г. Челябинск |
|
18 января 2023 г. |
Дело N А07-29899/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Бабиной О.Е., Лукьяновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дроздовой К.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.11.2022 по делу N А07-29899/2021
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана": Аплаева К.Г. (доверенность от 07.12.2022 N 62, диплом, свидетельство о заключении брака).
Общество с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - истец, ООО "ЭСКБ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - ответчик, Администрация ГО г. Уфа Республики Башкортостан) о взыскании 1 631 361 руб. 33 коп. стоимости потерь электрической энергии за период с мая по июль 2021.
Определениями Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.11.2021, от 13.09.2022 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети", Финансовое управление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление по жизнеобеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третьи лица, л.д. 1-4, 130).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.11.2022 исковые требования удовлетворены, также судебным актом распределены судебные расходы.
Не согласившись с вынесенным решением, Администрация ГО г. Уфа Республики Башкортостан обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, суд необоснованно удовлетворил исковые требования о взыскании стоимости потерь электроэнергии в кварталах N 33, 38, 39 по трансформаторным подстанциям N 9865, 9907, 9997, 9998, поскольку право муниципальной собственности на указанные объекты электрохозяйства признано заочным решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 06.10.2021, то есть позднее спорного периода.
Таким образом, истец в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательства, что электрические сети в кварталах N N 33,38,39 находились в муниципальной собственности до 06.10.2021.
Администрация ГО г. Уфа Республики Башкортостан полагает, что является иным владельцем указанных электросетей с момента вступления в законную силу указанного решения суда.
Исходя из положений законодательства об электроэнергетике, бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую оплату. Передача электроэнергии сетевой организацией по бесхозяйным электросетям является законным основанием пользования этим имуществом. При этом эксплуатация объекта электросетевого хозяйства, в том числе и бесхозяйных сетей, включает в себя его использование по назначению, содержание, техническое обслуживание и ремонт.
Издержки по эксплуатации таких сетей подлежат возложению на лицо, фактически эксплуатирующее их, то есть на сетевую организацию, которая осуществляет свою профессиональную деятельность и получает выгоду при их использовании. Администрация ГО г. Уфа Республики Башкортостан в настоящем споре не является лицом, фактически эксплуатирующим бесхозяйные сети электросетевого хозяйства.
Кроме того, правовое регулирование, при разумном и добросовестном поведении субъектов электроснабжения не должно влечь причинения для них убытков.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном отзыве, согласно которому просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик и третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание своих представителей не направили.
С учетом мнения представителя истца, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является гарантирующим поставщиком, осуществляющим деятельность по купле-продаже электрической энергии на территории Республики Башкортостан. Статус гарантирующего поставщика присвоен истцу на основании Постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 14.04.2010 N 57.
Договоры на покупку электрической энергии в целях компенсации потерь в электрических сетях между истцом и ответчиками не заключены.
Факт владения ответчиком электрическими сетями, в которых возникают потери электрической энергии, подтверждается следующими документами:
- Решением Администрации ГО г. Уфа от 22.02.2018 N 389р, актом приема-передачи от 01.03.2018, решением Администрации ГО г. Уфа от 02.10.2018 N 1947р, актом приема-передачи от 03.10.2018 о принятии в муниципальную собственность городского округа г. Уфа Республики Башкортостан распределительных устройств и электрических сетей, расположенных в пос. Нагаево Октябрьского района г. Уфы: ВЛ-10 кВ и ВЛ-0,4 кВ;
- ответом на запрос за от 29.07.2021 N 19852, которым Администрацией ГО г. Уфа сообщено, что объекты электросетевого хозяйства, расположенные по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, поселок Нагаево: воздушные линии 10 кВ и 0,4 кВ, СИП, опоры, ТП-9865 квартал 33, ТП-9907 квартал 38, ТП-9997, ТП-9998 квартал 39 по итогам инвентаризации учтены в реестре муниципального имущества ГО г. Уфа Республики Башкортостан на основании решения УЗИО г. Уфа от 02.10.2018 N1947, акта от 03.10.2018;
- Постановлениями Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 02.06.2021 N 556 о внесении изменений в постановление Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 17.07.2020 N856, которым в государственную собственность Республики Башкортостан переданы объекты электросетевого хозяйства, расположенные по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, поселок Нагаево: воздушные линии 10 кВ и 0,4 кВ, СИП, опоры, ТП-9865 квартал 33, ТП-9907 квартал 38, ТП-9997, ТП-9998 квартал 39. Данным постановлением подтверждается, что указанные воздушные линии, СИП, опоры, трансформаторные подстанции находятся в муниципальной собственности городского округа г. Уфа.
