г. Пермь |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А60-16364/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой О.Г.,
судей Поляковой М.А., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черногузовой А.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Администрации города Екатеринбурга,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 мая 2022 года
по делу N А60-16364/2022
по иску Администрации города Екатеринбурга
к государственному казенному учреждению Свердловской области "Управление автомобильных дорог" (ИНН 6658078110, ОГРН 1026602332437)
третьи лица: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, общество с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирский консалтинговый центр" (ИНН 7202196077, ОГРН 1097232011271),
об изъятии недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Екатеринбурга (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Государственному казенному учреждению Свердловской области "Управление автомобильных дорог" (далее - ответчик, ГКУ СО "Управление автодорог") в котором просит: изъять у ответчика земельный участок, кадастровый номер 66:41:0503025:123 площадью 2 341 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, в районе автодороги Екатеринбург-аэропорт Кольцово, с выплатой ему в качестве возмещения (выкупной цены) денежной суммы в размере 1 631 700 руб.; обязать ответчика принять причитающееся возмещение за изымаемый земельный участок и предоставить реквизиты для перечисления денежных средств; прекратить право постоянного (бессрочного) пользования ответчика на земельный участок кадастровый номер 66:41:0503025:123 площадью 2 341 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, в районе автодороги Екатеринбург - аэропорт Кольцово.
Решением арбитражного суда от 17.05.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель приводит доводы о том, что рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета. Отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, действителен до подписания соглашения об изъятии недвижимости. Поскольку истцом в материалы дела представлен отчет об оценке, оснований для заявления ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы у Администрации не имелось. При этом ответчиком было заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.
ГКУ СО "Управление автодорог" в отзыве на апелляционную жалобу от 08.07.2022 выразило возражения против ее удовлетворения.
Из материалов дела, доводов апелляционной жалобы, отзыва ответчика, пояснений представителя истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции 18.08.2022 следует, что передача возникшего между сторонами спора на рассмотрение суда обусловлена не достижением между истцом и ответчиком соглашения о размере возмещения за изъятие земельного участка для государственных нужд.
При рассмотрении спора суд первой инстанции неоднократно предлагал как истцу, так и ответчику заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы для определения стоимости изымаемого объекта.
Сторонами такого ходатайства не заявлено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем истца даны пояснения об отсутствии намерения ходатайствовать о назначении по делу судебной экспертизы с целью установления стоимости изымаемого объекта.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 89-КГ15-4 в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
С целью установления реальной рыночной стоимости подлежащего изъятию земельного участка (стоимости возмещения), судом апелляционной инстанции поставлен вопрос о назначении по делу судебной экспертизы; определением суда от 18.08.2022 судебное заседание отложено на 15.09.2022; с целью рассмотрения вопроса о назначении по делу судебной оценочной экспертизы лицам, участвующим в деле предложено: представить свои предложения по экспертному учреждению (организации), либо по кандидатуре эксперта; представить суду сведения о квалификации специалистов предложенного экспертного учреждения (организации) либо касающиеся профессиональных данных эксперта (образование, специальность, стаж работы и занимаемой должности); представить вопросы, подлежащие постановке перед экспертом; представить сведения о сроке производства экспертизы и представления заключения в арбитражный суд (точную календарную дату либо период, в течение которого она должна быть проведена и представлено заключение); представить сведения о размере вознаграждения эксперту (экспертному учреждению (организации); внести на депозитный счет Семнадцатого арбитражного апелляционного суда денежную сумму, подлежащую выплате предложенному эксперту или экспертному учреждению (организации).
До судебного заседания от ответчика поступил дополнительный отзыв, с указанием на необходимость возложения бремени доказывания стоимости возмещения за изымаемый земельный участок на истца. В отзыве содержатся возражения относительно возложения на ответчика расходов по оплате судебной экспертизы.
Определением от 15.09.2022 производство по делу приостановлено в связи с назначением судебной оценочной экспертизы, производство которой поручено эксперту Сюкосеву Денису Сергеевичу общества с ограниченной ответственностью Центр экспертизы "Профит".
Определением от 29.11.2022 срок проведения судебной оценочной экспертизы по делу продлен, судебное заседание для решения вопроса о возобновлении производства по делу и рассмотрения дела по существу назначено на 21.12.2022.
09.12.2022 в материалы дела поступило заключение эксперта ООО Центр экспертизы "Профит" N 105/22.
Определением от 20.12.2022 рассмотрение вопроса о возобновлении производства по делу и рассмотрения дела по существу отложено на 16.01.2023.
От истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, доводы апелляционной жалобы поддерживает в полном объеме.
Согласно отзыву на заключение оценочной экспертизы, ГКУ СО "Управление автодорог" с выводами, изложенными в заключении экспертизы согласно, возражений и каких-либо дополнительных пояснений не имеет, просит провести судебное заседание без участия представителя ответчика.
