г. Саратов |
|
18 января 2023 г. |
Дело N А06-5074/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 16.01.2023 года.
Полный текст постановления изготовлен - 18.01.2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Астраханской области апелляционную жалобу Астраханской таможни
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 октября 2022 года по делу N А06-5074/2022 (судья Аюпова А.Н.),
по заявлению Акционерного общества "Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминий" (623400, Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, ул. Заводская, д. 10, ОГРН: 1026600931180, ИНН: 6612005052)
к Астраханской таможне (414018, г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, д. 42, ОГРН: 1033001700159, ИНН: 3017003414)
третье лицо: Южная электронная таможня (344000, г. Ростов-на-Дону, пер. Энергетиков, д. 11, ОГРН: 1206100021380, ИНН: 6167198870),
о взыскании процентов,
при участии в судебном заседании:
от Акционерного общества "Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминий" - Белоусов О.В., представитель по доверенности от 08.07.2022 года N РАМ-ДВ-22-0029 (срок доверенности до 16.06.2025 года), имеет высшее юридическое образование; Сидоренко Е.В., представитель по доверенности от 01.11.2022 года N ВгАЗ-ДВ-22-0035 (срок доверенности до 31.12.2023 года), имеет высшее юридическое образование;
от Астраханской таможни - Чиликова Е.А., представитель по доверенности от 10.01.2023 года N 07-23/00106 (срок доверенности до 31.12.2023 года), имеет высшее юридическое образование.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминий" (далее - Общество, АО "РУСАЛ Урал", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области к Астраханской таможне (далее - таможенный орган, Таможня) с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о взыскании процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей и пени, в размере 2 030 727,16 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 10 октября 2022 года с Астраханской таможни в пользу Акционерного общества "Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминий" взысканы проценты, начисленные на сумму излишне взысканных таможенных платежей и пени, в размере 2 030 727 руб. 16 коп.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Астраханская таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований АО "РУСАЛ Урал".
Представитель Астраханской таможни в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
АО "РУСАЛ Урал" в порядке ст. 262 АПК РФ представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Южной электронной таможней в порядке ст. 262 АПК РФ представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором даны пояснения по существу спора.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 25.11.2022, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в 2018-2020 годах Астраханская таможня проводила камеральные таможенные проверки в отношении таможенной стоимости ввезенных АО "РУСАЛ Урал" товаров.
По результатам проверок таможней Обществу доначислены таможенные платежи (таможенная пошлина, НДС) и соответствующие доначисленным таможенным платежам пени за несвоевременную уплату этих платежей.
Всего, АО "РУСАЛ Урал" доначислено 11 902 801,72 руб., которые были уплачены обществом в период с июля 2018 года по декабрь 2020 года, что подтверждается отчетами о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей (т. 4 л.д. 3-73).
Общество с расчетами доначислений Астраханской таможни не согласилось и обратилось в Арбитражный суд Астраханской области.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Астраханской области по делам N N А06-787/2020, А06-2551/2018, А06-3254/2020, А06-3730/2020, А06-3732/2020, А06-3734/2020, А06-3735/2020, А06-3736/2020, А06-3738/2020, А06-3739/2020, А06-3740/2020, А06-10720/2020, А06-10905/2020, А06-10906/2020, А06-10907/2020, А06-8295/2018, А06-1386/2018, А06-11089/2020, А06-10904/2020, А06-3737/2020, А06-3733/2020, А06-9501/2018, А06-9772/2018, А06-7503/2018, А06-1384/2018, А06-6906/2018, А06-11090/2020, А06-11091/2020, А06-6266/2018, А06-3731/2020, А06-10957/2020 удовлетворены требования АО "РУСАЛ Урал" о признании недействительными решений о корректировке таможенной стоимости товаров/внесении изменений (дополнений) в декларации на товары.
Указанными судебными актами на таможню возложена обязанность восстановить допущенное нарушение прав и законных интересов АО "РУСАЛ Урал" путем возврата таможенных платежей (НДС и таможенная пошлина) и пени в общем размере 11 489 808,03 руб.
На основании заявлений АО "РУСАЛ Урал" излишне взысканные Астраханской таможней суммы таможенных платежей и пени возвращены декларанту в форме их зачета в счет авансовых платежей в марте - мае 2022 года, при этом проценты на сумму излишне взысканных платежей не начислены и не выплачены.
АО "РУСАЛ Урал" в адрес Астраханской таможни направлены заявления о выплате процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей (т. 4 л.д. 74-76, 89-90, 97-98).
