г. Москва |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А41-33890/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Погонцева М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Московской области от 17.10.2022 по делу N А41-33890/2022.
В судебном заседании принял участие представитель:
акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" - Дегтярев Д.С. по доверенности от 01.08.2022.
Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - истец, АО "ФПК", компания) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Вагонреммаш" (далее - ответчик, АО "Вагонреммаш", общество) о взыскании 29 574 руб. 39 коп. убытков по договору N ФПК-19-260 от 26.12.2019 и договору N ФПК-19-261 от 26.12.2019.
Решением суда первой инстанции исковое заявление удовлетворено частично.
С вынесенным решением не согласился истец, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе истец (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель подателя жалобы на доводах жалобы настаивал.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
26 декабря 2019 г. между обществом (подрядчик) и компанией (заказчик) заключен договор на капитальный ремонт вагонов N ФПК-19-260, в соответствии с п. 1.1 и п. 1.5 которого исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнять работы по капитальному ремонту в объеме КР-1 и КР-2 пассажирских вагонов в соответствии с объемами подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта согласно графику подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта.
Согласно п. 3.1.1 договора заказчик своими силами и за свой счет осуществляет подачу и приемку вагонов в ремонт и из ремонта в соответствии с регламентом.
10 декабря 2021 года между АО "ФПК" и ООО "Сибирская Компания" был заключен договор, согласно которому ООО "СК" принимает на себя обязательство по оказанию АО "ФПК" услуг по сопровождению пассажирских вагонов в интересах Северо-Кавказского филиала АО "ФПК".
В соответствии с п. 2.3 договора истца с ООО "СК" N 522-21/Ф(СКАВ) от 10.12.2021 г. к компенсации расходов исполнителя, связанных с проездом работника пассажиром, подлежат затраты:
на проезд работника исполнителя согласно представленных оригиналов проездных документов (билетов): в поездах дальнего следования в общих, плацкартных и вагонах с местами для сидения не выше 2 класса: в пригородных поездах (2 и 3 класса обслуживания); в исключительных случаях (при отсутствии билетов, с предоставлением подтверждающих документов о их отсутствии) в купейных вагонах не фирменных поездов (класса обслуживания 2JI, 2У, 2К) междугороднем автобусном транспорте;
за пользование постельным бельем в пассажирском поезде согласно проездного документа или квитанции ВУ-9;
на оплату расходов за следование пассажиром работника исполнителя, от станции подачи заявки производственным участком структурного подразделения заказчика до места приемки вагона на станции грузоотправителя и/или обратно после сдачи вагона работником исполнителя уполномоченному представителю грузополучателя в размере, определенном как произведение фактического времени следования пассажиром согласно представленных проездных документов (билетов) на стоимость чел-часа, указанного в протоколе согласования договорной цены (приложении N 2), но не более семи часов за каждые сутки следования.
Если время, затраченное проводником сопровождения на проследование в качестве пассажира было меньше 24 часов в сутки - рабочее время определяется в пропорции 7/24 = 0,291; фактически затраченное время умножить на 0,291.
Согласно пункту 2.4 договора с ООО "СК" N 522-21/Ф(СКАВ) от 10.12.2021 при сопровождении вагонов независимо от времени в пути следования норма обслуживания составляет 2 человека на группу до 5 вагонов, в соответствии с приказом АО "ФПК" от 30.01.2012 N 26 "Об утверждении норм обслуживания пассажирских вагонов поездными бригадами в пути следования и для поддержания вагонов в эксплуатационном состоянии".
В рамках взаимодействия по договору подряда N ФПК-19-260 заказчиком согласно графику в ремонт был подан вагон N 051-63928 приписки вагонного участка Новороссийск.
11 января 2022 года в адрес ЛВЧ-14 поступила телеграмма N 54-12/1-12 Воронежского ВРЗ о вызове проводников сопровождения для приемки вагона N 051-63928.
