г. Самара |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А72-4326/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Копункина В.А., судей Дегтярева Д.А., Митиной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Николаевой А.Ю.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.09.2022 по делу N А72-4326/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "ДСК"
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области
о взыскании 1 353 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ДСК" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о взыскании 1 353 000 руб. 00 коп., составляющих стоимость обеспечения исполнения обязательств по Государственным контрактам N 10/4 и N 10/5 от 28.10.2020 (по 676 500 руб. 00 коп. по каждому контракту).
Определением от 14.06.2022 судом принято к рассмотрению ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому истец просит взыскать с Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области денежные средства в размере 1 353 000 руб. 00 коп., внесенные в качестве обеспечения исполнения обязательств по государственным контрактам N 10/4 и N 10/5 от 28.10.2020 (по 676 500 руб. 00 коп. по каждому из контрактов), 56 705 руб. 53 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами по государственному контракту N 10/4 от 28.10.2020 за период с 15.09.2021 по 14.06.2022, 56 580 руб. 42 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами по государственному контракту N 10/5 от 28.10.2020 за период с 16.09.2021 по 14.06.2022.
Определением от 11.07.2022 судом удовлетворено ходатайство об уточнении исковых требований в части взыскания с Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области денежных средств в размере 1 353 000 руб. 00 коп., внесенных в качестве обеспечения исполнения обязательств по государственным контрактам N 10/4 и N 10/5 от 28.10.2020 (по 676 500 руб. 00 коп. по каждому из контрактов).
Определением от 09.08.2022 судом была произведена замена ненадлежащего ответчика на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.09.2022 исковые требования удовлетворены частично. С Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ДСК" (ИНН 7325030307) взысканы 594 834 руб. 31 коп. - денежные средства, внесенные в качестве исполнения обязательств по государственным контрактам N 10/4 и N 10/5 от 28.10.2020, 11 663 руб. 00 коп. - расходы по оплате госпошлины. В остальной части в иске отказано.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.09.2022.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2022 вышеуказанная апелляционная жалоба принята к производству, судебное разбирательство назначено на 06.12.2022.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2022 рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 12 января 2023 года.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2023 произведена замена судьи Романенко С.Ш. на судью Митину Е.А. в судебном составе, рассматривающем апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.09.2022 по делу N А72-4326/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "ДСК", г.Ульяновск к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, г. Ульяновск о взыскании 1 353 000 руб.
От истца и ООО "Специализированный застройщик "СМУ-173" поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителей.
Истцом и ООО "Специализированный застройщик "СМУ-173" были ранее заявлены ходатайства о замене стороны по делу (процессуальном правопреемстве), вышеуказанные ходатайства будут рассмотрены судом при вынесении судебного акта.
Заявление о процессуальном правопреемстве основано на договоре уступки права требования от 04.10.2022.
Согласно п. 1 договора уступки права требования от 04.10.2022, первоначальный кредитор передает, а Новый кредитор принимает право требования денежных средств в размере 606 497,31, в т.ч. 594 834,31 - денежные средства, внесенные в качестве исполнения обязательств по государственным контрактам N 10/4 и N 10/5 от 28.10.2020 г., 11 663 руб. - расходы по оплате госпошлины, возникшие из заключенными между Первоначальным должником и Министерством ЖКХ и строительства Ульяновской области (ранее Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области) (далее по тексту - Должник) Государственными контрактами N 10/4 от 28.10.2020 и N 10/5 от 28.10.2020 г. Новый кредитор становится кредитором Должника по этим обязательствам в указанной части, а также по компенсации представительских расходов, связанных с рассмотрением дела N А72-4326/2022 в Арбитражном суде Ульяновской области.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В связи с изложенным, арбитражный апелляционный суд считает, что заявление общества с ограниченной ответственностью "ДСК" о процессуальном правопреемстве следует удовлетворить. Произвести замену истца по делу - общества с ограниченной ответственностью "ДСК" на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "СМУ-173".
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав ответчика и его представителя, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.10.2020 Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области и обществом с ограниченной ответственностью ДСК" заключен государственный контракт N 10/4 согласно которому, продавец обязуется передать принадлежащие ему на праве собственности, а Заказчик принять в собственность Ульяновской области (с правом регистрации права оперативного управления, закрепленным за Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области на основании Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 Na25/557-n) десять квартир общей площадью не менее 33 кв. м каждая в многоквартирном доме, введённом в эксплуатацию не ранее 01.01.2020, расположенные в г. Ульяновске, для предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений. Квартиры расположены по адресу: г. Ульяновск, проспект Генерала Тюленева, д. 48, кв. 2, кв. 3, кв. 6, кв. 7, кв. 42, кв. 43, кв. 46, кв. 47, кв. 82, кв. 83.
Согласно п.2.1 контракта цена составляет 13 530 000 руб. 00 коп.
В соответствии с п.3.1 продавец обязался в срок до 20 декабря 2020 года с момента заключения настоящего контракта передать заказчику указанные в п.п.1 квартиры по акту приёма-передачи квартир (приложение N 2).
Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области и Обществом с ограниченной ответственностью ДСК" 28.10.2020 также заключен государственный контракт N 10/5 согласно которому, Продавец обязуется передать принадлежащие ему на праве собственности, а Заказчик принять в собственность Ульяновской области (с правом регистрации права оперативного управления, закрепленные за Министерством строительства и. архитектуры Ульяновской области на основании Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской, области утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/557-П) десять квартир общей площадью не менее 33 кв. м каждая в многоквартирного доме, введённом в эксплуатацию не ранее 01.01:2020, расположенные в г. Ульяновске для предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений. Квартиры расположены по адресу: г. Ульяновск, проспект Генерала Тюленева д. 52, кв. 2, кв. 3, кв. 6, кв. 7, кв. 10, кв. 11, кв. 34, кв. 35, кв. 38, кв. 39.
Согласно п.2.1 контракта цена составляет 13 530 000 руб. 00 коп.
В соответствии с п.3.1 продавец обязался в срок до 20 декабря 2020 года с момента заключения настоящего контракта передать заказчику указанные в п.п.1 квартиры по акту приёма-передачи квартир (приложение N 2).
Согласно п. 9.1 раздела 9 контрактов N 10/4 и N 10/5 Продавцом в обеспечение исполнения контракта внесены денежные средства на указанный Заказчиком счёт, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.
Согласно п. 9.2 раздела 9 контрактов N 10/4 и N 10/5 обеспечение исполнения контракта предоставлено в размере 676 500 рублей 00 копеек.
Продавцом в качестве обеспечения исполнения обязательств по контрактам в адрес ответчика - Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области был произведен платеж в сумме 1 353 000 руб. 00 коп., что подтверждается материалами дела (платежные поручения N 505, N 506).
В ответ на претензию Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 26.12.2020 N 73-ИОГВ-08/18382исх о ненадлежащем исполнении обязательств по контрактам N10/4 и N 10/5 от ООО "ДСК" поступило письмо от 04.02.2021 N 1516вх, в котором ООО "ДСК" указывает на неисполнение обязательств в установленный срок в связи с действиями обстоятельств непреодолимой силы - введение режима самоизоляции в связи с распространением коронавирусной инфекции. Также в своём письме ООО "ДСК" указало на справку Ульяновской Областной Торгово-промышленной палатой о действии в регионе Ульяновской области обстоятельств непреодолимой силы и периоде действия данных обстоятельств.
В свою очередь, Министерством направлен ответ от 08.02.2021 N 73-ИОГВ-08-01/2210исх ООО "ДСК", в котором Министерство настаивало на требовании об уплате неустойки (штрафа, пени) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по контрактам и указало на отсутствие в приложении справки Союза "Ульяновская областная ТПП".
Согласно п. 11.5 контрактов любые изменения и дополнения к настоящему контракту, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации, оформляются соглашениями сторон в письменной форме.
Истцом (ООО "ДСК") и Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области 14.05.2021 были заключены дополнительное соглашение N 1 к контракту N 10/4 от 28.10.2020 и дополнительное соглашение от 24.06.2021 к контракту N 10/5 от 28.10.2020.
Согласно дополнительному соглашению N 1 от 14.05.2021 к контракту N 10/4 стороны договорились внести изменения в пункт 11.4 раздела 11 контракта и изложить его в следующей редакции: "11.4 Настоящий контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует в части оказания услуг до 30.12.2021, а в части расчетов и гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки (штрафов, пеней) - до полного их исполнения Сторонами".
Аналогичное внесение изменений в п. 11.4 контракта N 10/5 было оговорено и согласовано сторонами в рамках дополнительного соглашения N 1 от 24.06.2021.
Также из материалов дела следует, что в период с июля 2021 по август 2021 осуществлялась передача квартир. Квартиры в рамках заключенных Государственных контрактов были переданы Заказчику.
30 августа 2021 в адрес ООО "ДСК" поступили уведомления от Заказчика -Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области о списании денежных средств, которые были внесены Продавцом - ООО "ДСК" в качестве обеспечения исполнения Контрактов, как штрафная санкция в связи с просрочкой исполнения обязательств:
- в размере 566 320, 7 руб. - по Государственному контракту N 10/4 от 28.10.2020,
- 676 500 руб. - по Государственному контракту N 10/5 от 28.10.2020. Дополнительно по данному Контракту выставлено требование об оплате суммы в размере 43 183,25 руб.
На полученные уведомления в адрес Министерства архитектуры и строительства Ульяновской области истцом были направлены письменные ответы от 24.09.2021, в которых он указал, что по указанным контрактам были подписаны дополнительные соглашения, в связи с чем считает списание денежных средств незаконным. Также истец потребовал возвратить "бесспорный" остаток суммы гарантийного обеспечения в размере 110 179,30 руб. по Государственному контракту N 10/4 от 28.10.2020.
Как указывает истец в исковом заявлении, уполномоченными специалистами ООО "ДСК" неоднократно сообщалось, что документы, подтверждающие право собственности Застройщика-Продавца на указанные квартиры, могут быть представлены не ранее февраля 2021. Неисполнение вышеуказанных контрактов в предусмотренный ранее срок (до 20.12.2020 со стороны ООО "ДСК" было вызвано также действием обстоятельств непреодолимой силы - введение режима самоизоляции в связи распространением короновирусной инфекции на основании Указ Президента российской Федерации от 02.04.2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)". Просрочка исполнения обязательства произошла вследствие воздействия обстоятельств непреодолимой силы извне и не зависела от волеизъявления истца. Сложившаяся ситуация была чрезвычайной и непредотвратимой, объективно ООО "ДСК" не могло осуществлять работы на объекте из-за введенного режима самоизоляции, а также закрытии границ между соседствующими субъектами и ограничении передвижения автотранспорта на территории Ульяновской и соседних областей, что сделало невозможным поставку материалов, оборудования и необходимых ресурсов для осуществления работ по контракту. ООО "ДСК" не могло что-либо изменить и избежать последствий.
По мнению истца, дополнительными соглашениями от 14.05.2021 и 24.06.2021 были внесены изменения как в части наименования квартир, подлежащих передаче, так и в части изменения сроков исполнения обязательств. Срок исполнения обязательств был продлен до 30.12.2021, что следует из п. 1.3 дополнительных соглашений.
Ответчик с исковыми требованиями не согласен в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве. В частности, указывает на то, что ООО "ДСК" не передал квартиры по акту приёма-передачи в установленный срок, срок исполнения обязательств является существенным условием договора поставки и не может быть изменён сторонами по государственному контракту на основании части 2 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", введение режима самоизоляции согласно указу Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" не распространяется на обстоятельства настоящего спора, в том числе, потому, что сроки исполнения обязательств по контракту устанавливались сторонами с учётом действия на территории Ульяновской области режима повышенной готовности.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В статьях 309 и 310 Гражданского кодекса предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение условий такого обязательства не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно пунктам 6 и 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пени).
В соответствии с пунктами 5.3 и 5.3.1 раздела 5 контрактов N 10/4 и N 10/5 в случае просрочки исполнения Продавцом обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Продавцом обязательств, предусмотренных контрактом, Продавец уплачивает Заказчик неустойку (штраф, пени).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Продавцом обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трёхсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных Продавцом.
Согласно п. 9.10 контрактов в случае нарушения Продавцом своих обязательств Заказчик вправе списать в свою пользу денежные средства, которые внесены в качестве обеспечения исполнения Контракта в сумме, соответствующей размеру неустойки (пеней, штрафов).
Довод истца о том, что причиной неисполнения обязательств в установленный срок являются обстоятельства непреодолимой силы - введение режима самоизоляции в связи с распространением коронавирусной инфекции, отклонен судом первой инстнации.
Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" дано толкование содержащемуся в ГК РФ понятию обстоятельств непреодолимой силы.
Так, в пункте 8 названного постановления разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий, т.е. одной из характеристик обстоятельств непреодолимой силы (наряду с чрезвычайностью и непредотвратимостью) является ее относительный характер.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Как указано в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года (далее по тексту - "Обзор ВС РФ от 21.04.2020 г."), из приведенных разъяснений следует, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
Между тем, суд первой инстанции указал, что сторонами были подписаны дополнительное соглашение N 1 к контракту N 10/4 от 28.10.2020 и дополнительное соглашение от 24.06.2021 к контракту N 10/5 от 28.10.2020, согласно условиям которых п. 11.4 контрактов изложен в новой редакции: "11.4 Настоящий контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует в части оказания услуг до 30.12.2021, а в части расчетов и гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки (штрафов, пеней) - до полного их исполнения Сторонами". Согласно п. 3 дополнительных соглашений они вступает в силу с даты его подписания.
В соответствии с п. 3 ст. 453 Гражданского кодекса РФ в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора. Следовательно, по общему правилу изменение договора влечет изменение соответствующих обязательств сторон лишь на будущее время и не освобождает стороны от ответственности за нарушение обязательств, возникших до такого изменения (Данная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 4-КГ16-37).
Поскольку при подписании дополнительных соглашений от 14.05.2021 и от 24.06.2021 стороны не распространили их действие на предыдущий период, указанные соглашения не могут служить основанием для освобождения от ответственности за просрочку, допущенную до 14.05.2021 и до 24.06.2021 соответственно.
Изложенное не противоречит судебной практике, в частности, Постановлению Арбитражного суда Поволжского округа от 05.09.2019 N Ф06-50170/2019 по делу N А55-33300/2018.
Суд первой инстанции также указал, что из расчета ответчика усматривается, что им было произведено начисление неустойки, исходя из дат актов приема-передачи квартир, а не дат заключения дополнительных соглашений (л.д. 58-61), что противоречит вышеуказанным нормам (п. 3 ст. 453 ГК РФ, разъяснениям, изложенным в Определении Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 4-КГ16-37).
По расчету суда первой инстанции, размер неустойки, подлежащий списанию с истца в пользу ответчика, составит:
- по государственному контракту 10/4 - с 21.12.2020 по 14.05.2021 (145 дней) -296 792 руб. 69 коп., исходя из действующей на момент заключения дополнительного соглашения ключевой ставки Центрального Банка РФ в размере 5 %;
- по государственному контракту 10/5 - с 21.12.2020 по 24.06.2021 (186 дней) -461 373 руб. 00 коп., исходя из действующей на момент заключения дополнительного соглашения ключевой ставки Центрального Банка РФ в размере 5,5 %.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик вправе списать с истца денежные средства, которые внесены последним в качестве обеспечения исполнения Контракта в сумме 758 165 руб. 69 коп. (296 792,69 + 461 373), соответствующей размеру неустойки по расчету суда. Соответственно, излишне внесенные денежные средства в сумме 594 834 руб. 31 коп. удерживаются ответчиком неправомерно и подлежат взысканию в пользу истца.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Как указывалось выше, в соответствии с п.3.1 государственных контрактов истец обязался в срок до 20 декабря 2020 года с момента заключения настоящего контракта передать ответчику указанные в п.п.1 квартиры по акту приема-передачи квартир (приложение N 2).
Дополнительным соглашением N 1 к контракту N 10/4 от 28.10.2020 и дополнительным соглашением от 24.06.2021 к контракту N 10/5 от 28.10.2020, п. 11.4 контрактов изложен в новой редакции, согласно которой: "Настоящий контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует в части оказания услуг до 30.12.2021, а в части расчетов и гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки (штрафов, пеней) - до полного их исполнения Сторонами".
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что дополнительными соглашениями к государственным контрактам N 10/4 и 10/5 от 14.05.2020 и от 28.10.2020 срок исполнения обязательств (установленный п. 3.1. раздела 3 государственных контрактов N 10/4 и 10/5) не был изменен сторонами.
Дополнительными соглашениями к государственным контрактам N N 10/4 и 10/5, заключенными ООО "ДСК" и Министерством, вносятся изменения в части продления срока действия контрактов, при этом срок исполнения обязательств по передаче квартир не изменялся.
При указанных обстоятельствах, квартиры по государственным контрактам N 10/4 и 10/5 подлежали передачи в срок до 20.12.2020.
Министерство с учетом передачи квартир по государственному контракту N 10/4 05.06.2021, 11.08.2021, 25.08.2021, по государственному контракту N 10/5 - 30.07.2021, 25.08.2021, 26.08.2021, начислена неустойка в соответствии с пунктами 5.3 государственных контрактов в следующем размере:
- в размере 566 320,7 руб. за период с 21.12.2020 по 25.08.2021 по государственному контракту N 10/4 от 28.10.2020,
- 719 683,25 руб. за период с 21.12.2020 по 26.08.2021 по государственному контракту N 10/5 от 28.10.2020.
Как указал истец в исковом заявление в его адрес 30 августа 2021 поступили уведомления от Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области о списании денежных средств, которые были внесены Продавцом - ООО "ДСК" в качестве обеспечения исполнения Контрактов, как штрафная санкция в связи с просрочкой исполнения обязательств:
- в размере 566 320, 7 руб. по государственному контракту N 10/4 от 28.10.2020,
- в размере 676 500 руб. по государственному контракту N 10/5 от 28.10.2020.
Суд апелляционной инстанции соглашается с расчетом неустойки, произведенным Министерством.
Согласно п. 9.10 контрактов в случае нарушения Продавцом своих обязательств Заказчик вправе списать в свою пользу денежные средства, которые внесены в качестве обеспечения исполнения Контракта в сумме, соответствующей размеру неустойки (пеней, штрафов).
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ответчик вправе списать с истца денежные средства, которые внесены последним в качестве обеспечения исполнения Контрактов, как штрафная санкция в связи с просрочкой исполнения обязательств в размере 566 320, 7 руб. по государственному контракту N 10/4 от 28.10.2020, в размере 676 500 руб. по государственному контракту N 10/5 от 28.10.2020. Соответственно, излишне внесенные денежные средства в сумме 110 179 руб. 30 коп. по государственному контракту N 10/4 от 28.10.2020 подлежат взысканию в пользу истца.
Таким образом, решение суда подлежит изменению по вышеприведенным основаниям в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу ч.1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате госпошлины по иску и по апелляционной жалобе относятся на стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Заявления общества с ограниченной ответственностью "ДСК" о процессуальном правопреемстве удовлетворить.
Произвести замену истца по делу - общества с ограниченной ответственностью "ДСК" на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "СМУ-173".
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 сентября 2022 года по делу N А72-4326/2022 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "СМУ-173" 110 179 руб. 30 коп., внесенных в качестве исполнения обязательств по государственному контракту N 10/4 от 28.10.2020, 2 160 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "СМУ-173" в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 30 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Копункин |
Судьи |
Д.А. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-4326/2022
Истец: ООО "ДСК"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И СТРОИТЕЛЬСТВА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Специализированный застройщик "СМУ-173", ООО Специализированный застройщик СМУ -173