Таможенным органом частично исполнены требования о выплате процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей и пени по ДТ N 10311010/17112017/0033800, N 10311010/22112017/0034326, N 10311010/13112017/0033284, N 10311010/23102017/0030709.
Уральским таможенным управлением (таможенный орган, осуществляющий администрирование лицевого счета участника ВЭД) 16.05.2022 произведен возврат обществу процентов в том числе:
- по ДТ N 10311010/17112017/0033800 в сумме 25 541,66 руб.,
- по ДТ N 10311010/22112017/0034326 в сумме 27 908,27 руб.,
- по ДТ N 10311010/13112017/0033284 в сумме 1 256,21 руб.,
- по ДТ N 10311010/23102017/0030709 в сумме 20 097,69 руб.
Поскольку требования о выплате процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей удовлетворены частично, АО "РУСАЛ Урал" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку таможенные платежи уплачены декларантом в связи с корректировкой таможенной стоимости, признанной по решению суда незаконной, и поэтому являются излишне взысканными, проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов должны начисляться со дня, следующего за днем взыскания, по день их фактического возврата.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу действующего в настоящее время правового регулирования согласно статье 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
Статьей 67 ТК ЕАЭС определены случаи, при которых осуществляется возврат (зачет) сумм таможенных пошлин, налогов, авансовых платежей, денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также иных денежных средств (денег).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 67 ТК ЕАЭС суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в случае, если таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьей 66 ТК ЕАЭС.
Возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких ввозных таможенных пошлин, с учетом положений Договора о Союзе (пункт 4 статьи 67 ТК ЕАЭС).
Порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в Российской Федерации регламентирован главой 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с частью 8 статьи 398 которого положения статьи 67 Федерального закона N 289-ФЗ применяются со дня вступления в силу международного договора Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в приложения N 5 и 8 к договору.
Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 ратифицирован Федеральным законом от 01.04.2020 N 78-ФЗ. Начало действия документа - 01.08.2021.
Следовательно, применение положений статьи 67 Федерального закона N 289-ФЗ о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, и процентов при нарушении срока возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов по расчетным периодам до 01.08.2021 осуществляется в порядке, установленном главой 18 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
По расчетным периодам, в которых факт излишней уплаты (излишнего взыскания) возник после 01.08.2021, начисление и выплата процентов производится в соответствии с положениями статьи 67 Федерального закона N 289-ФЗ.
Частью 13 статьи 67 Федерального закона N 289-ФЗ установлено, что таможенный орган, выявивший факт излишнего взыскания, в письменной форме уведомляет плательщика таможенных пошлин, налогов не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем фактического возврата (зачета) сумм излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, о сумме подлежащих выплате процентов.
В силу части 14 статьи 67 Закона N 289-ФЗ выплата процентов лицам, указанным в части 3 статьи 67 Закона N 289-ФЗ, производится по их заявлению, поданному в таможенный орган, осуществляющий администрирование денежных средств, в виде документа на бумажном носителе или электронного документа.
Как подтверждается материалами дела, в рассматриваемом случае факт излишней уплаты (излишнего взыскания) возник до 01.08.2021, поскольку оплата дополнительно начисленных таможенных пошлин, налогов производилось в период с июля 2018 года по декабрь 2020 года, в связи с чем, следует применять положения Федерального закона N 311-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу части 6 указанной статьи, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ следует, что при возврате излишне уплаченных (взысканных) в соответствии с положениями главы 18 данного закона таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
В пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" указано, что в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Федерального закона N 289-ФЗ, а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ).
Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Федерального закона N 289-ФЗ, а до начала ее применения - статья 117 Федерального закона N 311-ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе, если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
Как установлено судом первой инстанции, вступившими в законную силу судебными актами - решениями Арбитражного суда Астраханской области от 09.07.2021 по делам N N А06-787/2020, А06-2551/2018, А06-3254/2020, А06-3730/2020, А06-3732/2020, А06-3734/2020, А06-3735/2020, А06-3736/2020, А06-3738/2020, А06-3739/2020, А06-3740/2020, А06-10720/2020, А06-10905/2020, А06-10906/2020, А06-10907/2020, А06-8295/2018, А06-1386/2018, А06-11089/2020, А06-10904/2020, А06-3737/2020, А06-3733/2020, А06-9501/2018, А06-9772/2018, А06-7503/2018, А06-1384/2018, А06-6906/2018, А06-11090/2020, А06-11091/2020, А06-6266/2018, А06-3731/2020, А06-10957/2020 установлен факт излишнего взыскания таможенных платежей таможенным органом.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные судом при рассмотрении указанных дел, являются преюдициальными для настоящего спора и не подлежат доказыванию вновь.
