г. Ессентуки |
|
29 февраля 2024 г. |
Дело N А63-15194/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.02.2024.
Полный текст постановления изготовлен 29.02.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей Егорченко И.Н., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Красса Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю и общества с ограниченной ответственностью "Медтехника ДВ" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.11.2023 по делу N А63-15194/2023, при участии в судебном заседании представителей: от общества с ограниченной ответственностью "Медтехника ДВ" - Семеновой Ю.Ю. (доверенность от 01.06.2022), от комитета Ставропольского края по государственным закупкам - Мурзиной А.Н. (доверенность от 09.01.2024), от общества с ограниченной ответственностью "Медикал-Сервис" - Любезновой Е.В. (доверенность от 04.08.2023) и Варламьевой Д.В. (доверенность от 12.01.2023), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
комитет Ставропольского края по государственным закупкам (далее - заявитель, комитет), обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 25.05.2023 по делу N 026/06/106-1079/2023 о нарушении законодательства о закупках, недействительным предписания N 227 по тому же делу.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.11.2023 требования заявителя удовлетворены. Судом сделан вывод о том, что оспариваемое решение управления вынесено в нарушение требований частей 8, 9 статьи 31, частей 3, 5, 11, 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - закон N 44-ФЗ).
Не согласившись с принятым судебным актом, управлением и обществом с ограниченной ответственностью "Медтехника ДВ" (далее - апеллянт, третье лицо) поданы апелляционные жалобы в которых просят решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. Апеллянты указывают, что в регистрационном удостоверении от 12.08.2020 N ФСЗ 2011/10931, представленном третьим лицом к системе рентгеновской цифровой для маммографии Brestige с принадлежностями отсутствует пункт "Автоматизированное рабочее место рентген лаборанта с программным обеспечением. Экспертное заключение, составленное независимым экспертом Виноградовым А.Д., сделано лишь в отношении принадлежности "Консоль оператора с дисплеем и клавиатурой". Заказчиком определен объект закупки "Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая".
В отзывах на апелляционные жалобы комитет просил оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители, участвующие в судебном заседании высказали свои позиции по рассматриваемым апелляционным жалобам.
Иные участники дела, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, отзывов на них, заслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемого решения в апелляционном порядке в соответствии с нормами главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 28.04.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" комитетом было размещено извещение о закупке "Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая" путём проведения электронного аукциона N 0121200004723000555 (далее - электронный аукцион) на основании обращения заказчика - ГБУЗ СК "Кисловодская городская больница" (далее - заказчик, больница) в соответствии с Порядком взаимодействия комитета Ставропольского края по государственным закупкам при осуществлении централизованных закупок и товаров, работ услуг для обеспечения нужд Ставропольского края и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Губернатора Ставропольского края от 14 марта 2016 г. N 92 (далее - Порядок взаимодействия). Начальная (максимальная) цена контракта - 11 500 000,00 рублей. Приказом заказчика от 03.05.2023 N 293 в извещение были внесены изменения, Приложение N 1 к извещению изложено в новой редакции, на основании приказа комитета от 05.05.2023 N 01-05/782 данные изменения размещены в ЕИС.
В соответствии с пунктом 4 Порядка взаимодействия заказчик направляет в комитет проект извещения об осуществлении закупки, в том числе содержащий Приложение N 1 - "Описание объекта закупки" и Приложение N 3 - "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, инструкция по ее заполнению". Ответственность за соответствие документов требованиям Федерального закона несет заказчик. Заказчиком (больницей) определен объект закупки - "Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая", код КТРУ - 26.60.11.113- 00000090. В соответствии с кодом КТРУ 26.60.11.113-00000090 в описании объекта закупки (Приложение N 1) заказчиком указаны необходимые характеристики товара, в том числе характеристика (показатель) "Автоматизированное рабочее место рентгенолаборанта с программным обеспечением".
Подпунктом "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (пункт 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416). Таким образом, регистрационное удостоверение - это документ, подтверждающий соответствие товара (медицинского изделия) требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно возможность обращения медицинского изделия на территории Российской Федерации.
Заказчиком в пункте "в" раздела 2 Приложения N 3 к извещению установлено, что заявка участника должна содержать: "документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром: установлено. Копия регистрационного удостоверения или информация о таком удостоверении на товар, подтверждающие соответствие товара установленным требованиям законодательства РФ".
