г. Москва |
|
16 января 2023 г. |
Дело N А40-190147/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тетюка В.И.,
судей Семикиной О.Н., Новиковой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Егоровой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.10.2022 по делу N А40-190147/22
по иску МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
к АО "КОНЦЕРН "МОРИНФОРМСИСТЕМА - АГАТ"
третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Акционерное общество "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "САЛЮТ"
о взыскании 25 444 800,00 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: Берулин А.Н. по доверенности от 21.12.2022
от ответчика: Чекинова И.С. по доверенности от 14.05.2021
от третьего лица: 1) не явился, извещен, 2) Хайрулин Р.А. по доверенности от 05.12.2022
УСТАНОВИЛ:
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Акционерному обществу "КОНЦЕРН "МОРИНФОРМСИСТЕМА - АГАТ" (далее - ответчик) о взыскании пени за нарушение срока ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства "Техническое перевооружение производственных мощностей для выпуска корабельных радиолокационных станций и систем обработки информации перспективных надводных кораблей ОАО "Научно-производственное предприятие "Салют", г. Москва, ОАО "Концерн "Моринсис-Агат", г. Москва" по договорам от 27.06.2012 N 01-13/343/075/АО, от 07.10.2013 N 01-09/418дсп/261/АО, от 27.06.2014 N 01-09/232дсп/09.28, от 21.10.2015 N 01-09/414 дсп/09.72, от 14.04.2017 N 01-09/56дсп/09.05, от 20.12.2018 N 01-09/221 дсп/09.20, от 27.06.2019 N 01-09/26/09.01 в размере 25 444 800 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.10.2022 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вышеуказанным решением, МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает его незаконным и необоснованным, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В своей жалобе заявитель указывает, что согласно условиям договора на ответчика возложена обязанность обеспечить достижение обществами значений показателей результативности, объект введен в эксплуатацию с нарушением установленного срока, необходимость в согласовании корректировки проектной документации возникла по инициативе АО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "САЛЮТ".
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Ответчик и АО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "САЛЮТ" с доводами жалобы не согласны, решение суда считают законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явилось, надлежаще извещено о времени и месте судебного заседания, дело на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрено в его отсутствие
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с Федеральной целевой программой N 1 (далее - Программа) Минпромторг России и Росимущество, выступающие от имени Российской Федерации, заключили с АО "Концерн "Моринсис-Агат" (далее - Организация, ответчик) договоры об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций от 27.06.2012 N 01-13/343/075/АО, об участии Российской Федерации в собственности открытого акционерного общества, являющегося головной организацией интегрированной структуры оборонно-промышленного комплекса от 07.10.2013 N 01-09/418дсп/261/АО, от 27.06.2014 N 01-09/232дсп/09.28, от 21.10.2015 N 01-09/414дсп/09.72, от 14.04.2017 N 01-09/56дсп/09.05, от 20.12.2018 N 01-09/221дсп/09.20, о предоставлении из федерального бюджета бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся федеральным государственным учреждением и федеральным государственным унитарным предприятием от 27.06.2019 N 01-09/26/09.01 (далее - договоры).
Согласно п. 3.1 договоров денежные средства предоставляются Организации на осуществление работ по нескольким объектам капитального строительства, в том числе на объект "Техническое перевооружение производственных мощностей для выпуска корабельных радиолокационных станций и систем обработки информации перспективных надводных кораблей ОАО "Научно-производственное предприятие "Салют", г. Москва, ОАО "Концерн "Моринсис-Агат", г. Москва" (далее - Объект).
