г. Красноярск |
|
18 января 2023 г. |
Дело N А33-38528/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Дамбарова С.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от истца - муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы": Павловского И.М., представителя по доверенности N 830-Д от 15.08.2022,
от ответчика - акционерного общества "Норильск-телеком": Дылкиной И.С., представителя по доверенности N 70 от 29.09.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Норильск-телеком"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 08 сентября 2022 года по делу N А33-38528/2019,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы" (ИНН 2457029066, ОГРН 1022401628920, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным на основании статьи 49 АПК РФ, к акционерному обществу "Норильск-телеком" (ИНН 2457067199, ОГРН 1082457004101, далее - ответчик) о взыскании:
- суммы неосновательного обогащения в размере 9 868 969 рублей 23 копейки;
- процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 567 338 руб. 24 коп.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 08 сентября 2022 года исковые требования удовлетворены частично, взыскано с ответчика в пользу истца 11 217 984 руб. 95 коп., из них: 9 868 969 руб. 23 коп. неосновательного обогащения, 1 077 269 руб. 72 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по 31.03.2022 включительно, 76 746 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины, 195 000 руб. судебных расходов по оплате экспертизы. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- судом неправомерно не применен принцип пропорционального распределения судебных расходов по оплате стоимости судебной экспертизы;
- суд немотивированно отказал в применении усредненного тарифа для расчета суммы неосновательного обогащения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.12.2022 апелляционная жалоба принята к производству. Судебное заседание назначено на 11.01.2023.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение от 08.06.2010 N 126 (от 01.06.2010 N КОС-190/10) Управлением имущества Администрации города Норильска муниципальному унитарному предприятию муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы" переданы следующие сооружения на праве хозяйственного ведения муниципального имущества:
- сооружение "Магистральные соединительные сети", назначение: нежилое, протяженность 300 м., инв. N 04:429:002:001767610:0001, лит. 1, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Норильск, район Центральный, СК-3.1, ул. Озерная, д. 17, ул. Озерная, д. 19, ул. Озерная, д. 21, ул. Озерная, д. 25, ул. Югославская, д. 50. кадастровый номер 24:55:0401001:1002 (свидетельство о государственной регистрации права от 16.09.2014 серия 24ЕЛ N 448414);
- сооружение западные сети и сооружения, назначение: нежилое, протяженность 176 м., инв. N 04:429:002:001767530:0001, лит. 1, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Норильск, район Центральный, от СК-1 до СК-2, ул. Озерная, д. 7, ул. Озерная, д. 11, ул. Озерная, д. 13, кадастровый номер 24:55:0401001:1007 (свидетельство о государственной регистрации права от 16.09.2014 серия 24ЕЛ N 448415);
- сооружение коллектор соединительный, назначение: нежилое, протяженность 169 м., инв. N 04:429:002:001767880:0001, лит. 1, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Норильск, район Центральный, 2-1 СК-2-1, от ул. Озерная до ул. Озерная, 15, до ул. Озерная, 13а, кадастровый номер 24:55:0401001:1006 (свидетельство о государственной регистрации права от 16.09.2014 серия 24ЕЛ N 448405);
- сооружение коллектор магистральный, назначение: нежилое, протяженность 436 м., инв. N 04:429:002:001767870:0001, лит. 1, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Норильск, район Центральный, от Т.26 до СК1-1, от ул. Вальковская, д. 8 до ул. Озерная, д. 4, кадастровый номер 24:55:0000000:39791 (свидетельство о государственной регистрации права от 16.09.2014 серия 24ЕЛ N 448406);
- сооружение сети магистральные соединительные, назначение: нежилое, протяженность 149 м., инв. N 04:429:002:001767620:0001, лит. 1, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Норильск, район Центральный, СК-4 до д. 37/, от ул. Озерная, д. 31 до ул. Озерная, д. 33, кадастровый номер 24:55:0401001:1039 (свидетельство о государственной регистрации права от 16.09.2014 серия 24ЕЛ N 448407);
- сооружение сети магистральные южные, назначение: нежилое, протяженность 156 м., инв. N 04:429:002:001767660:000, лит. 1, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Норильск, район Центральный, Южные магистральные сети, район ул. Озерная, д. 11, ул. Озерная, д. 13, ул. Озерная, д. 17, кадастровый номер 24:55:0401001:1005 (свидетельство о государственной регистрации права от 16.09.2014 серия 24ЕЛ N 448408);
- сооружение западные сети и сооружения, назначение: нежилое, протяженность 189 м., инв. N 04:429:002:001767650:0001, лит. 1, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Норильск, район Центральный, от МР-1 до МС-3, район ГПП-65, ОС Водоснабжения, кадастровый номер 24:55:0401001:999 (свидетельство о государственной регистрации права от 16.09.2014 серия 24ЕЛ N 448409);