На участие в электронном аукционе поступило 3 заявки со следующими идентификационными номерами: 114191150 (ООО "МЕДИКАЛ-СЕРВИС"), 114199028 (ООО "МЕДТЕХНИКА ДВ"), 114201626 (ООО "МТВ"). Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0121200004723000555 от 16.05.2023 заявка с идентификационным номером 114201626 (ООО "МТВ") была отклонена, заявки с идентификационными номерами 114191150 (ООО "МЕДИКАЛ-СЕРВИС") и 114199028 (ООО "МЕДТЕХНИКА ДВ") признаны соответствующими требованиям извещения об электронном аукционе. Победителем аукциона, предложившим наименьшую цену контракта, было признано ООО "МЕДИКАЛ-СЕРВИС" с ценовым предложением 8 970 000,00 рублей.
Не согласившись с данным решением, участник закупки ООО "МЕДТЕХНИКА ДВ" подал жалобу в Ставропольское УФАС России на действия комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ставропольского края и муниципальных нужд (далее - закупочная комиссия комитета). В своей жалобе он указал следующее: "_медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Таким образом, дополнительное оборудование является медицинским изделием.
В качестве документа, подтверждающего соответствие товара требованиям п.2.В аукционной документации, участником "Медикал-Сервис" было представлено регистрационное удостоверение от 12 августа 2020 года N ФСЗ 2011/10931. Если какой-либо позиции нет в регистрационном удостоверении на аппарат, но она требуется к поставке, то на нее должно быть приложено отдельное регистрационное удостоверение. Вместе с тем, в системе рентгеновской цифровой для маммографии Brestige с принадлежностями (регистрационное удостоверение от 12 августа 2020 года N ФСЗ 2011/10931) отсутствует пункт Автоматизированное рабочее место рентгенолаборанта с программным обеспечением (АРМ рентгенлаборанта), хотя он требуется к поставке согласно указанным выше характеристикам. Отдельного регистрационного удостоверения на Автоматизированное рабочее место рентгенолаборанта с программным обеспечением приложено не было. В регистрационном удостоверении от 12 августа 2020 года N ФСЗ 2011/10931на систему рентгеновскую цифровую для маммографии Brestige с принадлежностями присутствует пункт 9, а именно "Консоль оператора с дисплеем и клавиатурой". Это не может являться АРМ рентгенлаборанта, поскольку:
1. В АРМ рентгенлаборанта входит компьютер со специализированным программным обеспечением и специальный монитор, а не консоль оператора с дисплеем и клавиатурой.
2. АРМ рентгенлаборанта предназначено для захвата рентгеновских изображений молочных желез (МЖ) для предварительного просмотра (оценки качества полученного снимка), архивирования и передачи изображения на станцию врача-рентгенолога. Консоль же оператора с дисплеем и клавиатурой предназначена для управления режимами маммографа и визуализации параметров экспозиции (кВ, мАс, мА и т.д.).
Исходя из вышесказанного, система рентгеновская цифровая для маммографии Brestige с принадлежностями (регистрационное удостоверение от 12 августа 2020 года N ФСЗ 2011/10931) не соответствует техническим характеристикам, заявленным в аукционе N 0121200004723000555 для нужд ГБУЗ СК "Кисловодская Городская Больница", так как в регистрационном удостоверении на нее отсутствует Автоматизированное рабочее место рентгенолаборанта с программным обеспечением".
25 мая 2023 года Ставропольским УФАС России данная жалоба была рассмотрена. Решением от 25.05.2023 по делу N 026/06/106-1079/2023 о нарушении законодательства о закупках жалоба ООО "МЕДТЕХНИКА ДВ" была признана обоснованной, по результатам проведения внеплановой проверки действия уполномоченного органа - комитета Ставропольского края по государственным закупкам были признаны нарушившими требования пункта 8 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем, уполномоченному органу выдано обязательное для исполнения предписание N 227 по делу N 026/06/106- 1079/2023 от 25.05.2023 об отмене протоколов, повторном проведении процедуры определения поставщика.
Принимая оспариваемое решение, комиссия Ставропольского УФАС России в обоснование указала следующее: "_в техническом задании на маммограф по аукциону N 0121200004723000555 для нужд ГБУЗ СК "Кисловодская Городская Больница" указан состав необходимой системы:
Пластина компрессионная Стандартная
Пространственное разрешение, пар. лин/мм 5 и
9.9
Размер пикселя, мкм 49 и
100
Возможность проведения прицельных снимков Да
Автоматизированное рабочее место врача-рентгенолога с программным обеспечением Да
Экран для защиты лица Да
Опция контрастной спектральной маммографии Неважно
Специализированный медицинский монитор для врача-рентгенолога с разрешением не менее 5 МП Да
Моторизированная компрессия Да
Совместимость DICOM Да
Источник бесперебойного питания Да
Размер рабочего поля детектора, см 21х29
Рентгенозащитная ширма Да
Функция томосинтеза Неважно
Устройство для стереотаксической биопсии Неважно
Автоматизированное рабочее место рентгенолаборанта с программным обеспечением Да.
В силу ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" (далее - ФЗ N 323-ФЗ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Таким образом, дополнительное оборудование является медицинским изделием.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий, которые устанавливают порядок государственной регистрации медицинских изделий, подлежащих обращению на территории Российской Федерации. Государственная регистрация медицинских изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (пункт 3 Правил). Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (пункт 6 Правил). В пункте 2. в аукционной документации было установлено требование о том, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно, копию регистрационного удостоверения на медицинское изделие.
В качестве документа, подтверждающего соответствие товара требованиям п.2. В аукционной документации, участником "Медикал-Сервис" было представлено регистрационное удостоверение от 12 августа 2020 года N ФСЗ 2011/10931. Если какой-либо позиции нет в регистрационном удостоверении на аппарат, но она требуется к поставке, то на нее должно быть приложено отдельное регистрационное удостоверение. Вместе с тем, в системе рентгеновской цифровой для маммографии Brestige с принадлежностями (регистрационное удостоверение от 12 августа 2020 года N ФСЗ 2011/10931) отсутствует пункт Автоматизированное рабочее место рентгенолаборанта с программным обеспечением (АРМ рентгенлаборанта), хотя он требуется к поставке согласно указанным выше характеристикам.
Отдельного регистрационного удостоверения на Автоматизированное рабочее место рентгенолаборанта с программным обеспечением приложено не было. В регистрационном удостоверении от 12 августа 2020 года N ФСЗ 2011/10931 на систему рентгеновскую цифровую для маммографии Brestige с принадлежностями присутствует пункт 9, а именно "Консоль оператора с дисплеем и клавиатурой". При этом на заседание комиссии представлено экспертное заключение, согласно которому в регистрационном удостоверении на медицинское изделие от 12 августа 2020 года N ФСЗ 2011/10931 "Система рентгеновская цифровая для маммографии Brestige с принадлежностями" присутствует пункт 9 обозначенный как "Консоль оператора с дисплеем и клавиатурой".
Однако данная консоль не является АРМ рентгенолаборанта с программным обеспечением по следующим причинам:
a) АРМ рентгенолаборанта содержит компьютер и специальный монитор и выполняет возложенные на АРМ обязанности, консоль оператора с дисплеем и клавиатурой не выполняет операции по получению и обработке рентгеновских изображений перед их отправкой на АРМ врача-маммолога.
б) APM: рентгенолаборанта для маммографии предназначено для захвата рентгеновских изображений молочных желез (МЖ) для предварительного просмотра, архивирования и передачи на станцию врача-рентгенолога. Консоль оператора с дисплеем и клавиатурой предназначена для управления режимами маммографа и визуализации параметров экспозиции (кВ, МАС, МА и т.д.).
Таким образом, "система рентгеновская цифровая для маммографии brestige с принадлежностями" с техническими и функциональными характеристиками представленными в приложении к регистрационному удостоверению на медицинское изделие о 12 августа 2020 года N фс3 2011/10931 требованиям, изложенными в техническом задании на маммограф по аукциону N 0121200004723000555 для нужд ГБУЗ СК "Кисловодская городская больница" не соответствует. Следовательно, консоль и АРМ - не одно и то же, что свидетельствует о том, что участник представил недостоверные сведения.
Исходя из вышесказанного, система рентгеновская цифровая для маммографии Brestige с принадлежностями (регистрационное удостоверение от 12 августа 2020 года N ФСЗ 2011/10931) не соответствует техническим характеристикам, заявленным в аукционе N 0121200004723000555 для нужд ГБУЗ СК "Кисловодская Городская Больница", так как в регистрационном удостоверении на нее отсутствует Автоматизированное рабочее место рентгенолаборанта с программным обеспечением.".
Между тем, комиссия управления не учла следующее.
Как следует из материалов дела, заказчиком (больницей) определен объект закупки - "Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая", код КТРУ - 26.60.11.113-00000090. В соответствии с кодом КТРУ 26.60.11.113-00000090 в описании объекта закупки (Приложение N 1) заказчиком указаны необходимые характеристики товара, в том числе характеристика (показатель) "Автоматизированное рабочее место рентгенолаборанта с программным обеспечением". Как следует из описания объекта закупки, а также из самого каталога товаров, работ и услуг, заказчиком закупается один товар - Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая. Именно на этот товар и требуется регистрационное удостоверение. Автоматизированное рабочее место рентгенолаборанта с программным обеспечением является характеристикой (показателем) товара "Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая", как самостоятельная единица товара заказчиком не закупается, требования к нему не устанавливаются, соответственно регистрационное удостоверение к АРМ рентгенолаборанта не требуется.
Судом установлено, что в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, являющимся согласно постановлению Правительства РФ от 30.09.2021 N 1650 федеральной информационной системой, содержащей сведения о медицинских изделиях и об организациях (индивидуальных предпринимателях), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, медицинское изделие "Автоматизированное рабочее место рентгенолаборанта с программным обеспечением" не зарегистрировано, а значит и регистрационное удостоверение на данное изделие не выдавалось. Доказательств обратного сторонами не представлено.
Таким образом, вывод антимонопольного органа о том, что на "Автоматизированное рабочее место рентгенолаборанта с программным обеспечением" должно быть приложено отдельное регистрационное удостоверение, не соответствует действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что в составе заявки ООО "МЕДИКАЛ-СЕРВИС" представлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 12.08.2020 N ФСЗ 2011/10931 "Система рентгеновская цифровая для маммографии Brestige с принадлежностями".
1. Штатив с С-дугой.
2. Блок генератора.
3. Рентгеновская трубка.
4. Цифровой детектор.
5. Система коллиматоров.
6. Устройство компрессии с комплектом компрессионных лопаток.
7. Защитный экран для оператора.
8. Ножные переключатели режимов работы аппарата - не более 2 шт.
9. Консоль оператора с дисплеем и клавиатурой.
10. Программное обеспечение для получения и обработки цифровых изображений - 1 комплект.
Принадлежности:
1. Рабочая станция для обработки цифровых изображений:
- системный модуль.
- монитор - не более 2 шт.
- клавиатура специальная. - манипулятор специальный типа "мышь" для управления станцией.
- программное обеспечение - 1 комплект.
2. Дополнительная клавиатура для управления изображением.
3. Дополнительный монитор для рабочей станции.
4. Защитный экран для лица пациента.
5. Система для цифровой прицельной маммографии.
6. Приставка для стереотоксической биопсии.
7. Стереотоксический стол для биопсии молочной железы.
8. Кресло для выполнения биопсии.
9. Стол-каталка для выполнения биопсии.
10. Биопсийный пистолет.
11. Вакуумная система взятия биопсии.
12. Система получения 3D изображений (томосинтеза).
13. Ручной пульт управления.
14. Комплект фантомов для контроля качества.
15. Система архивирования цифровых изображений;
- центральный сервер для хранения данных.
- монитор.
- устройство хранения данных.
- клавиатура специальная.
- манипулятор специальный типа "мышь" для управления системой архивирования цифровых изображений.
16. Аппаратно-программный комплекс для автоматического поиска изменений в структурах молочной железы - 1 комплект.
17. Дополнительная рабочая станция для обработки изображений:
- системный модуль.
- монитор - не более 2 шт.
- клавиатура специальная.
- манипулятор специальный типа "мышь" для управления станцией.
- программное обеспечение.
18. Устройство для печати медицинских изображений.
19. Источник бесперебойного питания для системы.
20. Рабочее место рентгенолога в составе: - стол рентгенолога. - кресло специальное.
