г. Самара |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А72-16029/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.01.2023.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Колодиной Т.И., судей Деминой Е.Г., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хоробровым И.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании 10.01.2023 апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Табыш" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.09.2022 по делу N А72-16029/2021 (судья Рыбалко И.В.) по иску Общества с ограниченной ответственностью "Табыш" к Обществу с ограниченной ответственностью "УК Экостандарт" об урегулировании разногласий при заключении договора,
в судебное заседание явились:
от истца - Сайтаков С.М., паспорт, доверенность от 01.01.2023, диплом,
от ответчика - Тойматова О.Б., паспорт, доверенность от 09.01.2023, диплом, свидетельство о заключении брака, Пекарская О.А., паспорт, доверенность от 09.01.2023, диплом, свидетельство о заключении брака,
УСТАНОВИЛ:
С учетом принятых судом уточнений Общество с ограниченной ответственностью "Табыш" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "УК Экостандарт" в котором просило принять договор N 68/2021 от 15.03.2021 в редакции:
- п. 1.7. Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО: 21.01.2021.
- п. 4.1. Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", согласно норматива накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
3. Приложение N 1 к Договору изменить и изложить в редакции:
I. Расчет стоимости услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору
N п/п |
Место нахождения объекта недвижимости |
Наименование объекта недвижимости |
Порядок коммерческого учета |
Место (площадка) накопления ТКО |
Географические координаты места накопления (широта/долгота) |
Количество накопителей ТКО |
Объем накопителей ТКО, м3 |
Периодичность вывоза ТКО |
Объем принимаемых ТКО в мес, м3 |
1 |
Г. Ульяновск, пр. Туполева, д. 37 |
Магазин Находка-169 |
Расчетным путем исходя их количества и объема накопителей для складирования ТКО в местах накопления ТКО |
Г. Ульяновск, пр. Туполева, д. 37 |
54.377024, 48.564274 |
1 |
1,1 м3 |
В соответствии с санитарными нормами |
В соответствии с Приложением N 2 дополнительному соглашению N 1 от 01.04.2021 |
*в соответствии с Приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 18.12.2020 N 338-П "Об установлении предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Общества с ограниченной ответственностью ООО "УК Экостандарт" на 2021-2023 годы" - 469,57 руб. (без учета НДС) за куб. метр.
4. Приложение N 2 к Договору изменить и изложить в редакции:
II. Объем принимаемых ТКО по договору N 68/2021 от 15.03.2021
Расчетный период |
Январь 2021 |
Февраль 2021 |
Март 2021 |
Апрель 2021 |
Май 021 |
Июнь 2021 |
Июль 2021 |
Август 2021 |
Сентябрь 2021 |
Октябрь 2021 |
Ноябрь 2021 |
Декабрь 2021 |
Объем принимаемых ТКО м3/мес. |
|
|
13,2 м3 |
14,3 м3 |
14,3 м3 |
15,4 м3 |
18,7 м3 |
7,7 м3 |
11 м3 |
15,4 м3 |
16,5 м3 |
16,5 м3 |
Стоимость принимаемых ТКО руб./мес |
|
|
6 198,33 руб. |
6 714,85 руб. |
6 714,85 руб. |
7 231,38 руб. |
8 780,96 руб. |
3 615,69 руб. |
5 165,27 руб. |
7 231,38 руб. |
7 747,91 руб. |
7 747,91 руб. |
Расчетный период |
Январь 2022 |
Февраль 2022 |
Март 2022 |
Апрель 2022 |
Май 2022 |
Июнь 2022 |
Июль 2022 |
Август 2022 |
Сентябрь 2022 |
Октябрь 2022 |
Ноябрь 2022 |
Декабрь 2022 |
Объем принимаемых ТКО м3/мес. |
14,3 м3 |
8,8 м3 |
15,4 м3 |
17,6 м3 |
16,5 м3 |
16,5 м3 |
17,6 м3 |
16,5 м3 |
33 м3 |
33 м3 |
14,3 м3 |
14,3 м3 |
Стоимость принимаемых ТКО руб./мес. |
6 714,85 руб. |
4 132,22 руб. |
7 231,38 руб. |
8 264,43 руб. |
7 747,91 руб. |
7 747,91 руб. |
8 545,33 руб. |
8 011,24 руб. |
16 022,49 |
16 022,49 |
6 943,08 |