В отсутствие возражений от лиц, участвующих в деле, производство по делу в судебном заседании 16.01.2023 возобновлено.
Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в связи с реконструкцией и строительством улично-дорожной сети, выполняемых в рамках подготовки к проведению XXXII Всемирной летней универсиады 2023 в городе Екатеринбурге, постановлением Администрации города Екатеринбурга от 05.02.2021 N 166 принято решение "Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, расположенных по адресу: тракт Сибирский, 14-й км - автодорога Екатеринбург-Кольцово".
Письмом от 09.02.2021 N 100 данное постановление направлено в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Уральскому федеральному округу, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 14.03.2022 N КУВИ-001/2022-34488591 (п.8 раздела 2).
Согласно приложению N 2 к указанному постановлению, изъятию в числе прочих, подлежит принадлежащий ответчику земельный участок площадью 2 341 кв.м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1132.
Спорное недвижимое имущество представляет собой земельный участок с кадастровым номером 66:41:0503025:123 площадью 2 341 кв.м, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, в районе автодороги Екатеринбург - аэропорт Кольцово, образованный из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1132.
Указанный земельный участок является объектом права собственности Свердловской области и принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ответчику - государственному казенному учреждению Свердловской области "Управление автомобильных дорог", что подтверждается выписками из ЕГРН от 14.03.2022 N КУВИ-001/2022-34488591 и от 14.03.2022 N КУВИ-001/2022-34489334.
Уведомление об изъятии спорного земельного участка с приложением копии постановления Администрации города Екатеринбурга от 05.02.2021 N 166 вручено ответчику - 11.02.2021, что подтверждается отметкой на письме -уведомлении от 10.02.2021 N 115. Третьему лицу - МУГИСО уведомление об изъятии с приложением копии постановления Администрации города Екатеринбурга от 05.02.2021 N 166 направлено письмом от 10.02.2021 N 113 и вручено 12.02.2021, что подтверждается описью, квитанцией и отчетом об отслеживании почтового отправления.
Для определения размера возмещения изымаемого у ответчика земельного участка оценщиком ООО "Западно-Сибирский консалтинговый центр" проведена оценка спорного земельного участка. Согласно отчету об оценке N 134-07/04 от 23.07.2021 возмещение за изъятие для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 66:41:0503025:123 площадью 2 341 кв.м. определен оценщиком в размере 1 631 руб.
10.02.2022 ответчику вручен проект соглашения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа на указанных выше условиях, о чем свидетельствует отметка на сопроводительном письме от 09.02.2022 N 563.
Поскольку ответчиком не подписан направленный ему истцом проект соглашения, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела достоверного отчета об оценке изымаемого земельного участка, отказа сторон от проведения по делу судебной оценочной экспертизы.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (пункт 6 статьи 279 ГК РФ).
Согласно пунктам 1, 2, 4 статьи 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
Статьей 282 ГК РФ предусмотрено, что если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
В пункте 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с принудительным изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа (статьи 49, 63 ЗК РФ и статья 279 ГК РФ), арбитражным судам следует иметь в виду, что принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 279 ГК РФ), органов местного самоуправления (статьи 11, 63 ЗК РФ).
Резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) относится к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений.
Главой 7.1 ЗК РФ предусмотрен порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 49 ЗК РФ в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в том числе автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории.
Пунктом 3 статьи 56.3 ЗК РФ установлено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
Пунктом 3 статьи 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Согласно пункту 4 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 10 статьи 56.6 ЗК РФ в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (подпункт 1), обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию (подпункт 2).
В соответствии со статьей 56.7 ЗК РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Согласно статье 56.10 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство. Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности организации, которая подала ходатайство об изъятии, на основании которого принято решение об изъятии такого земельного участка и которая предоставила за изымаемый земельный участок в полном объеме возмещение, предусмотренное соглашением об изъятии недвижимости или вступившим в законную силу решением суда, за исключением случаев, если приобретение такого земельного участка в частную собственность не допускается на основании федерального закона (подпункт 4 пункта 4 статьи 56.11 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 56.7 ЗК РФ предусмотрено, что в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:
- выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию;
- обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию;
- выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;
- осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия;
- осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии;
- направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 56.7 ЗК РФ согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не требуется.
Согласно пункту 1 статьи 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2 статьи 56.8 ЗК РФ).
В целях определения размера возмещения за изымаемый земельный участок, который подлежит образованию, рыночная стоимость такого земельного участка, находящегося в частной собственности (рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на такой земельный участок), определяется как разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка (рыночной стоимостью прекращаемых прав на исходный земельный участок) и рыночной стоимостью земельного участка, сохраняющегося у правообладателя (рыночной стоимостью сохраняющихся прав) (пункт 4 статьи 56.8 ЗК РФ).
В целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка (пункт 5 статьи 56.8 ЗК РФ).
В случае, если в результате изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества у правообладателей изымаемой недвижимости возникают убытки в связи с невозможностью исполнения ими обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, правообладатели изымаемой недвижимости обязаны представить лицу, выполняющему работы по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, документы, подтверждающие возникновение у правообладателей изымаемой недвижимости убытков в связи с невозможностью исполнения указанных обязательств (пункт 6 статьи 56.8 ЗК РФ).
Размер возмещения определяется не позднее, чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости (пункт 7 статьи 56.8 ЗК РФ).
Отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, рыночной стоимости земельного участка, предоставляемого в собственность взамен изымаемого, или рыночной стоимости права, на котором предоставляется земельный участок взамен изымаемого, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 настоящего Кодекса соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (пункт 10 статьи 56.8 ЗК РФ).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, заказным письмом с уведомлением о вручении.
Проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма (пункт 6 статьи 56.10 ЗК РФ).
Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (пункт 8 статьи 56.10 ЗК РФ).
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (пункт 9 статьи 56.10 ЗК РФ).
В случае если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.11 ЗК РФ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для:
перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности;
государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, ГКУ СО "Управление автодорог" извещено о предстоящем изъятии земельного участка письмом от 10.02.2021 N 115. Следовательно, истцом соблюдена установленная законом процедура изъятия у ГКУ СО "Управление автодорог" земельного участка.
Ответчик возражал относительно заявленных требований, поскольку сторонам не удалось достигнуть соглашения о размере выкупной цены изымаемого земельного участка.
В пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора. Рыночная стоимость земельного участка согласно статье 66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Пунктом 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда (статья 55 ЗК РФ). Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую согласно пункту 2 статьи 281 ГК РФ и пункта 4 статьи 63 ЗК РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В соответствии с пунктом 6 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015, выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка определяется по правилам, установленным пунктом 2 статьи 281 ГК РФ, и включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
При рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора (пункт 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015).
Определение выкупной цены земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, производится исходя из вида разрешенного использования, установленного в отношении такого участка до начала процедуры его изъятия для государственных или муниципальных нужд (пункт 8 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015).
Согласно пункту 7 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Как верно установил суд первой инстанции, отчет об оценке N 134-07/04, подготовленный по заказу истца, составлен 23.07.2021, проект соглашения об изъятии земельного участка вручен ответчику 10.02.2022, то есть, с нарушением пункта 7 статьи 56.8 ЗК РФ.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что указанная в отчете выкупная стоимость в размере 1 631 700 руб. не может считаться достоверной и актуальной, соразмерной реальной стоимости изымаемого имущества, уплата которой является справедливым возмещением за изымаемое имущество, следует признать обоснованными.
В целях достоверного определения выкупной стоимости спорного земельного участка, в порядке, предусмотренном нормами статьи 82 АПК РФ, определением суда апелляционной инстанции от 15.09.2022 назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью Центр экспертизы "Профит" Сюкосеву Денису Сергеевичу.
Согласно заключению эксперта Сюкосева Д.С. N 105/22 рыночная стоимость права постоянного бессрочного пользования земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, в районе автодороги Екатеринбург-аэропорт Кольцово, кадастровый номер 66:41:0503025:123, площадью 2 341 кв.м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1132, составила 2 535 303 руб. Размер убытков, причиняемых в случае изъятия земельного участка, включает затраты по поиску другого земельного участка для приобретения права аренды на него, оформлению права и составил 98 000 руб.
Сторонами не заявлены возражения против выводов, изложенных в заключении N 105/22.
В экспертном заключении указаны нормативные, методические и технические средства, использованные в исследовании. Полученные результаты и выводы, содержащиеся в экспертных заключениях, основаны на анализе фактических данных документации и материалов, представленных в распоряжение эксперта, используя при этом существующие и допустимые при проведении судебной экспертизы методы проведения исследований, изложенные в экспертном заключении.
Какие-либо доказательства того, что представленное в материалы дела заключение эксперта N 105/22, выполненное по результатам оценочной экспертизы, является недостаточно ясными и полными, не представлены. Не имеется в деле и доказательств того, что заключение эксперта не соответствуют требованиям статьи 86 АПК РФ.
Оснований не доверять заключению эксперта, соответствующему требованиям статьи 86 АПК РФ, не имеется. Доказательств, опровергающих выводы эксперта, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд полагает, что заключение эксперта N 105/22, выполненное экспертом Сюкосевым Д.С. по результатам оценочной экспертизы, является достаточным и достоверным доказательством для выводов суда по данному делу.