Кроме того, данный факт установлен при рассмотрении дела А07-10193/2021 года, в рамках которого рассматривались аналогичные требования истца к ответчику, но за предыдущий период.
Осуществив распорядительные действия в отношении электросетевого хозяйства, ответчик подтвердил их принадлежность к муниципальной собственности.
Расчет объемов потерь электрической энергии, представленный истцом подтверждается реестрами снятия показаний приборов учета юридических лиц, реестрами об объеме поставленной электрической энергии по физическим лицам по 12 трансформаторным подстанциям присоединённых к 11 жилым кварталам п. Нагаево:
- трансформаторная подстанция - 9332 квартал 11 п. Нагаево
- трансформаторная подстанция - 9865 квартал 33 п. Нагаево
- трансформаторная подстанция - 9795 квартал 13 п. Нагаево
- трансформаторная подстанция - 9559 квартал 23, 26 п. Нагаево
- трансформаторная подстанция - 9907 квартал 38 п. Нагаево
- трансформаторная подстанция - 9992 квартал 23,25,27 п. Нагаево
- трансформаторная подстанция - 9993 квартал 25,27 п. Нагаево
- трансформаторная подстанция - 9995 квартал 40 п. Нагаево
- трансформаторная подстанция - 9996 квартал 40 п. Нагаево
- трансформаторная подстанция - 9997 квартал 39 п. Нагаево
- трансформаторная подстанция - 9998 квартал 39 п. Нагаево
- трансформаторная подстанция - 9999 квартал 24 п. Нагаево.
Объемы потерь электроэнергии, возникшие в вышеуказанных трансформаторных подстанциях за период до августа 2021 уже взысканы с ответчика в рамках рассмотрения иных дел, в том числе в рамках дела А07-10193/2021.
Данный судебный акт является преюдициальным для рассмотрения настоящего иска
Ответчиком указанные объекты электросетевого хозяйства приняты в муниципальную собственность, что подтверждается решением Администрации ГО г. Уфа от 22.02.2018 N 389р, актом приема-передачи от 01.03.2018, решением Администрации ГО г. Уфа от 02.10.2018 N 1947р, актом приема - передачи от 03.10.2018.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием об уплате задолженности. Неисполнение требований, изложенных ООО "ЭСКБ" в претензии, послужило основанием для обращения с исковыми требованиями в арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Право на судебную защиту нарушенных прав и законных интересов гарантировано заинтересованному лицу положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии его реализации и обеспечение эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу требований статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 861 под сетевыми организациями понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Согласно абзацу второму пункта 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике") основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В силу абзаца тридцать первого статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее -Закон N35-ФЗ) территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных данным Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Указанные критерии утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" и представляют собой требования к техническим параметрам названных объектов электросетевого хозяйства (линий электропередач, трансформаторных и иных подстанций, другого предназначенного для обеспечения электрических связей и передачи электрической энергии оборудования), количественным и качественным показателям деятельности их собственников (владельцев).
В системе действующего правового регулирования правом на оказание возмездных услуг по передаче электрической энергии ее потребителям на розничных рынках электрической энергии наделены территориальные сетевые организации. Они оказывают названные услуги на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии и установленного уполномоченным органом исполнительной власти тарифа.
Таким образом, ответчик не является сетевой организацией по смыслу, придаваемому ей Правилами N 861, а является иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, не оказывающим услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 129 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - "Основные положения") иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности).
В пункте 4 Основных положений указано, что иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
Аналогичная обязанность закреплена в абзаце 3 пункта 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ.
В пункте 130 Основных положений N 442 указано, что отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии или договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевые организации (иные владельцы объектов электросетевого хозяйства) оплачивают стоимость электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
Из приведенной выше нормы права следует, что отсутствие письменного соглашения между истцом и ответчиком о приобретении электрической энергии в целях компенсации потерь не освобождает ответчика от обязанности по оплате стоимости электрической энергии.
В соответствии с пунктом 50 Правил N 861, размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, переданной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к данной электрической сети, а также объемом электрической энергии, которая передана в электрические сети других сетевых организаций.
В силу пункта 136 Основных положений N 442, определение объема фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N3.
В соответствии с пунктом 145 Основных положений N 442 обязанность по обеспечению оснащения приборами учета объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации в точках их присоединения к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации, если иное не установлено соглашением между такими сетевыми организациями, возлагается на ту сетевую организацию, центры питания которой в данной точке присоединения имеют более низкий класс напряжения, а при равенстве классов напряжения центров питания в точке присоединения - на сетевую организацию, в объекты электросетевого хозяйства которой за год до планируемой даты установки приборов учета преимущественно осуществлялся переток электрической энергии.