- сооружение коллектор соединительный, назначение: нежилое, протяженность 324 м., инв. N 04:429:002:001767840:0001, лит. 1, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Норильск, район Центральный, Ск-3-2, от ул. Озерная, д. 21, до ул. Югославская, д. 32, ул. Югославская, д. 42. ул. Югославская, д. 44, ул. Югославская, д. 52, кадастровый номер 24:55:0401001:1008 (свидетельство о государственной регистрации права от 16.09.2014 серия 24ЕЛ N 448410);
- сооружение магистральные соединительные сети, назначение: нежилое, протяженность 244 м., инв. N 04:429:002:001767860:0001, лит. 1, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Норильск, район Центральный, СК-1-3, от ул. Югославская, д. 30 до ул. Озерная, д. 5, кадастровый номер 24:55:0401001:1033 (свидетельство о государственной регистрации права от 16.09.2014 серия 24ЕЛ N 448411);
- сооружение магистральные соединительные сети, назначение: нежилое, протяженность 203 м., инв. N 04:429:002:001767850:0001, лит. 1, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Норильск, район Центральный, СК-1-2, от ТП-101г до ул. Югославская, д. 4, ул. Югославская, д. 10, кадастровый номер 24:55:0401001:1001 (свидетельство о государственной регистрации права от 16.09.2014 серия 24ЕЛ N 448412);
- сооружение магистральные соединительные сети, назначение: нежилое, протяженность 157 м., инв. N 04:429:002:001767830:0001, лит. 1, адрес (местоположение) объекта: Красноярский край, г. Норильск, район Центральный, Ск-3-2, 1т.5, от ул. Озерная, д. 21 до ул. Югославская, д. 30, ул. Югославская, д. 22, кадастровый номер 24:55:0401001:1000 (свидетельство о государственной регистрации права от 16.09.2014 серия 24ЕЛ N 448413);
- сооружение "Западные сети и сооружения", назначение: нежилое, протяженность 180 м., инв. N 04:429:002:001767640:0001, лит. 1, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Норильск. район Центральный, от т. К до т. 3, кадастровый номер 24:55:0401001:1003 (свидетельство о государственной регистрации права от 16.09.2014 серия 24ЕЛ N 448403);
- сооружение коллектор соединительный, назначение: нежилое, протяженность 277 м., инв. N 04:429:002:001767630:0001, лит. 1, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Норильск, район Центральный, СК-1-1, от ул. Озерная, д. 7 до ТП 101 г, кадастровый номер 24:55:0401001:1004 (свидетельство о государственной регистрации права от 16.09.2014 серия 24ЕЛ N 448404).
В материалах дела имеются дополнительные соглашения к данному договору, а также акт приема-передачи муниципального имущества от 08.06.2010 с приложением.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 01.08.2015, ответчик обладает на праве собственности линейно-кабельными сооружениями АТСЭ-46, назначение 7.8. сооружения связи, протяженность 84 770,00 м., адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Красноярский край, г. Норильск, район Центральный, от здания АТСЭ-46 по ул. Комсомольская, 33 "Б" до улиц: Нансена, Молодежный проезд, Солнечный проезд, Набережная Урванцева, Красноярская, Орджоникидзе, площадь Металлургов, Комсомольская, Завенягина, Ленинский проспект, Советская, Мира, Богдана Хмельницкого, Кирова. Московская, Талнахская, Ветеранов, 50 лет Октября, Пушкина, Севастопольская, Вальковское шоссе, Озерная, Югославская, кадастровый (условный номер) 24-24/038-24/038/001/2015-4057.
За муниципальным унитарным предприятием муниципального образования города Норильск "Коммунальные объединенные системы" на основании договора о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение от 20.05.2013 N КОС-276/13, соглашения о закреплении муниципального движимого имущества на праве хозяйственного ведения от 20.05.2013 N КОС-276/13 на праве хозяйственного ведения зарегистрированы коллекторы Центрального района города Норильска, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Письмом от 13.11.2015 исх. N КОС/2970 истец сообщил ответчику о необходимости предоставления пакета документов для заключения договора на предоставления доступа к объектам инфраструктуры в соответствии с разделом 4 Правил.
Письмом от 07.12.2015 исх. N 44471636 АО "Норильск-Телеком" направило в адрес МУП "КОС" копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на ЛКС, согласно которым протяженность ЛКС составляет 184 732,0 м, из них 2 940.0 м в ж/о Оганер и 181 792,0 м в Нейтральном районе, 41 149.0 м в районе Талнах, 25 226,0-м в Центральном районе. 33 587.0 м магистральной телефонной сети в Центральном районе.
Приказом муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы" от 19.01.2016 N КОС/51-п утверждено и введено в действие с 01.02.2016 "Положение о предоставление доступа к объектам инфраструктуры муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы".
Приказом муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы" от 26.01.2016 N КОС/87-п с 01.01.2016 введен в действие прейскурант на работы и услуги МУП "КОС". Приказом от 29.02.2016 N КОС/174-п утверждены и введены в действие дополнения к прейскуранту на продукцию, работы и услуги МУП "КОС" на 2016 год, согласно которому определен тариф за предоставление доступа для размещения в коммуникационном коллекторе линейно-кабельных сооружений связи в размере 25 руб. 78 коп. (без НДС) за 1 п.м.
