г. Тула |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А09-2375/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.01.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Егураевой Н.В., судей Бычковой Т.В. и Сентюриной И.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савичевой О.И., при участии в судебном заседании: от акционерного общества "Чистая планета" - представителя Сапуновой Е.В. (личность установлена на основании паспорта, доверенность от 12.04.2022, диплом); от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом" - представителя Карманова О.А. (личность установлена на основании паспорта, доверенность от 09.01.2023, диплом); в отсутствие третьего лица, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи между Двадцатым арбитражным апелляционным судом и Володарским районным судом города Брянска апелляционную жалобу акционерного общества "Чистая планета" на решение Арбитражного суда Брянской области от 13.10.2022 по делу N А09-2375/2022 (судья Матвеева Н.И.), принятое по исковому заявлению акционерного общества "Чистая планета" (г. Брянск, ИНН 3254505836, ОГРН 1093254008980) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом" (г. Брянск, ИНН 3257005285, ОГРН 1133256008192), третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Региональный информационно-расчетный центр" Брянской области (г. Брянск, ИНН 3250075131, ОГРН 1073250003958) о взыскании 1 109 289 руб. 45 коп. долга,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Чистая планета" (далее - АО "Чистая планета", истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом" (далее - ООО "УК "Уютный дом", ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 1 109 289 руб. 45 коп. (уточненные исковые требования; т.1 л.д.58, 86).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Региональный информационно-расчетный центр" Брянской области (далее - ООО "РИРЦ" Брянской области, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 13.10.2022 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика пользу истца взыскано 39 110 руб. 17 коп. долга, в удовлетворении остальной части иска отказано, распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Чистая планета" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование своей правовой позиции указывает, что в спорный период в отношениях с ООО "УК "Уютный дом" действовал договор N НФ-049456 от 01.01.2020, который ответчику направлялся, но последним подписан не был, в связи с чем считается заключенным на условиях типового договора, предложенных региональным оператором. Ссылаясь на то, что собственники и наниматели жилых помещений в многоквартирных домах, не осуществляют раздельное накопление твердых коммунальных отходов, в отношении объектов, находящихся в управлении ООО "УК Уютный дом", полагает, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов может осуществляться только расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505). Полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что объем ТКО определен по фактическому потреблению (в отношении домов, оборудованных мусоропроводом), то есть в соответствии с условиями договора N ТМ/01-0002876 от 01.01.2019, а не по нормативу. Ссылаясь на то обстоятельство, что счета-фактуры и акты были выставлены по данным ООО "РИРЦ", предоставленным региональному оператору с неправильным тарифом, установленным ответчиком, а ответчик не направил в его адрес письмо о тарифах, адресованное ООО "РИРЦ" (исх. N 129 от 25.02.2020), истец указывает, что не знал об изменении тарифов на оказываемые услуги.
Определением заместителя председателя Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2023 в связи с длительным отпуском председательствующего судьи Грошева И.П. на основании статьи 18 Кодекса и пункта 37 регламента арбитражных судов, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 7 от 05.06.1996, для рассмотрения указанной выше апелляционной жалобы произведена замена председательствующего судьи Грошева И.П. на председательствующего судью Егураеву Н.В.
Представитель АО "Чистая планета" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель ООО "УК "Уютный дом" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направило. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы.
Оценив представленные доказательства, доводы сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам проведенного конкурсного отбора между АО "Чистая планета" и департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области заключены соглашения по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области N 1 (зона деятельности - районы северной, восточной и южной частей области) и N 2 (зона деятельности - районы западной части Брянской области) согласно которым АО "Чистая планета" присвоен статус регионального оператора с датой начала выполнения обязанностей, предусмотренных соглашением, не позднее 01.01.2019.
Типовой проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО опубликован 24.05.2018 в газете "Брянский рабочий", 25.05.2018 в издании "Учительская газета" (N 20 (782), а также на официальном сайте АО "Чистая планета" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
ООО "УК "Уютный дом" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 1 от 22.04.2015 на территории Брянской области.
01.01.2019 между АО "Чистая планета" (региональный оператор) и ООО "УК "Уютный дом" (потребитель) заключен договор N ТМ/01-0002876 (т.1 л.д.73 - 79), по условиям которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 1.2 договора объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложениям N 1, N 1.1 к договору.
В соответствии с пунктом 1.3 договора способ складирования ТКО (мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости), в том числе крупногабаритных отходов (в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов) указан в приложениях N 1, N 1.1.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01 января 2019 года (пункт 1.4 договора).
