г. Вологда |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А13-11637/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 января 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Болдыревой Е.Н. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от Департамента строительства Вологодской области Федоровой Е.А. по доверенности от 12.09.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества ограниченной ответственностью "Инвестстрой" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 октября 2022 года по делу N А13-11637/2022,
УСТАНОВИЛ:
Департамент строительства Вологодской области (ОГРН 1093525000040, ИНН 3525217070; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Герцена, дом 27; далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Инвестстрой" (ОГРН 1173525012759, ИНН 3528271300; адрес: 162608, Вологодская область, город Череповец, улица Сталеваров, дом 45, помещение 12; далее - ООО "Инвестстрой", общество) о приостановлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства объекта "Жилой комплекс "Современник", расположенного по адресу: Вологодская область, г. Череповец, 112 мкр., ул. Монтклер, корпус 2, корпус 3, дом N 2 корпус 4. Корпус 3" на земельном участке с кадастровым номером 35:21:0501006:57 на срок шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 27 октября 2022 года по делу N А13-11637/2022 заявленные требования удовлетворены. С общества в федеральный бюджет взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что превышение обществом одного норматива из двух не свидетельствует в целом о несоблюдении нормативов финансовой устойчивости его деятельности, в связи с чем основания для удовлетворения заявления отсутствовали. Указало на соблюдение норматива целевого использования средств в 3 квартале 2022 года, считает требования заявителя преждевременными.
Департамент в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя департамента, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Инвестстрой" выдано разрешение от 03.09.2015 N 35-328000-130-2015 на строительство объекта: "Жилой комплекс "СОВРЕМЕННИК", расположенный по адресу: Вологодская область, г.Череповец, 112 мкр., ул. Монткклер, корпус 2, корпус 3, дом N 2 корпус 4. Корпус 3", на земельном участке с кадастровым номером 35:21:0501006:57 (далее - Жилой комплекс), срок действия которого продлен до 31.12.2024.
Согласно отчетности застройщика за 2 квартал 2022 года, представленной в департамент, обществом заключен 131 договор участия в долевом строительстве по указанному объекту недвижимости на общую сумму 230,75 млн. руб. Общее количество самостоятельных частей в составе объекта недвижимости, в отношении которых могут заключаться договоры участия в долевом строительстве, составляет 86 жилых помещений и 43 нежилых.
Департаментом в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований в области долевого строительства многоквартирных домов выявлено, что ООО "Инвестстрой" не соблюдаются требования к нормативам финансовой устойчивости, в частности, норматива целевого использования средств.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения департамента в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Частями 2 и 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ определено, что уполномоченный на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (контролирующий орган), осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (пункт 7); а также осуществляет иные предусмотренные настоящим Законом полномочия (пункт 12).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте строительства Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 11.07.2016 N 597 (далее - Положение N 597), Департамент строительства Вологодской области является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Пунктом 2.5 Положения N 597 к основным задачам департамента отнесено предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о долевом строительстве лицами, привлекающими денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, лицами, осуществляющими такое строительство на территории Вологодской области, обеспечение гарантий защиты прав и законных интересов участников долевого строительства.
Полномочия департамента при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства регламентированы в пункте 3.1.5 Положения N 597, в соответствии с которым департамент:
ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 3.1.5.9);
организует и осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории области (пункт 3.1.5.10);
обращается в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также о ликвидации лица, привлекающего денежные средства граждан для строительства, в случаях, предусмотренных действующим законодательством (пункт 3.1.5.16).
На основании пункта 2 части 15 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если застройщиком не соблюдаются нормативы финансовой устойчивости его деятельности, установленные Правительством Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 23 упомянутого Закона нормативы финансовой устойчивости деятельности застройщика устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1683 "О нормативах финансовой устойчивости деятельности застройщика" (далее - Постановление N 1683) в подпункте "а" пункта 2 установлены следующие нормативы финансовой устойчивости деятельности застройщика получившего разрешение на строительство до 1 июля 2018 года: норматив обеспеченности обязательств - не менее 1; норматив целевого использования средств - не более 1.