В соответствии с п. 2.3 и п. 4.1.1 договоров от 27.06.2012 N 01-13/343/075/АО, от 07.10.2013 N 01-09/418дсп/261/АО, от 27.06.2014 N 01-09/232дсп/09.28, от 21.10.2015 N 01 -09/414дсп/09.72, от 14.04.2017 N 01 -09/56дсп/09.05, от 20.12.2018 N 01-09/221дсп/09.20, п. 2.1 и п. 5.1.1 договора от 27.06.2019 N 01-09/26/09.01 истец перечислил в адрес ответчика бюджетные инвестиции в следующих размерах:
1. По договору от 27.06.2012 N 01-13/343/075/АО - 250 000 000 руб.;
2. По договору от 07.10.2013 N 01-09/418дсп/261/АО - 622 400 000 руб., из которых на выполнение работ по Объекту 200 000 000 руб.;
3. По договору от 27.06.2014 N 01-09/232дсп/09.28 - 604 300 000 руб., из которых на выполнение работ по Объекту 100 000 000 руб.;
4. По договору от 21.10.2015 N 01-09/414дсп/09.72 - 585 400 000 руб., из которых на выполнение работ по Объекту 177 000 000 руб.;
5. По договору от 14.04.2017 N 01-09/56дсп/09.05 - 409 217 000 руб., из которых на выполнение работ по Объекту 213 200 000 руб.;
6. По договору от 20.12.2018 N 01-09/221 дсп/09.2 - 450 000 000 руб., из которых на выполнение работ по Объекту 400 000 000 руб.;
7. По договору от 27.06.2019 N 01-09/26/09.01 - 464 400 000 руб., из которых на выполнение работ по Объекту 333 800 000 руб.;
Сумма предоставленных истцом ответчику бюджетных инвестиций на реализацию проекта в целом составляет: 250 000 000 + 200 000 000 + 100 000 000 + 177 000 000 + 213 200 000 + 400 000 000 + 333 800 000 = 1 674 000 000 (один миллиард шестьсот семьдесят четыре миллиона). Указанная сумма подтверждается прилагаемыми платежными поручениями.
Согласно п. 5.5.15.1.2 договора от 27.06.2019 N 01-09/26/09.01 ответчик обеспечивает достижение обществами значения показателей результативности, установленных в соответствии с п. 5.1.3 указанного договора.
В соответствии с п. 5.1.3 договора от 27.06.2019 N 01-09/26/09.01 установлены показатели результативности в приложении N 3 к указанному договору, одним из которых является срок ввода Объекта в эксплуатацию.
Согласно п. 5.5.20.10 договора от 27.06.2019 N 01-09/26/09.01 ответчик обязуется обеспечить ввод Объекта в эксплуатацию объекта в срок, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1672-80 "О государственном оборонном заказе на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Решение о предоставлении бюджетных инвестиций").
В соответствии с п. 5.5.20.13 договора от 27.06.2019 N 01-09/26/09.01 ответчик обязуется по завершении работ по Объекту представить в Минпромторг России акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14).
В соответствии с Решением о предоставлении бюджетных инвестиций срок ввода Объекта в эксплуатацию установлен 2021 год.
Следовательно, ответчик обязан представить в Минпромторг России документ, подтверждающий ввод Объекта в эксплуатацию не позднее 31.12.2021.
Письмом от 03.03.2022 N 40520-1/11-ЮЗдсп ответчик направил истцу акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, в соответствии с которым Объект введен в эксплуатацию 26.02.2022, то есть с нарушением установленного Решением о предоставлении бюджетных инвестиций срока.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, взятые на себя сторонами, должны исполняться надлежащим образом.
Согласно п. 5.2.3 договора от 27.06.2019 N 01-09/26/09.01 в случае если ответчиком не достигнуты значения показателей результативности, установленные в соответствии в соответствии с п. 5.1.3 указанного договора, Минпромторг России обязан направлять Организации требование об уплате штрафных санкций, расчет размера которых приведен в приложении N 4 к договору.
В соответствии с 6.2 договора от 27.06.2019 N 01-09/26/09.01 в случае недостижения Организацией значений показателей результативности, установленных в соответствии с п. 5.1.3 указанного договора, Организация перечисляет в федеральный бюджет штраф в срок, установленный в полученном от Минпромторга России в соответствии с п. 5.2.3 указанного договора требовании об уплате штрафных санкций.
В соответствии с приложением N 4 к договору от 27.06.2019 N 01-09/26/09.01 размер штрафных санкций за нарушение срока ввода объекта в эксплуатацию устанавливается в виде пени за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от суммы средств федерального бюджета, предусмотренных Решением о предоставлении бюджетных инвестиций, которые были предоставлены Организации на реализацию проекта в целом.
Сумма предоставленных истцом ответчику бюджетных инвестиций на реализацию проекта в целом составляет 1 674 000 000 руб.
По информации Банка России с 25.07.2022 ключевая ставка ЦБ РФ составляет 8%.
За период просрочки с 01.01.2022 по 26.02.2022 (57 дней) размер штрафных санкций составляет:
1 674 000 000 руб. * (1/300) * 8 % * 57 дней = 25 444 800 (двадцать пять миллионов четыреста сорок четыре тысячи восемьсот) рублей.
Вместе с тем, процедура ввода объекта в эксплуатацию находилась вне контроля АО "Концерн "Моринсис - Агат".