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг, оказанных в расчетном периоде, по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора и составляет на 01.01.2019 - 526 руб. 76 коп. с учетом НДС за 1 куб.м. Потребитель ежемесячно оплачивает услугу регионального оператора исходя из объема ТКО, указанного в приложениях N 1, N 1.1 к договору. Информация об изменении тарифов, нормативов накопления ТКО, применяемых для расчета стоимости оказываемых услуг по договору доводится до сведения потребителя путем опубликования в средствах массовой информации, в сети Интернет, в том числе на сайте регионального оператора http://www.cplanet.ru/, информационных стендах, в счетах-квитанциях на оплату услуг, при этом любой из способов признается сторонами надлежащим уведомлением об изменениях.
Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с ТКО в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 2.3 договора).
Стороны договорились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, по количеству и объему контейнеров для складирования ТКО или исходя из массы ТКО - согласно приложениям N 1, N 1.1 (пункт 4.1 договора).
Договор заключен на срок по 31.12.2019, вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с даты начала оказания услуг региональным оператором по обращению с ТКО (пункт 9.1 договора).
Согласно пункту 9.2 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Договор также может быть заключен путем совершения потребителем конклюдентных действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальную услугу или о фактическом потреблении такой услуги. Такими действиями являются: складирование ТКО в местах накопления ТКО; подача в адрес регионального оператора заявки на вывоз ТКО; оплата за оказанную региональным оператором услугу по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 9.3 договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях. Стороны ежегодно в срок до 31 декабря текущего года согласовывают приложения N 1, N 1.1 на следующий календарный год.
Письмом N 14013 от 28.11.2019 АО "Чистая планета" направило ООО "УК "Уютный дом" уведомление о прекращении действия договора N ТМ/01-0002876 от 01.01.2019 с 31.12.2019 и о необходимости заключения договора на оказание услуги по обращению с ТКО на новый период (т.1 л.д.80).
В ответ на поступившее уведомление ООО "УК "Уютный дом" указало, что не уведомляло АО "Чистая планета" о своем намерении расторгнуть договор N ТМ/01-0002876 от 01.01.2019. От регионального оператора в предусмотренный пунктом 9.3 договора срок также не поступало уведомления о прекращении действия договора N ТМ/01-0002876 от 01.01.2019. В связи с чем ООО "УК "Уютный дом" полагало, что срок действия договора N ТМ/01-0002876 от 01.01.2019 продлен до 31.12.2020, ввиду не поступления от сторон по договору в месячный срок уведомлений о его расторжении. Таким образом, необходимости в заключении нового договора не имеется (письмо исх. N 1291 от 11.12.2019, т.1 л.д. 93, оборотная сторона, 94).
АО "Чистая планета" считает, что уведомление о прекращении действия договора N ТМ/01-0002876 от 01.01.2019 заявлено региональным оператором за 30 дней до предполагаемой даты прекращения действия договора - 29.11.2019. Указанное уведомление получено потребителем. Поскольку уведомления о прекращении действия договора N ТМ/01-0002876 от 01.01.2019 получены потребителем 04.12.2019, сроком действия договора следует считать 04.01.2019 (письмо исх. N 16204 от 23.12.2019, т.1 л.д.94, оборотная сторона, 95).
Также, 10.12.2019 АО "Чистая планета" направило ООО "УК "Уютный дом" уведомление о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, просило представить заявление на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, адреса жилых помещений с указанием количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении и сведения из реестра собственников помещений в МКД, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество и размер площади принадлежащего им помещения (письмо N 15461 от 06.12.2019, т.1 л.д.96-97).
Письмом исх. N 1202 от 16.12.2019 ООО "УК "Уютный дом" направило АО "Чистая планета" для согласования приложение N 1 на 2020 год (т.1 л.д.84, т.2 л.д.9-11).
Как указывает истец, им в адрес ответчика направлялся договор N НФ-049456 от 01.01.2020, регулирующий отношения между сторонами по поводу оказания услуги по обращению с ТКО, который ответчиком не был подписан (т.1 л.д.13-22).
