г. Москва |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А40-153459/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей Мухина С.М., Попова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аграровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО НьюБридж" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2022 г., по делу N А40-153459/22, по заявлению ООО НьюБридж" к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным уведомления от 01.04.2022 г. N КУВД-001/2021-25644036, об обязании,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Горячева Н.В. по доверенности от 06.04.2022;
от заинтересованного лица: Винокурцева Е.В. по доверенности от 10.03.2022;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью НьюБридж" (далее - заявитель, ООО "НБ", общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр, заинтересованное лицо) об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 01.04.2022 г. N КУВД-001/2021-25644036, об обязании Управление Росрееестра по Москве произвести государственный кадастровый учет по заявлению ООО "Ньюбридж" N КУВД-001/2020-11874762 от 17.08.2020 г.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.10.2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объёме.
В обоснование апелляционной жалобы общество указало на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании участники процесса поддержали свою позицию.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд соглашается с правомерно установленными выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2022 г.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, ООО "НБ" на праве собственности принадлежит объект капитального строительства с кадастровым номером 77:08:0005006:1088, расположенный по адресу: г. Москва, Строительный проезд, д. 7А, корп. 25, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 13.11.2020 г. N КУВИ-002/2020-3 8282926.
Для изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав Заявителем 23.06.2021 г. подано заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав не недвижимое имущество, что подтверждается описью от 23.06.2021 N MFC-05 5 8/2021-1046760-1.
Осуществление государственной регистрации приостановлено до 02.10.2021 г. на основании уведомления от 02.07.2021 г. N КУВД-001/2021-25644036, согласно которому для устранения причин приостановления необходимо представить технический план, оформленный в соответствии с Требованиями и Законом. Во исполнение вышеуказанного уведомления 03.08.2021 г. было подано заявление о предоставлении дополнительных документов, а также технический план здания от 03.08.2021 г. N б/н., что подтверждается описью от 03.08.2021 г.
Уведомлением от 11.08.2021 г. N КУВД-001/2021-25644036/3 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии уведомила о не устранении причин приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении здания с кадастровым номером 77:08:0005006:1088, расположенного по адресу: г. Москва, проезд строительный, д. 7А, корп. 25 и приостановлении осуществлении действий по государственному кадастровому учету до 04.10.2021 г.
Уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД001/2021-25644036/5 от 01.10.2021 г. осуществление действий по государственному кадастровому учету приостанавливается до 01.04.2022 г.
Уведомлением от 01.04.2022 г. N КУВД-001/2021-25644036 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии уведомила об отказе в осуществления государственного кадастрового учета в отношении здания с кадастровым номером 77:08:0005006:1088, расположенного по адресу: г. Москва, проезд Строительный, д. 7А, корп. 25.
Полагая указанный отказ незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом Российской Федерации от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости), в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, утвержденным Приказом Росреестра 23.01.2017 г. N П/0027, иными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, 23.06.2021 г. Заявитель обратился в Управление с заявлением N КУВД-001/2021-25644036 о проведении государственного кадастрового учета здания с кадастровым номером 77:08:0005006:1088 площадь: 363,5 кв.м. с адресом г Москва, пр-зд Строительный, д. 7а, кв. 5 в связи с изменением характеристики объекта недвижимости, а именно, площадь и описание местоположения здания.
02.07.2021 г. по итогам предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о недвижимости правовой экспертизы государственным регистратором прав на основании пункта 7 части 1 стать 26 Закона о недвижимости принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении заявленного к регистрации объекта:
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
01.04.2022 г. на основании статьи 27 Закона о недвижимости ввиду неустранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета в государственном кадастровом учете было отказано.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконными уведомлений Росреестра, суд первой инстанции правомерно исходил.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о недвижимости недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом о недвижимости сведений (ст. 1 Закона о недвижимости).
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о недвижимости случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о недвижимости порядке.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона о недвижимости основанием для осуществления государственного кадастрового учета является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке. Представленный с заявлениями технические планы, подготовлены в результате кадастровых работ, в связи с постановкой помещений.
В соответствии со статьей 24 Закона технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Технический план изготовлен в нарушение Приказа от 18.12.2015 г. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования):
- постановлением Правительства Москвы от 27.08.2012 г. N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" (далее -Постановление), установлены виды работ по изменению объектов капитального строительства, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство.
При проведении правовой экспертизы представленных документов было установлено, что в здании проведены работы, не предусмотренные к выполнению данным Постановлением, а именно: возведение пристроек, устройство помещения в подвале.
В силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации N 190-ФЗ от 29.12.2004 г. (далее - ГрК РФ) реконструкцией является - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, в том числе установленных частью 4 пункта 17 статьи 51 ГрК РФ, а именно: изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Таким образом, проведение реконструктивных и строительных работ в здании, регулируется ГрК РФ.
Разрешение на реконструкцию согласно пункту 5 статьи 8 ГрК РФ выдает орган местного самоуправления в соответствии с требованиями статьи 51 ГрК РФ.
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, в том числе установленных частью 4 пункта 17 статьи 51 ГрК РФ, а именно: изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Результатом проведенных работ в соответствии со статьёй 55 Градостроительного кодекса РФ является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Однако разрешение на строительство и ввод объекта в эксплуатацию либо иные документы, подтверждающие правомерность проведенных работ не представлены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона, Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из:
1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);
2) реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость).