Приказом муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы" от 12.02.2016 N КОС/124-п утвержден порядок формирования тарифов за предоставление доступа к инфраструктуре МУП "КОС" (далее - Порядок). Согласно пункту 3.1. Порядка, пользователем инфраструктуры является лицо, заказывающее и (или) использующее доступ к инфраструктуре в целях размещения сетей электросвязи и (или) их отдельных элементов на основании возмездного договора о предоставлении доступа к инфраструктуре с владельцем инфраструктуры. В соответствии с пунктом 4.4. Порядка, тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их часть, на уровне обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли. В силу пункта 5.2. Порядка, экономически обоснованный размер тарифов на предоставление доступа к инфраструктуре МУП "КОС" для размещения инженерных коммуникаций, в том числе сетей электросвязи, рассчитывается исходя из необходимости компенсации МУП "КОС" экономически обоснованных затрат, которые несет владелец на исполнение следующих обязанностей:
- обеспечение соответствия объектов инфраструктуры установленным требованиям;
- обеспечение на безвозмездной основе беспрепятственного доступа уполномоченного персонала пользователя инфраструктуры к указанным в договоре инженерным коммуникациям.
Приказом муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы" от 30.01.2017 N КОС/18-п с 01.01.2017 введен в действие прейскурант на работы и услуги МУП "КОС", согласно которому установлен тариф за предоставление доступа для размещения в коммуникационном коллекторе линейно-кабельных сооружений связи в размере 25 руб. 78 коп. (без НДС) за 1 п.м.
В материалы дела представлен План трассы кабелей связи в жилом районе Оганер города Норильска.
В письме от 22.07.2013 N КОС/915 ответчику истец указал, что с 01.01.2013 Администрация города Норильска передала в хозяйственное ведение МУП "КОС" объекты коллекторного хозяйства, расположенные на территории г. Норильска, районов Центральный, Талнах и Кайеркан, указал на свое право требовать от организации связи соразмерной платы за пользование имуществом; предложил представить информацию об эксплуатируемых ЗАО "Норильск-Телеком" коммуникациях связи, расположенных в коллекторах Центрального района, района Талнах и района Кайеркан города Норильска с указанием вида коммуникаций, местонахождения и протяженности.
В письме от 31.07.2013 N НТ/1333 ответчик, в целях подготовки ответа вопросы, поставленные в письме N КОС/915, предложил истцу представить правоустанавливающие документы, подтверждающие право МУП "КОС" владеть, пользовать и распоряжаться объектами коллекторного хозяйства г. Норильска.
В ответе от 07.08.2013 N КОС/986 на письмо ответчика от 31.07.2013 N НТ/1333 истец пояснил, что 14.06.2013 Администрация города Норильска постановлением N 266 определила МУП "КОС" в качестве гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения на территории муниципального образования город Норильск, указанным постановлением утверждены также схемы водоотведения по всем районам города Норильска.
Письмом от 28.08.2015 N НТ/1169 ответчик известил ООО "НН-ИНФОКОМ" о завершении работ по регистрации прав собственности на недвижимое имущество ЛКС (линейно кабельные сооружения) связи; рекомендовал заключить договор на размещение кабельных линий на ЛКС связи АО "Норильск-Телеком", стоимость размещения 1 метра кабеля с 01.08.2015 на ЛКС связи, согласно прейскуранту составляет 12 руб. без НДС.
В письме от 13.11.2015 N КОС/2970 истец предложил ответчику в срок до 01.12.2015 предоставить информацию и технические паспорта на коммуникации, расположенные в коллекторах муниципального образования город Норильск; в случае отказа в предоставлении документации истец указал, что будет вынужден произвести демонтаж коммуникаций, владелец которых не определен и ограничить доступ к объектам инфраструктуры.
В ответе от 07.12.2015 N НТ/1636 на письмо от 13.11.2015 N КОС/2970 ответчик сообщил, что ранее истцу направлено письмо, в котором руководство АО "Норильск-Телеком" подтвердило готовность к взаимовыгодному коммерческому сотрудничеству в рамках законодательства Российской Федерации, однако правоустанавливающие документы от истца в адрес ответчика не поступили; ответчик предложил истцу провести встречу для оперативности решения вопросов, связанных с размещением инженерных коммуникаций и ЛКС в коллекторном хозяйстве муниципального образования город Норильск.
В письме от 25.12.2015 N КОС/3406 истец предложил ответчику повторно направить копии технических паспортов на линейно-кабельные сооружения, магистральную телефонную связь и внешние сети связи, находящиеся в собственности ответчика, для определения фактического расположения оборудования в коллекторах.
