г. Москва |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А40-76439/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
В.А. Свиридова, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.О. Казнаевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05.10.2022 по делу N А40-76439/22
по заявлению ООО "Спайнмедикс" (ИНН 7727344487)
к Московской областной таможне (ИНН 7735573025)
третье лицо: Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения,
об отказе внести изменения в декларацию на товары изменения, заявленные в декларации на товары, возвратить излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в размере 293 040 руб. 94 коп,
при участии:
от заявителя: |
Абдылдаева Л.К. по доверенности от 09.01.2023; |
от заинтересованного лица: |
Орехова Е.С. по доверенности от 29.12.2022; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Спайнмедикс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Московской областной таможни (центр электронного декларирования) (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) об отказе во внесении изменений в декларацию на товары (далее - ДТ), оформленного письмом от 12.01.2022; о возложении на Московскую областную таможню обязанности внести в Декларацию на товары N 10013160/040821/0474906 от 04.08.2021 изменения, заявленные в корректировочной декларации на товары N 10013160/040821/0474906/1; возвратить ООО "Спайнмедикс" излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в размере 293 040 руб. 94 коп.
Решением суда от 05.10.2022 заявление ООО "Спайнмедикс" удовлетворено в полном объёме.
С таким решением суда не согласилась Московская областная таможня и обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Полагает, что решение таможенного органа об отказе во внесении изменений в ДТ при рассмотрении обращения общества является законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель таможенного органа поддержал доводы жалобы, представитель общества поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Спайнмедикс" зарегистрировано в качестве юридического лица, основным видом деятельности которого является "Торговля оптовая изделиями, применяемыми в медицинских целях".
Заявителем на территорию Российской Федерации ввезен товар - части медицинского изделия "Установка медицинская компьютеризированная навигационная "Стеле Стейшн" модель "С7"(StealthStation S7) с принадлежностями". В целях таможенного оформления товаров заявителем на Московскую областную таможню (в центр электронного декларирования) была представлена декларация на товары N 10013160/040821/0474906 (далее - ДТ).
При этом, в ДТ N 10013160/040821/0474906 Обществом были заявлены товары, в том числе:
- товар N 2 "части медицинского изделия установка медицинская компьютеризированная навигационная, код ОКПД2 32.50.50.190:
1.21. инструменты и аксессуары (комплект) для вмешательств на головном мозге, работающие в активном и/или пассивном режиме с оптической системой навигации (960-556-зонды-2 шт; 9734252-крепежи-1 шт; 9733771-стерилизационные поддоны-1 шт ; 960-195-крепежи-1 шт; 961-337-динамические рамы -2 шт; 960-991- маркеры-1 шт). производитель: MEDTRONIC NAVIGATION, INC. артикул: 9733935, количество: 1 шт.
2.21. инструменты и аксессуары для вмешательств на головном мозге, работающие в активном и/или пассивном режиме с оптической системой навигации (маркеры-100 шт). производитель: MEDTRONIC NAVIGATION, INC. артикул: 960-991, количество: 1 шт.;
3.4. модуль SURETRAK2 в комплекте с программным обеспечением и аксессуарами (9731567-треккеры-1 шт, 961-576-держатели-1 шт, 961-578-держатели-1 шт, 961-579-треккеры-1 шт, 961-580-держатели-1 шт, 961-581-треккеры-1 шт, 961-583- поддоны-1 шт, 961-584-отвертки- 1шт) для калибровки-адаптации хирургических инструментов в активном и/или пассивном режиме, производитель: MEDTRONIC NAVIGATION, INC. артикул: 961-574, количество: 1 шт";
- товар N 3 "части медицинского изделия установка медицинская компьютеризированная навигационная, код ОКПД2 32.50.50.190:
1.21. инструменты и аксессуары для вмешательств на головном мозге, работающие в активном и/или пассивном режиме с оптической системой навигации (магнитные сферы - 3 шт.).производитель: NORTHERN DIGITAL, INC. артикул: 8801075, количество: 3 шт".
При таможенном оформлении в графе 33 ДТ заявитель указал в отношении ввезенного товара классификационный код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - 9033 00 000 0, предполагающий ставку НДС в размере 20%.
Товары по декларации были выпущены таможенным органом и помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Впоследствии заявитель обратился в таможенный орган с заявлением исх. N 21/1511 от 15.11.2021 г. о внесении изменений в указанную ДТ с целью применения льготы в виде освобождения от уплаты НДС и о возврате излишне уплаченного НДС в размере 293 040 руб., 94 коп.
С указанным заявлением заявитель представил в таможенный орган корректировочную декларацию на товары N 10013160/040821/0474906/01 (далее - КДТ), в графе 33 которой декларант уточнил классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС ввезенного товара, указав вместо кода 9033 00 000 0 другой код - 9018 90 840 9, предполагающий ставку НДС в размере 0% (в связи с применением налоговой льготы в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе медицинских изделий).
