г. Самара |
|
01 марта 2024 г. |
Дело N А65-20004/2023 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 февраля 2024 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 01 марта 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Митиной Е.А., судей Копункина В.А., Ястремского Л.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Степанец М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 ноября 2023 г. по делу N А65-20004/2023 (судья Насыров А.Р.), по иску Общества с ограниченной ответственностью "Содружество", с.Нармонка (ОГРН 1111672000406, ИНН 1638006446) к Муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан", г.Тетюши (ОГРН 1061672000026, ИНН 1638004985),
о признании незаконными аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, решения (протокола) аукционной комиссии на право заключения договора аренды земельного участка,
с привлечением третьих лиц - ИП Кяримова Раиля Наилевича, УФАС по РТ, Муниципального казенного учреждения "Палата имущественных и земельных отношений Тетюшского муниципального района Республики Татарстан,
с участием в судебном заседании:
от истца - представителя Кабановой О.С., по доверенности от 16.01.2024 г.,
от третьего лица -ИП Кяримова Раиля Наилевича, лично, паспорт, представителя Лешиной О.А., по доверенности от 21.08.2023 г.,
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Содружество" (далее- истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан" (далее- ответчик, Исполнительный Комитет) о признании незаконным аукциона, проведенного в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:38:120401:188, площадью 243858 кв.м, относящегося к землям с/х назначения, расположенного по адресу: РТ, Тетюшский муниципальный район, Федоровское сельское поселение, проведенного 05.06.2023 г. на электронной площадке АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан - http://sale.zakazrf.ru., о признании незаконным решения (протокола) аукционной комиссии на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:38:120401:188, площадью 243858 кв.м, относящегося к землям с/х назначения, расположенного по адресу: РТ, Тетюшский муниципальный район, Федоровское сельское поселение, находящегося в муниципальной собственности, от 05.06.2023 г.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 ноября 2023 года заявленные требования удовлетворены; признан незаконным аукцион, проведенный Муниципальным казенным учреждением "Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан", г.Тетюши в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:38:120401:188, площадью 243858 кв.м, относящегося к землям с/х назначения, расположенного по адресу: РТ, Тетюшский муниципальный район, Федоровское сельское поселение, проведенный 05.06.2023 г. на электронной площадке АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан - http://sale.zakazrf.ru.; признано незаконным решение (протокол) аукционной комиссии на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:38:120401:188, площадью 243858 кв.м, относящегося к землям с/х назначения, расположенного по адресу: РТ, Тетюшский муниципальный район, Федоровское сельское поселение, находящегося в муниципальной собственности, от 05.06.2023; с Муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Содружество" взыскано 6 000 рублей расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с принятым судебным актом, Исполнительный Комитет обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на отсутствие у истца права на заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов, непредставление Обществом заявления о проведении соответствующего аукциона; доказательств фактического использования земельного участка истцом в связи с прекращением арендных отношений сторон на основании дополнительного соглашения от 20.11.2016 к договору аренды; недоказанность истцом нарушения порядка проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка с третьим лицом. Заявитель считает ошибочными выводы суда о том, что 13.06.2023 в Исполнительном комитете Тетюшского муниципального района РТ состоялось заседание комиссии по вопросу предоставления земельных участков в аренду истцу как неподтвержденные материалами дела.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу (с учетом дополнений), в котором он просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьим лицом -ИП Кяримовым Р.Н. представлен отзыв на апелляционную жалобу с дополнениями, в котором он просит удовлетворить апелляционную жалобу, решение суда отменить.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 06.02.2024 г. по 15.02.2024 г.
Представитель истца - Кабанова О.С., по доверенности от 16.01.2024 г., в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, поддержала позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании третье лицо- ИП Кяримов Р.Н. и его представитель - Лешина О.А., по доверенности от 21.08.2023 г., просили апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились.
От ответчика до начала судебного заседания поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд рассмотрел дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения участвующих лиц, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, между Исполнительным комитетом Тетюшского муниципального района (арендодатель) и ООО "Содружество" (арендатор) был заключен договор аренды от 21.11.2011 г. N П-2011-А-080, в соответствии с которым во временное пользование и владение ООО "Содружество" были переданы земельные участки сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 16:38:120401:188.
Сторонами 20.11.2016 было заключено дополнительное соглашение о расторжении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 21.11.2011 N П-2011-А-080, в соответствии с которым стороны решили расторгнуть указанный договор.
Обращаясь в суд, истец ссылался на то, что 25.11.2022 он направил в Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района РТ заявление о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 16:38:120401:188 в порядке п.п. 11,12 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.
Исполнительным комитетом был дан ответ исх.N 1386/01-19 от 21.12.2022 о невозможности предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов.