Как следует из Акта КС-14, приемочная комиссия по приемке объекта была назначена приказом генерального директора - генерального конструктора АО "НПП "Салют" от 26.11.2021 N 522п.
Кроме того, проектно-сметная документация, утвержденная приказом Минпромторга России от 27.06.2012 N 849, подвергалась корректировке.
Так, 20.07.2020 АО "НПП "Салют" письмом N 40-2115 обратилось в Минпромторг России с просьбой разрешить провести корректировку проектно-сметной документации в части технологического оборудования и контрольно-измерительного оборудования.
23.07.2020 Минпромторг России письмом N 52074/09 сообщил АО "НПП "Салют" о возможности проведения корректировки проектной документации только после согласования технического задания и внесения изменений в текущее задание на разработку проектной документации, утвержденной приказом Минпромторга России. Для согласования внесения изменений АО "НПП "Салют" необходимо направить в адрес Минпромторг документацию, указанную в данном письме.
30.12.2020 АО "НПП "Салют" направил в адрес Минпромторг России письмо N 40-4285, которым просил согласовать уточненный перечень приобретаемого технологического и контрольно-измерительного оборудования, с последующей корректировкой в установленном порядке технологической части проектной документации по проекту.
23.04.2021 Минпромторг России письмом N 33687/09 сообщил АО "НПП "Салют", что для согласования проектной документации необходимо предоставить документы, указанные в данном письме.
20.07.2021 АО "НПП "Салют" направило в Минпромторг России письмо N 40-145дсп о согласовании откорректированной проектной документации.
В ходе согласования Минпромторгом России откорректированной проектной документации АО "НПП "Салют", был выдан ряд замечаний (письмо от 29.07.2021 N 64052/09, которые в последствии были устранены АО "НПП "Салют" (письмо от 06.09.2021 N 40-176дсп).
15.12.2021 письмом N 40520-1/11-535дсп АО "Концерн "Моринсис - Агат" направило в Минпромторг России Акт КС-14, утвержденный АО "НПП "Салют".
Таким образом, следует, что фактически работы были выполнены 15.12.2021, то есть до истечения срока ввода объекта в эксплуатацию.
28.12.2021 Минпромторг России направил в адрес АО "Концерн "Моринсис - Агат" письмо N 115854/09, которым сообщил, что Акт КС-14 может быть рассмотрен только после утверждения откорректированной проектной документации, которая находится на согласовании в Минпромторге России.
Согласно п. 6 Акта КС-14 проектно-сметная документация, утвержденная Минпромторгом России от 27.06.2012 N 849, была переутверждена приказами Минпромторга России от 20.12.2018 N 5095 и от 25.02.2022 N 602.
Акт КС-14, после утверждения Минпромторгом России проектной документации (Приказ от 25.02.2022 N 602) и после утверждения АО "НПП "Салют" (26.02.2022), был направлен АО "Концерн "Моринсис - Агат" в адрес Минпромторга России (письмо исх. от 03.03.2022 N 40520-1/11-103дсп).
11.04.2022 письмом N 31364/09 Минпромторг России сообщил АО "Концерн "Моринсис - Агат" и АО "НПП "Салют", что проект считается завершенным в соответствии с датой составления акта КС-14 26.02.2022.
Вместе с тем, Минпромторг России не являясь заказчиком или подрядчиком работ на Объекте, не принимал участие в оформлении Акта КС-14. Представление Акта КС-14 в Минпромторг России носило лишь уведомительный характер и осуществлялось во исполнение обязательства Ответчика по предоставлению отчета об использовании субсидии и отчета о ходе работ.
Следовательно, оценка представленного Акта КС-14 от 2021 года осуществлялась Минпромторгом России только по формальным требованиям к оформлению отчетных документов.
Таким образом, Ответчик исполнил обязательство по обеспечению ввода Объекта в эксплуатацию в соответствии с условиями Договоров в срок до конца 2021 года, а значит не допустил просрочки обязательства. Акт КС-14 от 26.02.2022 возник в результате длительного согласования Минпромторгом России изменения в проектно-сметную документацию.
Поскольку ввод объекта в эксплуатацию произведен в 2021 году, а в оформлении Акта КС-14 АО "Концерн "Моринсис - Агат" участия не принимало в силу норм действующего законодательства, ответчик исполнил свои обязательства по Договорам в полном объеме.
Таким образом, Ответчик не может быть привлечен к ответственности за несвоевременный ввод объекта в эксплуатацию.
