г. Санкт-Петербург |
|
18 января 2023 г. |
Дело N А42-5428/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38381/2022) акционерного общества "Оборонэнерго" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.11.2022 по делу N А42-5428/2022 (судья Зыкина Е.А.), принятое
по заявлению акционерного общества "Оборонэнерго"
к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании постановления и представления
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Оборонэнерго" (ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225; далее - заявитель, Общество, АО "Оборонэнерго") в лице филиала "Северо-Западный" обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 5067847165018, ИНН 7841340833; далее - Управление) от 08.06.2022 N 29-245/4115-1235/ПС, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
АО "Оборонэнерго" также обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным представления Управления от 08.06.2022 N 29-245/4115-197/ПД; делу присвоен NА42-6136/2022.
Определением суда первой инстанции от 23.08.2022 дела N А42-5428/2022 и N А42-6136/2022 объединены в одно производство с присвоением делу номера А42-5428/2022
Решением суда от 09.11.2022 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 09.11.2022, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в действиях Общества отсутствуют нарушения правил эксплуатации электроустановок (техническое обслуживание проводилось в 2021 году, текущий ремонт в 2020 году (1 раз в 3 года), осмотр проводился 4 раза в 2021 году); испытания кабельных линий допускается не производить в силу подпункта "б" пункта 29.2.2 РД 34.45-51.300-97 "Объем и нормы испытаний электрооборудования"; также податель жалобы указывает, что аварийное отключение было оперативно устранено. Данные обстоятельства, по мнению подателя жалобы, свидетельствуют об отсутствии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения. Кроме того, податель жалобы указывает, что полученное представителем Общества постановление о возбуждении дела об административном правонарушении датировано 29.04.2022, вместе с тем в направленном в адрес Общества сопроводительным письмом от 23.05.2022 N ИСОРГ-2308-691 постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении указана дата 20.05.2022. Также, по мнению подателя жалобы, оспариваемое представление Управления от 08.06.2022 N 29-245/4115-197/ПД об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесено преждевременно и не содержит конкретных действий, которые надлежит совершить заявителю.
Управлением представлен отзыв на апелляционную жалобу. в котором доводы Общества отклонены.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 29.01.2022 в 14 час. 10 мин. на ТП-346 производственном участке г. Гаджиево произошло технологическое нарушение в электрических сетях, что в свою очередь привело к отключению от электроснабжения жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. М. Гаджиева дома N N 40, 41, 42, 45, 60, 61, ул. Ленина дома N N 59, 75, 76, 77, 78, ул. Мира дома NN 72, 79, 80, 81, 82, ул. Советская дома NN 62, 65, 67, 85, а также детского сада СООШ N277.
В рамках расследования причины отключения комиссией Общества определены причины аварии: длительная эксплуатация оборудования ТП (более 46 лет), КЛ-бкВ КЛ-6 (более 42 лет); нарушение электрической изоляции КЛ-бкВ КЛ-6; электрическое повреждение АВ-0,4кВ Т-1, Т-2; механический износ привода ВН КЛ-47; обрыв обмотки НН фазы "В" Т-1.
По данному факту Военной прокуратурой - войсковая часть 56186 проведена проверка исполнения должностными лицами РЭС "Александровский" филиала "Северо-Западный" АО "Оборонэнерго" законодательства Российской Федерации об энергоснабжении, жилищно-коммунальном обслуживании и 01.04.2022 военным прокурором войсковой части 56186 в отношении АО "Оборонэнерго" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе проведения проверки и административного расследования установлено, что проведение капитального ремонта ТП-346 было организовано в ноябре 2007 года, в рамках которого произведен ремонт Кл (АСБЗх70) РУ 6 кВ - Т2; перспективные графики капитального ремонта и перспективный график ремонта КЛ 6 кВ и аварийных выключателей (АВ Т-1, Т-2) не составлялись, аварийные выключатели и КЛ 6 кВ не проходили лабораторных испытаний и исследований; в ходе осмотров ТП-346 персоналом АО "Оборонэнерго" дефектов не выявлялось.