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) до 01.01.2013 г. устанавливался переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
До 01.01.2013 г. кадастровая деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства не осуществлялась (часть 2 статьи 44 Закона о кадастре).
В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Закона о кадастре нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного учета), если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с частью 2.2 статьи 43 Закона о кадастре.
Технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, осуществленный до вступления в силу Закона о кадастре (до 1 января 2008 года) и в переходный период, признается юридически действительным, и такие объекты недвижимости считаются учтенными в соответствии с Законом о кадастре, так называемые ранее учтенные объекты недвижимости (пункт 1 статьи 45 Закона о кадастре). Аналогично объекты, которые не прошли государственный технический учет, но права собственности, на которые зарегистрированы в ЕГРП по правилам Закона о регистрации, не прекращены и которым присвоен условный номер, также признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
По окончании переходного периода в срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (органы БТИ) обязаны были передать в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости заверенные копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (ранее учтенных объектов недвижимости).
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости (пункт 3 статьи 45 Закона о кадастре). Порядок и сроки включения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 11.01.2011. При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы ГКН такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.
ЕГРН содержит актуальные сведения об объекте недвижимого имущества со статусом "ранее учтенный" с кадастровым номером 77:08:0005006:1088, Инвентарный номер 2783/13; Условный номер 3301716 31.07.2000 ГУП МосгорБТИ; Условный номер 354022: нежилое здание, количество этажей - 1, в том числе подземных - 1, площадь - 363,5 кв.м., год ввода в эксплуатацию -1965.
В кадастр недвижимости ЕГРН сведения о Здании внесены 23.05.2012 в соответствии с частью 3 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в объеме, переданном органом технической инвентаризации в составе информационного ресурса в электронном виде по состоянию на дату технической инвентаризации.
Кроме того, данное здание приобретено Истцом на основании договора купли-продажи N 11/12 от 02.11.2011 г., заключенным между ЗАО "ПК Энергопром" и "ООО "НБ".
Предметом договора согласно п. 1 является объект, состоящий из нежилых помещений, общей площадью 363,5 кв.м., количество этажей 2, с подвальным этажом.
На государственную регистрацию Договора купли-продажи согласно Расписке был представлен вышеуказанный Договор, свидетельство о регистрации права собственности ЗАО "ПК Энергопром" N 175265, кадастровый паспорт на Объект, Поэтажные планы с экспликацией БТИ 2011 года, акт приема-передачи нежилого здания.
Таким образом, Истец приобрел Здание в соответствии с экспликацией и поэтажным планом по состоянию на 2011 г.
Спорной комнаты в подвальном помещении не было, вопросов ее отсутствия у приобретателя не возникало.
Также в архиве Управления имеется Договор купли-продажи предшествующего собственника ЗАО "ПК Энергопром" N 7-2/04 от 06.12.2004 г., к которому в качестве приложения была представлена Выписка из Технического паспорта БТИ по состоянию на 13.07.1999 г. с поэтажными планами и экспликацией.
Представленная Заявителем Выкопировка из архивного проекта не является надлежащим документом, в отношении которого может проведена правовая экспертиза, предусмотренная ст. 29 Закона о регистрации недвижимости.
Согласно части 3 статьи 61 Закона о регистрации воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Таким образом, наличие реестровой ошибки не подтверждено представленными документами. В соответствии с п. 27 Требований в реквизите "1" раздела "Исходные данные" указываются реквизиты документов, на основании которых подготовлен технический план, а также документов, использованных при подготовке технического плана.
Первыми указываются сведения о документах, на основании которых подготовлен технический план. Однако представленный технический план не соответствует указанным требованиям. - в нарушение пункта 34 Требований некорректно отображен контур здания. Должно быть 2 контура, а не участки одного контура.
Не должен быть указан ликвидируемый контур. - в нарушение п.п. 52,21 Требований в графической части технического плана указаны нечитаемые условные знаки
Технический план оформляется в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем.
Частью 12 статьи 24 Закона о недвижимости установлено, что технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - УКЭП) кадастрового инженера, подготовившего такой план. Технический план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.
Поскольку судом первой инстанции установлено, что представленный технический план не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", выводы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований являются правильными.
По смыслу статьи 200 АПК РФ законность оспариваемого ненормативного правового акта проверяется судом на момент его принятия независимо от дальнейших действий административного органа по приведению этого акта в исполнение, реализации заложенного в нем правового потенциала либо восстановления нарушенных прав лица, в отношении которого он вынесен.
Не являвшиеся предметом оценки со стороны государственного органа документы не могут быть предметом оценки и в ходе рассмотрения дела об оспаривании ненормативного правового акта, поскольку подобного рода документы не отвечают принципам относимости и допустимости.
С учётом представленных в дело доказательств, оспариваемый отказ соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Неоспоримых и достаточных доказательств обратного, обладающих признаками относимости и допустимости доказательств, заявителем суду не представлено.
В соответствии со статьёй 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), при принятии решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2022 г. по делу N А40-153459/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-153459/2022
Истец: ООО "НЬЮБРИДЖ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