Согласно пункту 2 статьи 56.11 ЗК РФ, в случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.
В силу положений пункта 3 статьи 56.11 ЗК РФ права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.
Из указанных норм следует, что на основании судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, обеспечивает перечисление денежных средств в размере, установленном решением суда в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Вступивший в законную силу судебный акт о принудительном изъятии недвижимого имущества является основанием для прекращения и возникновения прав на изымаемое недвижимое имущество, регистрации перехода прав на изымаемое недвижимое имущество и выплат соответствующего возмещения, включающего в себя, в частности, убытки, подлежащие возмещению и определенные на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, без принятия каких-либо дополнительных решений и заключения соглашений об этом.
С учетом установленных обстоятельств, апелляционный суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению с установлением суммы возмещения (выкупной цены) денежной суммы в размере 2 633 303 руб., которая подлежит выплате ГКУ СО "Управление автодорог" в течение 7 (семи) дней после вступления в силу настоящего решения.
В соответствии с частью 1 статьи 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 174 АПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности истца по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Должник обязан исполнить судебный акт независимо от совершения взыскателем действий по принудительному исполнению судебного решения. Исполнение судебных актов должно быть добровольным и своевременным.
Согласно пункту 11 статьи 56.12 ЗК РФ в случае вынесения судом решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории и о предоставлении возмещения в связи с изъятием земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества лицо, заключившее договор о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии указанных земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, либо юридическое лицо, созданное Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации и обеспечивающее в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации реализацию решения о комплексном развитии территории, в течение семи дней со дня вынесения решения суда перечисляет денежные средства в счет такого возмещения на банковский счет, указанный гражданином или юридическим лицом, или на депозит нотариуса в случае отсутствия информации о таком банковском счете.
С учетом указанных положений суд пришел к выводу о возможности установления Администрации срока продолжительностью 7 дней для выплаты ГКУ СО "Управление автодорог" установленного возмещения.
На основании изложенного, решение суда от 17.05.2022 подлежит отмене (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), иск - удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.
Администрацией при рассмотрении дела понесены расходы на проведение экспертизы в размере 30 000 руб.
По смыслу положений ст. 101, 106, 110 АПК РФ, правовой позиции п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
В рамках возникшего спора ответчик, не возражая относительно факта изъятия земельного участка, не согласился с размером возмещения. Материально-правовым интересом собственника, желающего компенсировать свои потери, в первую очередь является получение предварительного и равноценного возмещения (компенсации) рыночной стоимости фактически изъятых земельных участков.
Фактические предметом спора являлось не право истца на изъятие спорного земельного участка для государственных нужд, а определение размера возмещения за изымаемый объект.
На основании изложенного, несмотря на то, что судом были удовлетворены заявленные истцом требования об изъятии земельного участка в судебном порядке, фактически поводом к возникновению спора являлся именно размер возмещения за изымаемый земельный участок; при этом следует учитывать, что в суде апелляционной инстанции нашла подтверждение позиция ответчика о несоответствии размера компенсации за изымаемый участок, предлагаемой истцом в виде рыночной стоимости.
Таким образом, учитывая результаты рассмотрения дела, ответчик является стороной, в пользу которой принят судебный акт, что исключает возможность отнесения на него судебных расходов по правилам ст. 110 АПК РФ, расходы за проведение экспертизы подлежат отнесению на истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 мая 2022 года по делу N А60-16364/2022 отменить.
Иск удовлетворить.
Изъять у Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог" земельный участок, кадастровый номер 66:41:0503025:123 площадью 2 341 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, в районе автодороги Екатеринбург- аэропорт Кольцово, с выплатой ему в качестве возмещения (выкупной цены) денежной суммы в размере 2 633 303 (два миллиона шестьсот тридцать три тысячи триста три) руб.
Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области "Управление автомобильных дорог" произвести выплату возмещения за изымаемый для муниципальных нужд г.Екатеринбурга земельный участок, кадастровый номер 66:41:0503025:123 площадью 2 341 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, в районе автодороги Екатеринбург- аэропорт Кольцово, в размере 2 633 303 (два миллиона шестьсот тридцать три тысячи триста три) руб. в течение 7 (семи) дней после вступления в силу настоящего решения.
Прекратить право постоянного (бессрочного) пользования Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог" на земельный участок кадастровый номер 66:41:0503025:123 площадью 2 341 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, в районе автодороги Екатеринбург - аэропорт Кольцово.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Дружинина |
Судьи |
М.А. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-16364/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ЗСКЦ", ООО "ЦЕНТР ЭКСПЕРТИЗЫ "ПРОФИТ", ООО Центр экспертизы "Профит" Сюкосев Денис Сергеевич