Таким образом, в нарушение пунктов 1.5.1, 1.5.7, 1.6.1, 1.6.2, 1.6.3 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 229 (далее - ПТЭ ЭСиС), АО "Оборонэнерго" не организовало надлежащим образом техническое обслуживание оборудования ТП-346 в ходе эксплуатации (не осуществляло систематический контроль за эксплуатацией КЛ 6 кВ, ТП-346, не осуществляло периодический контроль за состоянием оборудования ТП-346, а именно выключателей, контроль за соблюдением установленных техническими нормами сроков проведения текущего и капитального ремонта), что явилось причиной возникновения 29.01.2022 аварии на ТП-346.
Установив в действиях Общества нарушение правил эксплуатации электроустановок, военным прокурором войсковой части 56186 20.05.2022 вынесено постановление о возбуждении в отношении АО "Оборонэнерго" дела об административном правонарушении и направлении его на рассмотрение по существу в Северо-Западное управление Ростехнадзора (вх. N 245/4115 от 25.05.2022).
Постановлением Управления от 08.06.2022 N 29-245/4115-1235/ПС по делу об административном правонарушении Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
На основании статьи 29.13 КоАП РФ Управлением также вынесено представление от 08.06.2022 N 29-245/4115-197/ПД об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенными постановлением и представлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 9.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
АО "Оборонэнерго" является субъектом электроэнергетики, осуществляющим деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе на территории Мурманской области.
В силу части 3 статьи 5 Закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, а также требования к обеспечению качества электрической энергии.
Частью 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ установлено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно части 2 статьи 38 Закона N 35-ФЗ основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей, а также наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков.
Обязательные требования по технической эксплуатации тепловых электростанций, работающих на органическом топливе, гидроэлектростанций, электрических и тепловых сетей Российской Федерации и на организации, выполняющие работы применительно к этим объектам установлены Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 229 (далее - ПТЭ ЭСиС).
В соответствии с пунктами 1.5.1, 1.5.7 ПТЭ ЭСиС на каждом энергообъекте должен быть организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния энергоустановок (оборудования, зданий и сооружений), определены уполномоченные за их состояние и безопасную эксплуатацию лица, а также назначен персонал по техническому и технологическому надзору и утверждены его должностные функции.
Энергосистемы и другие организации электроэнергетики должны осуществлять: систематический контроль за организацией эксплуатации энергообъектов; периодический контроль за состоянием оборудования, зданий и сооружений энергообъектов; периодические технические освидетельствования; контроль за соблюдением установленных техническими нормами сроков проведения среднего и капитального ремонта; контроль за выполнением мероприятий и положений нормативных распорядительных документов; контроль и организацию расследования причин пожаров и технологических нарушений на энергообъектах; оценку достаточности применяемых на объекте предупредительных и профилактических мер по вопросам безопасности производства; контроль за разработкой и проведением мероприятий по предупреждению пожаров и аварий на энергообъектах и обеспечению готовности энергообъектов к их ликвидации; контроль за выполнением предписаний уполномоченных органов ведомственного технического и технологического надзора; учет нарушений, в том числе на объектах, подконтрольных органам государственного контроля и надзора; учет выполнения противоаварийных и противопожарных мероприятий на объектах, подконтрольных органам государственного контроля и надзора; пересмотр технических условий на изготовление и поставку оборудования энергоустановок; передачу информации о технологических нарушениях и инцидентах в органы государственного контроля и надзора.
При этом на каждом энергообъекте должны быть организованы техническое обслуживание, плановые ремонт и модернизация оборудование, зданий, сооружений и коммуникаций энергоустановок (пункт 1.6.1 ПТЭ ЭСиС).
За техническое состояние оборудования, зданий и сооружений, выполнение объемов ремонтных работ, обеспечивающих стабильность установленных показателей эксплуатации, полноту выполнения подготовительных работ, своевременное обеспечение запланированных объемов ремонтных работ запасными частями и материалами, а также за сроки и качество выполненных ремонтных работ отвечает собственник. Объем технического обслуживания и планового ремонта должен определяться необходимостью поддержания исправного и работоспособного состояния оборудования, зданий и сооружений с учетом их фактического технического состояния. Рекомендуемый перечень и объем работ по техническому обслуживанию и капитальному ремонту оборудования приведены в правилах организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей и в технико-экономических нормативах планово-предупредительного ремонта энергоблоков (пункты 1.6.2, 1.6.3 ПТЭ ЭСиС).
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, в силу положений части 3 статьи 5 Закона N 35-ФЗ, пункта 1.5.7 ПТЭ ЭСиС, АО "Оборонэнерго", являясь субъектом электроэнергетики, обязан осуществлять, в том числе систематический контроль за организацией эксплуатации энергообъектов, периодический контроль за состоянием оборудования, зданий и сооружений энергообъектов, контроль за соблюдением установленных техническими нормами сроков проведения капитального ремонта.
Требования к организации технического обслуживания, планирования, подготовки, производства ремонта и приемки из ремонта объектов электроэнергетики (за исключением атомных электростанций), входящих в электроэнергетические системы, а также требования по контролю за организацией ремонтной деятельности указанных объектов субъектами электроэнергетики установлены Правилами организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики (далее - Правила организации ТОиР), утвержденными приказом Минэнерго России от 25.10.2017 N 1013 (зарегистрирован в Минюсте России 26.03.2018 N 50503).
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Правил организации ТОиР организация технического обслуживания и ремонта должна осуществляться субъектами электроэнергетики в отношении объектов электроэнергетики, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в соответствии с локальными нормативными актами субъектов электроэнергетики (далее - ЛНА).
На основании подпункта "а" пункта 5 Правил организации ТОиР при разработке ЛНА, указанных в абзаце 1 пункта 4 настоящих Правил, должно учитываться, что ремонт субъектам электроэнергетики следует осуществлять с применением следующих видов организации ремонта оборудования и ЛЭП объектов электроэнергетики: планово-предупредительный ремонт; ремонт по техническому состоянию.
Согласно пункту 390 Правил организации ТОиР графики ремонта линий электропередачи и оборудования подстанций должны разрабатываться и утверждаться субъектами электроэнергетики.
Приказом АО "Оборонэнерго" от 23.10.2020 N 328 утвержден Стандарт "Организация технического обслуживания и ремонта объектов электрических сетей" (далее - Стандарт), пунктом 14.1 которого установлено, что при техническом обслуживании выполняются обходы, осмотры, проверки электроустановок, необходимые измерения и отдельные виды работ по устранению повреждений и неисправностей, дефекты, вызывающие угрозу безопасности населения и персонала филиала, возникновения пожара, нарушения электроснабжения потребителей, устраняются безотлагательно.
Пунктом 14.2 Стандарта установлено, что основные работы но техническому обслуживанию объектов электрических сетей 0,4-20 кB и сроки их проведения: проведение осмотров объектов, включенных в план капитального ремонта, инженерно-техническим персоналом - в течение года предшествующего капитальному ремонту, измерение нагрузок и напряжений на трансформаторах и отходящих линиях, проверка состояния, проведение измерений параметров оборудования 0,38 - 20 KB, замена и ремонт дефектных элементов, доливка масла в маслонаполнительные аппараты.
В силу пункта 14.6 Стандарта основным видом планового ремонта распределительных сетей 0,4-20 кВ является капитальный ремонт.
Согласно пункту 14.8 Стандарта капитальный ремонт трансформаторной подстанции рекомендуется проводить с периодичностью 6-10 лет. Конкретные сроки проведения ремонтов устанавливаются в зависимости от технического состояния объектов и располагаемых ресурсов.
Вместе с тем, в ходе административного расследования установлено, что проведение капитального ремонта ТП-346 было организовано в ноябре 2007 года, в рамках которого произведен ремонт Кл (АСБЗх70) РУ 6 кВ - Т2. При этом, перспективные графики капитального ремонта и перспективный график ремонта КЛ 6 кВ и аварийных выключателей (АВ Т-1, Т-2) не составлялись, аварийные выключатели и КЛ 6 кВ не проходили лабораторных испытаний и исследований.
Предоставленный Обществом "Перспективный (многолетний) график капитальных и текущих ремонтов распределительных сетей 0,4-20кВ (ВЛ, КЛ, ТП, РП) РЭС "Александровский филиала "Северо-Западный" на период 2021 - 2025 годов" не предусматривает проведение капитального ремонта ТП-346 и КЛ-6.
