г. Хабаровск |
|
19 января 2023 г. |
А73-6838/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Реутов Д.А.
по доверенности от 19.05.2021 N ЦДТВ-68/Д;
от Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края: Батенчук Л.Ю. по доверенности от 28.09.2022;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: Вербинская Т.П. по доверенности от 23.06.2022 N 1-07/9400,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края на решение от 07.11.2022 по делу N А73-6838/2022 Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727) к администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края (ОГРН: 1022700712891, ИНН: 2709003742) к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН: 1032700316560, ИНН: 2721104828), министерству финансов Хабаровского края (ОГРН: 1032700295550, ИНН: 2700000176) о взыскании 3 530 773 руб. 03 коп.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Общество, истец) (филиал - Дальневосточная дирекция по тепловодоснабжению), являясь ресурсоснабжающей организацией, в период с 01.01.2022 по 28.02.2022 оказывало услуги по поставке тепловой энергии для населения, проживающего в домах ст. Высокогорная, ст. Октябрьский (станция Совгавань-Сортировочная) Ваниского района Хабаровского края.
Постановлениями Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 12.12.2018 N 37/90 (с учётом изменений от 18.08.2021 N 25/11) и от 14.11.2018 N 33/10 (с учётом изменений от 18.08.2021 N 25/9), ОАО РЖД был установлен тариф на тепловую энергию для потребителей ст. Высокогорная на период с 01.01.2022 по 30.06.2022 в размере 4 296,95 руб./Гкал (без учёта НДС), а для потребителей ст. Совгавань-Сортировочная - 4 566,20 руб./Гкал (без учёта НДС).
При этом при осуществлении своей деятельности ОАО "РЖД" применяло регулируемые тарифы, установленные Постановлением Губернатора Хабаровского края от 01.12.2020 N 134 "О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2021 год", с учётом изменений от 27.05.2021 N 45, учитываемые при определении размера платы населения за оказываемую услугу: 2 058,07 руб./Гкал без НДС и 2 469,68 руб./Гкал с учётом НДС.
В целях компенсации организации убытков в связи с производством (реализацией) тепловой энергии, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Ваниского муниципального района, между ОАО "РЖД" (филиал - Дальневосточная дирекция по тепловодоснабжению) и Управлением жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация) заключено соглашение от 13.01.2022 N 4 о предоставлении из районного бюджета субсидии (далее - Соглашение).
Неисполнение Управлением жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края условий Соглашения в части предоставления субсидии и требований претензии от 11.03.2022 N 41/ю-9 послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением о взыскании с Администрации, министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ) и министерства финансов Хабаровского края (далее - Министерство финансов) задолженности по возмещению убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) в сумме 3 530 773 руб. 03 коп. за период январь-февраль 2022, а также понесенные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 40 656 руб.
Определением от 28.04.2022 исковое заявление принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-6838/2022.
Решением от 07.11.2022 по делу N А73-6838/2022 производство в части требования к Министерству финансов прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исковое требование к Администрации удовлетворено в полном объеме за счет казны муниципального образования, в иске к Министерству ЖКХ края отказано.
Полагая, что выводы, изложенные в решение суда первой инстанции, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судом норм материального права и не исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, Администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт которым отказать в удовлетворении требований Общества.
Заявитель жалобы считает, что Администрация не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку именно на субъект Российской Федерации возложена обязанность выделения ассигнований на предоставление ресурсоснабжающим организациям гранта в форме субсидии в целях компенсации убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Ванинского муниципального района. Апеллянт считает, что, поскольку в период с 01.01.2022 по настоящее время средства субвенции для осуществления Администрацией государственных полномочий Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, в Ванинский муниципальный район не поступали, то надлежащим ответчиком по делу является Министерство ЖКХ.
По мнению Администрации, ею выполнены все условия, предусмотренные разделом 2 Порядка расчёта компенсации убытков организациям от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению и Порядок предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета на компенсацию организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, утвержденного Постановлением Правительства края от 01.02.2008 N 35-пр (далее - Порядок) для предоставления субвенций, в то же время Министерством ЖКХ Хабаровского края условия Порядка не были соблюдены.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство финансов не согласилось с доводами жалобы, просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании, проведенном в режиме веб-конференции, представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и ОАО "РЖД" не согласились с апелляционной жалобой, просили решение оставить без изменения.
Выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон N 222) компенсация организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф. Компенсация организациям коммунального комплекса убытков, связанных с применением ими регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, является расходным обязательством Хабаровского края (часть 1 статьи 3 Законом N 222).
С целью оптимизации указанных полномочий, доступности и своевременности получения субсидий на компенсацию убытков организациями коммунального комплекса, полномочия переданы органам местного самоуправления в соответствии с Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон N 150).
Статьей 1 Закона N 150, в редакции, действовавшей до 28.02.2022, органы местного самоуправления Ванинского муниципального района края были наделены государственными полномочиями по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению.
Соответствующие полномочия органов местного самоуправления Ванинского муниципального района прекращены с 01.03.2022 и с указанной даты осуществляются Министерством ЖКХ непосредственно.
На органы местного самоуправления при осуществлении ими указанных государственных полномочий возложена обязанность по компенсации организациям убытков, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края (пункт 1 части 2 статьи 3 Закона N 150).
Согласно пункту 2.5 раздела 2 Порядка по итогам отчётного финансового года и по результатам рассмотрения расчётов, отчётов и (или) документов Министерством между Министерством и администрацией муниципального образования составляется акт сверки расчётов.
Итоги актов сверок расчётов учитываются Министерством в текущем финансовом году при уточнении бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в законе о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период на реализацию Закона N 150 (пункт 2.5.3. Порядка).
Исходя из общего подхода к правовой природе такой компенсации, высказанного в постановлении Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П возникший в результате межтарифной разницы ущерб, являясь прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), гарантировано компенсируется ресурсоснабжающим организациям в виде выпадающих доходов, путём исполнения публично-правовым образованием установленного законом обязательства, возникшего как в связи с заключением уполномоченным органом и ресурсоснабжающей организацией соглашения о предоставлении субсидии, так и в отсутствие такового.
Судом установлено, что фактическое оказание истцом в спорный период (январь, февраль 2022 года) услуг по теплоснабжению и объём отпущенной тепловой энергии подтверждаются представленными истцом в дело отчётами о фактически отпущенной тепловой энергии и лицами, участвующими в деле, не оспариваются. Апелляционная жалоба не содержит доводов и возражений относительно объемов отпущенной истцом в спорном периоде тепловой энергии и наличия задолженности по Соглашению за период с 01.01.2022 по 28.02.2022 в размере 3 530 773 руб. 03 коп.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Администрация обязана исполнить Соглашение.
Довод заявителя жалобы о том, что в период с 01.01.2022 по настоящее время средства субвенции для осуществления Администрацией государственных полномочий Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, в Ванинский муниципальный район не поступали, в связи с чем, надлежащим ответчиком по делу является Министерство ЖКХ, подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно имеющейся в деле информации о суммах начисленной и перечисленной РСО субсидии за 2021 год МУП "Янтарь" в 2021 году перефинансировано на 338 492 008 руб. 26 коп., МУП "Исток" - на 20 532 074 руб. 04 коп. Согласно представленному в дело акту сверки между Министерством ЖКХ и Администрацией за 2021 год положительное сальдо (задолженность Администрации) по данным Министерства по состоянию на 01.01.2022 составляет 505 655 186 руб. 01 коп., которые до настоящего времени в бюджет Хабаровского края не возвращены.
В соответствии с пунктом 2.5 Порядка 35-пр, итоги актов сверок расчетов учитываются Министерством ЖКХ в текущем финансовом году при уточнении бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в законе о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период на реализацию Закона края N 150.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии не исполненных обязательств краевого бюджета перед бюджетом Ванинского муниципального района по предоставлению субвенций на 2022 год.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что лицом, обязанным компенсировать потери ОАО "РЖД", связанные с применением им предельно максимального тарифа, является муниципальное образование - Ванинский муниципальный район Хабаровского края, от имени которого в правоотношениях с третьими лицами выступает Администрация.
Апеллянт не оспаривает отсутствие оснований для солидарной (статья 322 ГК РФ) либо субсидиарной (статья 399 ГК РФ) ответственности других ответчиков.
Ссылка апеллянта на нормы бюджетного законодательства не имеет значения, поскольку обязательства перед истцом по Соглашению должна исполнить Администрация.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Обжалуемое решение является правильным, законным и обоснованным, отсутствуют предусмотренные статьей 270 АПК РФ основания для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.11.2022 по делу N А73-6838/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6838/2022
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВАНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