21. Негатоскоп.
22. Эксплуатационная документация - 1 комплект.
Таким образом, помимо консоли оператора с дисплеем и клавиатурой, в комплекте рентгеновской системы имеется две рабочих станции, более двух мониторов, три комплекта программного обеспечения, а также система архивирования цифровых изображений и аппаратно-программный комплекс для автоматического поиска изменений в структурах молочной железы. Между тем экспертные заключения в отношении этих принадлежностей, перечисленных в приложении к регистрационному удостоверению на медицинское изделие от 12.08.2020 N ФСЗ 2011/10931, на предмет идентификации их как "АРМ рентгенолаборанта с программным обеспечением" на рассмотрение жалобы представлены не были, а значит, оснований утверждать, что они не могут являться "АРМ рентгенолаборанта с программным обеспечением" у антимонопольного органа не было. Также судом учтено, что согласно пункту 3.1 "ГОСТ Р 56311-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Аппараты рентгеновские маммографические с цифровой регистрацией изображения. Технические требования для государственных закупок" - "автоматизированное рабочее место; АРМ: комплекс устройств и специального программного обеспечения (СПО) для визуального представления, анализа, обработки и хранения медицинских маммографических изображений. Примечание. Для зарубежных маммографических аппаратов иногда применяется термин "диагностическая консоль", а также "станция рабочая"".
Утверждение о том, что участник ООО "МЕДИКАЛ-СЕРВИС" представил в составе заявки недостоверные сведения, управлением не доказано.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона N 44-ФЗ члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке. Недостоверная информация, содержащаяся в заявке на участие в закупке, может быть представлена либо в отношении участника закупки, либо в отношении предлагаемого им товара. При этом, положениями Закона N 44-ФЗ, а именно частью 8 статьи 31, предусмотрена обязанность комиссии по осуществлению закупок проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур), пункте 10.1 части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок также вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи.
Частью 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрено отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи.
Суд отмечает, что Закон о контрактной системе не возлагает на комиссию по осуществлению закупок каких-либо обязанностей, направленных на проверку достоверности (выявление недостоверности) представленных участником закупки информации и (или) документов в отношении предложенного товара. При этом расширительное толкование норм Закона о контрактной системе недопустимо вследствие разрешительного принципа правового регулирования (разрешено только то, что прямо предусмотрено), распространяющегося на сферу общественных отношений с публично-властным элементом.
При наличии достаточных оснований, явно свидетельствующих о недобросовестных действиях участника закупки, либо в случае получения информации о таких действиях, комиссия вправе проверить такую информацию и документы, и в случае получения официального подтверждения наличия недостоверности применить пункт 8 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ. Предоставленное право отклонить поданную заявку в случае выявления в ней недостоверных сведений свидетельствует о том, что располагать такой информацией комиссия должна непосредственно на момент принятия соответствующего решения, причем располагать именно доказательствами такой недостоверности, но не руководствоваться предположениями. Между тем, закупочная комиссия комитета не обладала информацией о наличии в составе заявок участников закупки недостоверной информации, основания для применения данной нормы и отклонения заявки участника за недостоверность у комиссии отсутствовали.
Частью 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Закупочная комиссия в данном случае ориентируется на добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий, что также соответствует позиции ФАС России, изложенной в решении от 21.06.2022 по делу N 28/06/105-1914/2022.
Согласно положениям статей 43, 48, 49 Закона N 44-ФЗ действиями комиссии по осуществлению закупок являются действия, направленные на рассмотрение заявок на участие в аукционе на предмет их соответствия требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. При этом, участник закупки ООО "МЕДИКАЛ-СЕРВИС" подтвердил соответствии предлагаемого товара требованиям, установленным в извещении (а именно в Приложении N 1), указав в своем предложении необходимые характеристики товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки. Вместе с тем, осуществление анализа содержания характеристик товара, представленных в заявке участника закупки, на их соответствие регистрационному удостоверению Законом о контрактной системе не отнесено к обязанностям комиссии по осуществлению закупок. Как было уже сказано ранее, регистрационное удостоверение - это документ, подтверждающий возможность обращения медицинского изделия на территории Российской Федерации. Закупочная комиссия проверяет только его наличие в составе заявки на указанный товар.
