г. Киров |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А31-809/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Ю.С.
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного снабженческо - сбытового обслуживающего потребительского кооператива "Семеновское"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 27.10.2022 по делу N А31-809/2022
по заявлению сельскохозяйственного снабженческо - сбытового обслуживающего потребительского кооператива "Семеновское" (ИНН 4401142994, ОГРН 1134401006387)
к Департаменту агропромышленного комплекса Костромской области
о признании незаконным решения о расторжении соглашения,
УСТАНОВИЛ:
сельскохозяйственный снабженческо - сбытовой обслуживающий потребительский кооператив "Семеновское" (далее - заявитель, Кооператив, СССОПК "Семеновское") обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Департаменту агропромышленного комплекса Костромской области (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным решения от 09.11.2021 N 01-12/2217 о расторжении соглашения от 01.10.2021 N 40-2021-02098 о предоставлении из областного бюджета субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 27.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, СССОПК "Семеновское" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Кооператив полагает, что расхождение в предоставленной информации в Департамент при подаче заявления и информации, предоставленной в соответствии с приказом Минсельхоза России от 17.03.2021 N 132, не свидетельствует о том, что информация предоставленная кооперативом в соответствии с пунктами 9, 10 Порядка предоставления субсидии является недостоверной. По мнению заявителя, пункт 17 Порядка предоставления субсидии определяет основания для отказа Кооперативу в предоставлении субсидии, а не основания для расторжения заключенного соглашения.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами заявителя, опроверг их и просил оставить решение суда без изменения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 06.12.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 07.12.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.10.2021 между Департаментом агропромышленного комплекса Костромской области (предоставитель) и сельскохозяйственным снабженческо - сбытовым производственным обслуживающим кооперативом "Семеновское" (получатель) заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации N 40-2021-02098.
В соответствии с условиями соглашения заявитель должен получить из бюджета Костромской области 511 530 рублей 44 копейки.
09.11.2021 в адрес заявителя поступило решение (требование) о расторжении соглашения в связи с несоответствием отчета о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей, представленного в пакете документов на получение субсидий на бумажном носителе отчету, загруженному в программу 1С Предприятие в соответствии с приказом Минсельхоза России по 17 марта 2021 года N 132 "Об утверждении форм отчета о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей агропромышленного комплекса и сроков его предоставления за 2021 год" со ссылкой на пункты 9, 10 и подпункт 3 пункта 17 Порядка.
Не согласившись с указанным решением, посчитав его незаконным и нарушающим его права, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленного требования отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации утвержден Постановлением Администрации Костромской области от 24.05.2019 N 176-а (далее - Порядок).
В главе 2 Порядка определены условия и порядок предоставления субсидий.
Согласно пункту 8 Порядка для получения субсидий кооператив представляет с 5 по 15 число месяца, следующего за отчетным кварталом, а по затратам, указанным в подпункте 3 пункта 2 настоящего Порядка, понесенным кооперативом в четвертом квартале отчетного финансового года, - с 5 по 15 марта текущего года по адресу: 156013, г. Кострома, ул. Маршала Новикова, 37, следующие документы:
1) заявление на предоставление субсидии (далее - заявление) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
2) справку-расчет на предоставление субсидии по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
3) копии бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса по форме N 6-АПК за отчетный квартал текущего года, информации о результатах деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов (кроме кредитных) по форме N 1-СПР за отчетный квартал текущего года;
4) справку о доле дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполнения работ (услуг) для членов данных кооперативов за отчетный финансовый год, подписанную руководителем и главным бухгалтером кооператива, заверенную печатью (при наличии);
5) справку территориального налогового органа, подписанную ее руководителем (иным уполномоченным лицом), по состоянию не ранее чем за 20 (двадцать) рабочих дней до дня подачи заявления о предоставлении субсидии, подтверждающую отсутствие у получателя задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если указанный документ не представлен по собственной инициативе, Департамент запрашивает и получает его посредством межведомственного электронного взаимодействия;
6) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей). В случае, если указанный документ не представлен по собственной инициативе, Департамент самостоятельно, посредством межведомственного электронного взаимодействия, запрашивает указанный документ и (или) получает его посредством использования электронного сервиса Федеральной налоговой службы;
7) справку ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов о членстве сельскохозяйственного потребительского кооператива в ревизионном союзе в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";
8) справку, подписанную руководителем и главным бухгалтером кооператива (при наличии), о соблюдении кооперативом условия, предусмотренного пунктом 7 настоящего Порядка;
9) справку, подписанную руководителем и главным бухгалтером кооператива (при наличии), о соответствии кооператива требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего Порядка.