Истец указал, что Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района РТ не предпринял мер по подготовке испрашиваемых земельных участков к проведению аукциона. В апреле 2023 года истец повторно обратился с заявлениями о предоставлении земельных участков в аренду через МФЦ.
Истец сослался на то, что 13.06.2023 в Исполнительном комитете Тетюшского муниципального района РТ состоялась комиссия по вопросу предоставления земельных участков в аренду, где было озвучено решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду ООО "Содружество".
Истцом 30.06.2023 получено письмо исх.N 2970 от ответчика, в котором сообщалось о том, что аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности проведен в электронной форме, извещение было опубликовано на площадках ГИС Торги, sale.zakazrf.ru и на официальном сайте Тетюшского муниципального района.
После получения данного ответа истец обнаружил информационное сообщение о проведении аукциона в электронной форме 05.06.2023, а также протокол итогов открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, датированный 05.06.2023 г.
По мнению истца, Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района РТ, не предприняв мер по подготовке и проведению аукциона испрашиваемого земельного участка, провел аукцион с грубым нарушением земельного законодательства, в котором заявитель не имел возможности принять участие.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного Кодекса РФ (далее- ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее- Закон N 101-ФЗ) порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.
Целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц (конкурентов) и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение уполномоченным органом максимальной цены за объект торгов.
Такой установленный законом порядок заключения договора аренды земельных участков направлен на обеспечение публичных интересов и отвечает принципу сочетания интересов общества и законных интересов граждан и юридических лиц, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Пункт 2 статьи 39.6 ЗК РФ определяет, что договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в частности, земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ (подпункт 12).
Согласно пункту 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, сформулирована правовая позиция, согласно которой предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию. В целях установления названных лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных лиц о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган вправе предоставить земельный участок в аренду без торгов.
Согласно позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2018 N 310-КГ18-7366, от 06.05.2019 N 309-ЭС19-5275, от 16.10.2019 N 308-ЭС19-18169, от 18.11.2019 N 308-ЭС19-20826, от 05.02.2020 N 308-ЭС20-276, ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, т.е. путем опубликования извещения о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 ЗК в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления этого заявления, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Требования к содержанию извещения указаны в пункте 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, уполномоченный орган после поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственной организации, участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, заявления о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения без проведения торгов на основании пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов, в случае отсутствия основания для отказа в предоставлении такого земельного участка.
В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что истец является сельскохозяйственной организацией и осуществляет сельскохозяйственное производство на территории Тетюшского муниципального района.
Согласно информации Управления сельского хозяйства и продовольствия в Тетюшском муниципальном районе от 25.08.2023 исх.N 54 ООО "Содружество" с августа 2018 по 2023 годы производило сельскохозяйственную обработку и сев сельскохозяйственных культур на земельном участке кадастровый номер 16:38:120401:188.
Из материалов дела установлено, что ООО "Содружество" имеет статус сельскохозяйственного производителя и является получателем государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, что подтверждается представленной в дело справкой Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ N 40 от 11.07.2023 г. (л.д. 79).
Таким образом, истец на основании пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ вправе был требовать предоставления в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Применительно к обстоятельствам настоящего спора установлено, что в январе 2023 года в Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района РТ поступило заявление от Кяримова Р.Н. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:38:120401:188 в аренду сроком на 3 года с целью осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Исполнительным Комитетом Тетюшского муниципального района 17.02.2023 в газете "Авангард" было размещено информационное сообщение, в соответствии с которым Исполнительный комитет сообщил о сдаче земельного участка в пользование на правах аренды сроком на 3 года с кадастровым номером 16:38:120401:188, площадью 243858 кв.м., расположенного по адресу: РТ, Тетюшский муниципальный район, Федоровское сельское поселение, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, с целью осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.
В дальнейшем, 04.05.2023 Исполнительным Клмитетом на официальном сайте http://torgi.gov.ru (извещение N 22000047170000000016), на электронной площадке -http://sale.zakazrf.ru (извещение N22000047170000000016), на сайте Тетюшского муниципального района Республика Татарстан tetushi.tatarstan.ru было размещено информационное сообщение о проведении 05.06.2023 года аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 243858 кв.м, кадастровый номер 16:38:120401:188, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тетюшский муниципальный район, Федоровское сельское поселение (Лот N1).
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, по извещению от 04.05.2023 N 22000047170000000016, (открытый аукцион) от 01.06.2023 года, к участию в аукционе были допущены следующие участники: индивидуальный предприниматель Кяримов Раиль Наильевич; Рышталовский Евгений Владимирович; Аббасов Руслан Аббас Оглы; Кожуховский Евгений Юрьевич.
В соответствии с протоколом результатов открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, по извещению от 04.05.2023 года N 22000047170000000016 (открытый аукцион) от 05.06.2023 года, состоялся аукцион в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 243858 кв.м, кадастровый номер 16:38:120401:188, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тетюшский муниципальный район, Федоровское сельское поселение.