В письме от 23.03.2016 N КОС/817 (получено ответчиком 24.03.2016 вх. N 663) истец указал следующее:
- согласно сведениям из Управления Росреестра по Красноярскому краю, в собственности ответчика находятся линейно-кабельные сооружения связи общей протяженностью 209 549 м., которые располагаются в коллекторах, переданных от Администрации города Норильска в хозяйственное ведение истца;
- приказом муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы" от 29.02.2016 N КОС/174-п утверждено дополнение к прейскуранту цен на продукцию, работы и услуги МУП "КОС" на 2016 года, согласно которому установлен тариф предоставления доступа для размещения в коммуникационном коллекторе линейно-кабельных сооружений связи;
- предоставление доступа к линейно-кабельным сооружениям, расположенным в коллекторах МУП "КОС", будет осуществляться с установленным тарифом на возмездной основе;
- истец предложил ответчику направить заявку о заключении договора на предоставление доступа к объектам МУП "КОС" и иные документы, предоставление которых предусмотрено Положением о предоставлении доступа к объектам инфраструктуры МУП "КОС";
- истец указал, что в случае отказа от заключения договора или непоступления ответа в течение десяти дней с момента получения письма будет вынужден взыскать убытки с ответчика в судебном порядке.
В письме от 01.04.2016 N НТ/356 ответчик обратился к истцу с просьбой пояснить порядок применения тарифов пункта 1 и пункта 2 раздела 2.5. "Предоставление доступа к инфраструктуре", утвержденных приказом от 29.02.2016 N КОС/174-п, а также пояснить наличие согласования тарифов администрацией города Норильска и Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации.
В письме от 15.04.2016 N КОС/1096 (ответ на письмо ответчика от 01.04.2016 N НТ/356) истец указал, что к ответчику как к владельцу линейно-кабельных сооружений связи, расположенных в коллекторах, принадлежащих истцу, должен применяться тариф, указанный в пункте 1 раздела 2.5. Прейскуранта на работы и услуги МУП "КОС", а именно: 25 руб. 78 коп. в месяц за 1 п.м. линейно-кабельных сооружений связи; истец предложил ответчику повторно в течение десяти календарных дней с момента получения письма направить заявление и иную информацию необходимую для заключения договора на предоставление доступа в соответствии с действующим Положением о предоставлении доступа к объектам инфраструктуры; истец указал, что в случае неисполнения требования претензии будет вынужден обратиться в Арбитражный суд Красноярского края с требованием о взыскании ущерба, кроме того, доступ в коллекторы для работников ответчика будет прекращен.
Письмом от 23.06.2016 N КОС/2072 истец сообщил, что 24.03.2016 вх. N 663 ответчиком получено письмо о применении прейскуранта, а также предложение о направлении заявки о заключении договора на предоставления доступа к объектам МУП "КОС" и иные документы, предоставление которых предусмотрено Положением о предоставлении доступа к объектам инфраструктуры МУП "КОС"; однако в связи с тем, что со стороны ответчика каких-либо фактических действий, направленных на заключение договора, не предпринято, истец предложил ответчику информировать о конкретных мероприятиях, необходимых для подготовки документации, с указанием сроков их исполнения и точной даты передачи необходимых документов, указав, что в случае отказа от заключении договора будет вынужден обратиться в суд с требованием о взыскании убытков. Указанное письмо получено ответчиком 23.06.2016, что подтверждается отметкой о получении на письме (вх. N 1319).
В письме от 30.08.2016 N КОС/2816 истец указал, что поскольку ответчик уклоняется от предоставления документов, истец оставляет за собой право прекратить доступ в коллекторы сотрудникам ответчика и на обращение в суд в случае непредоставления в течение 10 рабочих дней с момента получения письма заявления о предоставлении доступа к объектам инфраструктуры и необходимого пакета документов. Ответчиком письмо получено 30.08.2016 (вх. N 1694).
В письме от 04.10.2016 N КОС/3208 истец указал, что с 2013 года и до настоящего времени ответчиком не предоставлены документы для заключения договора на оказание услуг по предоставлению доступа к объектам инженерной инфраструктуры (коллектора), принадлежащим МУП "КОС" на праве хозяйственного ведения; истец предложил представить ответчику в срок до 10.10.2016 копии технических паспортов и схемы расположения объектов связи, находящихся в коллекторах муниципального образования город Норильск. Письмо получено ответчиком 04.10.2016, согласно входящему штампу N 1895.
В ответе от 14.11.2016 N НТ/1210 на письмо от 04.10.2016 N КОС/3208 ответчик указал, что протяженность ЛКС по району Оганер (магистральные коллектора ул. Озерная, Югославская, Вальковская, включая вводные и под домами) составляет 2 940 м.; в приложении к письму ответчик представил план трассы ЛКС согласно проекта АТСЭ в жилом районе Оганер города Норильска с указанием сечений, а также технический план сооружения. Истцом письмо получено 14.11.2016, согласно входящему штампу N КОС/6094.