В ответ на письмо АО "Чистая планета" исх. N 2106 от 06.02.2020 и представленный проект договора ООО "УК "Уютный дом" сообщило, что продолжает действовать договор N ТМ/01-0002876 от 01.01.2019; для согласования направлено приложение N 1 к действующему договору с информацией по многоквартирным домам на 2020 год, которая соответствует уровню 2019 года. Отрицательный ответ на представленное приложение N 1 к действующему договору не поступал, жителям многоквартирных домов произведено начисление платы за вывоз ТКО за январь 2020 года на уровне 2019 года, включая начисление платы собственникам помещений многоквартирных домов, оборудованных мусоропроводами, за фактически вывезенные объемы ТКО, что подтверждается представленной и подписанной обществом "Чистая планета" счетом-фактурой на оплату ТКО за январь 2020 года (письмо исх. N 119 от 25.02.2020, т.2 л.д.15-19).
В течение 2020 года АО "Чистая планета" оказывало ООО "УК "Уютный дом" услуги по обращению с ТКО с оформлением соответствующих актов, выставляло для оплаты счета-фактуры, подписанные сторонами без разногласий и замечаний с использованием электронных подписей (т.1 л.д.23-34).
Вместе с тем, 11.02.2021 АО "Чистая планета" выставило ООО "УК "Уютный дом" акт N 9551 и счет-фактуру N 10147 о доначислении за 2020 год объема услуг в объеме 2 911,07 куб.м на сумму 1 377 110 руб. 63 коп., которые ответчиком не подписаны.
АО "Чистая планета", ссылаясь на то, что ООО "УК "Уютный дом", являясь управляющей организацией, обязано заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО и оплатить оказанные услуги, направило ответчику претензию (письмо N 2437 от 10.02.2022) с требованием оплатить 1 109 289 руб. 45 коп. долга за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, а также подписать договор N НФ-049456 от 01.01.2020 с приложениями.
Оставление указанной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании долга.
Рассматривая требования истца по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их частичного удовлетворения, при этом суд обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
На основании пункта 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация, которая получает плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляет расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такой управляющей организацией заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Разделом I(1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 8 (11) Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
При этом под потребителем Правила N 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 435 ГК РФ офертой признается адресованное лицу предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. При этом оферта должна содержать существенные условия договора.
Согласно пункту 3 статьи 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка либо принятие товара, предоставление услуг, и т.п.) считается акцептом.
С учетом положений части 2 статьи 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.
В соответствии с абз. 3, 4 п. 8 (17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пунктам 8 (14), 8 (15) раздела 1 (1) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8 (11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
В случае если региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий потребителю в срок, указанный в пункте 8 (14) настоящих Правил, потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
В подпункте "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
При этом в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152, пункте 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021, отражен правовой подход о том, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил N 505).
В обоснование исковых требований истец ссылался на то, что в спорный период (2020 год) в отношениях с ООО "УК "Уютный дом" действовал договор N НФ-049456 от 01.01.2020, который ответчику направлялся, но последним подписан не был, в связи с чем считается заключенным на условиях типового договора, предложенных региональным оператором.
По мнению ответчика, в спорный период отношения сторон регулировались условиями договора N ТМ/01-0002876 от 01.01.2019, ранее заключенного между сторонами и пролонгированного на следующий 2020 год, в отсутствие уведомлений сторон о прекращении его действия, оформленных в соответствии с условиями договора.
Разногласия относительно редакции регулирующего отношения сторон договора обусловлены тем, что по условиям договора N ТМ/01-0002876 от 01.01.2019 коммерческий учет объема ТКО в МКД, оборудованных мусоропроводами, осуществляется исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, в то время как договор N НФ-049456 от 01.01.2020 предусматривает коммерческий учет объема ТКО в МКД, оборудованных мусоропроводами, по нормативу накопления.
Сумма исковых требований 1 109 289 руб. 45 коп. составляет разницу между платой за ТКО, начисленной по нормативу, и платой за ТКО, начисленной по фактическому потреблению (в отношении МКД, оборудованных мусоропроводом).
Как выше установлено судом, 01.01.2019 между АО "Чистая планета" (региональным оператором) и ООО "УК "Уютный дом" (потребителем) заключен договор N ТМ/01-0002876, сторонами согласованы приложения N 1, N 1.1 к данному договору, определяющие порядок взаимодействия сторон по поводу оказания услуг по обращению с ТКО. Стороны согласовали, что учет ТКО в отношении домов, оборудованных мусоропроводом, осуществляется по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО (т.е. по факту).
Несмотря на длительную переписку, новый договор на обращение с ТКО на 2020 год стороны не заключили (пункт 9.2 договора).
