г. Ессентуки |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А18-2080/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.01.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Ингушетия, при участии представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия - Ужаховой Р.М. (доверенность от 10.03.2022 N 10), в отсутствие представителя Администрации г. Назрань, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Администрации г. Назрань на решение Арбитражного суда по Республике Ингушетии от 31.10.2022 по делу N А18-2080/2022 (судья Тутаев Х.А.) по исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (ОГРН 1020600987571, ИНН 0602012733) к Администрации г. Назрань (ОГРН 1090608002649, ИНН 0608014110) о признании недействительными постановления и права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Администрации г. Назрань (далее - Администрация) о признании недействительным постановления Администрации от 22.12.2017 N 1526 "О выделении земельного участка площадью 686 кв. м, расположенного в ЦАО г. Назрань, по ул. Фабричная, 19А и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории", о признании права собственность недействительным, об аннулировании в едином государственном реестре недвижимости записи о регистрации права собственности N 06:05:0100001:3311-06/012/2022-1 от 31.01.2022.
Решением суда от 31.10.2022 исковые требования Министерства полностью удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Администрации, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представитель Министерства возразила по существу доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Министерства, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации от 22.12.2017 N 1526 "О выделении земельного участка площадью 686 кв. м, расположенного в ЦАО г. Назрань, по ул. Фабричная, 19А и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории" и межевого плана от 25.01.2022. Филиалом Федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Ингушетия 31.01.2022 зарегистрировано право собственности Администрации на земельный участок с кадастровым номером 06:05:0100001:3311 общей площадью 686+/-9 кв. м, расположенный по адресу: ЦАО г. Назрань, по ул. Фабричная, 19А, с разрешенным использованием - предпринимательство, свидетельство о регистрации N 06:05:0100001:3311- 06/012/2022-1.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Законом Республики Ингушетия от 30.12.2019 N 56-РЗ "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия и органами государственной власти Республики Ингушетия" правительству Республики Ингушетия переданы полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (статьи 2, 3).
Правительство Республики Ингушетия определило Министерство в качестве исполнительного органа государственной власти Республики Ингушетия, уполномоченного на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения Министерства в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из расположения земельного участка с кадастровым номером 06:05:0100001:3311 общей площадью 686+/-9 кв. м в зоне с особыми условиями, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 27.07.2022 N КУВИ-001/2022-127230075.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Земельное законодательство предусматривает, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
По общему правилу подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
В утверждении схемы расположения земельного участка может быть отказано, в частности, если она подготовлена с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
На основании статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Кроме того, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
Пункт 2 статьи 89 ЗК РФ предусматривает, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.
Порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов определены Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила N 160), в соответствии с которыми в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий (пункт 2); охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон (пункт 5); в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов, производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн и т.д. (пункт 8).
Земельный участок с кадастровым номером 06:05:0100001:3311 подпадает под ограничения, предусмотренные в Правилах N 160.
В соответствии с классификатором вида разрешённого использования N П/0412 от 10.11.2020, утвержденным приказом Росреестра Российской Федерации, вид разрешенного использования "Предпринимательство", включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1-4.10 Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), рынки, магазины, банковская и страховая деятельность, общественное питание (размещение объектов капитального строительства целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что действия Администрации по переводу разрешенного использования спорного земельного участка, обремененного указанными выше ограничениями для целей "предпринимательства" изначально не соответствующим требованиям закона, а действия по оформлению права собственности данного участка за Администрацией после перехода прав по распоряжению земельными участками, государственная собственность не разграничена к Министерству, совершенными Администрацией за пределами своих полномочий.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Удовлетворяя исковые требования Министерства, судом первой инстанции установлено, что основанием для принятия постановления Администрации постановления N 1526 послужили: ходатайство отдела имущественных отношений и землепользования Администрации; протокол земельной комиссии от 03.06.2017 N 114; протокол публичных слушаний от 17.08.2017 N 112. Земельный участок с кадастровым номером 06:05:0100001:3311 относится к категории земельных участков, государственная собственной на которые не разграничена, у Администрации отсутствовали правовые основания для осуществления действий по регистрации права собственности на данный участок в 2021 г (после перераспределения полномочий в отношении земельных участков).
Согласно статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с частью 15 статьи 11.10 ЗК РФ срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
С учетом изложенного истек срок подачи заявления в отношении земельного участка с кадастровым номером 06:05:0100001:3311 общей площадью 686+/-9 кв. м и срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 06:05:0100001:3311 общей площадью 686+/-9 кв. м относится к категории земельных участков, государственная собственной на которые не разграничена, у Администрации отсутствовали полномочия по регистрации права собственности на данный участок в 2021 году.
Заявление Администрации о применении срока исковой давности не подлежало удовлетворению.
Согласно пункту 1 статье 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - постановление N 43) разъяснено, что течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 ГК РФ). Изменение состава органов юридического лица не влияет на определение начала течения срока исковой давности.
В соответствии со статьей 131 ГК РФ права собственности на недвижимое имущество, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Как следует из материалов дела, регистрация права собственности на земельный участок за Администрацией, осуществлена регистрирующим органом 31.01.2022, исковое заявление подано в арбитражный суд Министерством и зарегистрировано 29.07.2022, то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда по Республике Ингушетии от 31.10.2022 по делу N А18- 2080/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-2080/2022
Истец: Министерство имущественных и земельных отношений РИ
Ответчик: Администрация г.Назрань
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