г. Москва |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А41-54891/22 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Диаковской Н.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Шереметьевской таможни
на решение Арбитражного суда Московской области
от 19 сентября 2022 года по делу N А41-54891/22,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ТИТАН ТЕХНИКА"
к Шереметьевской таможне
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ТИТАН ТЕХНИКА" (далее - заявитель, общество, ООО "ТД "ТИТАН ТЕХНИКА") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможня, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 30.06.2022 N 10005000-2381/2022, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 сентября 2022 года по делу N А41-54891/22 заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, Шереметьевская таможня обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на территорию таможенного союза обществом ввезены товары "запасные части для технического обслуживания гусеничных экскаваторов, не военного назначения, насос гидравлический (насос поршевой, гидравлический, новый)" в количестве 1 штука.
В целях таможенного оформления товара заявителем подана ДТ N 10005030/070422/3129966.
При проведении таможенного контроля товаросопроводительных документов и сведений, заявленных в ДТ N 10005030/070422/3129966, выявлено не предоставление декларации о соответствии.
По данному факту в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 16.05.2022 N 10005000-2381/2022.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 30.06.2022 N 10005000-2381/2022 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 50 000 рублей (т. 1 л. д. 6-10).
Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "ТД "ТИТАН ТЕХНИКА" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Согласно статье 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объектом вменяемого правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок ввоза и (или) вывоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации.
Объективную сторону составляют действия (бездействие), в результате которых не соблюдаются установленные запреты и ограничения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под ввозом товаров на таможенную территорию Союза понимается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию в том числе сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
В силу требований статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан:
- произвести таможенное декларирование товаров;
- представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации;
- предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа;
- уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС;
- соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры;
- выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2021 N 130 утвержден Порядок ввоза на таможенную территорию евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории евразийского экономического союза (далее - Порядок).
В соответствии пунктом 2 Порядка, соблюдение мер технического регулирования в отношении ввозимой (ввезенной) продукции подтверждается в следующих случаях:
а) ввозимая (ввезенная) продукция включена в перечни продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям технических регламентов Союза, в отношении которой при помещении под таможенные процедуры подтверждается соблюдение мер технического регулирования, утверждаемые Коллегией Евразийской экономической комиссии;
б) ввозимая (ввезенная) продукция включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 N 526, и в отношении этой продукции в соответствии с законодательством государств - членов Союза (далее - государства-члены) установлены обязательные требования в части проведения оценки соответствия.
Частью 1 и 2 статьи 285 ТК ЕАЭС установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В соответствии с пунктом 2 Технического регламента Таможенного союза 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 18.10.2011 N 823, технический регламент устанавливает минимально необходимые требования безопасности машин и (или) оборудования при эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Настоящий технический регламент распространяется на машины и (или) оборудование, для которых выявлены и идентифицированы виды опасности, требования к устранению или уменьшению которых установлены согласно приложениям N 1 и N 2 (пункт 3 ТР ТС 010/2011).
В статье 7 ТР ТС 010/2011 указано, что машины и (или) оборудование, выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, подлежат оценке соответствия требованиям данного технического регламента. Оценка соответствия требованиям настоящего технического регламента проводится в форме подтверждения соответствия и в форме государственного контроля (надзора).
Пунктом 2 статьи 8 ТР ТС 010/2011 установлено, что подтверждение соответствия машин и (или) оборудования требованиям этого технического регламента осуществляется в форме:
- сертификации аккредитованным органом по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;
- декларирования соответствия на основании собственных доказательств и (или) полученных с участием органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра), включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 ТР ТС 010/2011 сертификация проводится в отношении машин и (или) оборудования, включенных в Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" в форме сертификации, приведенный в Приложении N 3.
При этом, в абзаце 3 статьи 7 ТР ТС 010/2011 предусмотрено, что машины и (или) оборудование, бывшие в эксплуатации или изготовленные для собственных нужд их изготовителей, а также комплектующие изделия и запасные части к машинам, используемые для ремонта (технического обслуживания) машин и (или) оборудования, не подлежат подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента.
В настоящем случае, декларантом в графе 31 ДТ N 10005030/070422/3129966 наименование товара указано как "запасные части для технического обслуживания гусеничных экскаваторов - насос поршневой, гидравлический и служит для подачи гидравлической жидкости из гидробака".
В Описании от 31.03.2022 сообщалось, что основной гидравлический насос предназначен для преобразования и передачи энергии жидкости на гидравлические части экскаватора, так как гидроцилиндры, моторы редукторов хода и моторов редукторов повтора башни экскаватора.
Таким образом, из буквального толкования указанных норм права и представленных документов, следует, что обществом ввезен товар, являющийся запасной частью для технического обслуживания и ремонта гусеничного экскаватора, для ввоза которого не требуется подтверждение соответствия техническому регламенту.
Из буквального толкования абзаца 3 статьи 7 ТР ТС 010/2011 следует, что не требуется подтверждение соответствия в отношении следующих категорий товаров:
1) машин и (или) оборудования, бывших в эксплуатации;
2) машин и (или) оборудования, изготовленных для собственных нужд их изготовителей;
3) комплектующих изделий и запасных частей к машинам.
При этом категория "бывшие в эксплуатации" применяется только к первой группе товаров, а машины и оборудование, изготовленные для собственных нужд и комплектующие могут быть не только "б/у", но и новыми.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в деянии общества объективной стороны вменяемого правонарушения.
В силу пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ недоказанность наличия состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 сентября 2022 года по делу N А41-54891/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Судья |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-54891/2022
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ТИТАН ТЕХНИКА"
Ответчик: ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ ТАМОЖНЯ