Таким образом, судом первой инстанции верно сделан вывод о том, что оспариваемое решение управления вынесено в нарушение требований частей 8, 9 статьи 31, частей 3, 5, 11, 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Закона N 44-ФЗ, то есть не соответствует закону.
Доводы апелляционных жалоб третьего лицо и управления о том, что отсутствие в регистрационном удостоверении на систему Brestige пункта (дословного словосочетания) "Автоматизированное рабочее место рентгенлаборанта с программными обеспечением" (или непредставление отдельного РУ на такое АРМ) является основанием для отклонения заявки третьего лица на участие в аукционе, подлежит отклонению.
АРМ рентгенлаборанта не является отдельным медицинским изделием или принадлежностью (в том числе не зарегистрировано в государственном реестре медицинских изделий), следовательно, отдельного регистрационного удостоверения на него в принципе оформлено быть не могло, что было обоснованно установлено судом первой инстанции.
АРМ рентгенлаборанта представляет собой составную часть медицинского изделия (в данном случае маммографа), а именно программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий сбор, цифровую обработку, визуализацию и архивирование медицинских рентгеновских изображений, состоящий из системного блока и монитора и позволяющий управлять режимами работы цифрового маммографического рентгеновского аппарата и его компонентов.
Состав характеристик, а также функционал медицинского изделия возможно установить на основании регистрационного удостоверения на такое изделие, а также технической документации.
Из содержания регистрационного удостоверения на систему Brestige усматривается, что в комплекте системы имеется две рабочих станции, более двух мониторов, три комплекта программного обеспечения, а также система архивирования цифровых изображений и аппаратнопрограммный комплекс для автоматического поиска изменений в структурах молочной железы. Указанные принадлежности в комплекте системы обеспечивают наличие функционала АРМ Рентгенолаборанта, доказательств обратного не было представлено как на заседании комиссии Антимонопольного органа, так и в ходе разбирательства в суде первой инстанции.
Доводы апелляционных жалоб о том, что заказчиком (больницей) определен объект закупки - "Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая", код КТРУ - 26.60.11.113-00000090 подлежит отклонению.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила использования КТРУ). Данные Правила устанавливают порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ, каталог ТРУ) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии Законом о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 правил использования каталога КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки.
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (пункт 4 Правил использования каталога).
Как следует из материалов дела, описание объекта закупки было составлено заказчиком в полном соответствии с требованиями постановления Правительства N 145, с использованием всех характеристик, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг. Дополнительные характеристики заказчиком не устанавливались.
Судом установлено, что участник закупки ООО "МЕДИКАЛ-СЕРВИС" подтвердил соответствии предлагаемого товара требованиям, установленным в извещении (а именно в Приложении N 1 к извещению), указав в своем предложении необходимые характеристики товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки.
При этом обязанность закупочной комиссии отклонять участника закупки за несоответствие наименования характеристики в регистрационном удостоверении наименованию характеристики в описании объекта закупки законом о контрактной системе не предусмотрена, как и не предусмотрена обязанность осуществлять анализ содержания характеристик товара, представленных в заявке участника закупки, на их соответствие регистрационному удостоверению.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что регистрационное удостоверение - это документ, подтверждающий возможность обращения медицинского изделия на территории Российской Федерации. Закупочная комиссия проверяет только его наличие в составе заявки на указанный товар.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что закон о контрактной системе не возлагает на комиссию по осуществлению закупок каких-либо обязанностей, направленных на проверку достоверности (выявление недостоверности) представленных участником закупки информации и (или) документов в отношении предложенного товара. При этом расширительное толкование норм Закона о контрактной системе недопустимо вследствие разрешительного принципа правового регулирования (разрешено только то, что прямо предусмотрено), распространяющегося на сферу общественных отношений с публично-властным элементом.
Рассмотрев апелляционную жалобу в пределах, изложенных в ней доводов, арбитражный апелляционный суд полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.11.2023 по делу N А63- 15194/2023 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.11.2023 по делу N А63-15194/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-15194/2023
Истец: КОМИТЕТ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по СК
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "КИСЛОВОДСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА", ООО "МЕДИКАЛ-СЕРВИС", ООО "МЕДТЕХНИКА ДВ", ООО "МТВ", Семенова Юлиана Юрьевна, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