При таких условиях, учитывая, что обстоятельства, связанные с излишним начислением таможенных платежей установлены вступившими в законную силу вышеуказанными судебными актами, в силу части 2 статьи 69 АПК РФ, судебная коллегия находит обоснованным вывод арбитражного суда о том, что таможенные платежи по названным таможенным декларациям являются излишне взысканными.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что корректировка ДТ и уплата платежей произведены Обществом исключительно по требованию и решению таможенного органа о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в связи с чем установленная судом сумма переплаты не может считаться добровольно уплаченной. С учетом изложенного, АО "Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминий" вправе требовать с таможенного органа уплаты процентов на всю сумму незаконно удержанных денежных средств за весь период удержания со дня, следующего за днем взыскания платежей, по день фактического возврата.
Довод таможенного органа о том, что в рассматриваемом случае таможенные платежи уплачены добровольно, в связи с чем, проценты не подлежат уплате, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку таможенные платежи уплачены во исполнение решений таможенного органа.
Вопреки доводам таможни, в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - статья 117 Закона о таможенном регулировании), до даты фактического возврата, в том числе, если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
Также в обоснование доводов апелляционной жалобы Астраханская таможня ссылается на то, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, при этом ссылается на приказ ФТС России от 31.07.2020 N 672. При этом, Астраханская таможня указывает на то, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Южная электронная таможня.
Южная электронная таможня представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором ссылается на следующее.
Приказом ФТС России от 31.07.2020 N 672 "О совершенствовании структуры Астраханской и Краснодарской таможен и внесении изменении в приложение к приказу ФТС России от 28.06.2019 N 1067" Астраханский таможенный пост (центр электронного декларирования) Астраханской таможни с 01.10.2020 переподчинён Краснодарской таможне и переименован в Центральный таможенный пост этой же таможни (код 10309250).
В соответствии с пп. 3 п. 9 Приказа ФТС России от 31.07.2020 N 672 Южному таможенному управлению предписано обеспечить совершение с 1 октября 2020 года таможенных операций и осуществление таможенного контроля Южным таможенным постом (центр электронного декларирования) Южной электронной таможни (код 10323010) в отношении деклараций на товары, зарегистрированных Астраханским таможенным постом (центр электронного декларирования) Астраханской таможни (код 10311010).
Согласно пункту 37 приложения N 1 к приказу ФТС России от 26.06.2019 "Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств "Лицевые счета - ЕЛС" расчет процентов, начисленных на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных и иных платежей, осуществляется таможенным органом, чьи действия (бездействие) повлекли необходимость выплаты указанных процентов (далее - таможенный орган расчета процентов), в том числе на основании судебного акта (исполнительного документа), предписывающего осуществить выплату процентов.
При поступлении заявления заинтересованного лица о выплате процентов либо судебного акта (исполнительного документа), предписывающего осуществить выплату процентов, в таможенный орган, осуществляющий администрирование лицевого счета заинтересованного лица, данный таможенный орган направляет копии поступивших документов в таможенный орган расчета процентов в соответствии с компетенцией.
Таможенный орган расчета процентов на основании поступивших от таможенного органа, осуществляющего администрирование лицевого счета заинтересованного лица, документов в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления такого запроса осуществляет проверку наличия оснований для выплаты процентов и размера подлежащих выплате процентов.
При подтверждении оснований для выплаты процентов и размера подлежащих выплате процентов таможенный орган расчета процентов формирует решение о выплате процентов, на основании которого таможенный орган, осуществляющий администрирование лицевого счета заинтересованного лица, формирует заявку на возврат указанных денежных средств.
При отсутствии оснований для выплаты процентов информирование об этом заинтересованного лица осуществляет таможенный орган расчета процентов.
Расчет процентов, начисленных на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных и иных платежей, осуществляется таможенным органом, чьи действия (бездействие) повлекли необходимость выплаты указанных процентов, в том числе на основании судебного акта (исполнительного документа), предписывающего осуществить выплату процентов, а именно - Астраханской таможней.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией Южной электронной таможни.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы Астраханской таможни, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Данные доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Астраханской таможни не имеется.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 октября 2022 года по делу N А06-5074/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-5074/2022
Истец: АО "Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминий"
Ответчик: Астраханская таможня
Третье лицо: Южная электронная таможня, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд