г. Владивосток |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А24-5459/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н.Мамедовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края,
апелляционное производство N 05АП-8178/2022
на решение от 30.11.2022
судьи Е.Ю.Лебедевой
по делу N А24-5459/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению акционерного общества "Оборонэнерго" (ИНН 7704726225, ОГРН 1097746264230)
к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края (ИНН 4101121351, ОГРН 1084101000268)
о признании незаконным постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 05.10.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 132,
при участии:
от Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края - Хоич А.А. по доверенности от 20.12.2022, сроком действия до 31.12.2023, паспорт, диплом (регистрационный номер 3522/40),
от АО "Оборонэнерго" - Матюкова А.А. по доверенности от 07.12.2022, сроком действия до 31.12.2023, паспорт, диплом (регистрационный номер 1846),
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - заявитель, АО "Оборонэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края (далее - административный орган, РСТ по Камчатскому краю, Региональная служба) о назначении административного наказания от 05.10.2022 N 132 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде предупреждения.
Решением суда от 30.11.2022 заявленные требования удовлетворены, постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 05.10.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 132 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, РСТ по Камчатскому краю обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 30.11.2022, административный орган просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований АО "Оборонэнерго". В обоснование доводов апелляционной жалобы административный орган указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам рассматриваемого дела. По убеждению заявителя жалобы. общество знало о наличии поставки электрической энергии от АО "Южные электрические сети Камчатского края" (далее - АО "ЮЭСК") на уровне генераторного напряжения, однако соответствующие документы в регулирующих орган представлены не были, что привело к излишне полученным доходам общества. Апеллянт настаивает на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
АО "Оборонэнерго" в представленном и приобщённом к материалам дела письменном отзыве на апелляционную жалобу РСТ по Камчатскому краю с доводами жалобы не согласно, решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу таможенного органа - без удовлетворения.
Кроме того, общество в суде апелляционной инстанции ходатайствует о взыскании с РСТ по Камчатскому краю судебных расходов связанных с явкой представителя в Пятый арбитражный апелляционный суд в сумме 34 670 рублей.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои требования и возражения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверена Пятым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
29.04.2021 АО "Оборонэнерго" письмами от 29.04.2021 N КМЧ/030/1178, КМЧ/030/1179 представило в РСТ Камчатского края информацию для установления тарифов на электрическую энергию, поставляемую АО "ЮЭСК" на 2022 год, в которой взаиморасчеты за услуги на передачу электрической энергии между АО "Оборонэнерго" и АО "ЮЭСК" на 2022 год планировались только на уровнях напряжения СН-I, СН-II, НН.
Постановлением РСТ Камчатского края от 28.12.2021 N 420 утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии между филиалом "Камчатский" АО "Оборонэнерго" и АО "ЮЭСК" на 2022 год на уровнях напряжения СН-I, СН-II, НН.
По результатам анализа заявки на установления тарифов на 2022 год филиала "Камчатский" АО "Оборонэнерго" и представленных к ней документов, а также сведений и материалов, представленных обществом письмом от 08.02.2022 N КМЧ/030329 и АО "ЮЭСК" письмами от 13.01.2022 N 04-10/125 и от 16.02.2022 N 725, установлено, что в указанной заявке отсутствовала информация об осуществлении отпуска электрической энергии от АО "ЮЭСК" на территории Усть-Камчатского муниципального района на генераторном напряжении.
В связи с непредставлением обществом испрашиваемой информации, а именно о затратах на непосредственно цену топлива и цену транспортировки топлива, должностным лицом Региональной службы составлен протокол об административном правонарушении от 14.09.2022 N 132 по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
05.10.2022 вынесено постановление о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 132, которым АО "Оборонэнерго" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, посчитав, что оно не отвечает требованиям закона и нарушает его права, АО "Оборонэнерго" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, который обжалуемым решением признал незаконным и отменил оспариваемое постановление по мотиву отсутствия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, а также в связи с истечением сроков давности привлечения общества к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе административного органа и в отзыве общества на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
По правилам части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованности оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный срок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ ответственность установлена за непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию, а также государственного контроля за применением тарифов.
Объективная сторона правонарушения состоит в непредставлении сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок.
Субъектами правонарушения являются юридические лица, обязанные предоставлять информацию в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 1 статьи 1 Постановления Правительства Камчатского края от 19.12.2008 N 424-П "Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края" региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), а также осуществляющим региональный контроль (надзор) за их применением на территории Камчатского края, нормативное правовое регулирование, иные правоприменительные функции в соответствующих сферах деятельности, в том числе: электроэнергетики (в части отдельных полномочий) и теплоснабжения (в части отдельных полномочий).
