19 января 2023 г. |
Дело N А83-7686/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Приваловой А.В.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
с участием в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания):
представителя общества с ограниченной ответственностью "Интекс Девелопмент"- Большаковой К.Н.,
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым - Рудницкой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интекс Девелопмент" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 октября 2022 года по делу N А83-7686/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интекс Девелопмент"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Крым,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Министерства экономического развития Республики Крым, Совета министров Республики Крым,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Интекс Девелопмент" подало в Арбитражный суд Республики Крым заявление о признании недействительным принятого 13.11.2020 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Крым решения N 66 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым начислена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2020 по 31.03.2020 в общей сумме 2.410.394,75 руб. и начислены пени на 13.11.2020 в общей сумме 165.175,84 руб.
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований по тем мотивам, что ООО "Интекс Девелопмент" неправомерно применило пониженные тарифы по страховым взносам при налогообложении доходов работников, должности которых не включены в перечень рабочих мест инвестиционной декларации, дополнения в заключенный договор об условиях осуществления деятельности в СЭЗ не вносились.
ООО "Интекс Девелопмент" подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования тем основаниям, что судебный акт принят при неполном выяснении имеющих значение для дела обстоятельств; при неправильном применении норм материального права.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что налоговые органы не согласны с ее доводами, поскольку плательщик не вправе был применять пониженные тарифы по страховым взносам на доходы работников, должности которых не включены в инвестиционную декларацию.
В судебном заседании представитель заявителя (принявшая участие в заседании посредством веб-конференции) поддержала доводы апелляционной жалобы; представитель налоговых органов возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, приведенным в отзыве.
Представители иных участников в судебное заседание не явились. О судебном заседании участники извещены в установленном законом порядке.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции, исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.
13.11.2020 и.о. начальника МИФНС N 8 Крыма Сердюк П.А., рассмотрев при участии представителя плательщика Курцева А.И. (доверенность N6 от 01.10.2020) материалы налоговой проверки (в том числе) акт камеральной проверки N 1413 от 27.08.2020, вынес решение N 66 об отказе в привлечении ООО "Интекс Девелопмент" к ответственности за совершение налогового правонарушения, резолютивной частью которого:
1) отказано в привлечении к налоговой ответственности,
2) за 3 месяца (квартал) 2020 года начислены недоимка и пени по страховым взносам в следующих суммах:
на ОПС, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, по срокам уплаты 17.02.2020 - в сумме 575.345,99 руб., 16.03.2020 - 560.999,65 руб., 12.05.2020 - 607.570,38 руб.,
на ОМС работающего населения, зачисляемые в бюджет ФФОМС, по срокам уплаты 17.02.2020 - в сумме 170.666,52 руб., 16.03.2020 - 167.354,66 руб., 12.05.2020 - 181.381,41 руб.,
на ОССВНМ по срокам уплаты 17.02.2020 в сумме 48.443,23 руб., 16.03.2020 - 47.337,65 руб., 12.05.2020 - 51.296,26 руб.,
пени на 13.11.2020 по страховым взносам на ОПС, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, - 119.459,49 руб., на ОМС работающего населения, зачисляемые в бюджет ФФОМС, - 35.657,08 руб., на ОССВНМ - 10.059,27 руб.;
3) предложено уплатить вышеперечисленные суммы недоимки и пени и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, о чем свидетельствует решение N 66 и протокол рассмотрения материалов налоговой проверки.
Поданные плательщиком на акт проверки возражения и апелляционная жалоба на названное решение налогового органа оставлены без удовлетворения, о чем свидетельствуют письменные доказательства, включая принятое 19.02.2021 решение УФНС по РК N 07-22/02564@.
МИФНС N 8 для исполнения решения в части доначисления недоимки и начисления пени выдано требование и приняты решения : 26.02.2021 - требование N 4199 об уплате недоимки по страховым взносам и пени в общей сумме 14.328.857,22 руб., 16.11.2020 - решение N8/16 о принятии обеспечительных мер и 25.01.2021 - о замене обеспечительных мер.
Оспариваемое решение налогового органа обосновано тем, что плательщик не имел права применять за 3 месяца 2020 года пониженные тарифы страховых взносов на суммы выплат и иных вознаграждений по 57 физическим лицам (сотрудникам), так как их должности отсутствуют в заявленном перечне рабочих мест в инвестиционной декларации; дополнения в заключенный договор об условиях осуществления деятельности в СЭЗ не вносились.
Факт применения пониженных тарифов плательщик не оспаривает. Это обстоятельство подтверждается поданным 13.05.2020 ООО "Интекс Девелопмент" расчетом по страховым взносам за I квартал 2020 года (номер корректировки 0).
Согласно представленным инвестиционной декларации, договору от 13.06.2016 и выданному 15.07.2016 свидетельству о включении юридического лица в единый реестр участников СЭЗ ООО "Интекс Девелопмент" является участником СЭЗ Крыма.
Целью инвестиционного проекта задекларировано создание современной строительной компании "полного цикла", специализирующейся на оказании широкого комплекса услуг в области строительства, проектирования, монтажных работ, внутренних и наружных инженерных сетей, косметического и капитального ремонта помещений, реставрации и реконструкции сооружений и зданий, согласованию и проведению перепланировки придомовых территорий, нежилых помещений, зданий и квартир, полный комплекс услуг от составления и закупки материалов до сдачи заказчику.
В пункте 1.6 инвестиционной декларации приведен перечень рабочих мест, в который включены должности: генеральный директор, главный бухгалтер, юрист, менеджер по рекламе, производитель работ (прораб), инженер-геодезист, инженер-строитель, водитель автопогрузчика, машинист экскаватора, слесарь, электрик, строитель-каменщик, разнорабочий.
Проведенной налоговым органом проверкой установлено, что пониженные тарифы при исчислении страховых взносов применены к доходам работникам, занятых на должностях: категоричный менеджер по инженерным системам, категоричный менеджер по общественным работам, инженер ПТО 2, инженер ПТО 1, инженер, руководитель договорного отдела, специалист по охране труда, заведующий складом, делопроизводитель, делопроизводитель бухгалтерии, инженер строительного контроля по направлению навесные и вентилируемые фасады и светопрозрачные конструкции, менеджер по снабжению, специалист по охране труда, инженер-сметчик, инженер ПТО 1 категории, менеджер по договорам, бухгалтер материального стола, водитель автомобиля, инженер ПТО 2-й категории, инженер ПТО 1, инженер ПТО 1, менеджер по кадрам, инженер ПТО 1, помощник руководителя, специалист по миграционному учету, специалист отдела информационных технологий, инженер ПТО 2-й категории, инженер ПТО 2-й категории, специалист отдела информационных технологий, администратор структурного подразделения, логист, помощник генерального директора, главный энергетик, координатор проекта, главный механик, руководитель административно-координационного отдела, производитель работ, кладовщик 2 категории, инженер 2 категории, уборщик служебных помещений, ведущий инженер-геодезист, инженер ПТО 1, бухгалтер материального стола, техник-экономист, инженер строительного контроля по общественным работам, руководитель технической службы, координатор административно-координационного отдела, руководитель отдела строительного контроля, инженер ПТО, кладовщик структурного подразделения, инженер ПТО 1, инженер строительного контроля по электрическим сетям, инженер ПТО 2-Й категории, инженер ПТО, помощник генерального директора, которые не включены в перечень рабочих мест по вышеназванной инвестиционной декларации.
Дополнения в договор N 554/16 от 13.06.2016 внесены по соглашению сторон договора дополнительными соглашениями N 1 от 25.01.2021 и N 2 от 24.12.2021; этими дополнениями изменен перечень рабочих мест в реализации инвестиционного проекта - по соглашению N1 заявлено 157 рабочих мест, по N 2 - 50 рабочих мест. Данные обстоятельства участники не оспаривают, они подтверждены дополнительными соглашениями и письменными пояснениями Минэкономразвития Крыма N 12/815 от 05.05.2022.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (в ред. на дату подачи расчета по страховым взносам, далее - НК РФ) для плательщиков, указанных в подпунктах 11 - 14 пункта 1 настоящей статьи, тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 6,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование - 0,1 процента.
Подпункт 11 пункта 1 статьи 427 НК РФ предусматривал, что пониженные тарифы страховых взносов применяются для организаций, получивших статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В целях подпункта 11 пункта 1 статьи 427 НК РФ физическим лицом, занятым в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, признается лицо, заключившее трудовой договор с плательщиком - участником СЭЗ, а его трудовые обязанности непосредственно связаны с реализацией инвестиционного проекта, указанного в абзаце первом настоящего подпункта, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате реализации инвестиционного проекта.
Перечень рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, утверждается плательщиком - участником СЭЗ по согласованию с органами управления СЭЗ по месту нахождения такого плательщика, что также предусматривает подпункт 11 пункта 1 статьи 427 НК РФ.
Подпунктом 11 пункта 1 статьи 427 НК РФ предусмотрено, что высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым в течение трех рабочих дней после внесения в единый реестр участников СЭЗ записи о включении плательщика в указанный реестр либо записи о заключении с плательщиком, имеющим статус участника свободной экономической зоны, другого договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне представляют в электронном виде в налоговые органы информацию о согласованном с таким плательщиком перечне рабочих мест физических лиц, занятых в реализации соответствующего инвестиционного проекта в СЭЗ; в случае внесения участником СЭЗ изменений в перечень рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, указанная информация должна быть представлена высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым в электронном виде в налоговые органы в течение трех рабочих дней после согласования таких изменений.
Согласно пунктам 1, 3, 6, 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (в ред. от 02.07.2021, далее - НК РФ):
- каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы; законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения; при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога,
- налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав,
- при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить,
- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 109 НК РФ (часть первая) лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
К формам вины пункты 1 - 3 статьи 110 НК РФ (часть первая) относят совершение налогового правонарушения:
- умышленно (если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия)),
- по неосторожности (если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать).
Подпункт 4 пункта 1 статьи 111 НК РФ (часть первая) предусматривает, что обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
Как следует из представленной переписки ООО "Интекс Девелопмент" обращалось в органы управления СЭЗ Крыма, Минэкономразвитие РФ, Минфин РФ за разъяснением порядка определения налоговой базы для применения пониженных тарифов страховых взносов и изменения перечня рабочих мест, занятых в инвестиционном проекте, но такие обращения имели место после подачи расчета по страховым взносам за I квартал 2020 года.
Доказательств обращения заявителя за внесением изменений в инвестиционную декларацию и договор N 554/16 от 13.06.2016 до подачи расчета по страховым взносам за I квартал 2020 года не представлено.
В связи с чем, обстоятельств, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, нет. ООО "Интекс Девелопмент" виновно в совершении налогового правонарушения - неполной уплате сумм страховых взносов в результате неправильного исчисления страховых взносов.
Доводы заявителя о том, что работники, должности которых в I квартале 2020 года не были включены в инвестиционную декларацию и договор N 554/16 от 13.06.2016, фактически были заняты в задекларированном инвестиционном проекте, не являются основанием для признания решения налогового органа незаконным, так как законом предусмотрен порядок подтверждения рабочих мест, занятых в инвестиционном проекте, который заявителем за указанный налоговый отчетный период не соблюден.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято при полном выяснении имеющих значение для дела обстоятельств; при правильном применении норм материального права; иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 октября 2022 года по делу N А83-7686/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интекс Девелопмент" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-7686/2021
Истец: ООО "ИНТЕКС ДЕВЕЛОПМЕНТ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 8 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, УФНС России по Республике Крым