28.12.2016 (письмо N КОС/4324) истец направил ответчику подписанный со стороны МУП "КОС" проект договора оказания услуг по предоставлению доступа к объектам инфраструктуры. Письмо получено ответчиком 28.12.2016.
В письме от 07.03.2017 N КОС/684 истец указал, что 28.12.2016 направлял проект договора, однако экземпляр, подписанный со стороны ответчика, истцу не возвращен, в связи с чем ответчику предложено в течение 10 дней с момента получения письма представить в адрес МУП "КОС" подписанный со стороны ответчика договор или мотивированные возражения по его условиям, указав, что в ином случае истец будет вынужден обратиться в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением о взыскании с АО "Норильск-Телеком" убытков.
Письмом от 08.05.2018 N КОС/1697 истец предложил ответчику в целях пресечения возможного судебного спора повторно подписать договор, который ранее был направлен. В течение 30 (тридцати) дней с момента получения настоящего письма перечислить МУП "КОС" в добровольном порядке денежные средства в размере 715 487 руб. 84 коп. Указал, что в противном случае МУП "КОС" будет вынуждено обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с АО "Норильск-Телеком" неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами. Кроме того, в случае обращения в арбитражный суд МУП "КОС" включит в исковое заявление требования об оплате ответчиком государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела. В исковое заявление также будет включено ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на денежные средства (в том числе денежные средства, которые будут поступать на банковский счет) и иное имущество, принадлежащие АО "Норильск-Телеком", а также о запрете совершения любых юридически значимых действий (реорганизации, ликвидация, внесение изменений и др.).
Письмом от 08.06.2018 N КОС/2160 истец повторно направил ответчику, подписанный со стороны МУП "КОС" проект договора. Просил проект договора подписать, скрепить печатью и 1 (один) экземпляр направить в адрес МУП "КОС".
Письмом от 30.10.2018 N КОС/4172 (получено ответчиком 01.11.2018) истец предложил ответчику в течение 30 дней с момента получения настоящей претензии перечислить МУП "КОС" в добровольном порядке денежные средства в размере 1 252 103 руб. 72 коп. по представленным банковским реквизитам. В противном случае МУП "КОС" будет вынуждено обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с АО "Норильск-Телеком" неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами. Кроме того, в случае обращения в арбитражный суд МУП "КОС" включит в исковое заявление требования об оплате ответчиком государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела. В исковое заявление также будет включено ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на денежные средства (в том числе денежные средства, которые будут поступать на банковский счет) и иное имущество, принадлежащие АО "Норильск-Телеком", а таюке о запрете совершения любых юридически значимых действий (реорганизации, ликвидация, внесение изменений и др.). Повторно предложил подписать договор оказания услуг по предоставлению доступа к объектам инфраструктуры, который ранее был ранее направлен. Просил данное письмо считать претензией, которое является мерой досудебного урегулирования спора в рамках ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что ответчик добровольно не осуществлял плату за предоставление доступа к объектам инженерной инфраструктуры за период с 2018 по 2020 года в отсутствие соответствующего договора, у ответчика образовалось неосновательное обогащение в размере 9 868 969 руб. 23 коп., что следует из представленного истцом расчета.
В соответствии с представленным расчетом за период с 26.12.2018 по 01.09.2022 истец начислил проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1 567 338 руб. 24 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Предметом настоящего иска является требование истца о взыскании суммы неосновательного обогащения.
В соответствии с главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства из неосновательного обогащения возникают при обогащении одного лица за счет другого, и такое обогащение происходит при отсутствии к тому законных оснований или последующем их отпадении. Обогащение признается неосновательным, если приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого произошло при отсутствии к тому предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.
На основании статей 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации судом первой инстанции верно установлено, что для установления факта неосновательного приобретения имущества необходимо в совокупности установить условия приобретения или сбережения имущества за счет другого лица, приобретение или сбережение имущества без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.
Предмет, факт и период пользования не оспорены ответчиком.
Довод ответчика о необходимости применения при расчете усредненного тарифа в размере 6,87 руб. в месяц за один погонный метр кабелей связи подлежит отклонению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 1284 (начало действия документа - 16.12.2014) утверждены Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи (далее - Правила).
В силу пункта 10 Правил, в состав информации, подлежащей опубликованию владельцем инфраструктуры в соответствии с настоящими Правилами, входят, в том числе сведения о размере платы за предоставление информации, предусмотренной пунктом 13 настоящих Правил.
Первоначальный расчет суммы неосновательного обогащения произведен по тарифу, установленному на основании приказа от 18.01.2019 N КОС/7-п, которым на 2019 год утвержден тариф на предоставление доступа для размещения силовых кабелей, кабелей электросвязи, волоконно-оптических кабелей диаметром до 17 мм в размере 2,14 рублей за 1 п.м./месяц (без НДС).
Приказом N КОС/82-п от 28.06.2019 г. в Прейскурант на работы и услуги МУП "КОС" внесены изменения и с 01.07.2019 г. тариф на предоставление доступа для размещения сетей электросвязи диаметром до 17 мм составляет 5,47 рублей за 1 п.м/месяц (без НДС).