По результатам аукциона, по решению комиссии победителем аукциона был признан индивидуальный предприниматель Кяримов Раиль Наильевич.
В соответствии с протоколом результатов открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности от 05.06.2023 года ответчиком было принято решение о заключении с победителем аукциона договора аренды земельного участка., с установлением размера ежегодной арендной платы за земельный участок - 21 349 (Двадцать одна тысяча триста сорок девять) руб. 84 коп.
Впоследствии, 19.06.2023 года между Исполнительным комитетом Тетюшского муниципального района и Индивидуальным предпринимателем Кяримовым Раилем Наильевичем был заключен договор аренды земельного участка N П-2023-А-020, в соответствии с которым арендодатель (Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района) передал арендатору (ИП Кяримову Р.И.) за плату во временное владение и пользование земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 16:38:120401:188, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Татарстан, Тетюшский муниципальный район, Федоровское сельское поселение, площадью 243858 кв.м., на срок аренды с 19.06.2023 года по 18.06.2026 года.
Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьями 39.11 -39.13, 39.18 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В соответствии с положениями п. 9 ст. 39.11 ЗК РФ аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи.
Пунктом 10 данной статьи предусмотрено, что участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Как установлено судом, ответчиком были организованы и проведены торги, участниками которых могут являться только граждане или крестьянские (фермерские) хозяйства, что лишило истца возможности участвовать в проведении торгов.
Подготовка и организация аукциона для предоставления земельного участка, предусматривающего его открытость для участия истца, ответчиком не были обеспечены.
В свою очередь, истец на основании положений пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ вправе был претендовать на получение земельного участка в аренду без проведения торгов.
В силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Пунктом 2 статьи 449 ГК РФ предусмотрено, что признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Из приведенных норм, с учетом положений статьи 12 ГК РФ, следует, что условием признания судом результатов торгов недействительными является нарушение установленного порядка проведения торгов и нарушение вследствие этого прав и законных интересов заявителя. При этом реализация права на признание недействительными торгов должна повлечь восстановление нарушенных прав заявителя.
Как разъяснено в абзаце втором пункта 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", приведенный в пункте 1 статьи 449 ГК РФ перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим. Такими основаниями могут быть, в частности, публикация информации о проведении публичных торгов в ненадлежащем периодическом издании (с учетом объема тиража территории распространения, доступности издания); нарушение сроков публикации и полноты информации о времени, месте и форме публичных торгов, их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и порядке проведения публичных торгов, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего публичные торги, а также сведений о начальной цене (пункт 2 статьи 448 ГК РФ); необоснованное недопущение к участию в публичных торгах; продолжение публичных торгов, несмотря на поступившее от судебного пристава-исполнителя сообщение о прекращении обращения взыскания на имущество.
Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.
Пунктом 1 статьи 10 ГК РФ установлено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (п.2 ст. 10 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), например, указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не имеет правового значения (пункт 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Нарушение уполномоченным органом права лица на льготное предоставление спорного земельного участка является основанием для признания аукциона на право заключения договора аренды земельного участка недействительным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.02.2022 по делу N А12-11974/2020).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия уполномоченного органа, выразившиеся в отказе в предоставлении истцу земельного участка без проведения торгов, последующем проведении аукциона на право заключения аренды земельного участка с ограничением круга потенциальных участников аукциона, повлекшим невозможность участия в нем истца, привели к нарушению прав и законных интересов ООО "Содружество".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о признании аукциона, проведенного Исполнительным Комитетом Тетюшского муниципального района Республики Татарстан в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:38:120401:188 и принятого по его итогам решения (протокола) аукционной комиссии на право заключения договора аренды недействительными.
Указание в обжалуемом судебном акте на то, что 13.06.2023 в Исполнительном комитете Тетюшского муниципального района РТ состоялось заседание комиссии по вопросу предоставления земельных участков в аренду истцу, в отсутствие в материалах дела доказательств принятия такого решения уполномоченным органом, не повлияло на правильность выводов суда о недействительности проведенных торгов с учетом вышеизложенных обстоятельств.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Возражения заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судом обстоятельств дела. Вместе с тем оснований для иной оценки представленных в дело документов суд апелляционной инстанции при проверке правильности принятого по делу судебного акта не установил.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Таким образом, оснований для отмены обжалованного судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 ноября 2023 г. по делу N А65-20004/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Митина |
Судьи |
В.А. Копункин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-20004/2023
Истец: ООО "Содружество", с.Нармонка
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан", г.Тетюши
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Палата имущественных и земельных отношений Тетюшского муниципального района Республики Татарстиан", Тетюшский район, г.Тетюши, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2842/2024
01.03.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-20575/2023
27.11.2023 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-20004/2023
05.10.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14212/2023