Таможенный орган письмом от 12.01.2022 отказал заявителю во внесении изменений в декларацию, в связи с тем, что в нарушение пп. б) п. 18 Решения коллегии ЕЭК от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ", не выполнены требования, предусмотренные п. 13 - отсутствует обоснование вносимых изменений в код товара: сведения о товарах и указание на положения ТН ВЭД, являющиеся основанием для отнесения к вновь избранной подсубпозиции.
Заявитель посчитав, что указанное решение таможенного органа не соответствует требованиям таможенного и налогового законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, так как заявитель вправе применить налоговую льготу в виде освобождения от уплаты НДС в отношении спорного товара, обратился в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно ст.358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее по тексту - ТК ЕАЭС) любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В соответствии со ст. 289 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой- либо обязанности.
Нормативным правовым актом, устанавливающим систему налогов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, является Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции, в том числе ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 и пп. 2 ст. 150 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при реализации и при ввозе медицинских товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также при условии представления регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 "Об утверждении перечни медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость" (далее - Перечень).
Таможенные органы принимают решение о применении освобождения от уплаты НДС при ввозе в Российскую Федерацию медицинских товаров при условии соответствия кодам ТН ВЭД ЕАЭС и кодам по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 указанным в Перечне и при представлении в таможенный орган соответствующего документа - действующего регистрационного удостоверения.
В соответствии с п. 4 ст. 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок государственной регистрации медицинских товаров, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил государственной регистрации медицинских изделий (Приложение 1 к постановлению Правительства N 1416) государственная регистрация медицинских изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (далее - Росздравнадзор).
В соответствии с положениями Правил, регистрационное удостоверение на медицинское изделие является документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия.
Государственный реестр медицинских изделий размещен на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в сети "Интернет".
Таким образом, таможенные органы принимают решение о применении освобождения от уплаты НДС при ввозе на территорию Российской Федерации медицинских изделий, при условии соответствия ввозимых товаров конкретным кодам ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 поименованным в Перечне, а также представления в таможенный орган действующего регистрационного удостоверения.
Между тем, как следует из материалов дела, медицинское изделие "Установка медицинская компьютеризированная навигационная "Стеле Стейшн" модель "С7"(StealthStation S7) с принадлежностями" зарегистрировано Росздравнадзором 17.11.2020 года, о чем заявителю выдано регистрационное удостоверение N ФСЗ 2010/06786 с приложениями на 4 листах. В приложениях к регистрационному удостоверению указаны принадлежности (комплекты, наборы) в количестве 32 единиц. Изделию присвоен код ОКПД2 - 32.50.50.190.
При таможенном декларировании товара по ДТ N 10013160/040821/0474906 заявителем таможенному органу представлено регистрационное удостоверение от 17.11.2020 N ФСЗ 2010/06786.
Между тем, в соответствии с пунктом 14 Раздела I "Медицинские изделия" Перечня не подлежат обложению НДС ввоз на территорию Российской Федерации медицинские изделия с кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 32.50.50.190 и кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) 9018.
Департамент налоговой политики Минфина России в письме от 9 марта 2021 г. N 03-07-11/16270 указал, что согласно примечанию 1 к Перечню определено, что для целей применения раздела 1 "Медицинские изделия" Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 г. государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иные требования для применения освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость при реализации медицинских изделий ни Кодексом, ни Перечнем не предусмотрены.
Таким образом, суд соглашается с заявителем и считает, что ввезенные заявителем медицинские изделия не подлежат обложению НДС, так как включены в Перечень.
Также суд исходит из того, что льготная ставка НДС также распространяется на ввоз принадлежностей и составных частей установки StealthStation S7, поскольку право на льготное обложение НДС предоставлено в отношении всех ввозимых компонентов, образующих зарегистрированное изделие медицинского назначения. При этом не имеет правового значения, ввозятся указанные компоненты в совокупности или по отдельности.
Выбор способа реализации указанного права принадлежит налогоплательщику
Данная правовая позиция согласуется с позицией Верховного суда РФ, изложенной в определении от 22 января 2020 г. N 304-ЭС19-25433 по делу N А67- 159/2018.
В то же время, по утверждению общества, ввезенные им товары являются принадлежностями к установке медицинской компьютеризированной навигационной "Стеле Стейшн" модель "С7"(StealthStation S7). При этом суд учёл, что данный факт таможенным органом при вынесении оспариваемого решения не оспаривался.
В то же время суд отметил, что ввоз на территорию Российской Федерации только части поименованных в регистрационном удостоверении товаров не сопряжен с изменением потребительских либо классификационных признаков товаров (статуса изделия медицинской техники).