Указанная информация раскрыта на официальном сайте МУП "КОС" -mupkosnorilsk.ru. во исполнение п. 9 Правил. Таким образом, предоставив доступ к информации о предоставлении доступа к инфраструктуре неограниченному кругу лиц, истец исполнил обязательства по раскрытию информации, предусмотренную правилами.
МУП "КОС" приказом от 14.06.2019 N КОС/72-п "Об утверждении Порядка формирования тарифов за предоставление доступа к инфраструктуре МУП "КОС" утвержден и введен в действие "Порядок формирования тарифов за предоставление доступа к инфраструктуре МУП "КОС".
Вместе с тем, МУП "КОС" самостоятельно приказом от 28.06.2019 N КОС/82-п "О внесение изменений в прейскурант на работы и услуги МУП "КОС" утверждены и введены в действие с 01.07.2019 вышеуказанные тарифы, а также тарифы на предоставление доступа для размещения кабельных линий до 1000 В и технического обслуживания линейно-кабельных сооружений; предоставление доступа для размещения кабельных линий свыше 1000 В и технического обслуживания линейно-кабельных сооружений; предоставление информации по запросу пользователя инфраструктуры (обследование).
На основании пункта 6 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В ходе рассмотрения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю заявлений АО "Норильск-Телеком" (ИНН 2457067199, ОГРН 1082457004101, 663305, Красноярский край, г. Норильск, ул. Комсомольская, ЗЗБ) (вх. N 21211 от 02.12.2019), ООО "Айтерика" (ИНН 2457073040, ОГРН 1112457002217, 663300, Красноярский край, г. Норильск, пр. Ленинский, 33 Б) (вх. N 19632 от 07.11.2019) на действия Муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы" (ИНН 2457029066, ОГРН 1022401628920, 663300, Красноярский край, г. Норильск, ул. Нансена, 18А) (далее - МУП "КОС"), выразившиеся в принятии приказа, которым установлены экономически необоснованные тарифы, по мнению заявителей, на предоставление доступа к инфраструктуре: предоставление доступа для размещения линейно-кабельных сооружений в размере 26,94 рубля (без НДС) в месяц за 1 погонный метр; предоставление доступа для размещения сетей электросвязи и технического обслуживания линейно-кабельных сооружений до 17 мм в размере 5,47 рублей (без НДС) в месяц за 1 погонный метр (далее - Заявления), установлено следующее, установлено, что к исключительной компетенции Норильского городского Совета депутатов находится определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги, оказываемые МУП "КОС". То есть тарифы, указанные в Заявлениях, подлежат регулированию соответствующим регулирующим органом.
Предписанием Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12.01.2020 N 233, в связи с наличием в бездействии Администрации города Норильска Красноярского края, выразившемся в не осуществлении действий по установлению тарифа МУП "КОС" на оказываемые услуги предоставления доступа к инфраструктуре операторам связи, предоставления информации по запросу пользователя инфраструктуры (обследование) на территории города Норильска Красноярского края признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Красноярское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупредил Администрацию города Норильска Красноярского края о необходимости прекращения указанного бездействия путем осуществления в срок до 01.06.2020 действий по установлению тарифов МУП "КОС" на оказываемые поименованным предприятием указанные услуги в соответствии с требованиями пункта 6 части 10 статьи 35 Закона N 131, пункта 30 Правил недискриминациониого доступа, пункта 5.1 Порядка принятия решений об установлении цен (тарифов) на услуги муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий муниципального образования город Норильск, утвержденным Решением Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 28.06.2011 N 34-815 "Об утверждении Порядка принятия решений об установлении цен (тарифов) на услуги муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий муниципального образования город Норильск" в рамках предоставленных полномочий.
Решением Норильского городского суда от 04.04.2022 по делу N 2а-19/2022 (2а-1424/2021) административный иск акционерного общества "Норильск-Телеком" к Администрации города Норильска об оспаривании постановления от 01 июня 2020 года N 267 "Об утверждении цен (тарифов) на услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы" - удовлетворен. Признано недействующим со дня принятия Постановление Администрации города Норильска Красноярского края от 01 июня 2020 года N 267 "Об утверждении цен (тарифов) на услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы".
С целью определения величины экономически обоснованной цены услуги (тарифа) на доступ к объектам для размещения сетей электросвязи, находящимся в хозяйственном ведении МУП "Коммунальные объединенные системы", на основании статей 82, 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определением от 28.10.2020 удовлетворено ходатайство о назначении судебной экспертизы, назначена судебная оценочная экспертиза. Проведение экспертизы поручено автономной некоммерческой организации по оказанию правовых и экспертных услуг "Экспертный центр", находящегося по адресу: г. Новосибирск, горский Микрорайон, д. 86, экспертам Махову Денису Юрьевичу, Глазкову Михаилу Александровичу. Установлен предварительный размер вознаграждения экперта(ов) в размере 75 000 руб. Перед экспертами поставлен следующий вопрос:
- Какова величина экономически обоснованной цены услуги (тарифа) на доступ к объектам для размещения сетей электросвязи, находящимся в хозяйственном ведении МУП "Коммунальные объединенные системы", согласно требованиям, установленным Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 1284 и действующим законодательством Российской Федерации с 01.11.2018 по настоящее время?
