г. Воронеж |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А64-2739/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.01.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.01.2023.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр" - "Тамбовэнерго" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.10.2022 по делу N А64-2739/2022 по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр" - "Тамбовэнерго" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (ОГРН 1026801156172, ИНН 6831001163) о признании незаконным и отмене постановления от 25.03.2022 N 068/04/9.21-1147/2021,
третье лицо: Михина Елизавета Васильевна,
в отсутствие участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр" - "Тамбовэнерго" (далее - заявитель, Общество, ПАО "Россети Центр") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - административный орган, Управление, Тамбовское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления от 25.03.2022 о назначении административного наказания по делу N 068/04/9.21-1147/2021 об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.10.2022 по делу N А64-2739/2022 заявление ПАО "Россети Центр" оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, заявитель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование апелляционной жалобы ПАО "Россети Центр" ссылается на обеспечение потребителю доступа для самостоятельного подключения к электроустановке сетевой организации в порядке, предусмотренном п. 108 Правил технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, в установленный срок, а соответственно, отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Кроме того, апеллянт полагает, что судом не учтены исключительные обстоятельства дела и имелись основания для применения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, позволяющей суду уменьшить сумму административного штрафа.
Тамбовское УФАС России, Михина Е.В. отзывы на апелляционную жалобу не представили, явку своих представителей не обеспечили, от ПАО "Россети Центр" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в силу ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие участников процесса.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13.11.2021 в Тамбовское УФАС России поступило обращение Михиной Е.В. о нарушении ПАО "Россети Центр" сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению (т.1, л.д.96).
Определением Тамбовского УФАС России от 14.12.2021 в отношении Общества возбуждено дело N 068/04/9.21-1147/2021 по признакам нарушения ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и определено провести административное расследование с указанием на предоставление Обществом необходимых сведений (т.1, л.д.92-94).
В ходе рассмотрения дела и исследования представленных сведений и документов Управлением было установлено, что 29.01.2021 между Михиной Е.В. и ПАО "Россети Центр" был заключен на условиях типового договор N 42051369 об осуществлении технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: Тамбовская область, Петровский район, с. Хренное, ул. Луговая, д. 4 КН 68:13:1606003:57, к электрическим сетям с максимальной мощностью 12 кВт (т.1, л.д.69-77).
В соответствии с п. 1 договора сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 12,0 кВт; категория надежности III; максимальная мощность ранее присоединяемых энергопринимающх устройств 12,0 кВт; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 кВ.
В силу п. 5 договора технические условия являются неотъемлемой частью договора об осуществлении технологического присоединения.
Согласно п. 6 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
Пунктами 10.1, 10.7 Технических условий N 20652154 к договору предусмотрено, что сетевая организация осуществляет проектирование и строительство ответвления от опоры N 4-8 (номер уточнить проектом), ВЛ-0,4 кВ N 3, КТП-10/04 кВ N 379 до ВПУ; реконструкцию объектов электросетевого хозяйства путем замены существующего провода 2АС-25 на СИП-2 (сечение определить проектом) от опоры N 17 до опоры N 4-9 (9 пролетов), ВЛ - 0,4 кВ N 3, КТП-10/0,4 кВ N 379, замена опор N 4-1- N4-9 (9 опор); заявитель осуществляет монтаж ответвления от нижних контактов коммутационного аппарата в распределительной коробке на опоре N 4-8 (номер уточнить проектом), ВЛ-0,4 кВ N 3, КТП-10/0,4 кВ N 379 до ВРУ заявителя, старый ввод демонтировать, нагрузку перевести на новый прибор учета (п. 11.1).
К договору об осуществлении технологического присоединения N 42051369 ПАО "Россети Центр" также было составлено дополнительное соглашение N 1, согласно п. 1.1 которого в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы, а именно: неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, срок начала выполнения обязательств сторон по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям перенесен на период ограничения трудовой деятельности в Российской Федерации, установленный в целях реализации Указов Президента РФ N 206 от 25.03.2020, N 239 от 02.04.2020 и принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке их исполнения распоряжений (т.1, л.д.77-78).
Поскольку дополнительное соглашение N 1 не содержало новый срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению Михиной Е.В. и не было подписано со стороны потребителя, Тамбовское УФАС России установило нарушение ПАО "Россети Центр" срока исполнения договора N 42051369 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В письменных пояснениях от 21.12.2021 N МР1-ТБ/17/8824 (т.1, л.д.58-61) Общество сообщило, что Техническими условиями N 20652154 предусмотрена реконструкция объектов электросетевого хозяйства, а именно: замена существующего провода 2АС-25 на СИП-2 (сечение определить проектом) от опоры N 17 до опоры N 4-9 (9 пролетов), ВЛ-0,4 кВ N 3, КТП-10/0,4 кВ N 379, замена опор N 4-1-N- 4,9 (9 опор) (п. 10.7), в связи с чем срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев, т.е. до 29.07.2021.
Однако на момент обращения Михиной Е.В. в Управление (13.11.2021) фактического технологического присоединения не осуществлено.
Установив наличие в деянии ПАО "Россети Центр" признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, Тамбовским УФАС России 10.02.2022 был составлен протокол N 068/04/9.21-1147/2021 об административном правонарушении (т.1, л.д.44-46).
25.03.2022 Управлением в присутствии законного представителя ПАО "Россети Центр" было вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 068/04/9.21-1147/2021 об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 650 000 руб. (т.1, л.д.21-25).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что материалами дела подтверждается факт совершения ПАО "Россети Центр" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ. Нарушение произошло по вине лица, у которого имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, но оно не приняло все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований закона.
Оснований для признания правонарушения малозначительным либо снижения размер административного штрафа судом с учетом высокой степени общественной опасности совершенного деяния не установлено.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 ст. 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, в силу части 2 данной статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения по ст. 9.21 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий.
Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям. Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям образует состав административного правонарушения вне зависимости от последствий.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 9.21 КоАП, являются субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность в том числе, в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется наличием у субъекта вины, которая заключается в том, что лицом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, при наличии такой возможности.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ).
Пунктом 1.1 ст. 23.2 Федерального закона N 35-ФЗ установлено, что деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон N 147-ФЗ) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий, соответственно, ПАО "Россетти Центр", как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии.
Общество как субъект естественной монополии, осуществляющий деятельность по передаче электрической энергии, обязано осуществлять в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств.
Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона N 35-ФЗ установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В соответствии с п. 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В силу п. 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 14 Правил N 861 к заявителям отнесены физические лица, обратившиеся в адрес сетевой организации в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
В соответствии с пп. "а" п. 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению отнесен к существенным условиям договора и, по общему правилу, не может превышать 30 рабочих дней - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий:
технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ и ниже;
расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 15 метров;
отсутствует необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшим объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя;
от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, а также по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности).
Согласно пп. "б" п. 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Установленный Правилами N 861 срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией.
Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях.
29.01.2021 Михиной Е.В. была произведена оплата по договору N 42051369 об осуществлении технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: Тамбовская область, Петровский район, с. Хренное, ул. Луговая, д. 4 КН 68:13:1606003:57, к электрическим сетям с максимальной мощностью 12 кВт. (т.1, л.д.79-80).
Согласно п. 104 Правил N 861 в редакции, действовавшей на момент заключения договора, наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил. Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.
Пунктом 6 договора N 42051369 предусмотрено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.
Техническими условиями N 20652154 к договору предусмотрено, что сетевая организация осуществляет проектирование и строительство ответвления от опоры N 4-8 (номер уточнить проектом), ВЛ-0,4 кВ N 3, КТП-10/04 кВ N 379 до ВПУ; реконструкцию объектов электросетевого хозяйства путем замены существующего провода 2АС-25 на СИП-2 (сечение определить проектом) от опоры N 17 до опоры N 4-9 (9 пролетов), ВЛ - 0,4 кВ N 3, КТП-10/0,4 кВ N 379, замена опор N 4-1- N4-9 (9 опор).
Указанное обстоятельство явилось основанием для включения в договор N 42051369 об осуществлении технологического присоединения условия о том, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
В нарушение положений п. 16 Правил N 861 ПАО "Россетти Центр" в установленный срок не выполнило мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя.
Доказательств выполнения Обществом мероприятий по технологическому присоединению по договору N 42051369 как в установленный договором срок - до 29.07.2021, так и за его пределами в материалах дела не имеется.
При этом, вопреки позиции апеллянта со ссылкой на абз. 2 п. 108 Правил N 861, само по себе обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям недостаточно для вывода о выполнении мероприятий по технологическому присоединению в установленный срок, поскольку п. 110 Правил N 861 предусмотрено, что по результатам выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями сетевая организация в течение одного рабочего дня составляет уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям по форме, предусмотренной приложением N 1(1) к настоящим Правилам, в форме электронного документа и размещает это уведомление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, в личном кабинете заявителя.
По результатам выполнения сетевой организацией и заявителем, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которого осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями сетевая организация составляет в форме электронных документов и размещает в личном кабинете заявителя акт о выполнении технических условий по форме, предусмотренной приложением N 15 к настоящим Правилам, содержащий перечень мероприятий, реализованных в соответствии с техническими условиями, и акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, о чем сетевая организация не позднее окончания рабочего дня, в течение которого были составлены и размещены указанные документы, обязана уведомить заявителя.
Копии уведомления об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения заявителя к электрическим сетям и акта о выполнении технических условий ПАО "Россетти Центр" в обоснование своих доводов в материалы дела не представлены.
Следовательно, ПАО "Россети Центр" было допущено нарушение требований п. 16 Правил N 861, что с учетом неоднократности совершения им однородных правонарушений в течение года (постановление Тамбовского УФАС России N 069/04/9.21-508/2020 вступило в законную силу 16.07.2021, исполнено 23.08.2021) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Также апелляционным судом установлено, что постановлениями от 11.10.2021 по делу N 068/04/9.21-709/2021 (А64-8711/2021), от 14.01.2022 по делу N 068/04/9.21-857/2021 (А64-629/2022), от 18.02.2022 по делу N 068/04/9.21-1128/2021 (А64-1535/2022), от 03.03.2022 по делу N 068/04/9.21-1047/2021 (А64-1807/2022) Общество уже привлекалось к административной ответственности по ч. 2 ст. ст. 9.21 КоАП РФ за аналогичные правонарушения.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае вина ПАО "Россети Центр" заключается в несоблюдении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям. Как крупнейший профессиональный участник рынка оказания энергетических услуг и субъект естественной монополии, обязанный соблюдать Правила N 861, Общество не предприняло достаточных мер для соблюдения установленных сроков для технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя.
Доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, создающих объективную невозможность надлежащего соблюдения установленных Правилами сроков технологического присоединения, в материалы дела не представлены.
Ссылка же ПАО "Россети Центр" на допущение просрочки осуществления технологического присоединения вследствие ограниченной функциональности в условиях пандемии (коронавирусной инфекции) была обоснованно отклонена судом первой инстанции с учетом разъяснений, изложенных в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020.
Из фактических обстоятельств дела не усматривается, что деятельность ПАО "Россети Центр" в период, предполагавший исполнение договора сетевой организацией, была приостановлена вследствие действия ограничительных мер в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции, а деятельность Общества была отнесена к пострадавшим отраслям, а равно не усматривается, что ситуация распространения коронавирусной инфекции в спорный период носила чрезвычайный и непреодолимый характер, что объективно воспрепятствовало сетевой организации своевременно исполнить свои обязательства по договору.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ПАО "Россети Центр" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление административного органа вынесено в пределах срока, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ. Нарушения процедуры привлечения лица к административной ответственности не допущены.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В абзацах 1 - 3 п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 06.06.2017 N 1167-О, освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
Из обстоятельств рассматриваемого спора усматривается, что административное правонарушение совершено Обществом в области хозяйствования субъектов естественных монополий и в условиях установления порядка подключения (технологического присоединения) потенциальных потребителей к сетям электроснабжения. Статус субъекта, занимающего доминирующее положение на том или ином рынке, придает действиям указанного субъекта характер особой значимости, поскольку затрагивает не только частный интерес конкретного лица, с которым взаимодействует, но и публичную сферу.
При этом, состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении Общества как субъекта естественной монополии и сетевой организации к установленному порядку осуществления подключения (технологического присоединения) заявителя.
В этой связи, антимонопольный орган, как и суд первой инстанции, правомерно не усмотрели оснований для признания совершенного ПАО "Россети Центр" деяния малозначительным.
Отклоняя довод Общества о возможности применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и снижении назначенного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного ч. 2 ст. 9.2 КоАП РФ, апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Из содержания постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П и ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ следует, что критериями для применения санкции ниже низшего предела являются характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией соответствующей статьи, допускается только в исключительных случаях.
В данном случае суд апелляционной инстанции учитывает совершение ПАО "Россети Центр" значительных по продолжительности нарушений сроков, множественность нарушений, совершение их в непрерывной последовательности на протяжении длительного периода времени, что указывает на устойчивость противоправного поведения, в связи с чем приходит к выводу о том, что административное наказание в виде 650 000 руб. отвечает задачам и целям административной ответственности, в связи с чем оснований для снижения штрафа ниже минимального размера, предусмотренного ч. 1 ст. 9.2 КоАП РФ, у суда не имеется.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает постановление Тамбовского УФАС России от 25.03.2022 о назначении административного наказания по делу N 068/04/9.21-1147/2021 об административном правонарушении законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.10.2022 по делу N А64-2739/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Капишникова |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2739/2022
Истец: ПАО "Россети Центр" в лице филиала "Россети Центр " - "Тамбовэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
Третье лицо: Михина Е.В., 19 Арбитражный апелляционный суд