г. Санкт-Петербург |
|
29 февраля 2024 г. |
Дело N А56-74379/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Лебедева,
судей Д.С. Геворкян, Л.П. Загараевой,
при ведении протокола судебного заседания: Л.И. Янбиковой,
при участии:
от истца (заявителя): И.Ю. Зыбин, доверенность от 01.01.2024;
от ответчика (заинтересованного лица): Е.А. Карева, доверенность от 09.01.2024;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39395/2023) Ленинградского УФАС России на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2023 по делу N А56-74379/2023, принятое по заявлению акционерного общества "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (АО "ЛОЭСК") об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
заинтересованное лицо - Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (АО "ЛОЭСК") (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (Ленинградское УФАС России) (далее также - заинтересованное лицо, Управление) от 27.07.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21- 1841/2023, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 000 руб.
Решением арбитражного суда от 25.10.2023 постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 27.07.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/ 9.21-1841/2023 признано незаконным и отменено.
Вынесенное решение обжаловано заинтересованным лицом в апелляционном порядке.
Испрашивая отмену обжалуемого судебного акта, податель жалобы ссылается на его незаконность и необоснованность.
Управление, в том числе обращает внимание на то, что судом первой инстанции не было учтено то, что специальный порядок изменения существенных условий заключенного договора об осуществлении технологического присоединения Правилами присоединения не предусмотрен, Правила присоединения носят публично-правовой характер и предусматривают императивный первоначальный срок исполнения обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения, что в свою очередь устанавливает ответственность за его нарушение.
При этом дополнительными соглашениями в договор не могут быть внесены изменения, влекущие нарушение прав граждан на своевременное технологическое подключение их энергопринимающих устройств к объектам сетевого хозяйства сетевой организации.
Административная ответственность наступает за неосуществление мероприятий технологического присоединения именно в установленный Правилами присоединения срок.
Управление полагает, что вне зависимости от наличия технических и технологических трудностей, связанных с проведением мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения, сетевая организация обязана надлежаще исполнить соответствующие мероприятия в установленный законом и договором срок.
Податель жалобы также отмечает, что наличие каких-либо обстоятельств, влекущих невозможность соблюдения АО "ЛОЭСК" указанных сроков, правил и норм в процессе производства по делу об административном правонарушении не установлено, доказательств невозможности соблюдения требований Правил присоединения сетевой организацией не представлено.
В отзыве заявитель указывает на необоснованность апелляционной жалобы, отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Общество, в том числе обращает внимание на то, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных в границах СНТ "Захожье-5", осуществляется на основании договоров о технологическом присоединении заключенных индивидуально с каждым владельцем земельного участка (жилого дома), относящегося к территории указанного СНТ.
При этом требования Правил о сроках выполнения мероприятий по технологическому присоединению носят императивный характер только на момент заключения договора, но не исключают последующего изменения сроков исполнения обязательств сторонами путем заключения дополнительного соглашения к договору.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы Ленинградского УФАС России, Правила не содержат прямого запрета на изменение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению путем заключения сторонами договора дополнительного соглашения.
В рассматриваемом случае сроки реализации мероприятий по договорам об осуществлении технологического присоединения (181 договор) истекают не ранее 31.12.2023, в соответствии с заключенными с заявителями дополнительными соглашениями.
В связи с вышеизложенным, на дату вынесения оспариваемого постановления, АО "ЛОЭСК" не нарушены сроки выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей.
В судебном заседании присутствовали представители сторон, представитель заинтересованного лица поддержал доводы жалобы, представитель Общества - доводы отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, в Ленинградское УФАС России поступило обращение председателя правления СНТ "Захожье-5" Массива "Захожье" Д.В. Хороща с жалобой на действия (бездействие) АО "ЛОЭСК".
Согласно представленной информации между АО "ЛОЭСК" и физическими лицами, объекты которых расположены в границах СНТ "Захожье-5", заключены договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства (максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств - 15 кВт).
Управлением установлено, что согласно пункту 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (Правила присоединения) АО "ЛОЭСК" обязано было выполнить мероприятия, предусмотренные договорами, в срок, определенный пунктом 5 технических условий к договорам и пунктом 16 Правил присоединения.
На момент поступления обращения в Ленинградское УФАС России АО "ЛОЭСК" акты об осуществлении технологического присоединения представлены не были.
При таких обстоятельствах Управление усмотрело в действиях сетевой организации признаки нарушения пункта 16 Правил присоединения.
20.07.2023 должностным лицом Ленинградского УФАС России составлен протокол об административном правонарушении N 6275/23.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Управлением вынесено постановление от 27.07.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-1841/202, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 1 000 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции по результатам оценки материалов дела пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления, установив, что на дату вынесения оспариваемого постановления сроки выполнения мероприятий по технологическому присоединению не были нарушены, в связи с чем событие вменённого Обществу административного правонарушения отсутствует.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон и исследовав имеющиеся материалы, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (Правила N 861).
Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Положения пункта 16 Правил определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в том числе сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Из материалов дела следует, что в нормативно установленные сроки названные мероприятия по договорам Обществом осуществлены не были, что свидетельствует о наличии в его действиях (бездействии) события вмененного правонарушения.
При этом суд апелляционной инстанции находит необоснованным вывод суда о возможности изменения названных сроков по соглашению сторон.
Правила присоединения носят публично-правовой характер и предусматривают императивный первоначальный срок исполнения обязательств по договору, что в свою очередь устанавливает ответственность за их нарушение.
Ссылка на положения гражданского законодательства неправомерна, так как Правилами N 861 специальный порядок изменения существенных условий заключенного договора об осуществлении технологического присоединения не предусмотрен.
Названными правилами заключение дополнительных соглашений не предусмотрено, а их заключение влечет нарушение прав граждан на своевременное технологическое подключение их энергопринимающих устройств к объектам сетевого хозяйства.
Виновность Общества установлена заинтересованным лицом в соответствии с критериями вины юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах наличие в действиях (бездействии) Общества состава вмененного административного правонарушения Управлением доказано.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного и освобождения заявителя от административной ответственности по правилам статьи 2.9 КоАП РФ суд апелляционной инстанции не находит, учитывая при этом конкретные обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, а также разъяснения, приведенные в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Определенная административным органом мера наказания, размер административного штрафа соответствует санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив размер назначенного Обществу административного штрафа до 300 000 руб. в порядке, предусмотренном частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Согласно названной норме при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Принимая во внимание обстоятельства дела, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также приведенные Обществом доводы в части выполняемых мероприятий в рамках технологического присоединения, назначенный штраф в размере 1 000 000 руб. имеет признаки чрезмерного.
Административный штраф в размере 300 000 руб. будет являться справедливым и соразмерным характеру и тяжести совершенного заявителем правонарушения.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об изменении постановления заинтересованного лица в части назначенного административного наказания.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2023 по делу N А56-74379/2023 отменить.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 27.07.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-1841/2023 изменить в части назначенного административного наказания, снизить размер административного штрафа до 300 000 руб.
В оставшейся части в удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Лебедев |
Судьи |
Д.С. Геворкян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-74379/2023
Истец: АО "ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: АО ЛОЭСК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области