6 943,08 |
Расчетный период |
Январь 2023 |
Февраль 2023 |
Март 2023 |
Апрель 2023 |
Май 2023 |
Июнь 2023 |
Июль 2023 |
Август 2023 |
Сентябрь 2023 |
Октябрь 2023 |
Ноябрь 2023 |
Декабрь 2023 |
Объем принимаемых ТКО м3/мес. |
14,3 м3 |
14,3 м3 |
14,3 м3 |
33 м3 |
33 м3 |
33 м3 |
33 м3 |
33 м3 |
33 м3 |
33 м3 |
14,3 м3 |
14,3 м3 |
Стоимость принимаемых ТКО руб./мес. |
6 943,08 |
6 943,08 |
6 943,08 |
16 022,49 |
16 022,49 |
16 022,49 |
16 022,49 |
16 022,49 |
16 022,49 |
16 022,49 |
6 943,08 |
6 943,08 |
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.09.2022 исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "Табыш" к Обществу с ограниченной ответственностью "УК Экостандарт" оставлены без удовлетворения; спорные положения договора N 68/2021 от 15.03.2021 между Обществом с ограниченной ответственностью "УК Экостандарт" и Обществом с ограниченной ответственностью "Табыш" утверждены в редакции, предложенной ответчиком, а именно:
- п. 1.7. договора: "Дата начала оказания услуги по обращению с ТКО: 01 декабря 2020 года";
- п. 4.1 договора: "Стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, утвержденных приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29.06.2017 N 06-77 "Об утверждении нормативов накопления ТКО на территории Ульяновской области", выраженных в количественных показателях объема, отраженных в Приложении N 1 к настоящему договору".
- Приложение N 1 к договору N 68/2021 на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами от 15.03.2021:
Расчет стоимости услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору
Категория потребителя 2.2. магазин продовольстве нный |
Расчетная единица* |
Нормативы накопления ТКО в год* Куб.1 на 1 расч.ед. (мЗ) |
Накопление ТКО в год* (мЗ) |
Единый тариф на услугу регионального оператора** (руб) |
Стоимость ТКО в год (руб) |
Стоимость ТКО в месяц (руб) |
ООО "Табыш" (с 01.12.2020 по 31.12.2020) |
3 сотрудника |
1,71 |
0,428 |
469,57 (без учета НДС) с 01.01.2020 |
200,74 |
200,74 |
ООО "Табыш" |
3 сотрудника (с 01.01.2021 по 26.02.2021) |
1,71 |
0,824 |
469,57 (без учета НДС) с 01.01.2021 |
387,11 |
200,74 |
|
1000 (с 27.02.2021) |
1,61 |
1351,25 |
|
634 506,46 |
63 000,64 |
|
1000 (с 01.01.2022) |
1,61 |
1610 |
469,57 (без учета НДС) с 01.01.2022 485,53 (без учета НДС) с 01.07.2022 |
768 855,5 |
63 000,64 (с 01.01.2022) 65 141,94 (с 01.07.2022) |
* в соответствии с Нормативами накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области, утвержденными приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29.06.2017 N 06-77 "Об утверждении нормативов накопления ТКО на территории Ульяновской области";
** в соответствии с приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 18.12.2020 N 338-П "Об установлении предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Общества с ограниченной ответственностью "УК Экостандарт" на 2021-2023 годы"
- Приложение к договору N 68/2021 на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами от 15.03.2021:
Места накопления твердых коммунальных отходов и периодичность вывоза:
N п/п |
Адрес места накопления ТКО |
Адрес места накопления КГО (вывоз по заявке) |
Тип контейнера /бункера |
Количество |
Периодичность вывоза ТКО |
1 |
Пр-т Туполева, д.37 (Находка-169) |
|
ЕК 1,1 мЗ |
1 |
В соответствии с действующим законодательством |
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество с ограниченной ответственностью "Табыш" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.09.2022, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, утвердив спорные пункты договора N 68/2021 от 15.03.2021 в следующей редакции:
"1. Раздел 1 "Предмет договора" договора изложить в следующей редукции:
п. 1.7. Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО: 21.01.2021 г.