При этом, комиссией, созданной приказом филиала "Северо-Западный" АО "Оборонэнерго" от 29.10.2021 N 264, установлено, что причинами возникновения аварии и её развития являются: организационные причины: длительная эксплуатация оборудования ТП (более 46 лет), КЛ-бкВ КЛ-6 (более 42 лет); технические причины: нарушение электрической изоляции КЛ-бкВ КЛ-6; электрическое повреждение АВ-0,4кВ Т-1, Т-2; механический износ привода ВЫ КЛ-47; обрыв обмотки НН фазы "В" Т-1.
Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, выявленные в ходе расследования причины аварии, также подтверждают нарушения со стороны АО "Оборонэнерго" обязательных требований, установленных пунктами 1.5.1, 1.5.7, 1.6.1, 1.6.2, 1.6.3 ПТЭ ЭСиС.
Доводы подателя жалобы о допустимости непроведения испытаний для кабельных линий со сроком эксплуатации 15 лет применительно к КЛ 6 кВ отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 1.5.1. ПТЭ ЭСиС на каждом энергообъекте должен быть организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния энергоустановок (оборудования, зданий и сооружений).
В силу пункта 5.8.21 ПТЭ ЭСиС кабельные линии должны периодически подвергаться профилактическим испытаниям повышенным напряжением постоянного тока в соответствии с объемом и нормами испытаний электрооборудования.
Департаментом науки и техники РАО "ЕЭС России" 08.05.1997 утвержден РД 34.45-51.300-97 "Объем и нормы испытаний электрооборудования". Указанные нормы предназначены для инженерно-технического персонала, занимающегося наладкой, эксплуатацией и ремонтом электрооборудования электрических станций и сетей.
Распоряжением ПАО "Россети" от 29.05.2017 N 280р утвержден и введен в действие стандарт организации СТО 34.01-23.1-001-2017 "Объем и нормы испытаний электрооборудования" (взамен РД 34.45-51.300-97). При этом стандарт ПАО "Россети" не предусматривает запрета на присоединение сторонних организаций к настоящему стандарту и его использование в своей производственно-хозяйственной деятельности.
Как указывает Управление и следует из материалов дела, кабельная линия электропередачи КЛ-6 проложена кабелем марки ААБ с изоляцией из электротехнического сорта бумаги, пропитанной специальным вязким композитным составом.
Согласно пункту 35.3 СТО 34.01-23.1-001-2017 в процессе эксплуатации испытания кабели 6-35 кВ с бумажной пропитанной изоляцией и изоляцией из поливинилхлоридного пластиката испытания проводят в сроки, установленные в пункте 35.2.
Согласно пункту 35.2 СТО 34.01-23.1-001-2017 (аналогичные нормы содержатся в п.п. "а", "б" п. 29.2.2 РД 34.45-51.300-97) в процессе эксплуатации испытания КЛ 6-35 кВ проводятся через год после ввода в эксплуатацию, а в дальнейшем, в том числе:
- для КЛ с бумажной пропитанной изоляцией, у которых в течение первых двух лет не наблюдалось аварийных пробоев и пробоев при профилактических испытаниях - не реже 1 раза в 5 лет;
- для КЛ с пластмассовой и бумажной пропитанной изоляцией, на трассах которых производились строительные и ремонтные работы и на которых систематически происходят аварийные пробои изоляции - непосредственно после выполнения аварийно-восстановительных работ и далее 1 раз в год.
Согласно СТО 34.01-23.1-001-2017 (а также РД 34.45-51.300-97) допускается не проводить испытание:
- КЛ длиной до 100 м, являющимися выводами из РУ и ТП на воздушные линии и состоящими из двух параллельных кабелей;
- для КЛ со сроком эксплуатации более 15 лет, на которых удельное число отказов из-за электрического пробоя составляет 30 и более отказов на 100 км в год;
- КЛ, подлежащих реконструкции или выводу из работы в ближайшие 5 лет.
Вместе с тем Обществом не предоставлены доказательства, позволяющие сделать вывод о наличии обстоятельств, допускающих не проводить профилактические испытания кабельной линии КЛ-6 в г. Гаджиево повышенным напряжением постоянного тока.
Ссылки Общества на то, что в 2020 году проводился текущий ремонт ТП-346, в ходе которого проводились испытания сопротивления изоляции обмоток без составления протоколов испытаний, не могут быть приняты во внимание в связи с отсутствием иных доказательств (в том числе записей в оперативном журнале или журнале выдачи нарядов и распоряжений), подтверждающих проведение указанных работ.
Своими действиями (бездействием) Общество не обеспечило выполнение требований пунктов 1.5.1, 1.5.7, 1.6.1 ПТЭ ЭСиС в части выполнения обязанности по осуществлению систематического контроля за организацией эксплуатации кабельной линии электропередачи КЛ-6, а также не обеспечило в требуемом объеме техническое обслуживание КЛ-6 в части поддержания исправного и работоспособного состояния КЛ-6, в том числе проведение периодических профилактических испытаний КЛ-6 повышенным напряжением постоянного тока.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Общество, как хозяйствующий субъект, не могло не предвидеть, что отступление от принятых собственным Стандартом рекомендаций по периодичности проведения капитальных ремонтов, отсутствие капитального ремонта более 10 лет приведет к необеспечению стабильности установленных показателей эксплуатации, в результате чего длительная эксплуатация оборудования станет причиной аварии в энергосистеме в отопительный период в районе Крайнего севера при отрицательных температурах наружного воздуха.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение процедуры привлечения Общества к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Ссылки подателя жалобы на то, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении датировано 29.04.2022, тогда как в направленном сопроводительным письмом от 23.05.2022 N ИСОРГ-2308-691 постановлении указана дата 20.05.2022, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
Согласно письму Военной прокуратуры - войсковой части 56186 от 19.07.2022 (том 4 л.д. 75-76) в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.05.2022 допущена техническая ошибка (опечатка) в части неверного указания даты составления постановления (29.04.2022), в связи с чем в целях соблюдения прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в адрес АО "Оборонэнерго" дополнительно направлена копия указанного постановления, в котором указана дата его фактического составления - 20.05.2022.
Допущенная административным органом опечатка в дате постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену обжалуемого постановления. При этом из материалов дела усматривается, что копия определения об отложении рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении на 20.05.2022 была направлена в адрес Общества (том 1 л.д.101-103); представитель Общества присутствовал 20.05.2022 при вынесении военным прокурором войсковой части 56186 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и направлении его на рассмотрение по существу и получил копию данного постановления 20.05.2022 (том 1 л.д.95-99). Таким образом, из материалов дела не усматривается, что военным прокурором войсковой части 56186 было вынесено какое-либо иное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении 29.04.2022.
Постановление Управления от 08.06.2022 N 29-245/4115-1235/ПС вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции также обоснованно не установил оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
В рассматриваемом случае административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей назначено Управлением в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ в минимальном размере санкции статьи 9.11 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Согласно положениям статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
При этом законодательство об административных правонарушениях не содержит запрета на внесение представления в порядке статьи 29.13 КоАП РФ до вступления в законную силу постановления об административном правонарушении, послужившего основанием для его внесения.
Само по себе представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, является способом реагирования органа, рассматривающего административное дело, на неправомерные действия (бездействие) привлекаемого к ответственности лица.
Как следует из материалов дела, основаниями для вынесения оспариваемого представления от 08.06.2022 N 29-245/4115-1235/ПС явилось установление события административного правонарушения, которое отражено в постановлении об административном правонарушении от 08.06.2022 N 29-245/4115-1235/ПС.
Оспариваемое представление содержит требование о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении требований ПТЭ ЭСиС.
Таким образом, представление от 08.06.2022 N 29-245/4115-197/ПД вынесено с соблюдением требований статьи 29.13 КоАП РФ, содержит сведения о причинах административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, а также требования о принятии мер по устранению указанных причин и условий. При этом в силу положений статьи 29.13 КоАП РФ содержание представления (в отличии от предписания) не предполагает указание конкретных действий, которые предписывается совершить лицу, привлеченному к административной ответственности. Решение вопроса о порядке и способах исполнения представления, исходя из содержащихся в представлении формулировок, относится к компетенции заявителя.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконными и отмены постановления Управления от 08.06.2022 N 29-245/4115-1235/ПС, а также вынесенного в порядке статьи 29.13 КоАП РФ представления от 08.06.2022 N 29-245/4115-197/ПД об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 09.11.2022.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 09 ноября 2022 года по делу N А42-5428/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5428/2022
Истец: АО "ОБОРОНЭНЕРГО", АО ф-л "Северо-Западный" "Оборонэнерго"
Ответчик: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