Согласно подпункту 3 пункта 9 Порядка дополнительно к документам, указанным в пункте 8 Порядка, при возмещении части затрат на закупку сельскохозяйственной продукции у членов кооператива предоставляются:
копии договоров поставки (закупки) или купли-продажи сельскохозяйственной продукции, актов закупки продукции, а также подлинников указанных документов (для обозрения);
копии актов приема-передачи, накладных и платежных документов, подтверждающих приобретение (закупку) сельскохозяйственной продукции;
бухгалтерскую отчетность (форма N 1-спр "Информация об оказании услуг сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (кроме кредитных)".
В силу пункта 10 Порядка копии представленных документов заверяются кооперативом. Копии статистической отчетности представляются с отметкой органа государственной статистики. Копии первичных учетных документов, представляемых на получение субсидий, должны соответствовать требованиям Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
На основании пункта 14 Порядка предоставление субсидии осуществляется в соответствии с соглашением, заключаемым между Департаментом и кооперативом в срок не более 10 (десяти) рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации для договоров (соглашений) о предоставлении субсидий из федерального бюджета (далее - Соглашение). Изменение Соглашения осуществляется по инициативе сторон и оформляется в виде дополнительного соглашения, которое является его неотъемлемой частью. Расторжение Соглашения оформляется также в виде дополнительного соглашения о расторжении. Указанные дополнительные соглашения заключаются в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации для договоров (соглашений) о предоставлении субсидий из федерального бюджета.
Согласно пункту 15 Порядка основания для отказа кооперативу в предоставлении субсидии:
1) несоответствие представленных заявителем документов требованиям, определенным пунктами 8, 9 настоящего Порядка, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;
2) недостоверность представляемой кооперативом информации;
3) несоответствие кооператива условиям, установленным пунктом 7 настоящего Порядка;
4) несоблюдение установленных пунктом 8 настоящего Порядка сроков представления документов;
5) несоответствие кооператива требованиям, установленным пунктом 6 настоящего Порядка;
6) отсутствие бюджетных ассигнований для предоставления субсидии.
Отказ в предоставлении субсидии по основанию, предусмотренному подпунктом 1 настоящего пункта, не является препятствием для повторного обращения за предоставлением субсидии в случае устранения причины, послужившей основанием для отказа.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.09.2021 СССОПК "Семеновское" обратилось в Департамент агропромышленного комплекса Костромской области с заявлением о предоставлении субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, в рамках Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 24.05.2019 N 176-а (в связи с закупкой сельскохозяйственной продукции у членов кооператива (кроме ассоциированных членов).
Департаментом агропромышленного комплекса Костромской области по результатам рассмотрения указанных документов было принято решение о предоставлении субсидии СССОПК "Семеновское" и заключении соглашения о предоставлении субсидии от 01.10.2021 N 40-2021-02098.
При этом на момент принятия решения о предоставлении субсидии у Департамента агропромышленного комплекса Костромской области отсутствовала возможность проверить представленную бухгалтерскую отчетность, так как отчетность не была представлена через систему "1 -С Предприятие".
В соответствии с пунктом 3.4 Соглашения условием предоставления субсидии является согласие получателя проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии.
На основании приказа директора Департамента от 15.10.2021 в период с 18.10.2021 по 29.10.2021 проведена проверка выполнения получателем субсидии СССОПК "Семеновское" обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии.
