г. Вологда |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А05-2707/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 января 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Парфеновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 ноября 2022 года по делу N А05-2707/2022,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Няндомская центральная районная больница" (ОГРН 1022901415569, ИНН 2918002647; адрес: 164200, Архангельская область, Няндомский район, город Няндома, улица Фадеева, дом 2; далее - учреждение, больница) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Архангельской области (ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 39, корпус 1; далее - фонд) о признании частично недействительным акта от 10.12.2021 N 12/72 документарной (камеральной) проверки использования средств, направленных на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), а также изменении в заключительной части акта суммы средств, использованных не по целевому назначению, в размере 34 932 руб. 21 коп., соответственно на сумму штрафа на 3493 руб. 22 коп. в порядке устранения нарушенных прав и законных интересов.
Решением суда от 08 ноября 2022 года акт фонда от 10.12.2021 N 12/72 признан недействительным в части вывода о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования:
1. в 2019 году в размере 3 772 681 руб. 93 коп., в том числе:
- в размере 308 691 руб. 51 коп., выплаченных на заработную плату медицинской сестры отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях (детский сад N 3 "Теремок") при отсутствии лицензии по сестринскому делу,
- в размере 3 249 862 руб. 42 коп., выплаченных за медицинскую помощь, оказанную в условиях круглосуточного стационара в Шалакушской участковой больнице при отсутствии лицензии по терапии в условиях круглосуточного стационара Шалакушской участковой больницы,
- в размере 214 128 руб. расходов на оплату капитального ремонта (замена окон);
2. в 2020 году в размере 2 638 723 руб. 80 коп., в том числе:
- в размере 270 695 руб. 49 коп., выплаченных на заработную плату медицинской сестры отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях (детский сад N 3 "Теремок") при отсутствии лицензии по сестринскому делу,
- в размере 130 351 руб. 24 коп., выплаченных на заработную плату фельдшера отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях (МБОУ "Шалакушская средняя школа") при отсутствии лицензии по лечебному делу,
- в размере 2 237 677 руб. 07 коп., выплаченных за медицинскую помощь, оказанную в условиях круглосуточного стационара в Шалакушской участковой больнице при отсутствии лицензии по терапии в условиях круглосуточного стационара Шалакушской участковой больницы.
На фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения.
С фонда в пользу учреждения взыскано 3 000 руб. расходов по государственной пошлине.
Фонд с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении требований учреждения. В обоснование своей позиции указывает, что отсутствие у больницы лицензии по адресам осуществления медицинской деятельности является основанием для вывода о нецелевом расходовании средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) для оплаты медицинской помощи, оказанной сотрудниками больницы по таким адресам. Указывает также, что больницей осуществлена замена оконных конструкций в целом, а не их отдельных элементов, что в соответствии со строительными нормами является не текущим, а капитальным ремонтом и не должно оплачиваться за счет средств ОМС.
От учреждения отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, фондом на основании приказов от 02.11.2021 N 788-О, от 29.11.2021 N 845-О в период с 15.11.2021 по 10.12.2021 проведена документарная (камеральная) проверка использования учреждением средств территориальной программы ОМС за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, по результатам которой составлен акт от 10.12.2021 N 12/72.
В акте проверки фондом сделан вывод о нецелевом использовании учреждением средств ОМС, в том числе на следующие расходы:
1. в 2019 году в размере 3 772 681 руб. 93 коп., из них:
- 308 691 руб. 51 коп., выплаченных на заработную плату медицинской сестры отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях (детский сад N 3 "Теремок") при отсутствии лицензии по сестринскому делу,
- 3 249 862 руб. 42 коп., выплаченных за медицинскую помощь, оказанную в условиях круглосуточного стационара в Шалакушской участковой больнице при отсутствии лицензии по терапии в условиях круглосуточного стационара Шалакушской участковой больницы,
- 214 128 руб. расходов на оплату капитального ремонта (замена окон);
2. в 2020 году в размере 2 638 723 руб. 80 коп., из них:
- 270 695 руб. 49 коп., выплаченных на заработную плату медицинской сестры отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях (детский сад N 3 "Теремок") при отсутствии лицензии по сестринскому делу,
- 130 351 руб. 24 коп., выплаченных на заработную плату фельдшера отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях (МБОУ "Шалакушская средняя школа") при отсутствии лицензии по лечебному делу,
- 2 237 677 руб. 07 коп., выплаченных за медицинскую помощь, оказанную в условиях круглосуточного стационара в Шалакушской участковой больнице при отсутствии лицензии по терапии в условиях круглосуточного стационара Шалакушской участковой больницы.