Региональная служба в рамках своих полномочий вправе выставлять юридическим лицам требования о предоставлении информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Как подтверждается материалами дела, постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 05.10.2022 N 132 о назначении административного наказания общество признано виновным в совершении вменяемого административного правонарушения и привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N35-ФЗ, Закон об электроэнергетике) установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергии, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона N 35-ФЗ субъектами розничных рынков являются, в том числе, поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона), территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии.
Основные правила ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Правила N 1178).
В соответствии с пунктом 12 Правил N 1178, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Согласно пункту 2 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" (далее - Стандарты раскрытия информации, Стандарты) субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации.
В соответствии с пунктом 17 Стандартов, указанная в подпункте "г" пункта 12 настоящего документа информация подлежит раскрытию на официальных сайтах регулируемых организаций или ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в периодическом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, за 10 дней до представления в регулирующий орган предложения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, содержащего такую информацию.
На основании пункта 9 (1) Правил N 1178, регулирующий орган отказывает в открытии дела об установлении цены (тарифа), в случае если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования, подлежащих регулированию, в порядке, установленном Стандартами раскрытия информации, или указанное опубликованное предложение не соответствует предложению, представляемому в орган регулирования.
Согласно пункту 10 Стандартов субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, РСТ Камчатского края в рамках осуществления государственной функции по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на услуги (товары) в сфере электроэнергетики, проведя анализ заявки на установления тарифов на 2022 год филиала "Камчатский" АО "Оборонэнерго" и представленных к ней документов, а также сведений и материалов, представленных обществом письмом от 08.02.2022 N КМЧ/030329 и АО "ЮЭСК" письмами от 13.01.2022 N 04-10/125 и от 16.02.2022 N 725, установлено, наличие поставки электрической энергии на уровне генераторного напряжения в границах Усть-Камчатского муниципального района филиалу "Камчатский" АО "Оборонэнерго". Также из постановления следует, что обществу с апреля 2021 года известно о необходимости проведения расчетов с АО "ЮЭСК" на уровне генераторного напряжения, а не на СН-2. При этом ни на 01.05.2021, ни на 18.11.2021, ни на дату установления тарифов - 28.12.2021 сведений о наличии у филиала "Камчатский" АО "Оборонэнерго" поставки электрической энергии от АО "ЮЭСК" на уровне генераторного напряжения в РСТ Камчатского края не поступало.
Указанные обстоятельства послужили оводом для вывода о наличии в действиях общества состава административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ. Признавая выводы административного органа ошибочными, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861).
Согласно пункту 48 Правил N 861 тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, с учетом пункта 42 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 38 Правил N 1178 перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе цена (тариф) покупки потерь электрической энергии, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются регулируемыми организациями.
Абзац 3 пункта 42 Правил N 681 предусматривает, что расчеты по заключенному территориальными сетевыми организациями в соответствии с настоящим разделом договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации
Как следует из пояснительной записки общества к расчету тарифов на услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям филиала "Камчатский" АО "Оборонэнерго" на территории Камчатского края в границах п. Ключи Усть-Камчатского района на 2022 год, представленной с заявкой на установление тарифа 29.04.2021, настоящий расчет представлен в соответствии с положениями Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.
Так, приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания). Согласно пункту 15 Методических указаний при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
В соответствии с пунктом 44 Методических указаний размер тарифа на услуги по передаче электрической энергии рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки, которая в свою очередь дифференцируется по четырем уровням напряжения в точке подключения потребителя (покупателя, другой энергоснабжающей организации) к электрической сети рассматриваемой организации: на высоком первом напряжении (ВН1) - объекты электросетевого хозяйства и (или) их части, переданные в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью территориальным сетевым организациям с учетом требований пунктов 7 и 8 статьи 8 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2013, N 45, ст. 5797), за исключением таких объектов и (или) их частей, находящихся на территориях Амурской области и Еврейской автономной области;
на высоком напряжении: (ВН) 110 кВ и выше, за исключением случаев, которые относятся к ВН1;
на среднем первом напряжении: (СН1) 27,5 - 60 кВ;
на среднем втором напряжении: (СН11) 20 - 1 кВ; на низком напряжении: (НН) ниже 1 кВ.
В соответствии с пунктом 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, (далее - Основные положения) гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках в отношениях по купле-продаже электрической энергии (мощности) на розничных рынках могут выступать как продавцами электрической энергии, так и покупателями.
Сетевые организации приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства. В этом случае сетевые организации выступают как потребители (абзац 4 пункта 4 Основных положений).
В рассматриваемом случае ООО "Оборонэнерго" не является гарантирующим поставщиком, энергосбытовой (энергоснабжающией) организацией, производителем электрической энергии (мощности) на розничных рынках в отношениях по купле-продаже электрической энергии (мощности) на розничных рынках. АО "Обронэнерго" является территориальной сетевой организацией, и, как следствие не имеет потребителей. Следовательно, представление регулятору информации о полезном отпуске из сети собственным потребителям на генераторном напряжении не относится к обязанностям территориальной сетевой организацией.
Общество направило тарифную заявку в целях установления своего индивидуального тарифа на передачу электрической энергии, но не на установление тарифа на куплю-продажу электрической энергии.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, обязанность по представлению предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней с прилагаемыми обосновывающими материалами, установленную абзацем первым пункта 12 Правил N 1178, в срок до 01.05.2021 АО "Оборонэнерго" исполнена. Представление дополнительных материалов к предложениям об установлении цен (тарифов) в регулирующий орган в срок не позднее 30 рабочих дней до даты наступления очередного периода регулирования, установленного в абзаце втором пункта 12 Правил N 1178, является правом организации, осуществляющей регулируемую деятельность, которые он предоставляет по своей инициативе.
Диспозиция части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ состоит в непредставлении сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок. В рассматриваемом случае административным органом не доказано наличие в действиях общества события вменяемого административного правонарушения.
С учетом изложенных обстоятельств, отсутствуют основания для привлечения Общества к административной ответственности в связи с отсутствием состава правонарушения предусмотренного части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, так как обществом были приняты все необходимые меры по соблюдению требований действующего законодательства.
Помимо выводов об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, оспариваемое решение суда содержит выводы о пропуске административным органом срока давности привлечения общества к административной ответственности.
Сроки давности привлечения к административной ответственности установлены частью 1 и частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ. Общий срок давности по делам, которые рассматривают органы и должностные лица составляет два месяца. Вместе с тем, по отдельным видам нарушений, перечисленным частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, установлены специальные сроки давности.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о государственном регулировании (цен) тарифов, в том числе за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, составляет один год (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2014 N 58-АД14-3, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.04.2022 N Ф03-1193/2022).
Из анализа имеющихся в материалах дела документов следует, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ подлежит исчислению со следующего дня после окончания установленного срока, который истекает 02.05.2021.
Следовательно, на дату рассмотрения дела об административном правонарушении (05.10.2022) в отношении АО "Оборонэнерго", предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, годичный срок давности привлечения лица к административной ответственности истек.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, является пресекательным и восстановлению не подлежит.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности означает невозможность применения к правонарушителю наказания как меры административной ответственности.
В силу разъяснений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ", одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части.
Таким образом, оспариваемое постановление вынесено Региональной службой за пределами срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ. Данный вывод суда не оспаривается лицами, участвующими в деле.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление РСТ по Камчатскому краю о назначении административного наказания от 05.10.2022 N 132 по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 2 статьи 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, суд принимает решение о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение судебного акта.
Апелляционный суд считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене решения, апелляционной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции АО "Оборонэнерго" заявлено ходатайство о взыскании с Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края судебных расходов в общей сумме 34 670 рублей на оплату услуг представителя в Пятом арбитражном апелляционном суде.
Согласно части 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, распределяются по правилам, установленным данной статьей.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы административному органу отказано, заявитель имеет право на компенсацию понесённых судебных расходов на оплату услуг представителя в суде апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу статьи 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Из содержания приведенной нормы следует, что перечень судебных издержек не является исчерпывающим.
В соответствии с общими принципами, закрепленными в статье 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление N 1) даны разъяснения о том, что судебные расходы представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 9 АПК РФ (пункт 1); лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек (пункт 10).
Согласно пункту 14 Постановления N 1 транспортные расходы и расходы на проживание представителя стороны возмещаются другой стороной спора в разумных пределах исходя из цен, которые обычно устанавливаются за транспортные услуги, а также цен на услуги, связанные с обеспечением проживания, в месте (регионе), в котором они фактически оказаны.
Таким образом, требование о возмещении судебных расходов подлежит удовлетворению в разумных пределах, при условии реальности понесенных стороной затрат.
Как следует из материалов дела, АО "Оборонэнерго" заявлены к взысканию 34 670 рублей судебных расходов, понесенных в связи с участием представителя заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции 18.01.2023, а именно:
- авиаперевозка по маршруту г.Петропавловск-Камчатский - г.Владивосток - г.Петропавловск-Камчатский - 24 970 руб.
- проживание в гостинице "Ренессанс" г. Владивостока с 17.01.2023 по 19.01.2023 - 7600 рублей ( счет формы 3Г N 45644 от 17.01.2023;
- Суточные с 17.01.2023 по 19.01.2023 - 2100 рублей.
Несение указанных расходов подтверждается представленными в материалы дела, копией авиабилета г.Петропавловск-Камчатский - г.Владивосток - г.Петропавловск-Камчатский с представленным посадочным талоном по маршруту г.Петропавловск-Камчатский - г.Владивосток, копией кассового чека об оплате авиабилета, счетом формы 3-Г об оплате услуг гостиницы и копией чека об оплате услуг гостиницы, приказом о направлении работника в командировку, приказом о гарантиях и компенсациях работникам связанных со служебными командировками.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что понесенные АО "Оборонэнерго" судебные расходы документально подтверждены, непосредственно связаны с рассматриваемым спором, юридические услуги обществу фактически оказаны и им оплачены.