19.03.2021 от автономной некоммерческой организации по оказанию правовых и экспертных услуг "Экспертный центр" поступило заключение эксперта от 18.01.2021 N 07195, содержащее следующий вывод: величина экономически обоснованной цены услуги (тарифа) на доступ к объектам для размещения сетей электросвязи, находящимся в хозяйственном ведении МУП "Коммунальные объединенные системы", согласно требованиям, установленным Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 1284 и действующим законодательством Российской Федерации с 01.11.2018 по настоящее время без учета НДС составляет: 1,36 руб. 36 коп.
Определением от 18.06.2021 по делу назначена повторная комиссионная судебная оценочная экспертиза, проведение экспертизы поручено экспертам автономной некоммерческой организации "Санкт-Петербургский институт независимой экспертизы и оценки": Филиппову Евгению Васильевичу, Мулиц Нине Сергеевне. Установлена фиксированная стоимость экспертизы в размере 245 000 руб. Перед экспертами поставлен следующий вопрос:
- "Какова величина экономически обоснованной цены услуги (тарифа) на доступ к объектам для размещения сетей электросвязи, находящимся в хозяйственном ведении МУП "Коммунальные объединенные системы", согласно требованиям, установленным Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 1284 и действующим законодательством Российской Федерации с 01.11.2018 по настоящее время?".
16.05.2022 от автономной некоммерческой организации "Санкт-Петербургский институт независимой экспертизы и оценки" потупило заключение эксперта от 11.05.2022 N 2500-2022-А33-38528/2019, содержащее следующий вывод:
- величина экономически обоснованной цены услуги МУП "КОС" на "доступ к объектам инфраструктуры" выражается экономически обоснованным тарифом на услуги МУП "КОС" "доступа к объектам инфраструктуры", определяемой (в соответствие с ПП РФ от 29.11.2014 N 1284) - экономически обоснованными затратами, произведенными МУП "КОС" при выполнении услуги "доступа к объектам инфраструктуры". Экономически обоснованные затраты на услуги "доступа к объектам инфраструктуры"- альтернативны экономически обоснованным затратам МУП "КОС" на выполнение регулируемых видов деятельности: водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и передача электроэнергии. К затратам МУП "КОС" на регулируемую деятельность относятся все затраты на содержание коллекторов, без выделения каких-либо долей из этих затрат на иные виды деятельности (например, на затраты на услуги "доступа к объектам инфраструктуры"). К затратам на услуги "доступа к объектам инфраструктуры" относятся затраты только и именно на содержание сетей электросвязи. При этом, затраты на непосредственный доступ представителей пользователей к объектам инфраструктуры (в соответствие с ПП РФ от 29.11.2014 N 1284) - исключены из оплаты. Наименование данного тарифа фигурирует в Приказе Министерства тарифной политики Красноярского края от 17.06.2019 г. N 73-п "об установлении долгосрочных тарифов на Предоставление доступа к инфраструктуре":
- "за предоставление доступа для размещения кабельных линий, сетей электросвязи и технического обслуживания линейно-кабельных сооружений". На основании величины затрат (выделенных из представленной на экспертизу документации) и величины сетей электросвязи (обслуживаемых МУП "КОС"), был просчитан экономически обоснованный тариф: Величина тарифа - 0,15 руб. за 1 п.м. сетей электросвязи в месяц в 2018 г. Величина тарифа - 2,07 руб. за 1 п.м. сетей электросвязи в месяц в 2019 г. Величина тарифа - 18,41 руб. за 1 п.м. сетей электросвязи в месяц в 2020 г. За 2021 и 2022 г отсутствуют полные данные, необходимые для расчета тарифов в эти периоды. Величина тарифа рассчитывается исходя из документации, представленной на экспертизу. Поэтому не исключена возможность представления суду дополнительных материалов, подтверждающих дополнительные затраты МУП "КОС" именно и только на "обслуживание сетей электросвязи или закупки оборудования, связанного с обслуживанием сетей электросвязи". Прозрачность алгоритма расчетов тарифа, изложенного в экспертизе, позволит легко скорректировать тариф в условиях выявления новых (документально подтвержденных) затрат.
В судебном заседании эксперт дал пояснения по заключению, ответил на вопросы лиц, участвующих в деле. Учитывая пояснения эксперта, судом первой инстанции правомерно отклонено ходатайство о назначении дополнительной экспертизы.
Учитывая выводы экспертов, принимая во внимание, что между сторонами отсутствует спор относительно протяженности объектов ответчика, судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что за спорный период ответчик в пользу истца должен был оплатить 9 868 969 руб. 23 коп. за пользование имуществом истца.