В акте учреждению предложено в течение 10 рабочих дней со дня предъявления акта перечислить на лицевой счет фонда использованные не по целевому назначению средства Территориальной программы ОМС в размере 6 446 337 руб. 94 коп., штраф - 644 633 руб. 79 коп., в случае неисполнения требования в течение 10 рабочих дней со дня предъявления уплатить в бюджет фонда пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Посчитав акт фонда в указанной части незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования учреждения.
По смыслу статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 N 1506, а также Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 3 1610, определено, что источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования.
В части 1 статьи 147 БК РФ определено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (статья 306.4 БК РФ).
Таким образом, использование средств внебюджетных фондов можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям и назначениям получения.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 14.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", под нецелевым использованием бюджетных средств признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметной доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
На основании статей 20, 35 и 36 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) средства обязательного медицинского страхования медицинская организация обязана использовать в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, в том числе базовой программой обязательного медицинского страхования и территориальной программой обязательного медицинского страхования, являющихся составной частью программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Указанные программы в числе прочего определяют виды медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования.
В силу части 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС.
На основании статей 14, 28 и 38 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом N 326-ФЗ.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Таким образом, главной целью проведения проверок деятельности медицинских учреждений территориальным фондом обязательного медицинского страхования является осуществление контроля за соблюдением Закона N 326-ФЗ, целевым и рациональным использованием средств ОМС, тарифного соглашения и порядка оплаты медицинской помощи, принятых на территории субъекта Российской Федерации, направленной на выявление и устранение недостатков в этой деятельности.
Частью 6 статьи 36 Закона N 326-ФЗ установлено, что территориальная программа ОМС в рамках реализации базовой программы ОМС определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, определяет условия оказания медицинской помощи в них.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ установлена структура тарифа на оплату медицинской помощи, которая включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В части 2 статьи 30 Закона N 326 предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями).
Согласно пункту 14 раздела III Тарифного соглашения на 2019 год и пункту 10 раздела III Тарифного соглашения на 2020 год структура тарифа на оплату медицинской помощи включала в себя, в том числе, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, иные расходы медицинской организации.
В соответствии с оспариваемым актом фонда учреждением допущено нецелевое расходов средств ОМС на медицинскую помощь, оказанную в условиях круглосуточного стационара в Шалакушской участковой больнице, а также на выплату заработной платы медицинской сестры и фельдшера отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях (детский сад N 3 "Теремок", МБОУ "Шалакушская средняя школа"), при отсутствии у учреждения лицензии на осуществление определенного вида медицинской деятельности по адресам его фактического осуществления.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно подпункту 46 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит, в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В рассматриваемый период действовало Положение о лицензировании медицинской деятельности (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291.
Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности определено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании медицинской помощи в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N 121н были утверждены Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (далее - Требования).
Из содержания статьи 9 Закона N 99-ФЗ, а также пункта 3 Положения о лицензировании и Требований, следует, что лицо, получившее лицензию на осуществление медицинской деятельности вправе оказывать тот перечень медицинских услуг, который отражен в приложении к выданной лицензии, а лицензируемый вид деятельности подлежит осуществлению по адресам, указанным в полученной лицензии.
В проверяемом периоде учреждение осуществляло медицинскую деятельность на основании лицензий от 07.03.2018 N ЛО-29-01-002422, 01.07.2019 N ЛО-29-01-002711, от 31.12.2019 N ЛО-29-01-002830, выданных Министерством здравоохранения Архангельской области бессрочно.
В ходе проверки установлено, что медицинская помощь по профилю "терапия" в условиях круглосуточного стационара в Шалакушской участковой больнице (адрес: Няндомский район, поселок Шалакуша, улица Комсомольская, дом 6) осуществлялась при отсутствии лицензии на оказание медицинской помощи в стационарных условиях по терапии.
Кроме того, медицинская деятельность медицинской сестры (2019 и 2020 годы) и фельдшера (2020 год) отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях (детский сад N 3 "Теремок", адрес: 164200, Архангельская обл., г. Няндома, переулок Клубный, д. 4; МБОУ "Шалакушская средняя школа", адрес: 164210, Архангельская обл., Няндомский р-н, пос. Шалакуша, ул. Заводская, д. 23) осуществлялась при отсутствии лицензии по сестринскому делу и лицензии по лечебному делу.
Вместе с тем согласно подпункту 1 пункта 2 Требований при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях организуются и выполняются работы (услуги), в том числе, по сестринскому делу.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
Факт оказания населению в спорный период медицинских услуг подателем жалобы не оспорен.
Фондом не опровергнут и факт наличия у учреждения в рассматриваемый период квалифицированного персонала в целях оказания медицинской помощи и обязанности оказывать соответствующую медицинскую помощь гражданам, обратившимся за такой помощью.
При этом отказ учреждения в оказании гражданам медицинской помощи противоречил бы в данном случае, положениям статьи 41 Конституции Российской Федерации и статьям 4 - 7, 10, 11 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан".
Таким образом, по результатам проведенной проверки фондом не опровергнут факт расходования учреждением средств ОМС на выплату заработной платы и начисления на заработную плату медицинскому персоналу, принимавшему непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинских услуг).
Доводы фонда основаны исключительно на формальном признаке - отсутствии у учреждения лицензии, что само по себе, без установления нарушения условий расходования бюджетных средств, не имеет правового значения при решении вопроса о целевом характере произведенных затрат. Требование о наличии лицензии имеет правовое значение только при решении вопроса о соблюдении учреждением требований лицензионного законодательства.
Между тем ни положения названных подзаконных актов, ни нормы вышеизложенных федеральных законов и БК РФ не предусматривают, что отсутствие у медицинской организации соответствующей лицензии может являться единственным основанием для признания произведенных ею расходов средств ОМС нецелевыми без учета иных обстоятельств в совокупности.
С учетом изложенного суда первой инстанции правомерно признал недействительным оспариваемый акт фонда в части вывода о нецелевом расходовании 5 487 539 руб. 49 коп. средств ОМС на медицинскую помощь, оказанную в условиях круглосуточного стационара в Шалакушской участковой больнице, а также 709 738 руб. 24 коп. на выплату заработной платы медицинской сестры и фельдшера отделения организации медицинской помощи детям в вышеперечисленных образовательных учреждениях.
В ходе проверки фонд также посчитал нецелевым расходование 214 128 руб. средств ОМС в 2019 году на оплату работ по замене деревянных оконных блоков на окна из ПВХ профиля, которые, по мнению фонда, относятся к работам капитального характера.
В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Пункт 24 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" определяет понятие строительной конструкции как части здания или сооружения, выполняющей определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.
Согласно приложению А к ГОСТу 23166-99 "Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия" (введен в действие постановлением Госстроя России от 06.05.2000 N 41) окном называется элемент стеновой или кровельной конструкции, предназначенный для сообщения внутренних помещений с окружающим пространством, естественного освещения помещений, их вентиляции, защиты от атмосферных, шумовых воздействий и состоящий из оконного проема с откосами, оконного блока, системы уплотнения монтажных швов, подоконной доски, деталей слива и облицовок. При этом оконный блок - это светопрозрачная конструкция, предназначенная для естественного освещения помещения, его вентиляции и защиты от атмосферных и шумовых воздействий. Балконный дверной блок - светопрозрачная конструкция, предназначенная для обеспечения сообщения внутреннего помещения с балконом (лоджией), естественного освещения помещения и защиты от атмосферных и шумовых воздействий.
Таким образом, сама по себе замена оконного блока как части элемента (окна, двери) строительной конструкции (стены) в здании не свидетельствует о проведении капитального ремонта здания.
