г. Самара |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А55-36427/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2023 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Деминой Е.Г., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ильиной Е.П.,
с участием:
от истца - Маркина Т.М., представитель по доверенности от 21.11.2022,
от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 января 2023 года в зале N 3 апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ястребова Сергея Владимировича на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 октября 2022 года по делу N А55-36427/2021 (судья Михайлова М.В.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" к индивидуальному предпринимателю Ястребову Сергею Владимировичу о взыскании 264 047 руб. 51 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - истец), обратилось в арбитражный суд с иском к Индивидуальному предпринимателю Ястребову Сергею Владимировичу (далее - ответчик), о взыскании 264 047 руб. 51 коп. - задолженности по договору N ТКО 4340 от 01.01.2019 за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 октября 2022 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Самарской области от 04.10.2022 г. Взыскать с ИП Ястребов С.В. задолженность с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. в размере 19 450 руб.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению, поскольку ответчик являлся арендатором нежилым помещением, расположенным по адресу Самарская область г.Чапаевск, ул.Ленина д.66 1 этаж, комн. 1. N N 3-11. часть комн.N 12. часть комнаты N 14, часть комнаты N 15 и комнаты N 20-22. общей площадью 552 кв.м. ИП Ястребов С.В. договор N ТКО-4283 от 01.01.2019 не заключал и не подписывал. 25.03.2019 ИП Ястребов СВ. обратился в адрес ООО "ЭкоСтройРесурс" с заявлением о необходимости внесения изменений в проект договора и о предоставлении расчета платы за обращение с ТКО, однако заявление оставлено без рассмотрения.
Заявитель также указывает на то, что документы, подтверждающие оказание услуг по обращению с ТКО ООО "ЭкоСтройРесурс" в адрес ИП Ястребова СВ. не поступали. Не согласен с выставленным истцом объемом услуг поскольку ранее ответчиком был заключен договор N 261/Б от 29.12.2017 на сбор и транспортировку БКО, а также на прием и размещение ТКО с ООО "Чистый город" ИМИ 6330042056, объем ТКО по указанному нежилому помещению составлял 3,25 м3.
Заявитель полагает, что с учетом действующего на 2019 год тарифа в размере 498.47 рублей за куб и реальный объем вывоза 3,25 куб. в месяц, задолженность с 01.01.2019 по 31.12.2019 составляет 19 450 руб. 3.25 куба это вывоз один раз в неделю исходя из того, что контейнер объемом 0.75 куба.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2022 апелляционная жалоба принята к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель ответчика, в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области осуществляется Региональным оператором.
Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - региональный оператор, истец) по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018.
Федеральным Законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) п. 1 ст. 24.7 установлено правило, в соответствии с которым Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО. При этом договор на оказание таких услуг является публичным для Регионального оператора.
Обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления предусмотрена статьями 24.6 и 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пунктом 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами" (далее -Постановление N 1156).
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 846 от 18.12.2018, приказами Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 95 от 28.03.2019, N 781 от 19.12.2019, N 830 от 18.12.2020 утвержден единый предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО в размере 498,47 руб./м3 (без учета НДС) или 598,16 руб./м3 (с учетом НДС).
Между ИП Ястребов С.В. (потребитель) и региональным оператором по обращению с ТКО на территории Самарской области заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-4283 от 01.01.2019 на условиях типового договора.
В соответствии с п. 16. Договора Стороны производят учет объема (массы) ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: в соответствии с Приложением N1 к настоящему договору.
Приложением N 1 к Договору установлено, что учет объема ТКО осуществляется исходя из норматива накопления ТКО.
С 01.01.2019 региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть оказывал услуги по обращению с ТКО.
Как указал истец, услуги по обращению с ТКО были оказаны региональным оператором надлежащим образом с 01.01.2019 по 31.12.2019, в адрес потребителя были выставлены УПД на оплату услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с п. 7. Договора Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) ежемесячно в полном объеме оплачивает услуги по обращению с ТКО до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
В адрес ответчика истцом направлялась претензия N ЭСР-53876/21 от 05.08.2021 с требованием оплатить задолженность по вывозу ТКО.
Поскольку претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции верно квалифицировал отношения сторон как регулируемые нормами главы 39 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 779 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Доводы ответчика со ссылкой на то, что договор ответчиком не подписывался и истец не предоставлял услуги, кроме того, ранее был заключен договор с ООО "Чистый город", судом первой инстанции обоснованно отклонены.
С 01 января 2019 года деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области осуществляется Региональным оператором.
Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018 г. (далее - Соглашение).
Согласно п.2.16 Соглашения, Региональный оператор начинает осуществлять свою деятельность по обращению с ТКО с установленной даты применения, утвержденного (принятого) уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в сфере регулирования тарифов единого тарифа на услуги Регионального оператора, но не позднее чем с 01.01.2019 г.
Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 18.12.2018 N 846 "Об установлении единого предельного тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО ООО "ЭкоСтройРесурс"" был первоначально установлен предельный тариф на услугу Регионального оператора. При этом, согласно п.3 указанного приказа, установленные тарифы действуют с 01.01.2019 г. Указанный Приказ вступил в силу с 01.01.2019 г. (публикация в "Волжской коммуне", N 343(30578), 25.12.2018).
Из норм действующего законодательства следует обязанность Потребителя, то есть фактически любого лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг Регионального оператора. Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным как для Потребителя (в данном случае ИП Ястребова СВ.), так и для Регионального оператора.
Таким образом, Региональный оператор по обращению с ТКО в Самарской области приступил к непосредственному исполнению своих обязанностей с 01.01.2019 г.
Действующее законодательство (Закон N 89-ФЗ) определяет Договор на оказание услуг по обращению с ТКО как публичный, согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ Правительством Российской Федерации приняты специальные правила обращения с твердыми коммунальными отходами (Постановление Правительства N 1156), в соответствии с которыми договор с потребителями считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя.
В силу ст. 425 ГК РФ условия заключенного Договора применяются к отношениям, возникшим до даты заключения типового Договора, то есть распространяют свое действие с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю, а именно с 01.01.2019.
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируются Правилами N 1156, разделом I(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8.4 Правил N 1156).
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) данных Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора (пункты 8(12), 8(17) Правил N 1156).
Таким образом является верным вывод суда первой инстанции о том, что договор N ТКО-4340 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 в силу своей публичности считается заключенным с 01.01.2019, вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (ст. 425, ст. 426 ГК РФ, 24.7 Закона 89-ФЗ, п. 8(15) Правил 1156), на условиях типового договора по цене, указанной Региональным оператором в указанном проекте договора, а услуги подлежат оплате с 01.01.2019, то есть с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю.
В связи с изложенным, договор N 261/Б от 29.12.2017 на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов, заключенный ответчиком с ООО "Чистый город" прекратил действие 31.12.2018.
Доказательством оказания услуг по обращению с ТКО являются выставленные Региональным оператором универсальные передаточные документы (далее - УПД) в адрес Ответчика в силу следующего.
Согласно Письму от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@ ФНС России универсальные передаточные документы (УПД) совмещают в себе счет-фактуру и передаточный документ.
Согласно п. 8 и 14 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" односторонний акт приемки результата работ является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору, и при отказе заказчика от оплаты, обязанность доказывания обоснованности мотивов отказа от подписания актов о приемке выполненных работ возложена на заказчика. При непредставлении таких доказательств заказчиком односторонний акт приемки выполненных работ является основанием для оплаты, так как работы считаются принятыми.
В подтверждение факта оказания услуг Региональным оператором были направлены в адрес Ответчика УПД, подписанные Региональным оператором в одностороннем порядке. В свою очередь Ответчик не предоставил доказательств обоснованности мотивов отказа от подписания направленных в его адрес УПД.
Потребитель обязан принять УПД от Регионального оператора и в пяти рабочих дней со дня получения УПД, подписать его, скрепить печатью (при наличии) и один экземпляр вернуть Региональному оператору. Если в указанный срок УПД не будет возвращен Региональному оператору, УПД будет считаться подписанным Потребителем.
Позиция Регионального оператора о том, что документом, подтверждающим факт оказания услуг по обращению с ТКО, является направление в адрес потребителя УПД отражена в судебной практике, а именно, абз. 4 стр. 6 постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 15.03.2021 по делу N А55-6049/2020.
Поскольку факт оказания услуг подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен, доказательств оплаты задолженности ответчиком не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что со ст.ст. 309-310, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации требования о взыскании с Индивидуального предпринимателя Ястребова Сергея Владимировича в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" задолженность в сумме 264 047 руб. 51 коп., являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выставленными истцом объемами оказанных услуг.
Между тем, поскольку доказательства обращения в суд за урегулированием разногласий при заключении договора ответчиком не представлено, договор N ТКО-4340 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 в силу своей публичности считается заключенным с 01.01.2019, вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (ст. 425, ст. 426 ГК РФ, 24.7 Закона 89-ФЗ, п. 8(15) Правил 1156), на условиях типового договора по цене, указанной Региональным оператором в указанном проекте договора, а услуги подлежат оплате с 01.01.2019, то есть с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю.
Доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют возражения ответчика, заявленные в суде первой инстанции, однако не опровергают их и не содержат фактов, которые не были бы проверены, или не учтены судом при рассмотрении дела, и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Суд первой инстанции оценил все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы из установленных фактических обстоятельств о взаимоотношениях сторон.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого решения не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 руб. за подачу апелляционной жалобы возлагается на ее заявителя и уплачена им при ее подаче.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 октября 2022 года по делу N А55-36427/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.И. Буртасова |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-36427/2021
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: ИП Ястребов Сергей Владимирович