19 января 2023 г. |
Дело N А84-5473/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Приваловой А.В.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Феникс" - Агафонова И.А.,
представителя Департамента экономического развития города Севастополя - Плешко Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Феникс" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 25 октября 2022 года по делу N А84-5473/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Феникс"
к Департаменту экономического развития города Севастополя,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Феникс" подало в суд первой инстанции заявление о признании незаконным решения Департамента экономического развития города Севастополя исх. N 1228/01-15-01.2-15/02/22 от 19.04.2022 об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по реализации инвестиционного проекта: "Строительство, запуск и развитие капитального универсального магазина" на земельном участке площадью 1792кв.м., расположенном по адресу: г. Севастополь, Лабораторное шоссе.
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований по тем мотивам, что заявитель не представил необходимые для заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ документы и информацию, земельный участок не сформирован и не получено предварительное согласование предоставления земельного участка для реализации инвестиционного проекта.
ООО "Феникс" подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права; изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы; представитель Департамента экономического развития города Севастополя не согласился с доводами апелляционной жалобы.
Представители Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в судебное заседание не явились.
О месте и времени судебного заседания неявившиеся участники извещены в установленном законом порядке.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции, исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.
ООО "Феникс" зарегистрировано на территории города Севастополя с 25.03.2020 и состоит с 23.11.2020 на налоговом учете в УФНС России по г. Севастополю.
19.04.2022 решением Департамента экономического развития города Севастополя, оформленным письмом N 1228/01-15-01.2-15/02/22, отказано в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по реализации инвестиционного проекта: "Строительство, запуск и развитие капитального универсального магазина", так как земельный участок (на котором планируется осуществление инвестиционной деятельности) не сформирован и вид разрешенного использования земельного участка не определен, заявитель неполно указал информацию о земельном участке, что является основаниям для признания инвестиционного проекта неэффективным и для отказа в заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ.
Из представленной инвестиционной декларации (подпункт 3.3.1) следует, что для строительства, запуска и развития капитального универсального магазина заявитель рассматривает земельный участок (вдоль Лабораторного шоссе), который не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет, его границы приведены в составленной схеме расположения земельного участка, представленной в ДИЗО и Департамент архитектуры, от которых получены предварительные согласования предоставления земельного участка в аренду.
Из названной схемы, ответов ДИЗО г. Севастополя N 2958/01-10-04-13/02/22 от 01.03.2022 и Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя N 446/01-02-04-16/02/22 следует, что на территории испрашиваемого земельного участка проходят сети водоснабжения, этот земельный участок расположен в непосредственной близости к жилой застройке, его предоставление для реализации инвестиционного проекта возможно только при условии обоснованного уменьшения санитарно-защитной зоны, формирование земельного участка и его предоставление возможно по установленной процедуре посредством предоставления государственной услуги.
Представленные решение Арбитражного суда города Севастополя от 01.12.2021 по делу N А84-5839/2021, заявление от 26.11.2020 и ответ ДИЗО от 07.12.2020 о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка, выданное 20.11.2020 свидетельство о включении заявителя в единый реестр участников СЭЗ не касаются обстоятельств по настоящему делу, так как относятся к иному инвестиционному проекту, иному земельному участку.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" лицо, намеревающееся получить статус участника свободной экономической зоны, должно быть зарегистрировано на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя либо иметь филиал на указанных территориях, а также иметь инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 13 Закона N 377-ФЗ к заявлению о заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ необходимо приложить инвестиционную декларацию по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такая форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 N 856. Подпункт "а" пункта 1.8, подпункты 3.3.1-3.3.9 этого Приказа предусматривают, что раздел I "Резюме проекта" инвестиционной декларации в части реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя должно содержать информацию о наличии либо отсутствии прав на земельный(ые) участок(и), необходимый(ые) для реализации инвестиционного проекта, с указанием его (их) местоположения и площади; раздел III "Технический план инвестиционного проекта" - сведения о земельных участках, предполагаемых к использованию при реализации инвестиционного проекта, включая кадастровый (условный) либо инвентаризационный номер земельного участка, местоположение, категорию земель, вид разрешенного использования, площадь, информацию о собственнике земельного участка либо других лицах, владеющих и пользующихся земельным участком (не являющихся собственниками земельного участка, сведения об обременениях земельного участка, информацию, подтверждающую возможность предоставления заявителю необходимого земельного участка, а также факт обращения заявителя к собственнику земельного участка либо законному владельцу, обоснование необходимости предоставления заявителю земельного участка в заявленной площади в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта.
Таким образом, нормы специального законодательства предусматривают, что предполагаемый к использованию при реализации инвестиционного проекта земельный участок, должен быть объектом земельных отношений и обладать характеристиками недвижимой вещи, как это предусмотрено статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 141.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности иметь характеристики, позволяющие определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи, включая площадь и установленные в соответствии с законом границы.
При подаче заявления ООО "Феникс" представило инвестиционную декларацию, которая не содержит предусмотренных законодательствам сведений о земельном участке, в том числе о площади и границах земельного участка, категории земель, виде разрешенного использования.
Представленные ООО "Феникс" на его запросы ответы ДИЗО и Департамента архитектуры нельзя расценивать как информацию, подтверждающую возможность предоставления заявителю необходимого земельного участка, поскольку ответ Департамента архитектуры содержит сведения, которые препятствуют предоставлению заявителю испрашиваемого земельного участка - несоблюдение санитарно-защитной зоны от объекта V класса опасности до жилой застройки, расположение на территории земельного участка сети водопровода; а в ДИЗО в соответствии с Административным регламентом "Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь", утвержденным Приказом ДИЗО г. Севастополя от 07.12.2021 N 11-АР, ООО "Феникс" не обращалось.
В соответствии с частью 7.1 статьи 13 Закона N 377-ФЗ при рассмотрении представленных заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, орган управления свободной экономической зоной проводит оценку инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта в соответствии с критериями и методикой такой оценки, которые определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Подпункт 2 пункта 3 Критерий оценки инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и г. Севастополя (приложение N 1), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2019 N 241, предусматривает, что для оценки инвестиционной декларации, представленной заявителем, применяется критерий - "соответствие предполагаемого использования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставляемого в аренду без проведения торгов, целям реализации инвестиционного проекта".
Этот критерий, согласно подпунктов "а" и "б" пункта 2.2 Методики оценки инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и г. Севастополя (приложение N 2), утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2019 N 241, оценивается исходя из соответствия предполагаемого использования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставляемого в аренду без проведения торгов, целям реализации инвестиционного проекта; в случае несоответствия предполагаемого использования земельного участка, целям реализации инвестиционного проекта дальнейшая оценка декларации не проводится и указанный проект признается неэффективным.
Как установлено, земельный участок, указанный в инвестиционной декларации, не имеет категории и вида разрешенного использования, а потому эта декларация не соответствует требованиям, установленным Законом N 377-ФЗ. Уполномоченный орган расценил такие обстоятельства как подачу неэффективного инвестиционного проекта и отказал в заключении договора. Данные выводы Департамента соответствуют требованиям закона и не нарушают права заявителя.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела; иных оснований (в том числе безусловных) для отмены судебного акта не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 3 статьи 333.40, подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ излишне уплаченная при обращении с апелляционной жалобой государственная пошлина в размере 1.500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета ООО "Феникс".
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 25 октября 2022 года по делу N А84-5473/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Феникс" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Феникс" излишне уплаченную 25.11.2022 по платежному поручению N 1 государственную пошлину в размере 1.500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-5473/2022
Истец: ООО "Феникс"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, Департамент имущественных и земельных отношений г. Севастополя, Департамент экономического развития города Севастополя