В 2020 году региональный оператор продолжал оказывать ООО "УК "Уютный дом" услуги по обращению с ТКО, что сторонами не оспаривается; ежемесячно сторонами оформлялись акты об оказании услуг, фиксирующие объем оказанной услуги и ее стоимость, выставлялись ответчику счета-фактуры на оплату оказанных услуг.
Из представленных в материалы дела актов и счетов-фактур за спорный период, подписанных сторонами без разногласий, судом установлено, что объем ТКО определен по фактическому потреблению (в отношении домов, оборудованных мусоропроводом), а не по нормативу, т.е. в соответствии с условиями договора N ТМ/01-0002876 от 01.01.2019.
Отклоняя довод истца о том, что в УПД за спорный период в наименовании товара, услуг указан спорный договор N НФ-049456 от 01.01.2020, по которому производилась оплата, поэтому договор N НФ-049456 от 01.01.2020 считается заключенным путем совершения конклюдентных действий, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Представленные УПД за спорный период имеют ссылку на договор N НФ-049456 от 01.01.2020, однако, само содержание данных УПД (объем оказанной услуги, ее стоимость) подтверждает то, что расчеты велись в соответствии с условиями договора от 01.01.2019 N ТМ/01-0002876, а оплата производилась за фактическое потребление (в отношении домов, оборудованных мусоропроводом), а не по нормативу.
Каких-либо претензий от истца по поводу того, что оплата производится не в полном объеме, неправильно определен объем оказанной услуги по обращению с ТКО, в материалы дела не представлено.
Доначисление ответчику за спорный период произведено истцом лишь в феврале 2021 года: выставлены акт N 9551 и счет-фактура N 10147 от 11.02.2021, подробный (помесячный) расчет задолженности на сумму 1 377 110 руб. 63 коп. на основании выставленных документов направлен в адрес ответчика лишь на основании его обращения письмом исх. N 10566 от 21.06.2021.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к мотивированному выводу, что в рассматриваемом случае именно истец, совершая конклюдентные действия, в том числе оказывая услуги и принимая оплату от ответчика, подтвердил действие договора N ТМ/01-0002876 от 01.01.2019 в спорном периоде.
Судом также обоснованно учтено, что ответчик, получив уведомление о прекращении действия договора N ТМ/01-0002876 от 01.01.2019, своевременно направил региональному оператору возражения, указав на продолжение действия ранее заключенного договора, и не направил заявку на заключение новое договора. Более того, 16.12.2019 ответчик направил истцу для согласования приложение N 1 к договору, которым установлен, в том числе и порядок учета ТКО.
Истец, получив 16.12.2019 данное приложение N 1 на 2020 год, был уведомлен о том, что ООО "УК "Уютный дом" в 2020 году планировало исходить из условий договора от 01.01.2019 N ТМ/01-0002876, то есть по МКД, оборудованным мусоропроводом, производить учет ТКО по фактическому объему.
Довод о том, что истец не знал об изменении тарифов на оказываемые услуги, правомерно отклонен судом области, поскольку ответчик письмом исх. N 119 от 25.02.2020 сообщил истцу, что продолжает действовать договор N ТМ/01-0002876 от 01.01.2019; для согласования было направлено приложение N 1 к действующему договору с информацией по многоквартирным домам на 2020 год, соответствующей уровню 2019 года. Разногласий на представленное приложение N 1 к действующему договору не поступало, жителям многоквартирных домов было произведено начисление платы за вывоз ТКО за январь 2020 года на уровне 2019 года, включая начисление платы собственникам помещений многоквартирных домов, оборудованных мусоропроводами, исходя из фактически вывезенных объемов ТКО, что подтверждается представленным и подписанным истцом счетом-фактурой на оплату ТКО за январь 2020 года.
Данное письмо получено истцом 25.02.2020, что подтверждается штампом входящей корреспонденции АО "Чистая планета".
Кроме того, из пояснений третьего лица ООО "РИРЦ" следует, что в течение 2020 года истцу ежемесячно направлялись сальдовые ведомости, из содержания которых следовало, что в части жилого фонда ООО "УК "Уютный дом", имеющего мусоропроводы, применяется коммерческий учет, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (т.е. по факту, а не по нормативу).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что региональный оператор, являясь профессиональным участником рынка, действуя разумно и осмотрительно, мог предвидеть неблагоприятные последствия не заключения нового договора на обращение с ТКО на 2020 год с ООО "УК "Уютный дом" и, соответственно, предпринять меры к выяснению разногласий по договору и последующему их урегулированию, в том числе в судебном порядке, чего им сделано не было.