Процесс осуществления работ на объекте, в том числе его ввод в эксплуатацию, осуществлялся третьим лицом (АО "НПП "Салют") без привлечения АО "Концерн "Моринсис - Агат".
Фактически суть полномочий АО "Концерн "Моринсис - Агат" заключалось в передаче третьему лицу - АО "НПП "Салют" денежных средств, полученных из бюджета в счет оплаты акций АО "Концерн "Моринсис - Агат", переданных в собственность Российской Федерации, а уже в свою очередь АО "НПП "Салют", принимая указанные денежные средства в виде взноса в уставной капитал, приняло на себя обязательства по выполнению работ в отношении объекта инвестпроекта.
Кроме того, согласно условиям Договоров установлены, в частности, следующие обязательства АО "Концерн "Моринсис - Агат": заключить договор о приобретении дополнительных акций с организацией, включающий обязательство дочернего общества о реализации инвестиционного проекта в отношении объекта; обеспечить выполнение обществами работ по объектам в соответствии с гражданским законодательством; обеспечить привлечение обществами в соответствии с условиями Программы для выполнения работ внебюджетных источников финансирования, в том числе собственных средств.
Из изложенного следует, что никакие работы в рамках инвестиционного проекта АО "Концерн "Моринсис - Агат" не выполнялись и не должны были выполняться.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности).
Поскольку реализация инвестиционного проекта, в том числе ввод объекта в эксплуатацию, осуществлялось третьим лицом (АО "НПП "Салют") без участия АО "Концерн "Моринсис - Агат", в действиях Ответчика отсутствует вина в несоблюдении АО "НПП "Салют" сроков ввода объекта в эксплуатацию. В таком случае Ответчик не может нести ответственность за нарушение указанного срока.
Не являясь заказчиком (застройщиком) строительства объекта, АО "Концерн "Моринсис - Агат" не осуществлял реализацию инвестиционного проекта, а потому процедура ввода объекта в эксплуатацию находилась вне контроля АО "Концерн "Моринсис - Агат". Основания для привлечения АО "Концерн "Моринсис - Агат" к ответственности за пропуск срока ввода объекта в эксплуатацию отсутствует.
Кроме того, согласно п. 6 Акта КС-14 приказом Минпромторга России от 25.02.2022 N 602 внесены изменения в проектно-сметную документацию.
Сроки завершения работ (31.12.2021), установленные в договорах с АО "Концерн "Моринсис - Агат", при этом не изменялись.
Однако, согласование Минпромторгом России изменений в проектно-сметную документацию 25.02.2022 свидетельствует о том, что завершение работ в полном объеме (включая ввод в эксплуатацию) в срок 31.12.2021 заведомо невозможно.
Ввод объекта в эксплуатацию был осуществлен 26.02.2022, что подтверждается, утвержденным генеральным директором - генеральным конструктором АО "НПП "Салют" актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма КС-14) (далее - Акт КС-14), а также письмом Минпромторг России от 11.04.2022 N 31364/09.
Таким образом, согласование Минпромторгом России изменений в проектно-сметную документацию уже за пределами срока ввода объекта в эксплуатацию, а в последующем взыскание неустойки за нарушение такого срока с лица, не контролирующего процесс выполнения работ, указывает на недобросовестное поведение Истца.
Каких-либо бесспорных доказательств наличия вины Акционерного общества "КОНЦЕРН "МОРИНФОРМСИСТЕМА - АГАТ" в задержке сроков ввода объекта в эксплуатацию в рамках спорных договоров истцом не представлено, судом не установлено.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами на Акционерное общество "КОНЦЕРН "МОРИНФОРМСИСТЕМА - АГАТ" не может быть возложена обязанность по уплате неустойки (пени) за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу положений ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами и никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
По существу, доводы апелляционной жалобы выражают несогласие Истца с оценкой данной судом обстоятельствам дела и доказательствам, что не опровергает правильность выводов суда и в силу положений главы 34 АПК РФ не может быть положено в основу отмены судебного акта.
Иная оценка Истцом установленных судом фактов, равно как иное толкование им нормативных актов, не свидетельствуют о наличии допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, и вопреки доводам жалобы, основаны на правильном применении судом норм материального и процессуального права, отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21.10.2022 по делу N А40-190147/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Тетюк |
Судьи |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-190147/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "КОНЦЕРН "МОРИНФОРМСИСТЕМА - АГАТ"
Третье лицо: АО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "САЛЮТ", ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