2. Раздел 4 "Порядок осуществления учета объема твердых коммунальных отходов" Договора изложить в следующей редукции:
п. 4.1. Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", согласно норматива накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объёма, количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов".
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2022 апелляционная жалоба принята к производству с назначением судебного заседания на 06.12.2022. Впоследствии определением от 08.12.2022 в составе председательствующего судьи Колодиной Т.И., судей Барковской О.В., Деминой Е.Г. рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 10.01.2023.
Определением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений от 09.01.2023 в судебном составе, рассматривающем апелляционную жалобу, произведена замена судьи Барковской О.В. на судью Кузнецова С.А., в этой связи рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебных заседаний размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование апелляционной жалобы истец ссылался на то, что им организовано раздельное накопление ТКО, ввиду чего полагает необходимым осуществлять расчет платы за услуги истца исходя из количества и объема ТКО, а также на необоснованность применения тарифа, введенного в действие Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области 20.11.2018.
Ответчик возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, который в соответствии со ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, и, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 29.09.2022. При этом суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество с ограниченной ответственностью "УК Экостандарт" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области (зона деятельности N 3 - Заволжский район города Ульяновска, Чердаклинский район и Старомайнский район Ульяновской области) на основании протокола конкурсного отбора от 04.05.2018 N 2.
Обществом с ограниченной ответственностью "Табыш" 11.03.2021 (потребитель) подана заявка о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении объекта - магазин продовольственный торговой площадью 1333 кв.м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-кт Туполева, 37 (т. 1 л.д. 35-38).
Письмом N 1735 от 15.03.2021 (т. 1 л.д. 39) ответчик направил истцу проект договора N 68/2021 от 15.03.202 (далее по тексту - договор) и просил в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров договора на оказание услуг по обращению с ТКО, подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в договор в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (протокол разногласий).
Ответчик 06.04.2021 направил истцу протокол разногласий к договору, в котором просил утвердить п.п. 1, 7, 2.3, 2.4, 3.1.8, 4.1 договора в редакции, предложенной потребителем. Истец исходил из того, что обществом обеспечен раздельный сбор отходов, предприятием установлен евроконтейнер, поэтому учет отходов должен производиться исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО (т. 1 л.д. 50).
Сотрудники Общества с ограниченной ответственностью "УК Экостандарт" 14.04.2021 осуществили выход на объект истца с целью определения порядка складирования ТКО. В ходе проверки установлено, что раздельный сбор на контейнерной площадке не организован, все отходы размещены в одном контейнере ПМК-0,75 м куб. (т. 1 л.д. 52-57).
Ответчик 19.04.2021 направил истцу протокол согласования разногласий к договору N 68/2021 от 15.03.2021, предложил изложить спорные пункты договора в редакции Регионального оператора (т. 1 л.д. 58-60).
Данный протокол согласования разногласий истцом не подписан; разногласия во внесудебном порядке не урегулированы.
Истец направил в адрес ответчика претензию от 24.09.2021, в которой вновь просил заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО в предложенной им редакции (т. 1 л.д. 17). Неисполнение требований, указанных в претензии, явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском, в котором просило обязать ответчика заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на условиях, изложенных Обществом с ограниченной ответственностью "Табыш" в предложениях от 15.03.2021 о внесении изменений в проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Истец просит изложить пункт 1.7. договора в следующей редакции: "Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО: 21.01.2021 г.".