При этом суд первой инстанции правомерно признал верным расчет суммы неосновательного обогащения, выполненный истцом и отклонил контррасчет ответчика, поскольку при расчете истец использовал экономически обоснованный тариф, рассчитанный в рамках судебной экспертизы, в размере 0,15 руб. за 1 п.м. сетей электросвязи в месяц в 2018 году, 2,07 руб. за 1 п.м. сетей электросвязи в месяц в 2019 году, 18,41 руб. за 1 п.м. сетей электросвязи в месяц в 2020 году.
Обязательность применения усредненного тарифа за указанные годы в размере 6,87 руб. в месяц за один погонный метр кабелей связи не обоснована нормами права.
С учетом изложенного, требование истца о взыскании 9 868 969 руб. 23 коп. неосновательного обогащения удовлетворено судом первой инстанции правомерно.
В соответствии с представленным расчетом за период с 26.12.2018 по 01.09.2022 истец начислил проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1 567 338 руб. 24 коп.
Руководствуясь положениями статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"", с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", судом первой инстанции правомерно признан необоснованным расчет процентов, выполненный истцом, поскольку им не учтен период моратория на начисление процентов за пользование чужими денежными средствами с 01.04.2022 по 01.10.2022.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции правомерно удовлетворен исковые требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.12.2018 по 31.03.2022 в размере 1 077 269 руб. 72 коп.
Расчет процентов, выполненный судом первой инстанции, повторно проверен апелляционным судом и признан обоснованным, не противоречащим законодательству и обстоятельствам дела.
Контррасчет процентов, выполненный ответчиком, отклонен апелляционным судом, поскольку он выполнен на основании суммы неосновательного обогащения, рассчитанной исходя из усредненного тарифа в размере 6,87 руб., правомерность применения которого не обоснована.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям.
Из содержания апелляционной жалобы следует, что ответчик полагает неправомерным распределение судебных расходов, выполненное судом первой инстанции, поскольку суд не применил принцип распределения судебных расходов пропорционально удовлетворенным требованиям.
Государственная пошлина за рассмотрения настоящего искового заявления составляет 80 182 руб. При подаче искового заявления истцом оплачено 151 674 руб. государственной пошлины, что подтверждено платежным поручением от 27.11.2019 N 4548. С учетом удовлетворенных исковых требований в части, расходы истца на уплату государственной пошлины в сумме 76 746 руб. правомерно взысканы с ответчика в пользу истца. Излишне уплаченная истцом государственная пошлина на основании платежного поручения от 27.11.2019 N 4548 в сумме 71 492 руб. возвращена истцу из федерального бюджета в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
В рамках настоящего дела, с целью определения величины экономически обоснованной цены услуги (тарифа) на доступ к объектам для размещения сетей электросвязи, находящимся в хозяйственном ведении МУП "Коммунальные объединенные системы", назначена оценочная экспертиза.
Расходы истца по оплате экспертизы в сумме 195 000 руб. (320 000 руб. - 125 000 руб.) правомерно отнесены полностью на ответчика.
В данном случае при распределении расходов на экспертизу принцип пропорционального распределения судебных расходов применению не подлежит.
Суд исходит из того, что требование о взыскании долга, определенного с учетом экспертного заключения, удовлетворено полностью, а частичное удовлетворение требования о взыскании процентов не связано с фактом проведения экспертизы.
Так, в случае обращения истца с требованием о взыскании только задолженности, определенной с учетом экспертного заключения, расходы на оплату услуг эксперты были бы понесены в том же размере. Соединение же в одном производстве нескольких требований обусловлено как процессуальной экономией, так и добросовестностью истца.
Размер процентов, подлежащих взысканию, снижен не в связи с частичным удовлетворением требования о взыскании основного долга, а в связи с мораторием на взыскание денежных санкций, введенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497. Таким образом, основания полного удовлетворения требования основного долга и частичного удовлетворения требования о взыскании процентов различны, что не должно проводить к необоснованному частичному распределению расходов на оплату услуг эксперта, понесенных лишь в целях определения основной задолженности.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
Расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 08 сентября 2022 года по делу N А33-38528/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-38528/2019
Истец: МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОРИЛЬСК "КОММУНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕННЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: АО "НОРИЛЬСК-ТЕЛЕКОМ"
Третье лицо: администрация г. Норильска, АС Новосибирской области, Санкт-Петербургский институт независимой экспертизы и оценки, АНО "Санкт-Петербургский институт независимой экспертизы и оценки", АНО "Центр по проведению судебных экспертиз и исследований", АНО по оказанию правовых и экспертных услуг "Экспертный центр", Глазков Михаил Александрович, Красноярский краевой суд (судье Сидренко Е.А.), Новосибирский областной суд, Норильский городской суд, Норильский городской суд Красноярского края, Управление Федеральной антимонопольной службы по Красняорскому краю