город Самара |
|
18 января 2023 г. |
Дело N А55-2897/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова С.А., судей Колодиной Т.И., Буртасовой О.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Добычиной Е.А., с участием: от истца: представитель Мощук Н.В. (доверенность от 14.11.2022), от других лиц, участвующих в деле, представители не явились, извещены надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу гаражно-погребного кооператива N 51-Г "Дружба" на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.11.2022 (судья Агафонов В.В.) по делу N А55-2897/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" к гаражно-погребному кооперативу N 51-Г "Дружба" о взыскании долга,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - ООО "ЭкоСтройРесурс", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к гаражно-погребному кооперативу N 51-Г "Дружба" (далее - ответчик) о взыскании 65 140 руб. 20 коп. долга (уточненные исковые требования).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.11.2022 иск удовлетворен.
Ответчик обжаловал судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе ответчик просит решение Арбитражного суда Самарской области от 03.11.2022 отменить, в иске отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ГПК N 51-Г "Дружба" (далее - Потребитель, Ответчик) и Региональным оператором по обращению с ТКО на территории Самарской области заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-21935 от 02.12.2019 (далее - Договор).
При заключении Договора на оказание услуг по обращению с ТКО применяются Правила обращения с ТКО, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (Далее - Постановление Правительства N 1156).
Договор о предоставлении услуг по обращению с ТКО является договором возмездного оказания услуг.
В соответствии с п. 2 Договора Региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Обязанность заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО Потребителями ТКО с Региональным оператором и оплаты соответствующих услуг предусмотрена статьями 24.6 и 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пунктом 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Согласно п. 8(15) постановления Правительства РФ N 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или Региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной Региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Таким образом, по мнению истца, на основании п. 8(15) постановления Правительства РФ N 1156 в связи с неурегулированием разногласий сторон, Договор N ТКО-21935 от 02.12.2019 г. в настоящее время заключен по цене, предложенной Региональным оператором.
В силу ст. 425 ГК РФ условия заключенного Договора применяются к отношениям, возникшим до даты заключения типового Договора, то есть распространяют свое действие с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю, а именно с 01.01.2019.
Согласно п. 5 Договора, датой начала оказания услуг по обращению с ТКО является 01 января 2019 года. Включение указанного пункта в Договор вытекает из существа отношений, складывающихся в сфере обращения с ТКО. Поскольку ООО "ЭкоСтройРесурс" обязанность по обращению с ТКО исполняется с 01.01.2019 в результате присвоенного ему статуса I единственного Регионального оператора на территории Самарской области, то есть производится фактическое исполнение договора, то к отношениям по договорам на обращение с ТКО, применяется правило ст. 425 ГК РФ, что не противоречит действующему законодательству.
Таким образом, Договор N ТКО-21935 от 01.12.2019 на оказание услуг по обращению с ТКО в силу своей публичности считается заключенным с 01.01.2019, вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (ст. 425, ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), на условиях типового договора по цене, указанной Региональным оператором в указанном проекте договора и подлежат оплате с 01.01.2019, то есть с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю.
Согласно п. 6 Договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора. Единый тариф на услугу регионального оператора доступен на официальном сайте регионального оператора и уполномоченного органа исполнительной власти.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 г. N 95, от 19.12.2019 г. N 781 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 г. - 2020 г. для населения в размере 498,47 руб./куб.м (без учета НДС) или 598,16 руб./куб.м (с учетом НДС) (далее - тариф).
В соответствии с п. 16 Договора Стороны производят учет объема и/или массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: в соответствии с Приложением N 1 к Договору.
В период с 01.01.2019 по 30.06.2021 - расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО по формуле:
Pi = Kix1/12NJ°хTотх,
где:
Pi - размер платы за услугу по обращению с ТКО;
Ki - количество расчетных единиц (указывается в Приложении N I к Договору);
Njo - норматив накопления ТКО, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области (указывается в Приложении N 1 к Договору);
Тотх - цена на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО;
"12" - количество месяцев в году.
На основании Приказа министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 N 804 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области" (далее - Приказ N 804) объект недвижимости Потребителя, на котором происходит образование ТКО, отнесен к категории объектов "Предприятия транспортной инфраструктуры": автостоянки, парковки, гаражи (п. 3.3).
Для данной категории объектов согласно Приказу N 804 норматив накопления ТКО составляет 0,29 куб. м/год на 1 машино-место (далее - норматив).
