г. Тула |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А23-7550/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.01.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.01.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Афанасьевой Е.И., судей Мосиной Е.В., Волковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бобровниковой В.А., в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС N 2 по Калужской области на определение Арбитражного суда Калужской области от 11.11.2022 по делу N А23-7550/2021 (судья Иполитова О. Н.), вынесенное по заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Калужской области в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калужской области (Калужская область, Дзержинский р-н, г. Кондрово, ул. Советская, 8), об установлении требования кредитора в сумме 48 747 рублей,
УСТАНОВИЛ:
В производстве Арбитражного суда Калужской области находится дело о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Благоустройство поселка Товарково" (далее - должник, МУП "Благоустройство поселка Товарково").
Решением суда от 26.05.2022 в отношении МУП "Благоустройство поселка Товарково" открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Конкурсным управляющим утвержден член Некоммерческого партнерства "Региональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих" Попова Л.Л.
29.08.2022 Управление Федеральной налоговой службы России по Калужской области в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калужской области 29.08.2022 обратилось в арбитражный суд к муниципальному унитарному предприятию "Благоустройство поселка Товарково" о включении в реестр требований кредиторов в размере 48 747 рублей.
Определением суда от 11.11.2022 требование Управления Федеральной налоговой службы России по Калужской области в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калужской области в размере 48 747 рублей из которых: транспортный налог - 21 627 рублей, земельный налог - 27 120 рублей признано обоснованным и установлено в составе требований, заявленных после закрытия реестра требований кредиторов муниципального унитарного предприятия "Благоустройство поселка Товарково" в качестве требования, подлежащего удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.
В жалобе Межрайонной ИФНС N 2 по Калужской области просит определение суда от 11.11.2022 отменить, принять новый судебный акт. Указывать на то, что транспортный и земельные налоги подлежат уплате налогоплательщиками- организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, соответственно, сообщение об исчисленной сумме налогов за 2021 год должно быть направлено не позднее 01.09.2022. Ссылается на необходимость исчисления сроков для включения в реестр требований кредиторов после формирования сообщения N 1623603 от 21.04.2022 об исчислении налоговым органом сумме транспортного налога за 2021 год, соответственно, срок для представления в налоговый орган пояснений истек 19.07.2022. Полагает, что направление заявления о включении в реестр требований кредиторов задолженности по транспортному и земельному налогам за 2021 год ранее истечения срока для представления в налоговый орган пояснений налогоплателыцика-организации лишает налогоплательщика- организацию права на представление пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) в пределах доводов жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что определение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 32 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в соответствии с порядком, предусмотренным соответствующими статьями Закона о банкротстве, в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника.
Порядок установления размера требований кредиторов в рамках дела о банкротстве в период процедуры конкурсного производства предусмотрен статьями 100, 142 Закона о банкротстве.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Судом области установлено, что сообщение об открытии в отношении должника конкурсного производства опубликовано в газете "Коммерсантъ" 04.06.2022. Таким образом, двухмесячный срок для предъявления требований о включении в реестр требований кредиторов должника истек 04.08.2022.
Уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением 29.08.2022, то есть с пропуском установленного законом срока.
В пункте 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016) сформулирована правовая позиция, согласно которой при установлении требований по обязательным платежам должно учитываться, имелись ли у уполномоченного органа объективные препятствия для предъявления требований, возникновение которых обуславливалось необходимостью соблюдения установленных законодательством процедур выявления задолженности по обязательным платежам, обеспечения прав плательщиков обязательных платежей при их привлечении к публично-правовой ответственности.
Судом области установлено, что должник имеет перед уполномоченным органом задолженность по транспортному налогу в сумме 21 627 рублей, задолженность по земельному налогу в сумме 27 120 рублей.
Налоговой инспекций были сформированы сообщение N 1623603 от 21.04.2022 об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога за 2021 год, сообщение N 1794251 от 21.04.2022 об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога за 2021 год.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016), в силу пункта 1 статьи 38 и пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.
Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.
Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
В данном случае требования уполномоченного органа не основаны на решениях уполномоченного органа по результатам налоговых проверок, а связаны с неуплатой в установленный законом срок транспортного налога, земельного налога за 2021 год, в связи с чем, ФНС России имела возможность предъявить данные требования в установленные законом сроки.
Учитывая документальное подтверждение сумм задолженности по налогам и то, что уполномоченный орган с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника обратился в арбитражный суд за пределами срока для предъявления заявленного требования, суд области пришел к правильному выводу о том, что требование уполномоченного органа в сумме в сумме 48 747 рублей в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве подлежит удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Ссылка заявителя жалобы на необходимость исчисления сроков для включения в реестр требований кредиторов после формирования сообщения N 1623603 от 21.04.2022 об исчислении налоговым органом сумме транспортного налога за 2021 год, и что направление заявления о включении в реестр требований кредиторов задолженности по транспортному и земельному налогам за 2021 год ранее истечения срока для представления в налоговый орган пояснений налогоплателыцика-организации лишает налогоплательщика- организацию права на представление пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, подлежит отклонению как противоречащие нормам действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим, а, значит срок уплаты должником транспортного налога, земельного налога за 2021 год, учитывая, что в отношении должника решением суда от 26.05.2022 введена процедура конкурсного производства, наступил.
Положения законодательства о налогах и сборах Российской Федерации не содержат запрета налоговому органу исчислять сумму налога и направлять налогоплательщику налоговое уведомление сразу после истечения налогового периода.
Иные доводы, содержащиеся в жалобе, не влияют на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой суда установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Оснований для отмены определения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Межрайонной ИФНС N 2 по Калужской области и отмены вынесенного определения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Калужской области от 11.11.2022 по делу N А23-7550/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Афанасьева |
Судьи |
Е.В. Мосина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-7550/2021
Должник: МУП "Благоустройство поселка Товарково", МУП муниципального образования городского поселения Поселок Товарково Благоустройство поселка Товарково
Кредитор: Государственная жилищная инспекция Калужской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Калужской области, МУП "Дирекция единого заказчика на услуги жилищно-коммунального хозяйства", МУП Дирекция единого заказчика на услуги ЖКХ, ООО "КАМИН", ООО Барей, ООО ЗОДИАК, ПАО Калужская сбытовая компания, Управление Федеральной налоговой службы России по Калужской области в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Калужской области
Третье лицо: АССОЦИАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ", КУ Попова Л.Л., Попова Любовь Леонидовна