14 января 2022 года во исполнение условий договора подряда N ФПК-19-260 АО "ФПК" в адрес ООО "СК" была подана заявка N 14 о необходимости направления проводников сопровождения в адрес Воронежского ВРЗ для приемки вагона после планового вида ремонта.
20 января 2022 года в адрес ЛВЧД-Новороссийск поступила телеграмма N 54-12/1-46 от 20.01.2021 Воронежского ВРЗ об отмене вызова проводников сопровождения для приемки указанного вагона по причине не законченных малярных работ вагона, не в полном объеме закончены работы по сборке мебели и электрооборудования, акт о неготовности от 20.01.2022.
Однако на момент поступления телеграммы об отмене проводники сопровождения работники ООО СК" уже находились в вагонах на территории Воронежского ВРЗ.
Таким образом, по вине общества у компании возникли убытки, выразившиеся в оплате аутсорсинговой компании ООО "СК" услуг по сопровождению вагонов, что подтверждается сводным актом выполненных работ, проездными документами.
Сумма ущерба по претензии N 2148/СКФПКЮ от 24.02.2022 согласно расчетам истца составила 13 516 руб. 06 коп.
Расходы подтверждаются сводным актом выполненных работ, счет-фактурой, проездными документами, платежными документами оплаты услуг ООО "СК".
26 декабря 2019 года между обществом (подрядчик) и компанией (заказчик) заключен договор на капитальный ремонт вагонов N ФПК-19-261.
В соответствии с пунктами 1.1 и п. 1.5 договора исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнять работы по капитально-восстановительному ремонту пассажирских вагонов, в соответствии с объемами подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта на 2021-2022 годы согласно графику подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта.
Согласно п. 3.1.2 договора заказчик своими силами и за свой счет осуществляет подачу и приемку вагонов в ремонт и из ремонта в соответствии с регламентом.
18 декабря 2018 года между АО "ФПК" и ООО "Сибирская Клининговая Компания" был заключен договор N 558-18/Ф(СКАВ), согласно которому ООО "СКК" принимает на себя обязательство по оказанию АО "ФПК" услуг по сопровождению пассажирских вагонов в интересах Северо-Кавказского филиала АО "ФПК".
В соответствии п. 2.3 договора с ООО "СКК" от 18.12.2018 г. N 558-18/Ф(СКАВ) цена договора включает в себя все возможные расходы участника, в том числе транспортные расходы (после сдачи вагона в ремонт от станции расположения вагоностроительного завода/депо до станции дислокации структурного подразделения заказчика; для приемки вагона после деповского/капитального ремонта на вагоноремонтном заводе/депо от станции дислокации структурного подразделения заказчика до станции расположения вагоноремонтного завода/депо).
В силу п. 3.2.8 указанного договора заказчик обязан возместить исполнителю затраты, связанные с проездом проводников сопровождения, а также производить оплату времени, затраченного проводником сопровождения на проследование в качестве пассажира.
В рамках взаимодействия по договору подряда N ФПК-19-261 заказчиком согласно графику в ремонт были поданы вагоны N 053-13135 и N 053-13192 приписки пассажирского вагонного депо Новороссийск.
01 декабря 2021 года в адрес ЛВЧД-14 поступили телеграммы Тамбовского ВРЗ о вызове проводников сопровождения для приемки отремонтированных вагонов N 053-13135 и N 053-13192.
02.12.2021 года во исполнение условий договора подряда N ФПК-19-261 АО "ФПК" в адрес ООО "СКК" была подана заявка N 181 о необходимости направления проводников сопровождения в адрес Тамбовского ВРЗ для приемки вагонов после планового вида ремонта дата приемки 09.12.2021 г.
07.12.2021 года проводники выехали из г. Новороссийска и прибыли в Тамбовского ВРЗ 09.12.2021 г., о чем свидетельствуют билеты 78514188726334, 78514188757650, 78564188726345, 78564188757764.