В соответствии с пунктом 185 Основных положений N 442 сетевые организации определяют объем электрической энергии, переданной в принадлежащие им объекты электросетевого хозяйства, объем электрической энергии, переданной из принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства в объекты электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций, объем электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к объектам электросетевого хозяйства этих сетевых организаций, фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства этих сетевых организаций.
Каждая сетевая организация за расчетный период составляет баланс электрической энергии, который содержит показатели, указанные в пункте 185 Основных положений N 442 (пункт 186 Основных положений N442).
Согласно пункту 187 Основных положений N 442, баланс электрической энергии составляется ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, и является основанием для определения фактических потерь электрической энергии, подлежащих покупке сетевой организацией в соответствии с Основными положениями N 442.
Сетевая организация передает до 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, соответствующему гарантирующему поставщику способом, позволяющим подтвердить факт получения, информацию об объеме потребления электрической энергии, объеме оказанных услуг по передаче электрической энергии, объеме безучетного потребления электрической энергии, объеме электрической энергии (мощности), подлежащей покупке сетевой организацией в целях компенсации фактических потерь электрической энергии, за этот расчетный период (пункт 189 Основных положений N 442).
Проверив расчет объемов потерь электрической энергии, представленный истцом, суд первой инстанции признал его верным, поскольку объем потерь электрической энергии, стоимость которого предъявлена истцом к взысканию, определена в соответствии с пунктом 50 Правил N 861 на основании представленных истцом данных (показаний) приборов учета электрической энергии об объемах электрической энергии, поступившей в сеть ответчика и отпущенной из сети ответчика.
Указанный расчет подтверждается реестрами снятия показаний приборов учета юридических лиц, реестрами об объеме поставленной электрической энергии по 12 трансформаторным подстанциям, присоединённых к 11 жилым кварталам п. Нагаево.
Ответчиком контрасчет не представлен.
Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих иные объемы потерь электрической энергии, по сравнению с объемами, которые были определены истцом и ООО "Башкирэнерго" на основании данных, полученных с использованием приборов учета.
Кроме того, ответчик не заявлял каких-либо возражений относительно цены, применяемой гарантирующим поставщиком в расчетах стоимости потерь. Выставленные истцом к оплате счета на оплату потерь ответчиком оплачены не были.
Доводы апелляционной жалобы судом проверены и признаются подлежащими отклонению в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Тот факт, что спорные объекты по трансформаторным подстанциям N 9865, N 9907, N 9997, N 9998 на три квартала N 33, N 38, N 39 пос. Нагаево Октябрьского района г. Уфы за период май-июль 2021 года находились во владении и пользовании ответчика, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Так, ответом на запрос за от 29.07.2021 N 19852 Администрацией ГО г. Уфа сообщено, что по итогам инвентаризации, проведенной подразделениями Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан при участии ООО "Башкирэнерго", Минстроя РБ, МУП "Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево" ГО город Уфа, с учетом отсутствия сведений о нахождении объектов электроснабжения в кварталах N N 33,38,39 в реестре государственного имущества РБ и на балансе МУП "Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево" ГО город Уфа, постановлением Администрации ГО г. Уфа от 17.07.2020 N856 определен полный перечень объектов электросетевого хозяйства, относящегося к муниципальной собственности и подлежащего передаче в государственную собственность Республики Башкортостан. Перечисленные в запросе объекты учтены в реестре муниципального имущества городского округа г. Уфа на основании решения УЗИО г. Уфы от 02.10.2018 N1947, акта от 03.10.2018.
Таким образом, уполномоченное лицо ответчика в ответе на запрос указывает, что объекты электросетевого хозяйства в кварталах N 33,38,39 учтены в реестре муниципального имущества ГО г. Уфа Республики Башкортостан на основании решения Администрации ГО г. Уфа от 02.10.2018 N1947, акта от 03.10.2018 и подтверждает факт нахождения объектов электросетевого хозяйства в муниципальной собственности.