В ходе проведения указанной проверки Департаментом было установлено, что представленная на бумажном носителе при предоставлении субсидии отчетность о финансово-экономическом состоянии Кооператива не соответствует отчету, представленному в программе "1С Предприятие" в соответствии с приказом Минсельхоза России от 17.03.2021 N 132 "Об утверждении форм отчета о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса и сроков его предоставления за 2021 год", в части:
- расшифровки показателей формы N 1 "Бухгалтерский баланс", в строке запасы указаны животные на выращивании и откорме - 245 голов на бумажном носителе, в программе 1С Предприятие они отсутствуют;
- не указана задолженность по долгосрочным наймам, задолженность по краткосрочным наймам, недостоверно указана кредиторская задолженность, недостоверно указаны доходы кооператива за отчетный период, расходы кооператива за отчетный период;
- не указана сумма доходов кооператива от реализации товаров членам кооператива.
Указанные обстоятельства СССОПК "Семеновское" не оспариваются.
Кроме того, в соответствии с Приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648 "Об утверждении Перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами" крупный рогатый скот включен в перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами.
В подтверждение приобретения указанного крупного рогатого скота СССОПК "Семеновское" не были представлены ветеринарные свидетельства, которыми достоверно подтверждался бы переход права собственности на сельскохозяйственных животных.
На основании изложенного при проведении проверки Департаментом агропромышленного комплекса Костромской области были сделаны выводы о недостоверности представленных документов при предоставлении субсидии, что явилось основанием для принятия решения о расторжении заключенного соглашения.
При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что требование от 09.11.2021 Департамента агропромышленного комплекса Костромской области о расторжении соглашения, направленное в адрес СССОПК "Семеновское", обосновано и законно.
Довод Кооператива о том, что расхождение в предоставленной СССОПК в Департамент при подаче заявления и загруженной в программу 1С Предприятие информации не свидетельствует о ее недостоверности, подлежит отклонению.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Однако представленная вместе с заявкой на предоставление субсидии отчетность не соответствовала требованиям Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" о достоверности сведений о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату.
Согласно пункту 24 Порядка в случае нарушения кооперативом условий, целей и порядка предоставления субсидий, установленных настоящим Порядком и заключенным Соглашением, обнаружения излишне выплаченных сумм субсидии, выявления недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных для получения субсидии, на основании письменного требования Департамента и (или) представления департамента финансового контроля Костромской области субсидия подлежит возврату в областной бюджет: 1) на основании письменного требования Департамента в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения соответствующего требования; 2) на основании представления и (или) предписания департамента финансового контроля Костромской области - в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.2.2 соглашения от 01.10.2021 предоставитель вправе приостанавливать предоставление субсидии в случае установления предоставителем или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, в том числе, указания в документах, предоставленных получателем в соответствии с правилами предоставления субсидии и (или) соглашением недостоверных сведений.
В соответствии с пунктом 4.1.7 соглашения от 01.10.2021 в случае установления предоставителем нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, в том числе, указания в документах, предоставленных получателем в соответствии с правилами предоставления субсидии и (или) соглашением недостоверных сведений, предоставитель обязан направить требование об обеспечении возврата субсидии.
В соответствии с пунктом 7.4 соглашения от 01.10.2021 расторжение соглашения в одностороннем порядке осуществляется в случае нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидий.
С учетом изложенного, установив факты недостоверности и неполноты представленных документов при предоставлении субсидии, руководствуясь вышеназванными положениями Порядка, Соглашения от 01.10.2021 N 40-2021-02098, Департаментом принято не противоречащее закону решение от 09.11.2021 о расторжении соглашения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Решение суда первой инстанции, основанное на конкретных обстоятельствах настоящего дела, следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы Кооператив (плательщик Козлов Олег Александрович) уплатил за рассмотрение апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 3 000 рублей, плательщику надлежит вернуть излишне плаченную государственную пошлину в сумме 1 500 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 27.10.2022 по делу N А31-809/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу сельскохозяйственного снабженческо - сбытового обслуживающего потребительского кооператива "Семеновское" - без удовлетворения.
Возвратить Козлову Олегу Александровичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 25.11.2022 (операция N 104).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-809/2022
Истец: Председатель СССОПК "Семеновское" Козлов Олег Александрович, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВОЙ ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ "СЕМЕНОВСКОЕ"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