Следовательно, классификационный код принадлежностей к спорной установке не должен различаться с кодом ТН ВЭД самой установки как основного товара.
При этом, суд отметил, что, как установлено пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС, после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом и (или) определяемых Комиссией Евразийского экономического союза.
Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок).
После выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларацию на товар, производится, в частности, при заявлении плательщиком после выпуска товаров сведений о применении льгот по уплате таможенных платежей (подпункт "д" пункта 11 Порядка).
Согласно взаимосвязанным положениям пункта 17, подпункта "в" пункта 18, пункта 19 Порядка при представлении в таможенный орган обращения о внесении изменений (дополнений) сведений, заявленных в декларацию на товар, и соответствующих документов проводится таможенный контроль.
Таможенный орган отказывает заявителю во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товар, если при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в декларацию на товары и указанные в обращении и документах.
В иных случаях таможенный орган разрешает внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товар.
Из государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, регистрационного удостоверения на медицинское изделие (ввезенный товар) следует, что на момент ввоза товара на территорию Российской Федерации, заявитель обладал правом на льготу в виде освобождения от уплаты НДС.
Между тем, судом установлено, что в настоящем случае у таможенного органа имелась обязанность дать оценку представленным заявителем документам и рассмотреть вопрос о возврате заявителю излишне уплаченных таможенных платежей по существу, поскольку анализ документов, приложенных к заявлению о возврате таможенных платежей, свидетельствовал об уплате обществом НДС в завышенном размере.
Следовательно, у таможенного органа имелись необходимые и достаточные сведения для рассмотрения заявления общества и проведения мероприятий таможенного контроля с целью внесения соответствующих изменений в спорную ДТ.
Доводы таможенного органа об отсутствии оснований для изменения кода ТН ВЭД ввозимого товара и наличии у заявителя права на внесение изменений в ДТ в судебном порядке, отклоняются судом как несостоятельные, исходя из следующего.
Как было указано выше, в соответствии с пунктом 14 Раздела I "Медицинские изделия" Перечня не подлежат обложению НДС ввоз на территорию Российской Федерации медицинские изделия с кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 32.50.50.190 и кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) 9018.
Также не подлежит налогообложению вся подгруппа товаров ТН ВЭД ЕАЭС 9018 Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения с кодом ОКПД2 32.50.50.190 если иное прямо не указано Постановлением Правительства Российской Федерации N 1042.
Между тем, как указано выше, судом было установлено, что ввезенный заявителем на территорию Российской Федерации товар: "Части медицинского изделия установка медицинская компьютеризированная навигационная "Стеле Стейшн" модель "С7"(StealthStation S7) с принадлежностями" соответствует Перечню и НДС не облагается.
Суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 Таможенного кодекса решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару ( пункт 21 Постановления Пленума Верховного суда N 49).
Основанием для вывода о неправомерности оспариваемого в суде решения о классификации товара по ТН ВЭД является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств, также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа основания для принятия решения об иной классификации товара, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 Таможенного кодекса.
Кроме того, в соответствии со статьей 67 ТК ЕАЭС суммы таможенных пошлин подлежат возврату в случаях если являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами.
Возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары.
В соответствии с п.п. 32-33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" в связи с изложенным при разрешении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, уплаченных (взысканных) в бюджет, суд дает оценку достаточности доказательств, представленных декларантом таможенному органу в подтверждение факта переплаты, наличия оснований для проведения таможенного контроля в отношении сведений, заявленных в корректировке декларации на товары, и представленных таможенным органом доказательств, подтверждающих законность отказа во внесении изменений в декларацию на товары или бездействия по внесению этих изменений, в том числе после истечения установленного срока рассмотрения обращения декларанта.
При этом, добровольная уплата НДС по требованию таможенного органа сама по себе не свидетельствует о законности требований таможни и не лишает импортера возможности в дальнейшем обратиться с требованием о возврате излишне уплаченного НДС.
Таким образом, заявитель имеет право потребовать от таможенного органа возврата излишне уплаченного НДС в судебном порядке, что свидетельствует об обоснованности заявленных Обществом требований.
Изложенное позволяет апелляционному суду прийти к выводу, что таможенным органом во исполнение положений ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого дела не доказана правомерность принятого в отношении общества оспариваемого решения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования общества подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое заявителем решение Московской областной таможни от 12.01.2022 об отказе во внесении изменений в декларацию на товары N 10013160/040821/0474906, не соответствует Таможенному кодексу Евразийского экономического союза, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку на основании указанного решения таможенным органом незаконно удерживаются уплаченные обществом денежные средства в размере 293040 рублей 94 копейки.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.10.2022 по делу N А40-76439/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-76439/2022
Истец: ООО "СПАЙНМЕДИКС"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