Расшифровка понятий текущего и капитального ремонта содержится в ведомственных строительных нормах "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 (далее - ВСН 58-88(р)), и в Положении о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 и действующего на дату проведения работ (далее - Положение МДС 13-14.2000)
Так, согласно пункту 4.1 ВСН 58-88(р) текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом приложении 6, а состав основных работ по текущему ремонту - в рекомендуемом приложении 7.
Перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов, в состав которых входит смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных, дверных витражных или витринных заполнений (деревянных, металлических и др.); постановка доводчиков, пружин, упоров; смена оконных и дверных приборов; замена разбитых стекол, стеклоблоков; врезка форточек определен приложением N 7 ВСН 58-88(р).
Капитальный ремонт в соответствии с пунктом 5.1 ВСН 58-88(р) должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
Пунктом 5.2 ВСН 58-88(р) предусмотрено, что на капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.
Пунктом 1.2 ВСН 58-88(р) определено, что данный нормативный правовой акт является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Ремонт производственных зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и их отдельных конструкций (пункт 3.1 Положения МДС 13-14.2000)
Согласно пункту 3.4 Положения МДС 13-14.2000 к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей.
При этом пункт 3.11 Положения МДС 13-14.2000 предусматривает, что к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).
Согласно приложению 3 к Положению МДС 13-14.2000 к работам по текущему ремонту зданий и сооружений относятся исправление перекосов дверных полотен и ворот и укрепление их путем постановки металлических угольников и нашивки планок; укрепление переплетов с частичной заменой горбыльков переплетов; устройство новых форточек; смена разбитых стекол, промазка фальцев замазкой; оконопатка оконных и дверных коробок в деревянных рубленых стенах, а также промазка зазоров между коробкой и стеной в каменных стенах; заделка щелей под подоконниками; смена неисправных оконных и дверных приборов; утепление входных дверей и ворот; постановка пружин к наружным дверям.
Приложением 8 к Положению МДС 13-14.2000 определено, что к капитальному ремонту относится полная смена ветхих оконных и дверных блоков, а также ворот производственных корпусов.
Руководствуясь вышеприведенными нормами, суды пришли к выводу о том, что к капитальному ремонту относятся работы по замене всех оконных или дверных заполнений в целом в здании или в его части.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела судами установлено, что больницей произведена замена не всех оконных блоков в упомянутых зданиях, а только их части. Здания на капитальный ремонт при этом не ставились.
Из материалов дела следует, что в задании учреждения по адресу: Архангельская область, город Няндома, улица Фадеева, дом 2 отремонтировано 17 окон из 255 имеющихся в задании, что составляет более 6 % и не свидетельствует о капитальном ремонте здания.
При таких обстоятельствах вывод суда о неправомерности оспариваемого акта фонда о нецелевом использовании средств ОМС на оплату работ по замене оконных блоков следует признать обоснованным.
Апелляционный суд также отклоняет доводы подателя жалобы о необходимости отказа в удовлетворении требований учреждения в связи с пропуском срока на оспаривание акта.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые решение и действие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 117 и частью 4 статьи 198 АПК РФ пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен судом, если арбитражный суд признает причины пропуска уважительными.
Из части 4 стать 198 АПК Ф следует, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом
В данном случае акт проверки от 10.12.2021 N 12/72 получен учреждением 16.12.2021, следовательно, срок обращения с заявлением в суд об оспаривании данного акта истек 16.03.2022.
Судом установлено, что с рассматриваемым заявлением учреждение обратилось в суд 17.03.2022 (согласно оттиску почтового штемпеля на конверте), то есть с нарушением установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока на 1 день.
Вопреки доводам подателя жалобы представителем учреждения в судебном заседании 31.10.2022 было заявлено ходатайство о восстановлении срока обращения в суд, что отражено в тексте протокола судебного заседания от 31.10.2022 (том 6, лист 93).
Согласно тексту обжалуемого решения суда, ходатайство учреждения о восстановлении срока удовлетворено судом, поскольку просрочка является незначительной и вызвана действиями учреждения по досудебному урегулированию спора (направлены возражения на акт проверки).
Таким образом, в удовлетворении заявления учреждения не могло быть отказано по причине пропуска срока обращения в суд.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные АПК РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 ноября 2022 года по делу N А05-2707/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2707/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "НЯНДОМСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области