Постановлением Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 02.06.2021 N 556 внесены изменения в постановление Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 17.07.2020 N 856, которым ответчиком в государственную собственность Республики Башкортостан переданы объекты электросетевого хозяйства, расположенные по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, поселок Нагаево: воздушные линии 10 кВ и 0,4 кВ, СИП, опоры, ТП-9865 квартал 33, ТП-9907 квартал 38, ТП-9997, ТП-9998 квартал 39. В Постановлении от 02.06.2021 N 556 подтверждено, что данные воздушные линии, СИП, опоры, трансформаторные подстанции и указанные квартала находятся в муниципальной собственности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Таким образом, ответчик письмом от 29.07.2021 N 19852, а также Постановлением от 02.06.2021 N 556 подтвердил наличие права муниципальной собственности на объекты электросетевого хозяйства, расположенные по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, поселок Нагаево: воздушные линии 10 кВ и 0,4 кВ, СИП, опоры, ТП-9865 квартал 33, ТП-9907 квартал 38, ТП-9997, ТП-9998 квартал 39 с октября 2018 года.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.11.2021 по делу N А07-20231/2021 установлено, что в соответствии с решениями УЗИО г. Уфы от 01.03.2018 N 389 "О приеме в муниципальную собственность городского округа г. Уфа Республики Башкортостан объектов незавершенного строительства - сетей электроснабжения отдельных кварталов пос. Нагаево", от 02.10.2018 N 1947р "О приеме в муниципальную собственность городского округа г. Уфа Республики Башкортостан объектов строительства - сетей электроснабжения отдельных кварталов пос. Нагаево" Управление капитального строительства Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан передало Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан по актам приема-передачи от 01.03.2018, 03.10.2018 объекты сетей электроснабжения в кварталах 11, 23, 24, 25, 26, 40. Указанные объекты электросетевого хозяйства, расположенные в кварталах 11, 23, 24, 25, 26, 40, включены в перечень объектов, указанных в постановлениях Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 17.07.2020 N 856 и от 02.06.2021 N 556.
Управление капитального строительства Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан в соответствии с муниципальными контрактами, указанными в актах приема-передачи от 01.03.2018, 03.10.2018, возложило обязанность по выполнению функций заказчика-застройщика (в т.ч. строительный контроль) на МУП "Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево".
В перечень объектов электросетевого хозяйства, включенных в оспариваемые постановления, включены ТП N 9332, 9559, 9795, 9992, 9993, 9995, 9996, 9999.
Относительно ссылки на заочное решение Октябрьского районного суда г. Уфы по делу от 06.10.2021 N 2-4685/2021, которым признано право муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан на бесхозяйное движимое имущество - объекты электрохозяйства, расположенные в кварталах N 33, N 38, N 39 пос. Нагаево Октябрьского района г. Уфы следует отметить, что в пункте 4 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что по смыслу частей 2, 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные при рассмотрении дела по иску о праве на имущество, не имеют обязательного характера для лиц, не участвовавших в деле. Кроме того, в силу перечисленных выше императивных норм Закона об электроэнергетике, Основных положений N 442 и Правил N 861, обязанность по оплате потерь электрической энергии возложена на субъекта, фактически владеющего электрическими сетями. В свою очередь, ответчиком суду не представлено доказательств, из которых бы следовало наличие в период с мая по июль 2021 года иных владельцев спорных объектов электросетевого хозяйства, в которых возникают потери электрической энергии (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ответчиком не оспаривается тот факт, что потери электрической энергии, которые являются предметом рассмотрения настоящего дела, возникают в объектах электросетевого хозяйства, расположенных в п. Нагаево Октябрьского района ГО г. Уфа.
Кроме того, из представленных ООО "ЭСКБ" первичных документов следует, что в отношении потребителей электрической энергии - физических лиц, присоединенных от спорных трансформаторных подстанций N 9332 квартал 11, N 9795 квартал 13, N 9559 квартал 23, 26, N 9992 кварталы 23,25,27, N 9993 кварталы 25,27, N9995 квартал 40, N 9996 квартал 40, N9999 квартал 24, ТП-9865 квартал 33, ТП-9907 квартал 38, ТП-9997, ТП-9998 квартал 39 п. Нагаево ежемесячно формируются объемы полезного отпуска, а равно - посредством указанных объектов осуществляется передача электрической энергии потребителям.
Указанные обстоятельства позволяет сделать вывод о том, что в спорный период все объекты электросетевого хозяйства, стоимость потерь в которых предъявлена к взысканию в рамках настоящего дела, являлись действующими, функционировали в соответствии с их прямым назначением и фактически находились во владении и пользовании ответчика.
В соответствии с пунктом 136 "Основных положений", определение фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием приборов учета электрической энергии.
Ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств иного объема перетока электрической энергии по сравнению с расчетом, представленным истцом.
Не совершение ответчиком всех необходимых процессуальных действий влечет для ответчика связанные с этим процессуальные риски.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований истца и взыскании с ответчика суммы задолженности за потери электроэнергии в размере 1 631 361 руб. 33 коп.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права. Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по апелляционной жалобе, подлежат распределению между сторонами по правилам, установленным статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.11.2022 по делу N А07-29899/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-29899/2021
Истец: ЗАО ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ БАШКОРТОСТАНА
Ответчик: Администрация ГО г.Уфы РБ
Третье лицо: ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана"