г. Москва |
|
16 января 2023 г. |
Дело N А40-37075/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Яремчук Л.А.,
Судей: Елоева А.М., Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Минобороны России
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.11.2022 по делу N А40-37075/22,
принятое судьей Бушмариной Н.В. (шифр судьи 104-274)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "управляющая компания "Наш дом" (ОГРН: 1155074004931)
к 1) Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России
(ОГРН: 1035006114208)
2) Минобороны России (ОГРН: 1037700255284)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Романова Н.Б. по доверенности от 05.04.2022;
от ответчика 1: Куркина А.А. по доверенности от 29.12.2022;
от ответчика 2: Куркина А.А. по доверенности от 07.10.2022;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Управляющая компания "Наш дом" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, в случае недостаточности денежных средств у должника с Минобороны России, задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 146 386 руб. 74 коп., пени по состоянию на 31.03.2022 в размере 28 912 руб. 17 коп., с 01.10.2022 в соответствии с п.14 ст.155 ЖК РФ по день фактической оплаты задолженности, с учетом принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений исковых требований.
Решением суда от 09.11.2022 исковые требования ООО "Управляющая компания "Наш дом" удовлетворены.
ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России и Минобороны России не согласились с решением суда первой инстанции, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального права.
ООО "Наш город" представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционных жалоб и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, ООО "Наш город" осуществляет управление многоквартирными домами на территории города Подольска Московской области на основании заключенных договоров управления: ул. 65-летия Победы, д. 2, ул. Генерала Варенникова, д. 2.
В многоквартирных домах по вышеуказанным адресам расположены жилые помещения, принадлежащие ФГКУ "Специальное ТУИО" МО РФ на праве оперативного управления.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на задолженность ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России по оплате коммунальных услуг и платежей, связанных с содержанием и текущим ремонтом общего имущества, расположенного по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. 65-летия Победы, д. 2, кв. 64 в размере 46 699 руб. 38 коп. за период с мая по июнь 2019 г. и с апреля 2020 г. по октябрь 2021 г.; Московская область, г.Подольск, ул. 65-летия Победы, д. 2, кв. 202 в размере 75 294 руб. за период с мая по июнь 2019 г. и с апреля 2020 г. по октябрь 2021 г.; Московская область, г. Подольск, ул. Генерала Варенникова, д. 2, кв. 564 в размере 24 393 руб. 36 коп. за период с января 2020 г. по 15.07.2020 г..
В связи с чем истцом начислена неустойка в соответствии с ч.14 ст.155 ЖК РФ по состоянию на 31.03.2022 в размере 28 912 руб. 17 коп., с 01.10.2022 по день фактической оплаты задолженности.
Размер платы за жилое помещение установлен Постановлением Администрации городского округа Подольск.
Расчет задолженности производится путем умножения размера платы на площадь помещений.
В силу положений ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме) (далее - Правила N 491) собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) отмечено, что ст. 296, 298 Кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Согласно п. 4 Порядка закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3, эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
С учетом определения Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 по делу N 304-ЭС15-6285 суд считает, что обладатель права оперативного управления с момента его возникновения обязан нести расходы на содержание общего имущества.
В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами.
ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является казенным учреждением.
Согласно подпункту 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель бюджетных средств, в частности, отвечает от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Поскольку ответчики не представили доказательства надлежащего исполнения обязательств по оплате оказанных истцом услуг, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с ответчика документально подтвержденной задолженности в сумме 146 386 руб. 74 коп., неустойки по состоянию на 31.03.2022 в сумме 28 912 руб. 17 коп., с учетом положений Постановлений Правительства РФ 26.03.2022 N 474, от 28.03.2022 N 497.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы с ответчика не взыскана неустойка в соответствии с ч.14 ст.155 ЖК РФ за период установления Правительством Российской Федерации моратория на взыскание с собственников помещений в жилых МКД финансовых санкций за нарушение сроков внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Доводы апелляционных жалоб противоречат нормам статьи 210 ГК РФ, статьи 39 ЖК РФ, определяющих безусловную обязанность обладателя вещного права по несению расходов на содержание общего имущества МКД, а также правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 301-ЭС19-22897 от 26.03.2020.
Правила N 491 также не предусматривают обязанности истца представлять ответчику доказательства, подтверждающие факт и объем услуг, оказанных по содержанию домовладения. Указанная правовая позиция сформирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, от 12.04.2011 N 16646/10 и от 17.04.2012 N 15222/11.
При этом передача квартир, в том числе, их заселение, в силу состязательности арбитражного процесса подлежит доказыванию ответчиком, так как доводы истца о незаселенности квартир могут быть опровергнуты актами приема-передачи квартир, договорами найма, которые могут предоставить только ответчики.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.11.2022 по делу N А40-37075/22 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Яремчук |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-37075/2022
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "НАШ ДОМ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ООО "УК МЕГАДОМ"
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3611/2023
04.12.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-75528/2023
27.03.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3611/2023
16.01.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-86192/2022
09.11.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-37075/2022