Расчет суммы ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 30.06.2021 по Договору согласно указанной выше формуле, выглядит следующим образом: 150 х 0,0242 куб. м./месяц на 1 машино-место (0,29 куб. м./год на 1 машино-место / 12 месяцев) = 3,63 куб. м. вмес. х 498,47 руб./куб. м + 20% (сумма НДС) = 2 171,34 руб. в мес. где:
150 машино-мест - количество расчетных единиц;
0,0242 куб. м,/месяц на 1 машино-место - 1/12 норматива (0,29 куб. м./год на 1 машино-место /12 месяцев); 3,63 куб. м. в мес. - объем ежемесячно принимаемых ТКО; 498,47 руб./мЗ - тариф без учета НДС - 20%;
2 171,34 руб. в мес. - сумма ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО за указанный период.
Таким образом, сумма задолженности за период с 01.01.2019 по 30.06.2021 составляет: 2 171,34 руб. в мес. X 30 (количество месяцев) = 65 140,2 руб. ( с учетом уточнений).
В соответствии с п. 7 Договора, Потребитель ежемесячно оплачивает услуги по обращению с ТКО до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
С начала срока действия договора (с 01.01.2019) Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО с места (площадки) накопления ТКО (КГО), расположенных по адресу согласно Приложению N 1 Договора.
Услуги по обращению с ТКО были оказаны Региональным оператором надлежащим образом, в адрес Потребителя были выставлены УПД (КУ05-020035 от 22 мая 2021 г., КУ05-020037 от 22 мая 2021 г., КУ05-020038 от 22 мая 2021 г., КУ05-020039 от 22 мая 2021 г., КУ05н 020042 от 22 мая 2021 г., КУ05-020043 от 22 мая 2021 г., КУ05-020048 от 22 мая 2021 г., КУ05-020051 от 22 мая 2021 г., КУ05-020053 от 22 мая 2021 г., КУ05-020054 от 22 мая 2021 г., КУ05-020665 от 31 мая 2021 г., КУ06-008847 от 30 июня 2021 г.) на оплату услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с п. 13 раздела V Договора в случае нарушения Региональным оператором обязательств по настоящему договору Потребитель с участием представителя Регионального: оператора составляет Акт о нарушении Региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю Регионального оператора. При неявке представителя Регионального оператора Потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет Акт Региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Потребителем не предоставлено надлежащих доказательств, подтверждающих оказание Региональным оператором услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающим допустимую продолжительность.
При этом до настоящей даты услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 30.06.2021 так и не были оплачены потребителем.
Во исполнение ст. 4 АПК РФ, с целью досудебного урегулирования споров Региональным оператором в адрес Потребителя была направлена претензия N ЭСР-61091/20 от 02.09.2021 ответ от Ответчика на претензию Региональный оператор получил 24.09.2021 г.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии с п.п. "в" п. 8(1) Правил N 1156 Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирном домах, и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях или уполномоченными ими лицами.
Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, в деятельности которых образуется ТКО, а также физические лица, являющиеся собственниками нежилых помещений, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.
Довод ответчика о том, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключен, суд первой инстанции признал несостоятельным в силу следующего.
Согласно п. 8(4) Постановления Правительства РФ N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 8(8) Постановления Правительства РФ N 1156 Региональным оператором был подготовлен проект договора и вручен Потребителю.
Согласно п. 8(11) Постановления Правительства РФ N 1156 Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
Согласно п. 8(12) Постановления Правительства РФ N 1156 в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Протокол разногласий к Договору от Потребителя в адрес Регионального оператора не поступал.
Согласно 8(15) Постановления Правительства РФ N 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Довод ответчика об оказании услуг по обращению с ТКО в спорном периоде суд первой инстанции признал не правомерным, поскольку истец является единственным региональным оператором на территории Самарской области.
Ссылка ответчика на заявления о выходе из членов кооператива судом первой инстанции отклонена, поскольку в материалы дела не представлено доказательств наличия у кооператива иного числа машино-мест, отличного от 150, ответчиком в материалы дела представлена документация в соответствии с которой, количество машино-мест при строительстве гаражного комплекса определено в количестве 150, с данными доводами согласился истец.
При этом суд первой инстанции отметил, что норматив платы за оказание услуг по вывозу ТКО установлен исходя не из количества членов кооператива, а исходя из количества машино-мест.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 307, 309, 310, 425, 426, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 49, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил иск.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 03.11.2022 по делу N А55-2897/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
С.А. Кузнецов |
Судьи |
Т.И. Колодина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2897/2022
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: ГПК N51-Г "Дружба"