09.12.2021 г. в адрес ЛВЧД-14 поступила телеграмма N 615/40-19 Тамбовского ВРЗ об отмене вызова проводников сопровождения для приемки указанных вагонов по причине неготовности технической документации.
Однако на момент поступления телеграммы об отмене проводники сопровождения - работники ООО СК" уже находились на территории Тамбовского ВРЗ.
Согласно акту передачи вагонов для сопровождения по N 053-13135 и N 053-13192 не был передан по причине не готовности технической документации и проводникам сопровождения пришлось следовать обратно в качестве пассажиров, что подтверждают билеты 78616579734604, 78616579734394, 78616579734615, 78616579734431.
Таким образом, по вине общества у компании возникли убытки, выразившиеся в оплате аутсорсинговой компании ООО "СКК" услуг по сопровождению вагонов, что подтверждается сводным актом выполненных работ, счет-фактурой, проездными документами.
Таким образом, сумма ущерба по претензии N 133/ЛВЧ Новороссийск от 18 января 2022 г. согласно расчетам истца составила 16 058 руб. 33 коп.
Всего сумма убытков по договору N ФПК-19-260 от 26.12.2019 и договору N ФПК-19-261 от 26.12.2019 составляет 13516,06+16058,33 = 29574,39 руб. 39 коп.
Поскольку ответчик не погасил задолженность в срок, а урегулирование спора в претензионном порядке положительного результата не принесло, АО "ФПК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности. При этом суд указал, что реальных расходов на оплату услуг проводников истец не понес, несмотря на подписанные акты оказанных услуг, эти услуги не могли быть оказаны ввиду неготовности вагонов к эксплуатации, поэтому отказал во взыскании расходов на оплату услуг проводников в сумме 6141 руб. 79 коп.
Изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Истец оспаривает решение в части отказа во взыскании убытков.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 25) по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Удовлетворение такого иска возможно при наличии совокупности всех вышеназванных условий. При отсутствии хотя бы одного из элементов ответственности в иске должно быть отказано.
Из материалов дела следует, что по вине ответчика у истца возникли убытки, выразившиеся в оплате аутсорсинговой компании услуг по сопровождению вагонов, что подтверждается сводными актами выполненных работ, счетами-фактурами, проездными документами.
Согласно п. 6.9 заключенных сторонами договоров если в процессе или в результате выполнения работ исполнителем были причинены убытки заказчику, в том числе его имуществу и/или третьему лицу или его имуществу, исполнитель обязан возместить причиненные убытки в полном объеме.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу об обоснованности взыскании убытков только в части только в части оплаты проезда проводников. При этом суд указал, что реальных расходов на оплату услуг проводников истец не понес, несмотря на подписанные акты оказанных услуг, эти услуги не могли быть оказаны ввиду неготовности вагонов к эксплуатации, поэтому отказал во взыскании расходов на оплату услуг проводников в сумме 6141 руб. 79 коп.
Между тем, из представленных истцом расчетов (т. 2 л.д. 14, 54) следует, что в сумма 6141 руб. 79 коп. составляет плату за следование проводников пассажирами для приемки вагонов, что предусмотрено договорами, заключенными истцом на сопровождение пассажирских вагонов с ООО "СК" и ООО "СКК".
Данные расходы наряду с оплатой собственно билетов истец также понес по вине ответчика.
Ввиду изложенного у суда первой инстанции не было оснований для исключения данных расходов из заявленных к взысканию убытков истца.
Следовательно, обжалуемое решение суда подлежит изменению, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17.10.2022 по делу N А41-33890/2022 изменить.
Исковые требования акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" удовлетворить.
Взыскать с акционерного общества "Вагонреммаш" в пользу акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" убытки в сумме 29 574 руб. 39 коп., расходы по государственной пошлине по иску в сумме 2000 руб. и по апелляционной жалобе в сумме 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-33890/2022
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ", АО "ФПК" из деятельности Северо-Кавказского филиала "ФПК", АО Северо-Кавказский филиал "ФПК"
Ответчик: АО "ВАГОНРЕММАШ"