По мнению ответчика, в пункте 1.7. договора следует указать: "Дата начала оказания услуги по обращению с ТКО: 01 декабря 2020 года".
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее по тексту - Правила N 1156) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил. Пунктом 8 ст.23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01 января 2019 года.
Из материалов дела следует, что 14.05.2018 на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора с ООО "УК Экостандарт" заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области (зона деятельности 3) сроком до 13.05.2028.
Единый тариф на услугу регионального оператора ООО "УК Экостандарт" установлен и введен в действие 20.11.2018 приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области N 06-209.
В соответствии с п. 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно п.8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период, исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как указано выше, 14.05.2019 в газете "Ульяновская правда" было опубликовано открытое предложение Общества с ограниченной ответственностью "УК Экостандарт" о заключении договора по обращению с ТКО с приложением формы типового договора, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесения изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641".
Аналогичное предложение ответчик разместил на своем официальном сайте в сети Интернет и с 01.01.2019 региональный оператор приступил к оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Суд первой инстанции верно исходил из того, что с указанной даты потребитель был лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению и должен утилизировать отходы не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Из заявки на заключение договора на вывоз ТКО, поданной истцом в адрес ответчика 11.03.2021, усматривается, что собственником объекта, в котором осуществляется деятельность ответчика, является индивидуальный предприниматель Краснобрыж М.В.
В материалы дела представлен договор аренды от 01.12.2020 N А-169/20 между Обществом с ограниченной ответственностью "Табыш" и ИП Краснобрыж М.В. в отношении помещения площадью 1 333,6 кв.м по адресу: г.Ульяновск, пр-кт Туполева, д.37, помещения переданы арендатору также 01.12.2020.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что датой начала оказания услуг региональным оператором следует считать 01.12.2020.
Доводы истца о том, что, несмотря на заключение договора аренды и передачу арендатору помещений 01.12.2020, истец деятельность в помещении не вел вплоть до 21.01.2021, в связи с чем до 21.01.2021 ТКО не образовывались, суд апелляционной инстанции отклоняет как документально не подтвержденные.
Согласно п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2017 N 306-ЭС16-9493 по делу N А55-10533/2015, указано, что заключение договора на прошедший период противоречит общим принципам гражданского законодательства, не предусматривающих совершение действий в прошедшем времени (пункт 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также нормам статей 445, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, направленным на обеспечение фактической реализации интересов сторон.
Между тем, соглашаясь с судом первой инстанции в части возможности в рассматриваемом случае установления в судебном порядке даты начала оказания услуг (на предшествующее принятию решения суда время), суд апелляционной инстанции исходит из того, что обе стороны настоящего спора в соответствии с п. 2 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации были согласны распространить действие договора на прошедшее время.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принял во внимание, что апелляционная жалоба истца не содержит доводов относительно редакции п. 1.7 договора, определенной судом (дата начала оказания услуг - 01.12.2020).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Согласно п.1 ст. 24.7 Федерального закона N N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Как указано в п. 1 и п. 2 ст. 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ, определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее по тексту - Правила N 505),
Согласно п. 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Отказывая в удовлетворении требований истца о применении способа учета исходя из количества и объема образуемых потребителем ТКО, суд первой инстанции исходил из того, что такой способ учета ТКО применяется только в случае раздельного накопления твердых коммунальных отходов, а в остальных случаях учет объемов ТКО производится исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
При этом суд первой инстанции указал, что под раздельным накоплением Федеральный закон N 89-ФЗ подразумевает накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (п.2 ст.13.4). Раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
На территории Ульяновской области Порядок накопления ТКО, в том числе раздельного утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 N 91-П (с изменениями от 11.02.2021).
Согласно п. 2.3 указанного Порядка накопление (в том числе раздельное накопление) ТКО на территории Ульяновской области осуществляется в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - Территориальная схема).