Разумные пределы транспортных расходов на представителя являются оценочной категорией и конкретизируются с учетом правовой оценки фактических обстоятельств рассмотренного дела.
Так, одним из критериев разумности при оценке транспортных расходов является стоимость экономных транспортных услуг, однако под экономностью понимается не только их наименьшая стоимость. Ни действующее законодательство, ни сложившаяся судебная практика не требуют, чтобы расходы, связанные с оплатой проезда, являлись минимально необходимыми. Следует принимать во внимание время убытия и прибытия, комфортабельность транспортного средства, экономию времени (оперативность), а также то, насколько выбранный вид транспорта позволяет представителю явиться в судебное заседание и др. и надлежащим образом осуществить свои функции. Длительность нахождения в поездке, время убытия и прибытия определяются участником процесса с учетом времени судебного заседания, проведения соответствующего мероприятия, необходимого времени для отдыха и т.п.
Выбор транспортного средства должен определяться критериями необходимости и разумности, не выходить за рамки обычаев делового оборота и не носить признаков чрезмерности расходов, при этом право выбора принадлежит заявителю.
По мнению апелляционного суда, факт несения заявленных АО "Оборонэнерго" к возмещению транспортных расходов их взаимосвязь с рассматриваемым делом подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, а надлежащих доказательств их чрезмерности (превышения разумных пределов) не представлено, ввиду чего оснований для отказа в их возмещении, равно как и для их снижения, не имеется.
Согласно пункту 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" расходы на проезд и проживание в гостинице штатного работника в связи с судебным процессом подлежат возмещению как судебные расходы стороны по делу.
С учетом вышеизложенных обстоятельств расходы, понесенные АО "Оборонэнерго" в связи с оплатой проезда и проживания в гостинице его работника, участвовавшей от имени АО "Оборонэнерго" в заседании суда апелляционной инстанции, подлежат возмещению за счет проигравшей стороны.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 04.03.2005 N ГКПИ05-147, установленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников, направляемых в служебные командировки, касаются сохранения за ними места работы (должности), среднего заработка, а также возмещения расходов, связанных со служебной командировкой (статья 167 Трудового кодекса Российской Федерации). Указанный Кодекс в статье 168 определил, какие расходы, связанные со служебной командировкой, работодатель обязан возместить работнику. К ним относятся: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Таким образом, статья 168 Трудового кодекса РФ определяет суточные как дополнительные расходы, связанные с проживанием командированного работника вне места его постоянного жительства. Их размер организация устанавливает самостоятельно.
Согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации.
Командировочные (суточные) расходы по своей правовой природе призваны компенсировать экономные расходы командированного человека на питание, установление размера командировочных (суточных) расходов заявителем в размере 700 рублей за сутки не противоречит действующему законодательству и не выходит за рамки разумности и обоснованности.
Таким образом, расходы стороны на выплату суточных представителю, связанные с рассмотрением дела в суде, подлежат включению в состав судебных издержек.
Законодательство не содержит нормы о необходимости приезда представителя в день судебного заседания, заблаговременный приезд представителя и размещение в гостинице связан с проявлением осмотрительности во избежание опозданий, учитывая загруженность суда, длительность судебных заседаний и связанные с этим задержки.
Соответствующим критериям необходимости и разумности, является время проживания в гостинице, выходящее за дату судебного заседания (приезд представителя накануне судебного заседания и отъезд на следующий день после судебного заседания).
Исходя из этого, учитывая время, на которое назначено судебное заседание по настоящему дел, состоявшееся 18.01.2023 (13 часов 30 минут), заблаговременное прибытие представителя заявителя из г. Петропавловск-Камчатский к месту нахождения суда (в г. Владивосток) 17.01.2023 соответствует стандарту добросовестного процессуального поведения (пункт 2 статьи 41 АПК РФ).
С учетом изложенного, с ответчика подлежит взысканию 34 670 рублей судебных расходов, связанных с участием представителя заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
По правилам части 2 статьи 204 АПК РФ, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ заявление о привлечении к административной ответственности и жалоба на решение о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 30.11.2022 по делу N А24-5459/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края в пользу акционерного общества "Оборонэнерго" судебные расходы в Пятом арбитражном апелляционном суде 34 670 (тридцать четыре тысячи шестьсот семьдесят) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5459/2022
Истец: АО "Оборонэнерго"
Ответчик: Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2023 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1451/2023
24.04.2023 Постановление Арбитражного суда Камчатского края N А24-5459/2022
19.01.2023 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8178/2022
30.11.2022 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-5459/2022