, реконструкции объектов, предназначенных для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливаются указанным Федеральным законом.
Пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры и если по истечении сорока пяти дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с земельным законодательством проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладатель изымаемой недвижимости не представил подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости.
Письмом от 12.07.2021 N 1729-ВФ Государственная компания "Автодор" направила ответчику проект соглашения об изъятии, отчет об оценке возмещения, которое, согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, было получено адресатом 16.07.2021; 45-дневный срок истек 31.08.2021, исковое заявление поступило в суд - 09.09.2021, то есть с соблюдением срока, предусматривающего право на обращение в суд с заявлением о принудительном изъятии земельного участка.
В соответствии с требованиями статьи 279 ГК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
В силу части 11 статьи 56.6 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о таком решении со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю заказного письма, содержащего данное решение об изъятии.
Ответчик был надлежащим образом уведомлен о принятом решении об изъятии земельных участков.
Довод о необходимости согласования с Минобороны России изъятия земельного участка, отклоняется апелляционным судом в силу следующего.
Действующая редакция Земельного кодекса Российской Федерации (глава VII. 1 "Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд"), определяющая порядок изъятия земельных участков для государственных нужд, не содержит норму, обязывающую предварительно согласовывать изъятие земельного участка с его собственником.
Письмо Минэкономразвития РФ от 20.09.2011 N д23-3979 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти" не может быть применимо в рассматриваемом случае, в связи с внесением Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ изменений в ЗК РФ, который был дополнен главой VII. 1 "Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд".
В силу пункта 5 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.
Апелляционный суд отмечает, что законодатель допустил возможность изъятия земельных участков, находящихся в собственности одного публично-правового образования, для нужд другого публичного образования, в форме прекращения ограниченных вещных либо обязательственных (арендных) прав у лиц, которым такие участки были ранее предоставлены. При этом, само изъятие осуществляется независимо от формы собственности на изымаемый земельный участок. Изъятие для нужд публично-правового образования земельных участков, относящихся к федеральной собственности, не приводит и к коллизии публичных интересов (к конфликту интересов между разными уровнями публичной власти).
В соответствии с частью 2 статьи 281 ГК РФ при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно статье 56.8 ЗК РФ, при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
Рыночная стоимость земельных участков устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (статья 66 ЗК РФ).
В подтверждение обоснованности подлежащей выплате суммы возмещения за изымаемые объекты недвижимости истец представил отчет об оценке N 052/21 от 27.05.2021, в соответствии с которым рыночная стоимость изымаемого для государственных нужд земельного участка составила 730 512 руб.
Ответчик в нарушение статьи 65 АПК РФ отчет об оценке N 052/21 от 27.05.2021 не оспорил, ходатайство о проведении судебной оценочной экспертизы в ходе рассмотрения дела арбитражным судом области не заявил.
Согласно пункту 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оснований сомневаться в правильности составленного отчета у суда апелляционной инстанции не имеется.
В связи с вышеизложенным, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что произведенный истцом расчет суммы возмещения за изымаемый объект недвижимости является обоснованным и не противоречащим требованиям закона, в связи с чем, удовлетворил исковые требования Государственной компании "Автодор" об изъятии для государственных нужд, находящегося в собственности РФ и переданного на праве постоянного бессрочного пользования ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России земельного участка с кадастровым номером 36:03:5200015:357 площадью 3382 кв.м, расположенного по адресу: Воронежская область, р-н Богучарский 736 км + 800 м вправо автомагистрали "Дон" с возмещением его стоимости в сумме 730 512 руб.
Кроме того, отклоняя доводы заявителей апелляционных жалоб относительно нарушения порядка изъятия земельного участка для государственных нужд (отсутствие направления уведомления Минобороны России) апелляционный суд, вслед за арбитражным судом области отмечает, что решением Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2022 по делу N А40-5386/22-121-31, вступившим в законную силу, было отказано в удовлетворении требований заявления Минобороны России о признании недействительным распоряжения Росавтодора от 24.03.2021 N 1105-р "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельного участка в целях обеспечения реализации проекта "Автомобильная дорога М4 - "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км. 715 - км 777, Воронежская область" в части изъятия для нужд Российской Федерации у ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России части земельного участка с кадастровым номером 36:03:5200015:51, площадью 3382 кв. м из общей площади 1 530 000 кв.м
В рамках рассмотрения указанного заявления арбитражными судами установлена правомерность данного изъятия, в том числе применительно и к соблюдению условий по надлежащему уведомлению о принятом решении об изъятии земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Отнесение тех или иных обстоятельств к преюдициально установленным означает запрет заново устанавливать, оспаривать или опровергать те же обстоятельства с целью замены ранее сделанных выводов на противоположные. Преюдициально установленные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь, не могут быть повторно исследованы и пересмотрены судом.
В соответствии со статьей 69 АПК РФ преюдиция распространяется на установление судом тех или иных обстоятельств, содержащихся в судебном акте, вступившем в законную силу, если последние имеют правовое значение и сами по себе могут рассматриваться как факт, входивший в предмет доказывания по ранее рассмотренному делу.
Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.
Тем самым, преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 30-П).
Отнесение тех или иных обстоятельств к преюдициально установленным означает запрет заново устанавливать, оспаривать или опровергать те же обстоятельства с целью замены ранее сделанных выводов на противоположные.
Установленные судом обстоятельства, изложенные во вступивших в законную силу судебных актах по делу N А40-5386/22-121-31, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
Исходя из вышеизложенного, требования истца являются обоснованными и правомерно удовлетворены арбитражным судом области.
Доводы заявителей апелляционных жалоб по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Ссылка на судебную практику не принимается апелляционным судом во внимание, поскольку судебные акты вынесены по спорным правоотношениям, возникшим до внесения изменений в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2022 года по делу N А14-14392/2021 следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционных жалоб, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее заявителей и возврату либо возмещению не подлежат.
Поскольку заявители жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2022 года по делу N А14-14392/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
председательствующий судья |
М.С. Воскобойников |
Судьи |
Г.Н. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-14392/2021
Истец: ГК РФ в лице "Российские автомобильные дороги"
Ответчик: ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
Третье лицо: Министерство обороны РФ