Пунктом 2.5.1. Порядка определено, что раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО по группам однородных ТКО и их сбор в контейнеры на контейнерных площадках, предназначенные для раздельного накопления ТКО.
Раздельное накопление ТКО осуществляется по следующим группам однородных ТКО:
1) сухие отходы (не загрязненные пищевыми отходами ТКО, содержащие полезные компоненты и подлежащие утилизации, в том числе с получением вторичного сырья (бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло);
2) смешанные отходы (ТКО, не подлежащие утилизации (пищевые отходы, загрязненная упаковка от пищевых продуктов, средства личной гигиены) (п. 2.5.2 Порядка).
Судом первой инстанции установлено, что Территориальная схема обращения с отходами Ульяновской области не содержит порядка складирования сортированных ТКО и схему потоков сортированных ТКО от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов (за исключением пластика).
Из раздела 4.3 Территориальной схемы видно, что в Ульяновской области организован только раздельный сбор пластика. Раздельный сбор других видов отходов на территории Ульяновской области не организован.
В пункте 9.1 раздела 9 Территориальной схемы обращения с отходами Ульяновской области указано, что Территориальной схемой предлагается поэтапный переход на раздельное накопление твердых коммунальных отходов.
Кроме того, суд первой инстанции отметил, что в настоящее время на федеральном уровне законодательно не утверждены СанПиН, регламентирующие порядок обращения с ТКО в случае введения на территории субъекта Российской Федерации раздельного накопления, а также не закреплены периодичность вывоза раздельно накопленных по фракциям отходов, а также не утверждена методика складирования отсортированных ТКО в контейнерах для соответствующих видов отходов.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции указал, что порядок раздельного накопления ТКО на территории Ульяновской области не может быть реализован, а также указал, что доказательства организации на контейнерной площадке истца раздельного накопления ТКО также отсутствует.
Учитывая изложенное, пункт 4.1 договора, а также взаимосвязанные с ним Приложения N 1 и N 2 к договору утверждены судом в редакции, предложенной ответчиком.
Однако суд первой инстанции не учтено, что Правилами N 505 коммерческий учет ТКО для собственников ТКО предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема ТКО.
Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N505, то есть исходя из количества и объема контейнеров.
Данный пункт лишь регулирует вопрос осуществления расчетов при способе раздельного накопления и не содержит ограничений для других видов сбора накопления ТКО.
В случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления ТКО коммерческий учет ТКО может осуществляться расчетным путем в соответствии с подп. "а" п. 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 N АКПИ20-956, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152 по делу N А04-3361/2021).
Таким образом, независимо от организации на территории региона раздельного накопления ТКО, у потребителя имеется возможность требовать расчета платы за услуги по обращению с ТКО исходя из количества и объема контейнеров.
Между тем выводы суда первой инстанции в данной части не привели принятию неправильного судебного акта, поскольку в рассматриваемом деле истец не доказал, что его контейнерная площадка включена в территориальную схему Ульяновской области, равным образом истец не представил доказательства принятия мер для включения контейнерной площадки в указанную схему.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что согласно пояснениям сторон, данным в судебном заседании в суде апелляционной инстанции, контейнерная площадка истца согласована органом местного самоуправления только в марте 2022 года (письмо администрации б/даты в ответ на обращение истца от 24.03.2022).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционная жалоба содержит доводы, не опровергающие выводы суда первой инстанции, доводы жалобы направлены на их переоценку с целью установления иных обстоятельств, которые опровергаются материалами дела. В этой связи, учитывая отсутствие нарушений, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта по ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.09.2022 является законным и обоснованным. При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по оплате государственной пошлины за ее рассмотрение относятся на истца и понесены им при предъявлении апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.09.2022 по делу N А72-16029/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня его принятия с направлением кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Колодина |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-16029/2021
Истец: ООО ТАБЫШ
Ответчик: ООО "УК ЭКОСТАНДАРТ"