В пункте 2 Положения о нормативах финансовой устойчивости деятельности застройщика, утвержденного Постановлением N 1683, определено, что оценка финансовой устойчивости деятельности застройщика, получившего разрешение на строительство до 1 июля 2018 года, производится по следующим нормативам:
норматив обеспеченности обязательств, который определяется путем деления суммы активов застройщика на сумму обязательств застройщика по договорам участия в долевом строительстве;
норматив целевого использования средств, который определяется путем деления суммы активов застройщика, не связанных со строительством, на сумму чистых активов застройщика и общую сумму его обязательств, уменьшенную на величину обязательств по договорам участия в долевом строительстве.
Как установил суд первой инстанции на основании материалов дела, в отчетности за 2 квартал 2022 года (листы дела 22-43) ООО "Инвестстрой" указало в разделе III, что рассчитанный им норматив целевого использования средств составляет 1,056. Департаментом в ходе наблюдения расхождений в этом показателе не выявлено. Данный показатель не соответствует требованиям, установленным Постановлением N 1683.
В силу пункта 1.8 части 2 статьи 3 Закона N 214-ФЗ право на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома на основании договора участия в долевом строительстве имеет застройщик, отвечающий требованиям, в числе которых застройщик обязан соблюдать нормативы финансовой устойчивости.
Таким образом, требования департамента суд первой инстанции признал правомерными.
Суд первой инстанции установил, что материалами дела подтверждается наличие оснований для приостановления застройщиком ООО "Инвестстрой" деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) Жилого комплекса.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, аннулирование лицензии, не являясь административным наказанием, вместе с тем представляет собой специальную принудительную меру, которая подлежит применению в тех случаях, когда это вызывается необходимостью защиты конституционных прав и свобод, а также прав и законных интересов других лиц.
Исходя из положений пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции учел, что требования департамента о приостановлении деятельности общества, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства Жилого комплекса, не ограничивает ответчика в осуществлении иной хозяйственной деятельности, помимо деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не препятствует в извлечении доходов от продолжения иной деятельности и не является препятствием для осуществления разрешенного строительства жилого дома и сдачи его в эксплуатацию, а связано, исключительно, с запретом на шесть месяцев осуществлять деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) указанного Жилого комплекса.
Доводы представителя заявителя о том, что действие разрешения на строительство, выданного еще в 2015 году, неоднократно продлевалось, в том числе после замены застройщика на ООО "Инвестстрой" в 2018 году, в 2022 году срок действия разрешения и, соответственно, окончания строительства продлевался с 31.07.2022 до 31.12.2022, а 18.04.2022 принято решение о продлении действия разрешения до 31.12.2024, судом первой инстанции учтены, суд первой инстанции признал, что приостановление деятельности ООО "Инвестстрой" по привлечению денежных средств на срок шесть месяцев направлено на приведение деятельности застройщика в соответствие с требованиями Закона N 214-ФЗ и прекращение нарушения прав и законных интересов участников долевого строительства.
Учитывая изложенное, суд посчитал возможным приостановить деятельность ООО "Инвестстрой", связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) Жилого комплекса, на основании разрешения на строительство от 03.09.2015 N 35-328000-130-2015, на срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в связи с этим требования департамента удовлетворил в полном объеме.
Доводы жалобы о том, что превышение обществом одного норматива из двух не свидетельствует в целом о несоблюдении нормативов финансовой устойчивости деятельности общества, в связи с чем основания для удовлетворения заявления отсутствовали, коллегией судей не принимаются, поскольку основаны на ошибочном толковании Постановления N 1683 и Закона N 24-ФЗ.
Положения пункта 2 части 15 статьи 23 Закона N 214-ФЗ и пункта 2 Постановления N 1683 требуют соблюдения всех нормативов финансовой устойчивости деятельности застройщика, то есть и норматива обеспеченности обязательств, и норматива целевого использования средств, а не одного из них.
В данном случае несоблюдение норматива целевого использования средств за 2 квартал 2022 года подтверждено, в связи с этим основания для приостановления деятельности имелись, при этом соблюдение указанного норматива в последующем периоде не свидетельствует об отсутствии оснований для приостановления деятельности.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 октября 2022 года по делу N А13-11637/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества ограниченной ответственностью "Инвестстрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-11637/2022
Истец: Департамент строительства Вологодской области
Ответчик: ООО "Инвестстрой"
Третье лицо: АС Вологодской области, Четырнадцатый абитражный апелляционный суд