ООО "РИРЦ" Брянской области по поручению и на основании агентского договора N 100/Ц от 22.11.2013, заключенного с ООО "УК "Уютный дом", в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 осуществляло функции по начислению, сбору и обработке платежей населения, проживающего в жилищном фонде данной управляющей организации за услугу "обращение с ТКО".
Собранные с населения денежные средства ООО "РИРЦ" Брянской области перечисляло АО "Чистая планета" в рамках договора N 01/ТКО от 31.01.2019, а также соглашения на осуществление взаиморасчетов за коммунальную услугу обращение с ТКО N 42/ТКО от 27.06.2019, заключенного между ООО "УК "Уютный дом", АО "Чистая планета" и ООО "РИРЦ" Брянской области.
Из представленных ООО "РИРЦ" Брянской области сведений о начисленных и оплаченных денежных средствах по обращению с ТКО по МКД, находящихся на обслуживании в управляющей организации ООО "УК "Уютный дом", за 2020 год (т.1 л.д.125-128) судом установлено, что населению было начислено: за январь 2020 года - 598 138 руб. 10 коп., за февраль 2020 года - 530 479 руб. 39 коп., за март 2020 года - 564 124 руб. 10 коп., за апрель 2020 года - 546 960 руб. 36 коп., за май 2020 года - 585 926 руб. 12 коп., за июнь 2020 года - 584 910 руб. 84 коп., за июль 2020 года - 585 014 руб. 99 коп., за август 2020 года - 589 168 руб. 04 коп., за сентябрь 2020 года - 583 298 руб. 08 коп., за октябрь 2020 года - 576 321 руб. 65 коп., за ноябрь 2020 года - 574 189 руб. 51 коп., за декабрь 2020 года - 225 088 руб. 11 коп.
Начисленные к оплате обществом "РИРЦ" Брянской области денежные суммы полностью соотносятся с данными, указанными в актах и счетах-фактурах за спорный период, подписанных АО "Чистая планета" и ООО "УК "Уютный дом".
Выставляя счета-фактуры ответчику и оформляя акты, АО "Чистая планета" руководствовалось данными, предоставленными ООО "РИРЦ" Брянской области.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, получая такие данные и письмо ответчика исх. N 119 от 25.02.2020, истец, зная о намерении ответчика руководствоваться условиями договора N ТМ/01-0002876 от 01.01.2019 в части учета ТКО, имел возможность проверить поступившие данные и заявить о том, что неверно ведется учет ТКО и, соответственно, неверно начисляется оплата.
Доказательств таких обращений в 2020 году истцом суду не представлено, на протяжении всего спорного периода региональный оператор продолжал предъявлять к оплате за услуги, оказанные по обращению с ТКО и принимать оплату на условиях договора N ТМ/01-0002876 от 01.01.2019.
Доводы истца о том, что в спорный период действовал договор N НФ-049456 от 01.01.2020 со ссылками на обстоятельство, что ответчиком подписано приложение N 1 к данному договору (т. 1, л. д. 151 - 152) правомерно не приняты судом первой инстанции, поскольку сам договор ответчиком не подписан и конклюдентными действиями истца подтверждено действие условий договора N ТМ/01-0002876 от 01.01.2019.
Судом также принято во внимание, что в названном приложении указано "редакция N 3, действующая в период с 22 мая 2020 года". При этом, имея подобное приложение, истец продолжил производить начисление за фактически вывезенные объемы ТКО и после 22.05.2020, каких-либо переписок по поводу действия данного приложения в материалы дела не представлено.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика суммы, доначисленной по нормативу, а также установив наличие у ответчика задолженности за спорный период в сумме 39 110 руб. 17 коп., взыскал ее в пользу истца, отказав в удовлетворении остальной части иска.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам. Оснований для иной оценки фактических обстоятельств дела у суда апелляционной инстанции не имеется.
Изложенные истцом в апелляционной жалобе доводы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку они были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Указанные доводы сводятся к несогласию с оценкой, данной судом фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам, что не является безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом первой инстанции доказательств не является основанием для отмены судебного акта в суде апелляционной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), не установлены.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относятся на ее заявителя в соответствии со статьей 110 Кодекса.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 13.10.2022 по делу N А09-2375/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Егураева |
Судьи |
И.Г. Сентюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-2375/2022
Истец: АО "Чистая планета"
Ответчик: ООО "УК Уютный Дом"
Третье лицо: Володарский районный суд г. Брянска, ООО "Региональный Информационно-Расчетный Центр" Брянской области, ООО "РИРЦ" Брянской области